Моё имя - моё право
методическая разработка

Лысикова Юлия Александровна

В методической разработке представлен сценарий занятия с детьми старшего дошкольного возраста, направленного на знакомство дошкольников с таким правом как право на имя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_moyo_imya-moyo_pravo.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме: «Моё имя – моё право»

Введение

        Проблема защиты прав детей в современное время  достаточно обострилась.  Это связано со многими причинами, наиболее значимыми из которых является  нестабильная социально-экономическая ситуация в стране и в мире в целом. Это, в свою очередь, влечёт за собой увеличение беспризорности и безнадзорности, наркомании.  Постоянно увеличивается количество детей, оставшихся без присмотра родителей. Всё чаще мы слышим о проявлении жестокого обращения и насилия взрослыми в отношении детей. Негативные последствия таких действий могут стать катастрофическими для нашего общества.

        Проблема заключается в немалой степени и в том, что наши дети не знают, куда и к кому обратиться в трудной ситуации, не знают своих прав и возможностей. А ведь именно они - наши дети – будущее нашего народа, нашего государства. Поэтому очевидным становится то, что наше общество нуждается в социально зрелой, свободной личности, обладающей правовыми знаниями. Такие знания следует давать детям уже в старшем дошкольном возрасте, когда многие правовые аспекты становятся доступными их пониманию, когда  формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности. Поэтому правовое воспитание детей является актуальным в наше время и является составной частью деятельности не только социального педагога, но и всех педагогов дошкольного учреждения.

        В нормативно-правовую базу деятельности педагогов включена, наряду с другими важными документами, Конвенция ООН о правах ребёнка, которая является первостепенной в ознакомлении старших дошкольников с их правами и обязанностями.

        Конвенция ООН о правах ребёнка – это документ высокого социально-нравственного значения, в котором впервые ребёнок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.

        Педагогу, работающему с детьми, необходимо знать основные социально-правовые принципы Конвенции, как то:

- признание ребёнка самостоятельной, полноценной и полноправной личностью, обладающей всеми правами и свободами;

- интересы ребёнка являются приоритетными перед потребностями государства, семьи, религии.

        В цивилизованном государстве права человека начинаются с прав ребёнка, поэтому их соблюдение должно быть неукоснительным правилом для всех, кто работает с детьми.  Право – это совокупность обязательных  правил (норм) поведения, установленных государством. Права человека – это, в свою очередь, законы, которые никто не  вправе нарушать. То есть права человека можно определить как основные нормы, без которых люди не могут жить достойно.

Каждому ребенку необходимо познакомится со своими правами, поэтому в настоящее время гражданско-правовому воспитанию уделяется большое внимание. Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развитие уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создать условия для их практического применения.

В дошкольных учреждениях знакомить детей с их основными правами, закрепленными в Конвенции, лучше начинать со старшего дошкольного возраста, так как в этом возрасте формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, и дети уже способны воспринимать и понимать изложенный материал по теме.

Одним из основных прав, доступных для детского понимания, является  право на имя. Работа по данной теме может проводиться как в непосредственно образовательной деятельности с детьми, так и в ходе различных режимных моментов и в игровой деятельности.

Цель данной работы заключается в формирование основ правового сознания дошкольников.

Для достижения поставленной цели следует решить задачи:

* познакомить  детей с Конвенцией о правах ребёнка, как основным документами по защите прав детей;

* дать представление о праве на имя;

* воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, формировать основы толерантности.

Практическая значимость работы заключается в том, что она может являться основой для других занятий по ознакомлению дошкольников с их основными правами, а также в возможности ее применении педагогами ДОУ и учреждений дополнительного образования в практической деятельности.

Оборудование для проведения занятия: мяч, свидетельства о рождении старого и нового образцов, копии свидетельств о рождении детей; сообщения детей об именах, предварительно подготовленные дома с родителями; карточки с изображением цветов, Конвенция о правах ребенка, глобус.

Ход занятия:

Дети вместе с педагогом садятся в круг, в центре которого расположен глобус. Проводится приветствие в форме игры с мячом. Педагог прокатывает мяч каждому ребенку со словами приветствия: «Здравствуй, Ваня. Здравствуй, Аня». При этом дети, возвращая мяч педагогу, тоже здороваются с ним, обращаясь по имени.

Педагог,  (показывая на глобус): Что это? (Глобус)

- Что такое глобус? (Это модель нашей планеты)

- Как называется наша планета? (Земля)

- Покажите страну, в которой мы с вами живем, и назовите её имя. (Ярким кружочком отмечают Россию).

