Проект по профориентации
проект
Проект направлен на реализацию плана работы ОУ по профориентации обучающихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «ЧЕРНУХИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
ПРОЕКТ
«Система профориентационной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната»
Автор: социальный педагог Быкова Н.В.
Чернуха 2018
- Актуальность проекта
В настоящее время возникает большая проблема в выборе профессииобучающимися c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В силу психофизических особенностей, обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) очень сложно ориентироваться в условиях современного рынка трудa, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.
Современная экономическая обстановка предъявляет всё более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда; возрастает его интенсивность, увеличивается напряжённость, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определённые трудности социальной адаптации лиц, окончивших школу для детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому вопрос правильного выбора профессии имеет огромное значение в жизненном самоопределении учащихся.
В школе для детей с ОВЗ подготовка детей с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. Наряду с трудовой подготовкой в специальной школе ведется работа по профориентации, то есть осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей. Но для адекватного
выбора профессии данной категории подростком профориентационная работа должна быть грамотно и индивидуально поставлена.
Следовательно, выбранная нами тема является актуальной, а направления профессиональной деятельности служат реализации основных целей коррекционного воспитания и обучения.
Актуальной педагогической проблемой является то, что дети, обучающиеся, в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья имеют, разнообразные социальные, соматические, психологические, логопедические и педагогические проблемы, разный уровень психофизиологических процессов. В связи, с чем особого внимания заслуживает проблема социальной и профессиональной адаптации выпускников в современном социуме. Этот контингент молодых людей и прежде часто попадал в группу риска вследствие своей неприспособленности к реальной жизни. В современных условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, подготовка выпускников школы для детей с ОВЗ к социально-профессиональной адаптации в социуме становится актуальной и значимой.
Часть обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) специальных (коррекционных) образовательных школ идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные низко оплачиваемые виды труда, но большая часть обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) продолжают своё обучение в образовательных учреждениях, в основном это специальные группы профессионально – технических училищ (ПТУ).
В дальнейшем обучающиеся испытывают затруднения в трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:
— психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к
сфере профессионального труда; — отсутствием чётких, конкретных жизненных перспектив, основной
причиной является отсутствие чувства социальной защищенности;
— неадекватной самооценкой своих способностей и возможностей при
выборе профессии;
— невозможностью адекватно оценить влияние производственного
микроклимата на обучающегося и неготовность к преодолению
определённых профессиональных трудностей
Главная задача специального образования – подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья к дальнейшей самостоятельной жизни и их максимально полноценной интеграции в общество. Однако, из опыта известно, что большинство учащихся выходят из образовательных учреждений, не владея необходимыми для самостоятельной жизни знаниями и навыками. Наблюдается тенденция к частой смене работы, необоснованная неудовлетворённость заработной платой; сложности в установлении контакта с членами коллектива, отстранённость от общественной жизни коллектива.
При работе над проблемой исследования нами были выделены следующие противоречия между:
- сложившейся системой профессиональной подготовки детей с интеллектуальными нарушениями и современными экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство;
- возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития учащихся, которые ограничивают доступность овладевания профессиями;
- ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с интеллектуальными нарушениями, и еще меньшим количеством, по которым можно проводить профессиональную трудовую подготовку учащихся школ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Механизм профориентационной работы является первым этапом профессиональной реабилитации, и отсутствие единой системы квалифицированной профориентации и недостаточная разработанность методики профориентации в рамках комплексной реабилитации и целенаправленного трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья приводит к невостребованности данной категории граждан, а также резко снижает их социальную защищенность.
В связи с этим наиболее остро стоит проблема подготовки к жизни и труду учащихся с интеллектуальной недостаточностью, т.к. выбор профессии для таких учащихся, как и для других детей с ограниченными возможностями здоровья, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья является воспитание у обучающихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей для обеспечения реальной возможности их трудоустройства.
Эти противоречия подтолкнули нас к работе по созданию системы профориентационной работы у обучающмихся с нарушениями интеллекта в условиях школы-интерната.
2. Цель, объект, предмет, задачи проекта
Анализ работ Л.С. Выготского, Б.Д.Эльконина,В.Г. Петровой,М.С. Певзнер, И.А. Зимней,A.B. Хуторского, А.Л. Журавлева, Н.Ф. Талызиной, Р.К. Шакурова, А.И. Щербакова и др., рассматривающих особенности детей с ограниченными возможностями здоровья и их социальную адаптацию, позволяет утверждать, что именно эти дети являются наиболее неспособными к самостоятельному жизнеустройству.
