"Жестокое обращение с детьми"
материал
Доклад на педагогический совет на тему "Жестокое обращение с детьми".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhestokoe_obrashchenie_s_detmi_03.2016.docx | 37.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ РД БСШИ №7
ДОКЛАД
на педсовет:
Составила: Тусиди З.Н.,
социальный педагог
2015-2016
Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия в наши дни становится все более и более актуальной. Что подразумевается под жестоким обращением и насилием? Каковы виды, формы, признаки и последствия жестокого обращения? Что делать, если есть подозрение на жестокое обращение с ребенком? Куда обратиться и что предпринять в этом случае? Как поговорить с ребенком, как убедить его в том, чтобы он рассказал, что с ним случилось, ни в коей мере не придавая это общественной огласке? Какими нормативно-правовыми актами руководствоваться при работе с такими случаями? Как не допускать подобных случаев с детьми? Как корригировать поведение детей и подростков, переживших жестокое обращение и насилие? Все эти вопросы волнуют многих специалистов, работающих с детьми.
Понятие и виды жестокого обращения и насилия
Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.
Насилие над ребенком – это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности.
Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей:
- психологическое;
- пренебрежение основными потребностями ребенка;
- физическое;
- сексуальное.
Психологическое (эмоциональное) насилие – это однократное или хроническое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации.
Выделяют следующие формы психологического насилия:
- отвержение,
- терроризирование,
- изоляция,
- игнорирование,
- эксплуатация/развращение.
Отвержение неприятие ребенка, принижение его достоинства: враждебное отношение к ребенку, унижение, в том числе публичное; высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя и т.п.); превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес.
Терроризирование – угроза убить ребенка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место: угроза оставить ребенка в опасной ситуации, поместить в страшное место (например, ребенок боится темноты, а родители запирают его в темной комнате, надеясь, что таким образом они помогают избавиться ребенку от этого страха); угроза совершить насилие над самим ребенком («Не будешь слушаться – накажу»); угроза совершить насилие над тем, кого ребенок любит, чаще всего, над домашними животными («Будешь плохо себя вести, я твоего щенка/котенка выгоню на улицу/отдам соседям»).
Изоляция – лишение ребенка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его. У ребенка в этом случае возникает ощущение полного одиночества, изоляции от других людей. Развращение – побуждение ребенка к антисоциальному поведению: занятию проституцией, порнографией; преступной деятельностью; употреблению наркотиков; жестокости по отношению к другим.
Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции: нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком; взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости; отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.
Психологическое насилие в отношении детей происходит повсеместно, в первую очередь в семье и в образовательных учреждениях.
Поведенческие признаки психологического (эмоционального) насилия:
6-12 лет: школьная неуспеваемость, прогулы школы, отвержение сверстниками, чрезмерная привязанность к взрослому, который уделяет внимание ребенку, уходы из дома, агрессивное поведение; подростки (неспецифические признаки): депрессия, низкая самооценка, суицидальное поведение, психосоматические заболевания (аллергия, заболевания кожи, боли в брюшной полости и пр.).
Психологическое насилие, значение которого недооценивалось в течение долгого времени, является наиболее деструктивной формой жестокого обращения, затрагивающей все сферы развития ребенка.
Особенно опасно психологическое насилие для маленьких детей:
отсутствие эмоциональной стимуляции и поддержки ребенка, враждебное поведение родителей нарушают эмоциональное и физическое функционирование ребенка, приводят к задержке физического и умственного развития. Пренебрежение основными нуждами ребенка заключается в нежелании или неспособности родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворять основные нужды ребенка, необходимые для развития физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей. Формы пренебрежения нуждами ребенка: оставление ребенка без присмотра; не предоставление ребенку медицинской помощи; отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность); отсутствие получения адекватного образования.
Признаки пренебрежения основными нуждами ребенка:
- недостаточный возрасту вес и рост;
- санитарно-гигиеническая запущенность;
- попрошайничество;
- воровство пищи;
- непосещение школы, плохая успеваемость;
- повышенная утомляемость, апатичность;
- задержка в развитии: моторного, речевого, интеллектуального, социального, поведенческого компонентов;
- беспокойство, сниженный эмоциональный фон, слезливость, молчаливость, склонность к одиночеству.
