Проект по профориентации
проект

БЫКОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА

Проект направлен на реализацию плана работы ОУ по профориентации обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «ЧЕРНУХИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

ПРОЕКТ

«Система профориентационной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната»

                                                         Автор: социальный педагог Быкова Н.В.

Чернуха 2018

  1. Актуальность проекта

В настоящее время возникает большая проблема в выборе профессииобучающимися c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В силу психофизических особенностей, обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) очень сложно ориентироваться в условиях современного рынка трудa, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.

Современная  экономическая    обстановка    предъявляет  всё  более  высокие  требования  к  индивидуальным  психофизиологическим  особенностям  человека. Рыночные  отношения  кардинально  меняют  характер  и  цели  труда; возрастает  его  интенсивность, увеличивается  напряжённость, требуется  высокий  профессионализм, выносливость  и  ответственность.

Повышение  темпа  и  качества  производительного  труда, неуклонное  сокращение  несложных  видов  работ  в  общественном  производстве, переход  предприятий  на  новые  пути  хозяйствования  создают  определённые  трудности  социальной  адаптации  лиц, окончивших  школу для детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому вопрос  правильного  выбора  профессии  имеет  огромное  значение  в  жизненном  самоопределении  учащихся.

В школе для детей с ОВЗ подготовка детей с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. Наряду с трудовой подготовкой в специальной школе ведется работа по профориентации, то есть осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей. Но для адекватного

выбора профессии данной категории подростком профориентационная работа должна быть грамотно и индивидуально поставлена.

Следовательно, выбранная нами тема является актуальной, а направления профессиональной деятельности служат реализации основных целей коррекционного воспитания и обучения.

Актуальной педагогической проблемой является то, что дети, обучающиеся, в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья имеют, разнообразные социальные, соматические, психологические, логопедические и педагогические проблемы, разный уровень психофизиологических процессов. В связи, с чем особого внимания заслуживает проблема социальной и профессиональной адаптации выпускников в современном социуме. Этот контингент молодых людей и прежде часто попадал в группу риска вследствие своей неприспособленности к реальной жизни. В современных условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, подготовка выпускников школы для детей с ОВЗ  к социально-профессиональной адаптации в социуме становится актуальной и значимой.

Часть обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) специальных (коррекционных) образовательных школ идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные низко оплачиваемые виды труда, но большая часть обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) продолжают своё обучение в образовательных учреждениях, в основном это специальные группы профессионально – технических училищ (ПТУ).

В дальнейшем обучающиеся испытывают затруднения в трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

— психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к

сфере профессионального труда; — отсутствием чётких, конкретных жизненных перспектив, основной

причиной является отсутствие чувства социальной защищенности;

— неадекватной самооценкой своих способностей и возможностей при

выборе профессии;

— невозможностью адекватно оценить влияние производственного

микроклимата на обучающегося и неготовность к преодолению

определённых профессиональных трудностей

Главная задача специального образования – подготовка учащихся  с ограниченными возможностями здоровья к дальнейшей самостоятельной жизни и их максимально полноценной интеграции в общество.  Однако, из опыта известно, что большинство учащихся выходят из образовательных учреждений, не владея необходимыми для самостоятельной жизни знаниями и навыками. Наблюдается тенденция к частой смене работы, необоснованная неудовлетворённость заработной платой; сложности в установлении контакта с членами коллектива, отстранённость от общественной жизни коллектива.

При работе над проблемой исследования нами были выделены следующие противоречия между:

  • сложившейся системой профессиональной подготовки детей с интеллектуальными нарушениями и современными экономическими условиями, затрудняющими  их трудоустройство;
  • возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития учащихся, которые ограничивают доступность овладевания профессиями;
  • ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с интеллектуальными нарушениями, и еще меньшим количеством, по которым можно проводить профессиональную трудовую подготовку учащихся школ для детей   с ограниченными возможностями здоровья.

Механизм профориентационной работы является первым этапом профессиональной реабилитации, и отсутствие единой системы квалифицированной профориентации и недостаточная разработанность методики профориентации в рамках комплексной реабилитации и целенаправленного трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья приводит к невостребованности данной категории граждан, а также резко снижает их социальную защищенность.

В  связи  с  этим  наиболее  остро  стоит  проблема подготовки  к  жизни   и  труду  учащихся  с  интеллектуальной недостаточностью, т.к. выбор профессии для таких  учащихся, как и для других детей с ограниченными возможностями здоровья, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья является воспитание у обучающихся  интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей для  обеспечения реальной возможности их  трудоустройства.    

