Методические рекомендации " Методика и технология мониторинга"
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Статьина Валентина Владимировна

Методические рекомендации "Методика и технология мониторинга" позволяют тем, кто пишет исследовательскую работу, педагогам правильно проводит сбор информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ МОНИТОРИНГА.

Мониторинг представляет собой систему непрерывного наблюдения за  фактическим состоянием дополнительного образования, для системного анализа происходящих в них изменений; предупреждения  негативных тенденций, а также для краткосрочного прогнозирования . Мониторинг является одним из важнейших инструментов для социальной политики в области образования.

Объектом мониторинга является класс, учащийся, группа учащихся, а также отдельные направления образовательного процесса.

Предметом мониторинга является качество образования как системообразующий фактор  образовательного учреждения, и факторы его обеспечения.

Целью мониторинга является отслеживание динамики качества образовательных услуг, оказываемой образовательным учреждением, и эффективность управления качеством образования.

Задачи мониторинга:

  • непрерывное наблюдение за состоянием образовательного процесса в учреждении и получение оперативной  информации о нем;
  • своевременное выявление изменений , происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их ;
  • предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса;
  • осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов на уровне образовательного учреждения;
  • оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования.

Мониторинг осуществляется в соответствии со следующими организационно-методическими требованиями:

  • набор и форма показателей мониторинга должны быть ограниченными и постоянными в течение установленного периода времени;

     -    показатели должны по возможности фиксировать такие феномены           образовательного процесса, которые достаточно  глубоко изучены в научном плане и адекватно отражают уровень качества образования;

      -   периодически ( не реже 1 раза в год) должна осуществляться  коррекция используемого набора показателей.

Содержание мониторинга включает основные показатели, по которым идет сбор информации. Показатели определяются администрацией школы в связи с особенностями данного учреждения, его традициями, статусом, реализуемыми программами.

Модель мониторинговых исследований образовательного процесса.

Можно предложить следующую модель  мониторинга, которую рекомендуется к использованию в образовательных учреждениях.

Модель представлена набором действий с обоснованием их необходимости на базе материалов исследований. Данная модель мониторинговых исследований включает в себя шесть этапов:

        1 этап – нормативно-установочный;

        2 этап – аналитико-диагностический;

        3 этап – прогностический;

        4 этап – деятельностно-технологический;

        5 этап – промежуточно-диагностический;

        6 этап – итогово – диагностический.(завершающий).

Все элементы структурно и функционально связаны между собой и представляют единый цикл педагогического мониторинга. Выпадение любого из этих компонентов из системы действий руководителя, педагога делает педагогический мониторинг малоценным и некачественным или разрушает всю систему.

1 . Нормативно – установочный этап.

     Основные действия педагога на этом этапе осуществления мониторинга будут следующие.

  • разработка локальных актов, сопровождающих мониторинговые исследования;
  • положение о мониторинге;
  • функциональные обязанности участников;
  • определение целей и задач исследования;
  • определение основных показателей и критериев;
  • выбор способа  установления реальных достижений обследуемого объекта.

В процессе педагогического мониторинга могут быть использованы в сочетании строго формализованные и мало формализованные методы.

К неформализованным  методам относятся  непосредственные наблюдения, беседы, анализ продуктов деятельности и так далее. Руководитель, педагог должен применять в своей работе также тесты, анкеты, вопросники и другие строго формализованные методы. Сочетание в процессе мониторинговой оценки всего набора различных методов делает его весьма информативным.

  1. Аналитико – диагностический этап.

Сбор информации с помощью подобранных методик.

      Методы сбора информации:

  • экспертный опрос;
  • наблюдение;
  • анализ документов;
  • посещение уроков;
  • контроль знаний, умений, навыков учащихся; анкетирование;
  • тестирование;
  • интервьюирование;
  • самооценка.

Методы обработки и накопления информации.

Обработка и накопление информации, полученной в ходе мониторинга, проводится в компьютерном варианте и безмашинном – в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал, в текстовой форме.

Охарактеризуем некоторые методы сбора информации.

Наблюдение – позволяет быстро получить информацию, изучить  и проанализировать процессы в их естественных условиях. Однако наблюдение помогает увидеть внешнее, но не всегда раскрывает  причины, мотивы, существенное, внутреннее в том или ином явлении.

     Можно различить  наблюдение непосредственное и опосредованное.

Непосредственное наблюдение , как правило , проводит сам руководитель, непосредственно наблюдая за тем или иным учеником или педпроцессом. При этом  важен характер отношения наблюдателя к наблюдаемым  явлениям – наблюдение может быть  явным (открытым) или скрытым; причастным (включенным) или непричастным.

