Картотека игр и упражнений по профилактике конфликтов
картотека

Попов Павел Владимирович

Картотека игр и упражнений для детей разного возраста по профилактике конфликтов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом творчества «Измайловский»

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Картотека игр и упражнений

 по профилактике конфликтов

Педагог дополнительного образования

Попов Павел Владимирович

Санкт-Петербург

2022


Картотека игр и упражнений по профилактике конфликтов

1. «Два барана»

Цель игры:

Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение направить энергию детей в нужное русло.

Дошкольный возраст.

Ход игры:

Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».

Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

2. «Тух-тиби-дух»

Цель игры:

Снятие негативных настроений и восстановление сил.

Младший школьный возраст.

Ход игры:

«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, не обходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по классу, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из игроков, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух» продолжайте ходить по классу. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито произносите это волшебное слово.

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, перед вами».

В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

3. «Ссора»

Цель игры:

Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта, дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность.

Дошкольный возраст.

Ход игры:

Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек.

Педагог (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?

Поссорились.

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала —

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

(А. Кузнецова)

Вопросы для обсуждения:

— Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? (Из-за игрушки);

— А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?

— А что чувствуют те, кто ссорится?

— А можно обойтись без ссор?

— Подумайте, как девочки могут помириться? Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения — автор так закончил эту историю:

Дам ей мишку, извинюсь, дам ей мячик, дам трамвай и скажу: «Играть давай!»

(А. Кузнецова)

Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.

4. «Здравствуйте!»

Цель игры:

Разогрев группы, снижение напряженности, рефлексия собственного эмоционального состояния, настрой на работу.

Младший школьный возраст.

Ход игры:

Взрослый говорит, что сейчас он будет здороваться, но не со всеми сразу, а по очереди. Те, с кем он поздоровается, должны встать и сказать: «Здравствуйте». Далее игра проходит в два этапа. На первом этапе взрослый предлагает детям осознать свои эмоциональные состояния: «Те, кто сейчас в хорошем настроении, здравствуйте!», «Те, кто сегодня не выспался, здравствуйте!», «Те, кому грустно, здравствуйте!». На втором этапе настраиваем детей на выполнение различных видов деятельности: «Те, кто любит рисовать, здравствуйте!», «Те, кто хочет заниматься, здравствуйте!», «Те, кто хочет стать умным (уверенным), здравствуйте!»,

5. «Все вместе»

Цель игры:

Развить сообразительность, быстроту реакции и координацию, умение действовать согласованно, снять барьеры в общении.

Дошкольный возраст.

Ход игры:

Для игры нужны мелки для рисования или листы газет. Воспитатель говорит, что надо нарисовать на полу круг такого размера, чтобы озадачить детей сложной, но решаемой проблемой: как им всем разместиться на очерченном пространстве. Чтобы усложнить задачу, можно попросить ребят составить «остров» из газет, которые нельзя ни рвать, ни раздвигать. (Выигрывает команда, которая смогла разместиться на маленьком пространстве).

6. Игра «Поведение в конфликте»

Цели игры:

  • сформировать понятие о видах поведения в конфликте;
  • показать основные психологические факторы, определяющие конфликт;
  • учиться выбирать адекватные стили поведения в конфликте в конативной (поведенческой) системе межличностного взаимодействия.

Старший школьный возраст.

Ход игры:

Педагог делит всех участников на пять групп, в каждой выбирается ее представитель, которому педагог дает одну из пяти карточек с названием определенного стиля поведения в конфликте с соответствующим девизом:

  • Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».
  • Стиль «Приспособление»: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
  • Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
  • Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».
  • Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

Каждая группа обсуждает и готовит сценку, в которой демонстрируется предложенный ей вид поведения в конфликте.

Обсуждение: проводится в форме ответов на вопросы:

  • Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние, на чувства его участников?
  • Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более полезными для участников?
  • Что заставляет людей выбирать тот или иной стиль поведения в конфликте?
  • Какой стиль самый конструктивный для взаимоотношений людей?

7.Упражнение «Конфликт в транспорте»

Цель игры:

Приобрести опыт умения договариваться в условиях столкновения интересов.

Старший школьный возраст.