Эти противоречия подтолкнули нас к работе по созданию системы профориентационной работы у обучающмихся с нарушениями интеллекта в условиях школы-интерната.

2. Цель, объект, предмет, задачи проекта

Анализ работ Л.С. Выготского, Б.Д.Эльконина,В.Г. Петровой,М.С. Певзнер, И.А. Зимней,A.B. Хуторского, А.Л. Журавлева, Н.Ф. Талызиной, Р.К. Шакурова, А.И. Щербакова и др., рассматривающих особенности детей с ограниченными возможностями здоровья и их социальную адаптацию, позволяет утверждать, что именно эти дети являются наиболее неспособными к самостоятельному жизнеустройству.

Это связано с целым спектром проблем. Во-первых, знания и умения, усваиваемые в школе учащимися, часто не носят практического характера применения, а, соответственно, не всегда  смогут помочь в реально возникшей  жизненной ситуации. Второй причиной является необходимость включения учащихся коррекционных школ во взаимодействие с окружающими людьми и возникающими в современном обществе социальными явлениями.  Наконец, третьей причиной является назревшая необходимость активизации и систематизации методического потенциала коррекционной школы для наиболее эффективного овладения учащимися необходимым для самостоятельной жизни в обществе запасом знаний, умений и навыков.

Исследовательский опыт И.М. Бгажноковой, М.Э. Валце, А.Р. Малера, М. Дульнева, Б.И. Пинского показывает, что для для адекватного выбора профессии у детей с ограниченными возможностями здоровья  необходимы знания, умения и навыки, отражающие  способность каждого ученика успешно социализироваться и интегрироваться в общество. Развитие обобщенных умений, навыков и личностного опыта в различных областях деятельности человека необходимо для  способности и готовности их применять самостоятельно.

В процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья  необходимо учитывать при организации профориентационной работы:

  • учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
  • развитие навыков и умений на уроках трудового обучения,                а также в группе продлённого дня в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося;
  • поддержка со стороны педагогов;
  • знание личностных особенностей, возможностей и способностей ребенка;
  • информирование о видах профессиональной деятельности, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям.

Целью проекта является создание условий для формирования профессионального самоопределения адекватного психофизическим особенностям обучающихся с нарушениями интеллекта.

Для реализации  цели проекта представляется необходимым решить следующие задачи:        

- актуализировать  процессы личностного и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных и личностных особенностей, интересов, склонностей обучающихся;

- подобрать методы и приёмы, способствующие формированию сознательного отношения обучающегося с интеллектуальной недостаточностью к выбору доступной профессии;

- ознакомить  с   профессиями профессиональных учреждений,  доступных  выпускникам  школы для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- ознакомить учащихся  с требованиями к  профессиональной деятельности в различных сферах;

-  формировать профессиональные интересы, склонности.

- выработать гибкую систему сотрудничества школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Объект исследования - процесс профориентационной работы детей с интеллектуальными нарушениями в условиях школы-интерната.

Предмет исследования - социально-педагогические условия эффективного ведения профориентационной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями в условиях щколы-интерната.

Предполагаемые результаты: 

  1. Формирование ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в  обществе.

2. Формирование максимально возможного уровня социальной адаптации у обучающихся;

3.Воспитание самостоятельной личности каждого обучающегося с активной жизненной позицией и запасом основных профессиональных навыков;

4.Представление о собственных интересах и возможностях.

5.Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики через уроки трудового обучения, внеклассных групповых занятий и экскурсий.

6.Получение информации о реестре существующих профессий обучающимися с ОВЗ.

      7.Выбор будущей  профессии с учетом психофизических особенностей и учетом состояния  здоровья, соотнесение его с требованиями профессии.

      8.Получение информации о профессиональных заведениях (путях, получения профессии).

9.Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности обучающимися с ОВЗ.

        

3. Этапы реализации проекта:

I. Организационно-подготовительный этап (октябрь 2018 г. - декабрь 2018 г.)

Основная задача этого этапа – изучение психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования; проведение пилотажного и констатирующего  эксперимента.

Намечены следующие мероприятия:

- определить коррекционно-практическую направленность уроков трудового обучения, занятий групп продленного дня;

- отобрать материал по теме исследования;

- выявить противоречия и определить основные направления  исследовательского поиска;

- осуществить информационно-методическую подготовку всех участников проекта по теме исследования: учителей трудового обучения, воспитателей групп продленного дня, обучающихся 3 – 9 классов, родителей;

- провести анкетирование изучения  интересов  и  склонностей обучающихся;

-  провести изучение готовности к  профессиональному самоопределению обучающихся старшего звена.