Руководители пользуются часто непосредственным , открытым наблюдением в школе. Но поведение ученика или учителя, знающих, что за ними наблюдают, меняется. Поэтому бывает необходимо, чтобы точная формулировка целей и задач наблюдения прямо не сообщалось. Наблюдатель при этом не является членом группы, он наблюдает ее как бы извне.

Однако часто для достижения более объективного описания воспитательных процессов нужно наблюдать не извне, а как бы изнутри. В этом случае мы говорим о так называемом причастном наблюдении – руководитель вступает  в тесный контакт с коллективом учителей , но при этом скрывает свою настоящую роль  и свои исследовательские цели. С помощью такого наблюдения можно проследить явления , которые иным путем  наблюдению не доступны , например , отношения между детьми в коллективе, между учителями в коллективе, состояние наблюдаемого и другие.

Наряду с открытым , непосредственным , наблюдением существует форма скрытого , опосредованного наблюдения.

Об опосредованном наблюдении мы говорим тогда, когда руководитель пользуется уже готовыми результатами наблюдений, подготовленными другими лицами.

По длительности различают долговременное наблюдение и кратковременное.

Кратковременное наблюдение можно использовать в разных вариантах. Например, руководитель ведет наблюдение, повторяя его через короткие промежутки времени. Кратковременное наблюдение может иметь и вспомогательный характер, например, для замера интервала времени, частотности или интенсивности событий.

Долговременное наблюдение обычно применяется при изучении развития социальных отношений , складывающихся в коллективе в течение нескольких лет. К этому типу  наблюдения относятся также каузальное наблюдение. Оно заключается  в наблюдении отдельных случаев, которые представляют какой-то интерес, отклоняются от нормы и так далее. Этот метод  требует  всестороннего , внимательного и детального наблюдения за данным случаем, чтобы получить  цельное представление о нем .цель такого наблюдения – обнаружить причины явления с тем, чтобы его объяснить и прогнозировать. Но из такого наблюдения нельзя делать поспешных выводов.

    Интервьюирование  (беседа).

При интервьюировании получение информации основано на личном контакте педагога и ребенка, руководителя и сотрудника и т.д.

Гибкость этого метода обеспечивает хорошую адаптацию к различным ситуациям, способствует углубленному пониманию всего контекста, а также мотивов отдельных аспектов проблемы.

В соответствии с тем, сколько людей принимает участие в беседе, различаются  беседы индивидуальные и групповые. По структуре вопросов различаются стандартизированные  и нестандартизированные беседы.

Стандартизированная беседа предполагает предварительную формулировку вопросов и определение их очередности. Получаемая  в этом случае информация сравнительно легко  может быть обработана, но глубина познания при этом уменьшается. При такой форме беседы не исключена опасность получения неточных и неполных данных.

Нестандартизированная  беседа проходит более свободно. Разумеется руководитель заранее готовит вопросы, которые будут поставлены, но их содержание , очередность и формулировка определяется  ситуацией беседы, зависят от задающего  вопросы, который придерживается предварительно определенной схемы. Недостатком этой формы работы является  сложность обработки полученной информации.

    Опросы – устные и письменные.

  Устные опросы – целенаправленные собеседования с учащимися, родителями по специально подготовленному плану. В ходе опроса должна быть атмосфера доверия, должно соблюдаться чувство меры в продолжительности опроса (всякая перегрузка по времени , число вопросов, и сложность содержания снижает полноту и достоверность информации).

Изучение директивных, нормативных, инструктивных,  методических и других вопросов.

Этот метод требует от руководителя навыков скорочтения, знаний рациональных способов документирования. Правил составления резолюций и резюме.

Анкетирование отличается от беседы более жесткой логической конструкцией, которая остается неизменной на протяжении всего опроса.

Тестирование – метод чаще психологической диагностики, использующий стандартизированные  вопросы и задания, имеющую определенную шкалу значений. Применяется для измерения индивидуальных различий , позволяет определить актуальный уровень развития у субъекта необходимых знаний, личностных характеристик.

Количественная и качественная обработка полученных результатов.

Результат в педагогическом мониторинге призван отразить количественную сторону результата преподавания, воспитания и образования, пользуясь качественными оценками: «да – нет», «сформирован – несформирован» и т.д.

Это  отражение выражается критериально-уровневым подходом. В соответствии с разработанными показателями и критериями определяется уровень их развития у каждого педагога или ребенка. Педагог в своей работе должен опираться  на психолого-педагогические исследования, в которых разрабатываются уровни проявления тех или иных качеств, и адаптировать их с учетом особенностей развития детей.

Выработка педагогического диагноза.

В качестве логического инструментария при выработке диагноза выступает  причинно-следственный анализ накопленных и обработанных в ходе педагогического мониторинга данных. Его задачи заключаются в объяснении

причин данного состояния диагностируемого объекта, во вскрытии сложных закономерностей, приводящих к данному состоянию, в указании главных доминирующих причин.