Это связано с целым спектром проблем. Во-первых, знания и умения, усваиваемые в школе учащимися, часто не носят практического характера применения, а, соответственно, не всегда смогут помочь в реально возникшей жизненной ситуации. Второй причиной является необходимость включения учащихся коррекционных школ во взаимодействие с окружающими людьми и возникающими в современном обществе социальными явлениями. Наконец, третьей причиной является назревшая необходимость активизации и систематизации методического потенциала коррекционной школы для наиболее эффективного овладения учащимися необходимым для самостоятельной жизни в обществе запасом знаний, умений и навыков.
Исследовательский опыт И.М. Бгажноковой, М.Э. Валце, А.Р. Малера, М. Дульнева, Б.И. Пинского показывает, что для для адекватного выбора профессии у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы знания, умения и навыки, отражающие способность каждого ученика успешно социализироваться и интегрироваться в общество. Развитие обобщенных умений, навыков и личностного опыта в различных областях деятельности человека необходимо для способности и готовности их применять самостоятельно.
В процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать при организации профориентационной работы:
- учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
- развитие навыков и умений на уроках трудового обучения, а также в группе продлённого дня в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося;
- поддержка со стороны педагогов;
- знание личностных особенностей, возможностей и способностей ребенка;
- информирование о видах профессиональной деятельности, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям.
Целью проекта является создание условий для формирования профессионального самоопределения адекватного психофизическим особенностям обучающихся с нарушениями интеллекта.
Для реализации цели проекта представляется необходимым решить следующие задачи:
- актуализировать процессы личностного и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных и личностных особенностей, интересов, склонностей обучающихся;
- подобрать методы и приёмы, способствующие формированию сознательного отношения обучающегося с интеллектуальной недостаточностью к выбору доступной профессии;
- ознакомить с профессиями профессиональных учреждений, доступных выпускникам школы для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- ознакомить учащихся с требованиями к профессиональной деятельности в различных сферах;
- формировать профессиональные интересы, склонности.
- выработать гибкую систему сотрудничества школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Объект исследования - процесс профориентационной работы детей с интеллектуальными нарушениями в условиях школы-интерната.
Предмет исследования - социально-педагогические условия эффективного ведения профориентационной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями в условиях щколы-интерната.
Предполагаемые результаты:
- Формирование ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе.
2. Формирование максимально возможного уровня социальной адаптации у обучающихся;
3.Воспитание самостоятельной личности каждого обучающегося с активной жизненной позицией и запасом основных профессиональных навыков;
4.Представление о собственных интересах и возможностях.
5.Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики через уроки трудового обучения, внеклассных групповых занятий и экскурсий.
6.Получение информации о реестре существующих профессий обучающимися с ОВЗ.
7.Выбор будущей профессии с учетом психофизических особенностей и учетом состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии.
8.Получение информации о профессиональных заведениях (путях, получения профессии).
9.Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности обучающимися с ОВЗ.
3. Этапы реализации проекта:
I. Организационно-подготовительный этап (октябрь 2018 г. - декабрь 2018 г.)
Основная задача этого этапа – изучение психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования; проведение пилотажного и констатирующего эксперимента.
Намечены следующие мероприятия:
- определить коррекционно-практическую направленность уроков трудового обучения, занятий групп продленного дня;
- отобрать материал по теме исследования;
- выявить противоречия и определить основные направления исследовательского поиска;
- осуществить информационно-методическую подготовку всех участников проекта по теме исследования: учителей трудового обучения, воспитателей групп продленного дня, обучающихся 3 – 9 классов, родителей;
- провести анкетирование изучения интересов и склонностей обучающихся;
- провести изучение готовности к профессиональному самоопределению обучающихся старшего звена.
II. Основной этап (январь 2019 г. - апрель2019 г.)
Основная задача этапа – формирование у обучающихся начальных представлений о многообразии мира профессий, профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.
Намечены следующие мероприятия:
- знакомство с миром профессий и специальностями профессиональных образовательных учреждений;
- изучение требований к поступлению в профессиональные учреждения, на предприятия;
- проведение комбинированных уроков, экскурсий, внеклассных мероприятий, деловых и ролевых игр, мастер – классов, классных часов, предметных недель.