II. Основной этап (январь 2019 г. - апрель2019 г.)

Основная задача этапа – формирование у обучающихся начальных представлений о многообразии мира профессий, профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

Намечены следующие мероприятия:

- знакомство с миром профессий и специальностями профессиональных образовательных учреждений;

- изучение  требований  к  поступлению в профессиональные учреждения, на предприятия;

- проведение комбинированных уроков, экскурсий, внеклассных мероприятий, деловых и ролевых игр, мастер – классов, классных часов, предметных недель.

III.  Итоговый этап (апрель 2019 г. – июнь 2019 г.)

Основная задача – подведение итогов реализации проекта за весь период, осуществление рефлексии полученного результата опыта, обобщение его результатов.

Намечены следующие мероприятия:

- экскурсии в профессиональные образовательные учреждения;

- обобщающий урок «Трудовое законодательство»;

-анализ и обработка материалов экскурсий;

-итоговое тестирование «Характер профессионального самоопределения»;

- создание  стенда  по  профориентационной  работе.

-подготовка отчётных материалов, проведение их научно-педагогического анализа и обработка результатов формирующего эксперимента;

-  формирование выводов по результатам проведенного  исследования;

- оценка эффективности приёмов и действий по формированию профориентационной работы у детей с нарушением интеллектуальной сферы

 - определение практической значимости предложенных ресурсов.    Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной целенаправленной работе со школьниками, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям города, района в котором они живут, общества в целом.

Начинать профориентационную работу имеет смысл уже в младшей и средней школе. Здесь наиболее уместным оказываются игровые активизирующие подходы. Имеет смысл пробуждать интерес школьников к труду,  знакомить ребят с миром профессий, показывать тематические видеофильмы, приглашать специалистов из разных областей деятельности,  давать возможность попробовать себя в разных видах труда.

4.Содержание и результаты работы, выполняемой в рамках проекта

Профессиональная ориентация – система мер, направленных на оказание помощи обучающимся в выборе профессии, на удовлетворение потребности их в профессиональном самоопределении. Профессиональная ориентация является комплексом психолого-педагогических мероприятий, которые направлены на формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) профессиональных интересов и склонностей в соответствии с их личными способностями и возможностями является основной частью воспитательной работы учебных заведений. Процесс психолого- педагогических мероприятий, в основном осуществляется в школе, предполагает целенаправленное воздействие направленное, на изучение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также на понимание ими условий, в которых будет осуществляться его трудовая деятельность.

Исследование проводилось по следующим направлениям:

1)знакомство с миром профессий с использованием методической, научно-популярной и художественной литературы и Интернет ресурсов;

2) экскурсии в профессиональные учебные заведения, на предприятия;

3) диагностика интересов и склонностей, а также личностных особенностей обучающихся;

4) профориентационные игры и упражнения с элементами тренинга;

5) определение уровня сформированности трудовой компетенции (Тест по выявлению мотивов выбора профессии);

6) определение  уровня овладения здоровьесберегающими знаниями и навыками (Анкета «Как я оцениваю своё здоровье»);

7) выявление коммуникативных навыков учащихся (Тест - опросник «Коммуникативные склонности».

План мероприятий по профессиональной ориентации

Дата

Мероприятия

Цели и задачи

Класс

Март 2019

Уроки по  профессионально-трудовому обучению (слесарное дело, швейное дело, сельско-хозяйственный труд, цветоводство, трудовое законодательство).  

Формировать доступные школьникам технические и технологические знания, развить у обучающихся общетрудовые  умения и навыки. Расширить правовые знания в области трудовых отношений; ознакомить с законами РФ и основными правилами, регулирующими отношения в области труда, также разъяснить понятия: трудоустройство, трудовой договор, трудовая книжка, увольнение и т. д.

5-9

Октябрь 2018-

Май 2019

Внеклассные мероприятия:

«Калейдоскоп профессий»;

«От скуки на все руки»;

 «Умелые руки не знают скуки»,

Расширить представление детей о различных профессиях; ознакомить обучающихся с документацией необходимой для поступления в профессиональное образовательное учреждение;  побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

9

8-9

5-6

Апрель

2019

Предметные недели по трудовому обучению и СБО.

 Интерактивная игра «В мире ремесел»

Закрепить представления детей о доступных профессиях, развивать интерес к трудовой деятельности, формировать потребность в личном выборе профессии, как источника дохода, необходимого для самостоятельной жизни в социуме.