Наиболее часто пренебрежение основными нуждами ребенка наблюдается в семьях, ведущих асоциальный образ жизни (пьянство или наркомания родителей). Нередко в таких дисфункциональных семьях роль родителей по отношению к маленьким членам семьи берут на себя дети постарше. Игнорирование безопасного окружения ребенка может оказаться смертельным для него. По данным Министерства здравоохранения России, 70% несчастных случаев, травм и отравлений детей в возрасте от 0 до 14 лет происходит из-за недосмотра и из-за невнимательности родителей или других близких людей. Пренебрежение основными потребностями ребенка приводит к тому, что детство из периода радостного, беззаботного, полного любви и внимания со стороны взрослых, превращается в безрадостное существование, когда ребенок страдает от холода, недоедания, болезней. Пренебрежение основными нуждами ребенка часто сочетается с физическим и психическим насилием. Дети, лишенные любви и заботы родителей, готовы полюбить и довериться любому взрослому, который проявит к ним хоть немного внимания. Поэтому они имеют высокий риск оказаться объектом сексуального посягательства со стороны педофилов, которые могут завоевать их привязанность, делая небольшие подарки.
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение ребенку побоев, травм, повреждений, вследствие чего страдают его физическое и психическое здоровье и развитие, в особо тяжких случаях наступает летальный исход.
Признаки физического насилия: синяки; царапины и рубцы; ожоги; ссадины; различного рода травмы.
Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки (до 90% всех повреждений). О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует: их расположение на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, в области половых органов, на щеках и т.д.; очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены: пряжка ремня, шнур, палка, отпечатки пальцев; следы избиения множественные, наряду со свежими повреждениями имеются старые рубцы и шрамы.
Особенности поведения детей, подвергшихся физическому насилию:
Младший школьный возраст: стремление скрыть травму (не переодевание на физкультуру), нежелание возвращаться домой после школы, замкнутость и отсутствие друзей, уходы из дома, плохая школьная успеваемость.
Подростковый возраст: любые формы злоупотребления алкоголем и другими психотропными веществами, депрессивные состояния, суицидальные попытки.
Заподозрить физическое насилие в отношении ребенка можно, если наблюдаются:
- неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями у детей (исключение – гиперактивные дети).
- несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам родителей.
- немотивированный отказ родителей от обращения за медицинской помощью для ребенка.
- наличие у ребенка особенностей поведения, которые могут провоцировать жестокое обращение (соматические или психологические заболевания, неусидчивость, родились недоношенными).
- предъявление со стороны родителей требований к ребенку, которые не соответствуют его физическому или интеллектуальному развитию.
Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.
Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые:
- демонстрация ребенку обнаженных гениталий;
- демонстрация порнографических и эротических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов;
- подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур.
Классификация сексуального насилия:
- Сексуальная эксплуатация – взрослый злоупотребляет беспомощностью, либо силой для удовлетворения собственного сексуального влечения.
- Эротизация ребенка – стимуляция сексуального развития в ущерб другим сторонам развития.
- Подавление детской сексуальности – формирование негативного отношения к любым проявлениям сексуальности и сексуальных интересов.
Сексуальное насилие в отношении детей очень скрытое, но далеко не редкое явление. Жертвами сексуального насилия могут стать дети любого возраста.
Сексуальное насилие в отношении ребенка зачастую совершается в семье. Сексуальное насилие в семье (инцест) – это серьезное нарушение внутрисемейных отношений, которому всегда предшествует более или менее выраженное эмоциональное пренебрежение или плохое обращение.
Признаки перенесенного сексуального насилия:
повреждения генитальной, анальной областей в виде синяков, ссадин, припухлостей, разрывов, кровоизлияний или нарушения целостности девственной плевы; заболевания, передающиеся половым путем; инфекции мочевыводящих путей; энурез и/или энкопрез; нервно-психические расстройства; психосоматические болезни (необъяснимые хронические боли внизу живота, дерматиты и др.).
