Практикум для педагогов по профилактике конфликтов в школьной среде «Школа без конфликтов» Васильева И.П., Матуа Е.В.
методическая разработка по психологии
Актуальность методической разработки обуславливается тем, что межличностные споры или разногласия, ситуации конфронтации между педагогами оказывают влияние на рабочую и образовательную атмосферу. Конфликты между учителями приводят к профессиональному выгоранию. Когда преподаватели в школе чувствуют отсутствие поддержки или вовлечены в споры, общая удовлетворенность работой снижается.
Разработка позволяет комплексно подходить к проблеме профилактики конфликтов. Разработан не единичный семинар, а серия семинаров: «Мирный конфликт в школе», «Перевод
с языка Волка на язык Жирафа», «Искусство взаимопонимания»,
которые могут проводиться как циклом, так и по отдельности.
Ценность методической разработки заключается в ее практической значимости. Ее реализация позволяет педагогам преодолеть трудности
в решении конфликтных ситуациях, содействует развитию коммуникативных умений, развивает у участников образовательных отношений уважительное отношение друг к другу и терпение при ведении диалога.
Каждый из семинаров включает в себя как теоретическую часть, так и отработку практических навыков.
Несомненным достоинством разработки является логичность и полнота изложения, опора на опыт практической деятельности, в том числе в рамках профилактической работы Службы медиации школы.
Реализация разработки способствует повышению
психолого-педагогической компетенции педагогических работников по вопросам профилактики конфликтов
в образовательной среде, освоению и практическому применению приемов общения, направленных на снижение числа конфликтных ситуаций. Устраняя основные причины разногласий между учителями и реализуя действенные стратегии по управлению конфликтами, школы могут способствовать созданию гармоничной и продуктивной рабочей среды.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 565
Кировского района Санкт-Петербурга
Практикум для педагогов по профилактике
конфликтов в школьной среде
«Школа без конфликтов»
Автор-составитель:
Матуа Е.В.,
Педагог-психолог
ГБОУ школа № 565
Васильева И.П.
Педагог-психолог
ГБОУ школа № 565
Санкт-Петербург
2025 г
Пояснительная записка
Межличностные споры или разногласия, ситуации конфронтации между педагогами возникают на различных уровнях образования
в педагогическом коллективе, оказывают влияние на рабочую
и образовательную атмосферу. Конфликты между учителями приводят
к профессиональному выгоранию. Когда преподаватели в школе чувствуют отсутствие поддержки или вовлечены в споры, общая удовлетворенность работой снижается. Если мы взглянем на образование как на процесс и результат создания отношений, благодаря которым можно передать знания, мотивировать, то еще более важным кажется вопрос решения конфликтов, создание комфортной рабочей среды в школе.
Школа, по сути, является микросоциум, в котором встречаются люди с разным типом личности, темпераментом, опытом. А обучение детей с интеллектуальными нарушениями создает еще более напряженную эмоциональную среду, способствует более быстрому эмоциональному выгоранию педагога, более частому проявлению несдержанности,
что в свою очередь также приводит к более частым конфликтным ситуациям.
В школе весь педагогический коллектив связан одной благой
целью – счастье и развитие ребенка. Важно, чтобы конфликтные ситуации, если и происходят, разрешались путем переговоров и нахождением наилучшего решения для себя и детей. Важно, чтобы выигрывали все, потому что, если кто-то проиграет, то и все проиграют,
а главное – проиграет ребенок. Открытое и честное общение, эффективная коммуникация, создание дружелюбной среды внутри педагогического коллектива необходимы для минимизации конфликтов.
И в решение этих вопросов большая роль отводится
педагогу-психологу и работе Службе медиации школы.
Согласно Профессиональному стандарту педагога-психолога (психолога в сфере образования), он должен:
- владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов, преподавателей и администрации образовательной организации
- участвовать в поиске путей совершенствования образовательного процесса совместно с педагогическим коллективом
- разрабатывать и реализовывать программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся
- применять методы педагогики взрослых для психологического просвещения субъектов образовательного процесса, в том числе с целью повышения их психологической культуры.
В Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2023 г. № 358) среди основных задач выделяют реализацию восстановительных технологий при работе с детьми (в том числе совершившими общественно опасные деяния, но не достигшими возраста, с которого наступает уголовная ответственность), включая развитие служб медиации (примирения) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Согласно Плану основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. №122-р) п. 112 педагог-психолог должен содействовать повышению доступности и качества оказания психологической помощи участником образовательных отношений и согласно Концепции развития системы
психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Министром просвещения Российской Федерации С.С. Кравцовым № СК-13/07 от 18.06.2024 г.) должно происходить повышение уровня доверия участников образовательных отношений
к возможностям психолого-педагогической помощи и повышение престижа профессиональной деятельности педагогов-психологов (психологов в сфере образования), что также может реализовываться посредством проведения педагогом-психологом различных мероприятий практической направленности, созданием личных доверительных отношений с педагогическими работниками.
Устраняя основные причины разногласий между учителями и реализуя действенные стратегии по управлению конфликтами, школы могут способствовать созданию гармоничной и продуктивной рабочей среды.
Цели: содействие расширению профессионального инструментария педагогов, направленного на профилактику конфликтов между участниками образовательного процесса
Задачи:
- Помочь педагогам преодолеть трудности в решении конфликтных ситуациях.
- Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода их неё
- Содействовать развитию коммуникативных умений.
- Воспитывать у участников образовательных отношений уважительное отношение друг к другу и терпение при ведении диалога.
Адресность:
Педагогические работники (педагоги, воспитатели, помощники воспитателей, специалисты службы сопровождения)
Условия проведения:
Практикум представляет собой 3 практических семинара, которые могут проводиться как циклом 1 раз в четверть, так и по отдельности.
Необходимые материалы:
Презентации по теме семинара, бланки с практическими заданиями,
лист бумаги А2, рисовальщик, фломастеры, ручки, листы для записи
Оценка эффективности:
Для оценки эффективности можно использовать методику
Томаса - Килманна на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации. Она может быть проведена до первого семинара и после 3-го семинара (Приложение 1). Также может использоваться анкета для опроса участников семинаров (Приложение 2).
Планируемые результат:
- повышение психолого-педагогической компетенции педагогических работников по вопросам профилактики конфликтов
в образовательной среде
- освоение и практическое применение приемов общения, направленных на снижение числа конфликтных ситуаций
Содержание
Практикум состоит из 3-х семинаров «Мирный конфликт в школе», «Перевод с языка Волка на язык Жирафа» «Искусство взаимопонимания», которые могут проводиться как циклом, так и по отдельности. Каждый из них включает в себя теоретическую часть и отработку практических навыков. Планы-конспекты семинаров представлены ниже. Подробное содержание семинаров представлено в Приложениях 1,2,3.
План-конспект семинара «Мирный конфликт»
Деятельность педагога-психолога | Цель | Время | Примечание | |
1 | Организационное начало | Приветствие, знакомство | 5 мин | Если в группе есть новые сотрудники |
2 | Ознакомление с темой семинара | Ознакомление с темой | 5 мин | |
3 | Основная часть | |||
Упражнение «Что такое конфликт» | Сформулировать понятие «конфликт» | 7 мин | ||
Беседа о сути конфликта | Дать представление об этапах конфликта | 8 мин | ||
Модель управления конфликтом | Дать представление о модели управления конфликтом | 5 мин | ||
Отработка модели на конкретных примерах | Отработка практических навыков | 10 мин | ||
Притча | Обобщение изученного материала | 5 мин | ||
4 | Подведение итогов, рефлексия | 5 мин | Заполнение анкеты | |
50 мин |
План-конспект семинара «Перевод с языка Волка на язык Жирафа»
Деятельность педагога-психолога | Цель | Время | Примечание | |
1 | Организационное начало | Приветствие, знакомство | 5 мин | Если в группе есть новые сотрудники |
2 | Ознакомление с темой семинара | Ознакомление с темой | 5 мин | |
3 | Основная часть | |||
Упражнение «Яблоко и червячок» | Отслеживание реакции на негативные явления | 5 мин | ||
Упражнение “Плюсы и минусы конфликта | Определить конструктивные функции конфликта | 5 мин | ||
Способ ненасильственного общения | Дать представление о способе ненасильственного общения | 10 мин | ||
Отработка на конкретных примерах | Отработка практических навыков | 10 мин | ||
Притча | Обобщение изученного материала | 5 мин | ||
4 | Подведение итогов, рефлексия | 5 мин | Заполнение анкеты | |
45 мин |
План-конспект семинара «Искусство взаимопонимания»
Деятельность педагога-психолога | Цель | Время | Примечание | |
1 | Организационное начало | Приветствие, знакомство | 5 мин | Если в группе есть новые сотрудники |
2 | Ознакомление с темой семинара | Ознакомление с темой | 5 мин | |
3 | Основная часть | |||
Стратегии поведения в конфликте | Дать представления о стратегиях поведения в конфликте | 10 мин | ||
Упражнение «Колобок и Лисица» | Отработать навыки противостояния манипуляциям и конструктивного решения конфликтов | 10 мин | ||
Упражнение «Рисовальщик» | Отработка навыков командного взаимодействия | 10 мин | Работа в командах | |
4 | Подведение итогов, рефлексия | 5 мин | Заполнение анкеты | |
45 мин |
Оценка эффективности:
Для оценки эффективности можно использовать методику Томаса - Килманна на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации. Она может быть проведена до первого семинара и после 3-го семинара
Список литературы
- Кашапов М.М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. Учебное пособие /Под научн ред проф А В Карпова М-Ярославль Ремдер,2003 183 с
- Сченснович Наталья. Мирный конфликт в школе: 30 мирных решений конфликтных ситуаций – М. :Филинъ, 2024 - 137
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДСОВЕТ"Профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций."
Ознакомление педагогов с понятием конфликта, изучение его влияния на микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей.2. Осознание и осмысление членами педагогического совета основных пр...