- Есть ли имя у народа, который населяет нашу страну? (Россияне)

- Итак, ребята, у всего, что нас окружает, у большого и маленького, есть своё имя. У каждого гражданина любой страны тоже есть имя. Вы являетесь маленькими гражданами большой страны, и у вас у каждого есть имя.

Педагог предлагает детям отгадать загадку:

И у бабушки есть,

И у дедушки есть,

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у внучки есть,

И у кошки есть,

А чтоб его узнать,

Надо вслух сказать. (Имя)

- Ваше имя принадлежит только вам, потому что вы имеете на него право. Может быть, кто-то из вас знает, что значит «право»? (Педагог выслушивает ответы детей, даёт понятие «право – это то, что принадлежит только вам, и это у вас никто не может отнять).

- Значит и те имена, которые есть у вас, тоже никто не может забрать.

- Право на имя – одно из самых важных прав. Все ваши права написаны в особой книге, которая называется Конвенция о правах ребенка. (Педагог показывает Конвенцию). Конвенция  - это документ, который доказывает, что у вас, детей, есть свои права.

-  Ребята, когда мы с вами здоровались, как мы обращались друг к другу?

(По имени)

- Приятно ли вам, когда произносят ваше имя? Когда к вам обращаются по имени? (Да.  Имя – самое приятное для человека слово)

- Как вы думаете, что будет, если я вас буду называть не вашими именами? Например, Ваню я назову Сережей, а Сережу- Ваней. Могу ли я так делать?

(Нет, не можете).

- Почему?

(Потому что вы забираете у нас наше право на имя).

Далее проигрывается ситуация:

Педагог, не обращаясь к конкретному ребенку по имени, просит: «Принеси мне, пожалуйста, стул»

Дети не выполняют данную просьбу, так как не понимают, кому она адресована. Если кто-либо из детей все же выполнит просьбу, педагог задает вопрос: А почему именно ты решил это сделать? (еще раз акцентируя внимание на то, что ничье имя не звучало)

Педагог:  Так зачем же каждому человек свое имя? Дети дают различные ответы, рассуждают. (Без имени трудно общаться друг с другом, невозможно понять о ком идет речь, нельзя обратиться к кому – либо.)

Педагог делает обобщение:  У каждого человека есть свое имя. Оно дается сразу, как только рождается ребенок. Имя отличает человека от других людей. У людей разных национальностей свои неповторимые имена. Имя каждого ребенка записано в документ, который называется «Свидетельство о рождении».

Совместно с детьми педагог подробно рассматривает их свидетельства о рождении, а также сравнивает старый и новый образцы документа. 

Физминутка.

Дети встают в свободном порядке и выполняют команды педагога, услышав свое имя:

Аня топает ногами,

Федя машет нам руками.

Денис громко засмеется,

А Ванюша наш проснется.

Никита высоко подпрыгнет,

И Алёша  звонко крикнет.

Алиса глазками моргает,

А Лера Аню обнимает,

Стеша здорово танцует,

Надюша что-то нарисует.

И все мы вверх потянемся,

А потом расслабимся.

Проводится два раза и на второй раз можно поменять имена и команды (Называются имена детей, присутствующих на занятии)

Дети садятся на коврик.

 Педагог: Имена у детей разными бывают.

                Почему, отчего так нас называют?

                Вот Виктория- победа-

                Названа по просьбе деда.

                Леонид - подобный льву,

                Ленькой я его зову.

                А Мариночка - морская,

                Имя это слух ласкает.

                Почему, отчего так нас называют?

                Почему имена разными бывают?

Педагог: Каждое имя что-то обозначает. Вот, например, мое имя Юлия означает «пушистая, кудрявая, волнистая». Таким именем называли девочек, рожденных в июле или в Рождество. Мама  назвала меня Юлией, потому что я родилась  в июле.

Александр – мужественный, сильный, смелый. Алексей – защитник: поможет защитить слабого, хороший друг. Ирина – мирная, добрая, хорошая, ласковая.  

- Ребята, наши дети вместе с родителями подготовили краткие сообщения о своих именах. Давайте их послушаем. (Дети рассказывают подготовленные ими сообщения – не более двух сообщений).

Педагог  предлагает игру  «Цепочка имен».

Педагог: Человек растет, и вместе с ним растет и его имя. Вспомните, как вас называли родители, когда вы были совсем маленькими, как вас будут называть в школе. Подумайте, как вас будут называть, когда вы будете взрослыми. Например, в детстве меня называли Юлечка, в школе - Юля, а сейчас ко мне обращаются Юлия.

Каждый ребенок выстраивает свою цепочку.

 Педагог: Наше имя со временем становится еще более значимым, когда  к нему добавляется отчество. Знаете ли вы свое отчество, и откуда оно появляется? (От имени папы).