5-9

Октябрь 2018-Май 2019

ознакомительные беседы о профессиях:

«В мире профессий»,

«Моя будущая профессия»,

«Труд кормит, а лень портит» и др.

Воспитание у школьников трудолюбия, уважения к труду людей, расширение знаний о многообразии профессий

5-9

Октябрь 2018-май 2019

Экскурсии:

-в пожарную часть,

-в магазины,

-в швейный цех,

-на почту,

- в аптеку.

Мастер-класс по столярному делу.

Знакомство с профессиями швеи, штукатура-маляра, повара, плодо-овощевода;

Требованиями,предъявляемыми к данной профессии в ходе проведения производственных экскурсий. Экскурсии на различные предприятия

5-9

Март-Апрель 2019

Встречи с представителями различных профессий и представителями профессиональных образовательных учреждений: «Спасский агротехнический техникум»

Знакомство обучающихся с трудовой деятельностью рабочих разных специальностей, формирование личной заинтересованности в том или ином виде труда

5-9

8-9

Апрель –Май

2019

Стенд «Куда пойти учиться»

Расширять представление детей о различных профессиях; ознакомить обучающихся с документацией необходимой для поступления в профессиональное образовательное учреждение;  побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

8-9

Октябрь 2018,

Апрель 2019

Классные часы:

«Все профессии важны»,

«Моя будущая профессия»;

Тест по выявлению мотивов выбора профессии

Анкета «Как я оцениваю своё здоровье»

Обучающиеся знакомятся с многообразием профессий, знакомятся с рабочими местами и требованиями к различным профессиям;

6

8-9

6,8,9

Обучающиеся с ОВЗ будут успешны в жизни и конкурентноспособны, если профориентационная работа в школе для детей с интеллектуальными нарушениями носит системный характер, т.е. с младшего школьного возраста до окончания обучения.

Мониторинг  жизнеустройства выпускников

Учебный год

Всего выпускников

Продолжили обучение в ПУ

Трудоустроены

Инвалиды

Не обучаются, не трудоустроены

2017-2018

9

7

-

2

3

2018 – 2019

20

14

1

5

5

Из сравнительной таблицы жизнеустройства выпускников видно, что в течение последних 2лет прослеживается положительная тенденция  к увеличению численности выпускников, продолжающих обучение в профессиональных образовательных учреждениях.

РЕЗУЛЬТАТ

Положительные отзывы обучающихся с ОВЗ и родителей о профориентационной подготовке выпускников школы-интерната.

  • Мониторинг жизнеустройства выпускников после окончания школы.
  • Морально-эмоциональная поддержка обучающихся с ОВЗ при выборе будущей профессии.
  • Реалистичность притязаний старшеклассника к профессиональной подготовке.
  • Сформированность понимания  роли труда в жизни человека и в  обществе.
  • Сформированностьу обучающихся активной жизненной позиции и запаса основных профессиональных навыков через уроки трудового обучения, внеклассных групповых занятий и экскурсий;
  • Получение информации о реестре существующих профессий обучающимися с ОВЗ.
  • Выбор будущей  профессии с учетом психофизических особенностей и учетом состояния  здоровья, соотнесение его с требованиями профессии.
  • Получение информации о профессиональных заведениях (путях, получения профессии).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление` Метод проектов в профориентации`

Выступление` Метод проектов в профориентации`...

Проект по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

материал содержит разработку занятий по профориентации с детьми дошкольного возраста....

Социальный проект по профориентации "Твой выбор"

Аннотация.Проект «Твой выбор»  направлен на социализацию подростков и молодежи, на повышение  эффективности профориентационной работы в образовательных учреждениях  ,  на помощь мо...

Проект по профориентациии учащихся коррекционной школы VIII вида "Дорога, которую ты выбираешь"

Проект по профориентациии учащихся коррекционной школы VIII вида "Дорога, которую ты выбираешь"...

Проект по профориентации Осознанный выбор

содействующий личностному и профессиональному самоопределению молодежи, формированию навыков осознанного выбора профессионального пути....

Проект по профориентации Осознанный выбор

содействующий личностному и профессиональному самоопределению молодежи, формированию навыков осознанного выбора профессионального пути....

Проект по профориентации подростков

Проблема, которую может решить проектВ настоящее время в связи со сложной экономической ситуацией многие подростки проводят летние каникулы в городе. Школы закрыты, спортивные и внешкольные центры...