«Программа по профилактике конфликтов в школьной среде» (Профилактика правонарушений несовершеннолетних
Наименование программы Программа по профилактике конфликтов в школьной средеРазработчики программыСоциальный педагогМОУ Лицей г. ИстраЦели программыФормировать нормы и традиции коллектива, в осно...

«Пивной алкоголизм среди подростков. Технология работы социального педагога по профилактике алкоголизма в подростковой среде».
Профилактика алкоголизма среди подростков подразумевает формирование трезвеннических установок. ...
Семинар - практикум для педагогов "Толерантность в конфликте"
Как много конфликтов возникает в школе! Конфликты разные: учитель-ученик, учитель - родитель, ученик-ученик, учитель-учитель. При разрешении конфликтов каждый хочет добиться максимальной выгоды для се...

Профилактика конфликтов в социальной среде
При разрешении конфликтов необходимо важно знать формулу конфликта и эффективно ею владеть. Она выглядит следующим образом:КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТКонфликт – это открытое...

Профилактика конфликтов в школьной среде
Конфликты характерны для всех времен и народов, но явление это нежелательное, его следует разрешать, хотя именно конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения. Конфликты подростков обусловлены о...

Программа по профилактике конфликтов в школьной среде» 5-7классы
Программа по формированию межличностных отношений в школьном коллективе, формировать нормы, традиции коллектива, толерантность, взаимопонимание, умение конструктивно разрешать конфликты....