Педагог: Отчество дает каждому ребенку его отец. Например, если папу зовут Владимиром, то его сын носит отчество Владимирович. Если папу зовут Антоном, то отчество у его дочери – Антоновна. Имя моего папы  - Александр, поэтому отчество у меня Александровна, а мое полное имя – Юлия Александровна. А теперь каждый из вас встанет и представится, назвав свое имя и отчество. Начните  с полного имени папы.

Каждый ребенок называет имя своего папы, затем свое отчество и полностью представляется. Например, «Моего папу зовут Денис, значит, я – Алексей Денисович».

- Ребята, вы, наверное, слышали выражение:  «Дети – цветы жизни»? Как вы думаете, почему так говорят?  (Ответы детей)

 Педагог: Может быть,  поэтому некоторые имена схожи с названиями цветов. Из предложенных вам карточек с цветами выберите те, которые обозначают имена людей.

Каждый ребенок выбирает карточку цветка и говорит, с каким именем он связан.

Название цветов

Имена

Маргаритка

Маргарита

Роза

Роза

Ромашка

Рома

Василек

Василиса, Василий

Астра

Астра

Анютины глазки

Анюта

Лилия

Лиля

Георгин

Георгий

Подснежник

Снежана

Иван - Чай

Иван

Педагог: Имена есть не только у людей, но и у сказочных персонажей. Давайте подумаем, почему так назвали Красную Шапочку, Царевну – Несмеяну, Дюймовочку, Лунтика, Мальчика-с-пальчик, Кикимору Болотную? (Дети дают свои ответы)

 Итог: Вы сегодня узнали о том, что есть специальный документ,  который защищает вас и ваши права. Одно из таких прав – право на имя. О других правах вы сможете узнать на следующих занятиях.

Заключение

Проблема формирование основ гражданско-правового сознания является достаточно сложной для дошкольников в силу их возрастных особенностей и возможностей. Трудными для восприятия являются такие понятия как, «право», «закон», «документ». Тем не менее, в старшем дошкольном возрасте необходимо закладывать основы правосознания. Решение задач по данной теме предусмотрено в образовательной области  «Социализация» и «Познание» основной образовательной программы дошкольного образования.

Цикл проведённых занятий по правовому воспитанию детей дошкольного возраста показал, что для успешного понимания и усвоения материала эффективными являются занятия в игровой форме или с элементами игры.

В ходе прошедших тематических занятий дети наглядно познакомились с основным документом защищающих их право – Конвенцией о правах ребенка, с правом на имя как одним из основных доступных детскому пониманию прав. Занятия по данной теме вызвали у детей большой интерес, положительный эмоциональный отклик, так как эта тема относится  к каждому из них лично. Дальнейшая работа с детьми по формированию правовой культуры предусматривает знакомство с такими правами как: право на жизнь, право на семью, право на игру, право на здоровье.

Следует отметить, что результативность работы обеспечивается взаимодействием всех педагогов ДОУ, в деятельности которых интегрируются задачи правового воспитания детей, а так же тесным сотрудничеством с родителями воспитанников.

Таким образом, ознакомление дошкольников с их основными правами – это первый шаг в формировании правовой грамотности будущих граждан своей страны.

Список использованных источников:

1. Аромштам М. Имею право. Дошкольное образование. №21, 2004

2. Интернет – ресурсы

3. Информационно – деловое оснащение ДОУ «Мои права». – СПб.: Детство – пресс, 2011

4. Как защитить права детей? Дошкольное образование. №16, 2004

5.Конвенция о правах ребенка. Дошкольное образование. №20, 2004

6. Права ребенка. – Владивосток: Центр развития гражданских инициатив, 2005

7. . Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. -  М.: Мозаика – синтез, 2006

8. Реализация Конвенции о правах ребенка в ДОУ. – М.: Педагогическое общество России, 2005

9. Сальникова Л. И. Что означают русские имена. Воспитатель №1, 2014

10. Шабельник Е. С.,  Каширцева Е. Г. Ваши права. М.: Вита – пресс, 1995

11. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребенка. – М.: Творческий центр сфера, 2008

12. Электронно-образовательные ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....

Права человека. Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.

Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...

Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.

Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)  Класс(ы):  11 класс  Предмет(ы):  право: основы правовой культуры   ...

Объекты экологического права. Право собственности на природные ресурсы и право природопользования

презентация предназначена для уроков по дисциплине "Основы экологического права"...

Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»

Учебный проект урока по теме  « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...

Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право» Правовая неделя «Мы имеем право». (для разновозрастной группы 14- 17 лет).

Цели:1. Углубление знаний детей о правах и обязанностях.2. Воспитание умения считаться с мнениями и интересами других людей.3. Формирование доброжелательности, чувства справедливости, уважения друг к ...