III. Итоговый этап (апрель 2019 г. – июнь 2019 г.)
Основная задача – подведение итогов реализации проекта за весь период, осуществление рефлексии полученного результата опыта, обобщение его результатов.
Намечены следующие мероприятия:
- экскурсии в профессиональные образовательные учреждения;
- обобщающий урок «Трудовое законодательство»;
-анализ и обработка материалов экскурсий;
-итоговое тестирование «Характер профессионального самоопределения»;
- создание стенда по профориентационной работе.
-подготовка отчётных материалов, проведение их научно-педагогического анализа и обработка результатов формирующего эксперимента;
- формирование выводов по результатам проведенного исследования;
- оценка эффективности приёмов и действий по формированию профориентационной работы у детей с нарушением интеллектуальной сферы
- определение практической значимости предложенных ресурсов. Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной целенаправленной работе со школьниками, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям города, района в котором они живут, общества в целом.
Начинать профориентационную работу имеет смысл уже в младшей и средней школе. Здесь наиболее уместным оказываются игровые активизирующие подходы. Имеет смысл пробуждать интерес школьников к труду, знакомить ребят с миром профессий, показывать тематические видеофильмы, приглашать специалистов из разных областей деятельности, давать возможность попробовать себя в разных видах труда.
4.Содержание и результаты работы, выполняемой в рамках проекта
Профессиональная ориентация – система мер, направленных на оказание помощи обучающимся в выборе профессии, на удовлетворение потребности их в профессиональном самоопределении. Профессиональная ориентация является комплексом психолого-педагогических мероприятий, которые направлены на формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) профессиональных интересов и склонностей в соответствии с их личными способностями и возможностями является основной частью воспитательной работы учебных заведений. Процесс психолого- педагогических мероприятий, в основном осуществляется в школе, предполагает целенаправленное воздействие направленное, на изучение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также на понимание ими условий, в которых будет осуществляться его трудовая деятельность.
Исследование проводилось по следующим направлениям:
1)знакомство с миром профессий с использованием методической, научно-популярной и художественной литературы и Интернет ресурсов;
2) экскурсии в профессиональные учебные заведения, на предприятия;
3) диагностика интересов и склонностей, а также личностных особенностей обучающихся;
4) профориентационные игры и упражнения с элементами тренинга;
5) определение уровня сформированности трудовой компетенции (Тест по выявлению мотивов выбора профессии);
6) определение уровня овладения здоровьесберегающими знаниями и навыками (Анкета «Как я оцениваю своё здоровье»);
7) выявление коммуникативных навыков учащихся (Тест - опросник «Коммуникативные склонности».
План мероприятий по профессиональной ориентации
Дата | Мероприятия | Цели и задачи | Класс |
Март 2019 | Уроки по профессионально-трудовому обучению (слесарное дело, швейное дело, сельско-хозяйственный труд, цветоводство, трудовое законодательство). | Формировать доступные школьникам технические и технологические знания, развить у обучающихся общетрудовые умения и навыки. Расширить правовые знания в области трудовых отношений; ознакомить с законами РФ и основными правилами, регулирующими отношения в области труда, также разъяснить понятия: трудоустройство, трудовой договор, трудовая книжка, увольнение и т. д. | 5-9 |
Октябрь 2018- Май 2019 | Внеклассные мероприятия: «Калейдоскоп профессий»; «От скуки на все руки»; «Умелые руки не знают скуки», | Расширить представление детей о различных профессиях; ознакомить обучающихся с документацией необходимой для поступления в профессиональное образовательное учреждение; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору. | 9 8-9 5-6 |
Апрель 2019 | Предметные недели по трудовому обучению и СБО. Интерактивная игра «В мире ремесел» | Закрепить представления детей о доступных профессиях, развивать интерес к трудовой деятельности, формировать потребность в личном выборе профессии, как источника дохода, необходимого для самостоятельной жизни в социуме. | 5-9 |
Октябрь 2018-Май 2019 | ознакомительные беседы о профессиях: «В мире профессий», «Моя будущая профессия», «Труд кормит, а лень портит» и др. | Воспитание у школьников трудолюбия, уважения к труду людей, расширение знаний о многообразии профессий | 5-9 |