При выработке педагогического диагноза педагог должен совершить ряд аналитических действий:

  • сравнить результаты, полученные при обработке методик, применяющихся в ходе обследования объекта педагогического мониторинга;
  • установить и проанализировать причинно-следственные зависимости, которые определили данное состояние объекта мониторинга;
  • выработать и сформулировать диагноз.

Полученный диагноз должен служить основой для дальнейшей разработки педагогического прогноза, а также связанных с диагнозом и прогнозом коррекционных мер.

  1. Прогностический этап.

Целью данного этапа является прогнозирование дальнейших тенденций и возможностей развития обследуемого объекта. В соответствии с поставленным диагнозом  и причинно-следственным анализом состояния объекта педагогического мониторинга происходит разработка плана педагогических коррекционных мер.

        Необходимость в коррекционной работе возникает тогда, когда своевременно  не реализуются возрастные и индивидуальные возможности, не создаются условия для формирования возрастных новообразований у учащихся, находящихся на том или ином этапе развития.

        Содержание и методика коррекционной работы с детьми в каждом конкретном случае определяется, исходя из психофизического  развития ребенка, его возраста , поставленных  задач педагогического мониторинга.

   4.   Деятельностно-технологический этап.

  На данном этапе в соответствии с выработанным планом осуществляется коррекция педагогического процесса. При этом следует помнить , что данная работа не сводится к развитию отдельных психических процессов, к тренировке тех или иных умений и навыков, она должна быть направлена  на коррекцию всей личности.

В качестве средств коррекционной работы могут выступать различные виды практической деятельности. Главное требование к применяемым методам и формам развивающей работы то, что они должны строится в соответствии с психофизическими  особенностями детей.

 

  1.  Промежуточно-диагностический (уточняющий) этап.

Основная задача этого этапа – проанализировать результаты проведенной работы, уточнить уровень реальных достижений объекта мониторинга, сопоставить его с «нормативными показателями», установит причины отклонений на основе логического анализа, разработать  стратегию коррекционно-развивающей работы.

Она предполагает:

  • конкретизацию задач с учетом достигнутого уровня развития;
  • определение способов реализации данных задач;
  • устранение причин, тормозящих развитие объекта мониторинга;
  • предположение о возможных затруднениях  и вариантах педагогического воздействия.

  1. Итогово-диагностический (завершающий) этап.

Его задача – получение информации о результатах организации и проведения мониторинга, степени его эффективности.

При этом педагог должен выполнить следующие действия:

  • оценить состояние объекта мониторинга с помощью разнообразных диагностических приемов;
  • сопоставить полученные результаты с первоначальными;
  • сделать выводы, умозаключения о соответствии  избранных целей и задач педагогического мониторинга полученным результатам педагогической деятельности;
  • определить эффективность проведенной работы на основе логического анализа.

Таким образом, после сравнительного анализа результатов трех этапов: 2,5,6 – педагог сможет составить полную развернутую характеристику тенденций развития объекта педагогического мониторинга, определить степень его эффективности , а также дальнейшие пути развития.

Благодаря мониторинговым  исследованиям  можно иметь оперативную , точную и объективную информацию о  текущем состоянии учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Это позволяет принимать управленческие решения, проводить коррекцию деятельности руководителя, педагога, учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе с использованием ИКТ и технологии процессуального мониторинга на тему "Орфограммы гласные и согласные"

Данный урок разработан в соответствии с программой по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской (Москва, "Дрофа", 2001).Тема урока: "Орфограммы гласные и согласные (повторение изученного в началь...

Программа работы педагогической мастерской «Технология мониторинга и обработки статистических данных»

В настоящее время мониторинг в системе дополнительного образования является актуальным и востребованным, так как позволяет выявить конкретные результаты педагогической деятельности, и характер этих ре...

Статья "Технология мониторинга результативности воспитательной системы". Журнал "Заместитель директора по воспитательной работе" №1, 2009 год.

Мониторинг результативности воспитательной системы - последовательная структура действий, направленная на отслеживание управляемых изменений по достижению цели в процессе воспитания. Результатом монит...

«Технологии мониторинга здоровьесбережения»

«Технологии мониторинга здоровьесбережения» описание: ведущие мониторинга, методы и способы технических решений, сроки проведения мониторинга  и т.д....

«Технология мониторинга уровня обученности».

В современной педагогике достаточно много технологий, позволяющих добиваться желаемого результата, но применение той или иной из них зависит от целей и задач, которые ставят перед собой педагог и восп...

Внедрение и совершенствование технологии мониторинга образовательного процесса

И современному учителю важно не только овладеть надежными и объективными методиками контрольно-оценочной деятельности учащихся, но и видеть перспективы применения диагностических методик, которые впис...