Ход игры:

В классе ставят стулья: два – рядом (имитируя парные сиденья в автобусе), один – впереди. Участников игры трое (два плюс один). Двое получают инструкцию втайне от третьего, третий – втайне от двоих. Задача двоих: «войти в автобус» и сесть рядом, чтобы поговорить на важную для обоих тему. Задача третьего участника: занять одно из спаренных мест, например, «у окна» и уступить место только в том случае, если действительно возникнет такое желание.

Обсуждение: участники игры отвечают на вопросы:

  • Почему «третий» все-таки уступил (или, напротив, не уступил) свое место?
  • Были ли моменты, когда «третьему» хотелось освободить это место?
  • Какие чувства испытывали играющие?
  • Чей способ решения проблемы самый успешный?
  • Что именно было причиной успеха (или, напротив, неудачи)?

8. Упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации»

Цель игры:

Помочь учащимся научиться грамотно и с пользой разрешать конфликтные ситуации; понять, что всегда существует несколько вариантов поведения в конфликтных ситуациях.

Старший школьный возраст.

Ход игры:

Возьмите «Чашу чувств» и скажите следующее: «То, что у нас накопились вопросы по поводу взаимоотношений – хорошо, хотя бы потому, что вы о них не постеснялись написать. Не побоялись неодобрения, а приняли решение разобраться в ситуации. Конфликты – это часть нашей жизни. Предлагаю вам подумать о том, как мы ведем себя в конфликте. Состязаемся, соревнуемся? Проигрываем? Какие чувства вызывает у нас соперник? Непреднамеренные конфликты приводят к обидам, потере дружбы, к вспышкам гнева, отчуждению. Поэтому важно знать, как вести себя в конфликтных ситуациях. Сегодня мы будем учиться разрешать конфликты.

Для начала давайте попробуем вместе подумать о том, как лучше всего поступать в определенной ситуации, чтобы уладить конфликт. Я буду называть ситуацию, а вы – обсуждать ее по следующим правилам».

Правила обсуждения

  • Рассказывайте о любых идеях, приходящих в голову.
  • Не осуждайте чужие идеи.
  • Выдвигая свои идеи, используйте уже высказанные.
  • Предлагайте как можно больше идей.
  • Из следующего списка ситуаций выберите одну и предложите участникам обдумать все возможные варианты ее решения.

Записывайте ответы на доске, и после проигрывания ситуаций обсудите варианты, выбрав среди них; приемлемые.

  • Кто-то дразнит или обзывает тебя.
  • Учитель несправедливо обвиняет тебя в списывании во время контрольной.
  • Родители на неделю запретили тебе ходить гулять с друзьями за драку с младшим братом.
  • Во время уроков одноклассник, сидящий за тобой, постоянно колет тебя в спину ручкой или бросает в тебя ластик.

После того как ребята предложат все возможные варианты решения проблемы, обсудите, какие из них были бы наиболее эффективными. Подчеркните два лучших.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений «Развитие дыхания»

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия детей с речевыми нарушениями. В картотеке представлены упражнения на развитие физиологического и речевого дыхания.( К...

Профилактика конфликтов в детском доме как средство повышения эффективности работы с детьми. Методы и приемы управления конфликтом (тренинг с педагогами)

Тренинг позволяет совершенствовать умения управлять конфликтными ситуациями, учиться "учиться сориться так, чтобы после этого относиться друг к другу еще лучше" (В.Козлов)...

«Программа по профилактике конфликтов в школьной среде» (Профилактика правонарушений несовершеннолетних

Наименование программы Программа по профилактике конфликтов в школьной средеРазработчики программыСоциальный педагогМОУ Лицей г. ИстраЦели программыФормировать нормы и традиции коллектива, в осно...

Картотека игр и упражнений (формирование словообразования существительных)

Картотека игр и упражнений (формирование словообразования существительных)...

Игры и упражнения для профилактики конфликтов

Игры и упражнения для профилактики конфликтов у детей разных возрастов...

Сертификат участника вебинара «Конфликт в школе. Медиация и другие стратегии разрешения и профилактики конфликтов».

Сертификат участника вебинара «Конфликт в школе. Медиация и другие стратегии разрешения и профилактики конфликтов»....

Профилактика конфликтов в работе с родителями. Технологии регулирования конфликта

Актуальность данной темы поможет избежать конфликтов, их профилактировать, а при неизбежности  их профессионально, грамотно урегулировать. В дальнейшем минимизировать и свести на нет. Довести до ...