Октябрь 2018-май 2019 | Экскурсии: -в пожарную часть, -в магазины, -в швейный цех, -на почту, - в аптеку. Мастер-класс по столярному делу. | Знакомство с профессиями швеи, штукатура-маляра, повара, плодо-овощевода; Требованиями,предъявляемыми к данной профессии в ходе проведения производственных экскурсий. Экскурсии на различные предприятия | 5-9 |
Март-Апрель 2019 | Встречи с представителями различных профессий и представителями профессиональных образовательных учреждений: «Спасский агротехнический техникум» | Знакомство обучающихся с трудовой деятельностью рабочих разных специальностей, формирование личной заинтересованности в том или ином виде труда | 5-9 8-9 |
Апрель –Май 2019 | Стенд «Куда пойти учиться» | Расширять представление детей о различных профессиях; ознакомить обучающихся с документацией необходимой для поступления в профессиональное образовательное учреждение; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору. | 8-9 |
Октябрь 2018, Апрель 2019 | Классные часы: «Все профессии важны», «Моя будущая профессия»; Тест по выявлению мотивов выбора профессии Анкета «Как я оцениваю своё здоровье» | Обучающиеся знакомятся с многообразием профессий, знакомятся с рабочими местами и требованиями к различным профессиям; | 6 8-9 6,8,9 |
Обучающиеся с ОВЗ будут успешны в жизни и конкурентноспособны, если профориентационная работа в школе для детей с интеллектуальными нарушениями носит системный характер, т.е. с младшего школьного возраста до окончания обучения.
Мониторинг жизнеустройства выпускников
Учебный год | Всего выпускников | Продолжили обучение в ПУ | Трудоустроены | Инвалиды | Не обучаются, не трудоустроены |
2017-2018 | 9 | 7 | - | 2 | 3 |
2018 – 2019 | 20 | 14 | 1 | 5 | 5 |
Из сравнительной таблицы жизнеустройства выпускников видно, что в течение последних 2лет прослеживается положительная тенденция к увеличению численности выпускников, продолжающих обучение в профессиональных образовательных учреждениях.
РЕЗУЛЬТАТ
Положительные отзывы обучающихся с ОВЗ и родителей о профориентационной подготовке выпускников школы-интерната.
- Мониторинг жизнеустройства выпускников после окончания школы.
- Морально-эмоциональная поддержка обучающихся с ОВЗ при выборе будущей профессии.
- Реалистичность притязаний старшеклассника к профессиональной подготовке.
- Сформированность понимания роли труда в жизни человека и в обществе.
- Сформированностьу обучающихся активной жизненной позиции и запаса основных профессиональных навыков через уроки трудового обучения, внеклассных групповых занятий и экскурсий;
- Получение информации о реестре существующих профессий обучающимися с ОВЗ.
- Выбор будущей профессии с учетом психофизических особенностей и учетом состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии.
- Получение информации о профессиональных заведениях (путях, получения профессии).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление` Метод проектов в профориентации`
Выступление` Метод проектов в профориентации`...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/22/picture-226068-1363925340.jpg)
Проект по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.
материал содержит разработку занятий по профориентации с детьми дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/04/picture-250866-1367674466.jpg)
Социальный проект по профориентации "Твой выбор"
Аннотация.Проект «Твой выбор» направлен на социализацию подростков и молодежи, на повышение эффективности профориентационной работы в образовательных учреждениях , на помощь мо...
Проект по профориентациии учащихся коррекционной школы VIII вида "Дорога, которую ты выбираешь"
Проект по профориентациии учащихся коррекционной школы VIII вида "Дорога, которую ты выбираешь"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/11/picture-446722-1399811122.jpg)
Проект по профориентации Осознанный выбор
содействующий личностному и профессиональному самоопределению молодежи, формированию навыков осознанного выбора профессионального пути....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/11/picture-446722-1399811122.jpg)
Проект по профориентации Осознанный выбор
содействующий личностному и профессиональному самоопределению молодежи, формированию навыков осознанного выбора профессионального пути....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/24/picture-410810-1393249468.jpg)
Проект по профориентации подростков
Проблема, которую может решить проектВ настоящее время в связи со сложной экономической ситуацией многие подростки проводят летние каникулы в городе. Школы закрыты, спортивные и внешкольные центры...