Перечисленные виды жестокого обращения и насилия редко встречаются по отдельности. Часто ребенок испытывает на себе 2-3 вида жестокого обращения, что усугубляет негативные последствия насилия на развитие его личности.
Последствия насилия в семье для развития ребенка. Все дети, пострадавшие от жестокого обращения и перенесшие насилие, пережили психологическую травму, которая будет отрицательно влиять на личностное, эмоциональное и поведенческое развитие ребенка. Тяжесть последствий насилия будет зависеть: от вида насилия, возраста ребенка, от реакции окружающих, ситуации. Последствия насилия для ребенка будут серьезнее и тяжелее, если оно совершается близким человеком, например, папой или мамой.
Последствия жестокого обращения с детьми
- Уход в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;
- Агрессивное, преступное поведение детей;
- Уход в религиозные секты;
- Сбежавшие из дома дети умирают, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия
Какие родители, чаще других пренебрегают основными нуждами детей?
- алкоголики, наркоманы;
- с психическими расстройствами;
- юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства;
- с низким социально-экономическим уровнем жизни;
- с хроническими заболеваниями, инвалидностью, умственной отсталостью;
- перенесшие жестокое обращение в детстве;
- социально изолированные.
Очевидные «внешние» признаки,
на которые необходимо реагировать специалистам ОУ:
- асоциальное поведение ребенка;
- ребенок пропускает занятия или не посещает школу;
- у ребенка на теле травмы, следы насилия;
- ребенок побирается;
- ребенок грязно или не по сезону одет;
- семья ведет асоциальный образ жизни и не заботится о ребенке;
- наличие какой-либо информации о фактах жестокого обращения с детьми;
- наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних
в употребление спиртных напитков и наркотических веществ;
- наличие информации о фактах вовлечения
несовершеннолетних в преступную деятельность.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В СЛУЧАЕ ПОЯВЛЕНИЯ ЖАЛОБ РЕБЕНКА НА НАСИЛИЕ,
А ТАКЖЕ ПРИ НАЛИЧИИ ТРАВМ СПЕЦИФИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА,
ПОЗВОЛЯЮЩИХ ЗАПОДОЗРИТЬ ФАКТ НАСИЛИЯ
- Каждый работник ОУ обязан немедленно сообщить руководителю образовательного учреждения (письменно).
- Показать ребенка врачу, при наличии необходимости оказания экстренной медицинской помощи обеспечить ребенку эту помощь: вызвать «Скорую помощь», отвезти в травматологический пункт, сообщив об этом родителям или законным представителям ребенка.
- Сообщить родителям или опекунам (законным представителям) о наличие признаков насилия у ребенка, получить письменное объяснение от них.
- Провести беседу с родителями или законными представителями ребенка, которая протоколируется.
- Отдельно проводится беседа с ребенком в присутствии психолога.
- При выявлении ситуаций, когда ребенка наказывают физически, с родителей берутся объяснения в письменном виде, они предупреждаются об уголовной ответственности, в дальнейшем – устанавливается контроль за физическим и психологическим состоянием ребенка (устанавливается внутришкольный контроль).
- При неэффективности мер психолого-педагогического сопровождения родители предупреждаются на совете профилактики (педагогическом совете школы) об ответственности за совершаемые действия.
- При неэффективности этих мер и при подтверждении признаков жестокого обращения с ребенком, письменно информируются:
- прокуратура и отдел по делам несовершеннолетних,
- органы социальной защиты, которые действуют в рамках своих должностных обязанностей;
- органы опеки и попечительства МО – для решения вопроса об изъятии ребенка из семьи, отобрании ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится;
- КДН и ЗП, органы внутренних дел – для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.
К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и в семьях некоторых наших у...
Родительское собрание «Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей».
Данный материал можно использовать на родительских собраниях...
Родительское собрание «Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей».
Данный материал можно использовать на родительских собраниях...
Жестокое обращение с детьми. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) (памятка для педагогов)
Памятка для педагогов. Признаки, позволяющие определить факты жестокого обращения с ребенком...
Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми
Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным. Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющи...
Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-Петербурга Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения.
Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-ПетербургаАлгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим о...
Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми (2021-2022г.)
Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным. Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющи...