Экоурок «НАШ ДОМ. НИЧЕГО ЛИШНЕГО»
план-конспект

Водолага Галина Анатольевна

КОНСПЕКТ ЭКОЗАНЯТИЯ «НАШ ДОМ. НИЧЕГО ЛИШНЕГО» (в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче  и Всероссийского урока «Экология и энергосбережение»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экокласс (ecoclass.me)

КОНСПЕКТ ЭКОЗАНЯТИЯ «НАШ ДОМ. НИЧЕГО ЛИШНЕГО» (в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче  и Всероссийского урока «Экология и энергосбережение»)

C:\Users\ADMIN\Videos\Desktop\1.png

ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: Знакомство обучающихся с тем, как обустройство дома и бытовые привычки влияют на благополучие планеты и всех ее обитателей; мотивация их на экологически грамотное поведение в повседневной жизни.

ЗАДАЧИ:

- поразмышлять над значением фразы «Планета — наш общий дом»;

- выяснить, какие новые принципы жизни становятся популярными в XXI веке во всем мире и почему;

- объяснить, откуда в наших домах берутся вода, электричество и вещи;

- выяснить, как разумный подход жителей к  использованию ресурсов в  своих домах может значительно снизить негативное влияние на окружающую среду;

- изучить, какие полезные привычки и  вещи в  наших домах помогают заботиться об окружающей среде.

Необходимое оборудование: ПК, мультимедийное оборудование, презентация в  Microsoft PowerPoint; распечатанные на цветном принтере материалы игровых заданий (бланк, карточки) и заготовки для складывания карманной книжечки (по кол-ву участников); 3–5 ножниц для изготовления карманных книжечек в конце занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
  1. Мотивация (Диалог с обучающимися. Мозговой штурм. Выполнение задание, в ходе которого анализируют, для чего люди используют воду и электричество в своих домах и откуда берутся отходы.)

Слайд 1. Титульный

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о том, как обустройство нашего дома и наши домашние привычки влияют на здоровье и благополучие планеты и всех ее обитателей. Что для вас означает дом? Как бы вы описали, что это и зачем он нужен людям?

Ответы обучающихся.

(Воспитатель записывает на доске ответы, группируя их по категориям. Все ответы принимаются без комментариев.)

Слайд 2

- Давайте определим и выделим из предложенных вами описаний, что самое важное в комфортном современном доме, и что, по-вашему, отличает дом XXI века от домов предыдущих эпох?

Обучающиеся отвечают. Воспитатель выделяет в списке или дописывает называемые ребятами пункты. 

- В современных городских и многих сельских домах есть освещение, электричество, центральное отопление, водопровод и  канализация, разнообразная мебель, техника, посуда, вещи для декора, уюта и развлечений. Все это — плоды научно-технической революции XVIII–XIX веков, которая позволила автоматизировать ручной труд и  наладить массовое производство.

А  как  же будут выглядеть дома будущего? Есть идеи?

Обучающиеся отвечают.

- Говоря о будущем, мы часто представляем себе роботов, искусственный интеллект, высокие технологии, которые должны привносить в нашу жизнь еще больше удобств и выполнять за нас то, что мы не хотим или не умеем делать. Уже сегодня существуют технологии «умного дома», которые позволяют на расстоянии управлять тем, что происходит внутри. Активно развивается и  технология «интернет-вещей», которая представляет собой единую сеть, соединяющую окружающие нас объекты реального мира и виртуальные объекты и позволяющую вещам общаться и взаимодействовать между собой. Человек при этом следит за тем, что делают вещи, в своем смартфоне, получает от них необходимую информацию и дает им задания. Это все замечательно, но есть одна фраза, которую нельзя не принимать в расчет, развивая технологии и думая о будущем.

Слайд 3

- Планета — наш общий дом. Как вы это понимаете?

Обучающиеся отвечают.

- Все, что у нас есть, мы получаем от природы. До промышленной революции (перехода от ручного труда к машинному в XVIII–XIX веках) в природе существовало экологическое равновесие, то есть деятельность человека не нарушала основных природных процессов или влияла на них незначительно. Двадцатый век вошел в историю как век небывалого технического прогресса, бурного развития науки, промышленности, энергетики, сельского хозяйства. Одновременно начало расти и вредное воздействие деятельности человека на окружающую среду. Какие современные экологические проблемы вы знаете?

Обучающиеся отвечают.

Нажатие клавиши Enter для анимации слайда.

- Загрязнение воды, воздуха, почвы, вырубка лесов, исчезновение многих видов животных и растений, изменение климата, рост свалок, исчерпание ресурсов… Это далеко не  полный, но  уже внушительный список изменений облика планеты, на которые больше нельзя закрывать глаза. Ведь все это влияет на каждого из нас. У нас нет запасной планеты, пригодной для жизни. Каждое живое существо является частью удивительной, высокоорганизованной и сложной системы поддержания жизни на Земле. Человек тоже часть этой системы. Но, нарушая ее законы, мы вредим сами себе. Забота об  окружающей среде позволит человечеству сохранить Землю пригодной для жизни.

Слайд 4

- Грустно смотреть на то, что происходит сегодня с планетой, но у меня есть для вас целых три хороших новости. Во-первых, хотя не все наши дома пока стали «умными», мы должны понимать, что уже живем в самом умном из возможных домов. Природа имеет уникальные механизмы самоподдержания, самовосстановления, круговорота веществ и энергии, и мы можем многому у нее научиться.

Во-вторых, сам по себе технический прогресс и использование ресурсов — не проблема. Однако важно разумно ко всему подходить и не брать лишнего, вписываясь в пределы возможностей планеты. Великий индийский политический и  общественный деятель Махатма Ганди сказал: «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды всех людей, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность».

И в-третьих, будущее не предопределено. Оно зависит от наших сегодняшних действий и решений. Так что при создании новых материалов и технологий мы можем учитывать имеющийся опыт и думать не только о том, как минимизировать ущерб, наносимый окружающей среде, но и о том, как деятельность людей может приносить пользу нашему общему дому. Так что мы сами выбираем, допустить экологическую катастрофу или научиться жить в гармонии с природой. Как вам такие новости?

Обучающиеся отвечают, делятся впечатлениями от услышанного.

Для решения глобальных проблем важен вклад каждого. В XXI веке во всем мире становятся популярными новые принципы жизни. Люди ищут возможности оставить мир после себя лучше, чем он был до них, стараются не брать больше, чем нужно, и не причинять вред окружающей среде. Такой образ жизни называют устойчивым, или «зеленым». В  Швеции, например, есть специальное слово «лагом», означающее принцип жизни, в  основе которого лежит чувство равновесия и  забота об окружающих. Шведы верят, что человек становится счастливым, стремясь к балансу во всем, имея не много, не мало, а достаточно. «Лагом» можно перевести как «ровно столько, сколько нужно», или «ничего лишнего».

Давайте узнаем, как мы можем сделать свой образ жизни более устойчивым, какие вещи и привычки помогут нашим жилищам стать «умнее» уже сегодня и позаботиться об окружающей среде. Для начала нужно будет вспомнить, для чего мы используем в наших домах электричество и воду, а также откуда берутся отходы. Я раздам каждой группе бланк. В графу «Использование электричества» впишите, для чего вы используете электричество в доме. В графу «Использование воды» — для чего вы используете воду. В графу «Образование отходов» впишите то, что чаще всего оказывается в вашем мусорном ведре.

Воспитатель раздает группам бланки (Прилож. 1). Обучающиеся в группах выполняют задание, заполняя списки.

2. Постановка проблемы

- Мы привыкли к тому, что можно просто щелкнуть выключателем, вставить вилку электроприбора в  розетку — и  получить сколько угодно электроэнергии, открыть кран — и получить сколько угодно чистой пресной воды; к тому, что постоянно покупаем и выбрасываем вещи. Но как часто вы задумываетесь, откуда все это берется в наших домах и куда девается?

Обучающиеся отвечают.

3. Целеполагание

- Конечно, «спонсором» всех наших удобств и удовольствий является матушка-природа. Она щедро делится с нами всем, что имеет, и безропотно принимает то, что нам больше не нужно. Давайте попробуем пройтись по трубам, проводам и следам мусоровозов, отходящих от наших домов, и посмотреть, куда они ведут.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
  1. Блок передачи знаний
  1. Электричество

Слайд 5

- Итак, откуда в  домах и  других зданиях электричество?

Если посмотреть на  здания снаружи, можно увидеть множество проводов, тянущихся через столбы к электростанциям. Электростанции бывают разными: тепловыми, гидро-, атомными, солнечными, ветряными.

В нашей стране больше всего теплоэлектростанций. Энергия на них получается при нагревании воды за счет сжигания ископаемого топлива, такого как газ, уголь или мазут. Эти природные ресурсы являются невозобновляемыми, т.е. человек не может ничего сделать для их восстановления — мы просто добываем и расходуем то, что природа создавала миллионы лет, и рано или поздно эти ресурсы закончатся. Тепловые электростанции можно узнать издалека по двум видам труб: узким, из которых выходит серый дым, состоящий из углекислого газа и различных примесей, и широким, из которых валит водяной пар. Эти выбросы повышают концентрацию парниковых газов в атмосфере и вносят значительный вклад в изменение климата. Последствиями изменения климата являются наводнения, ураганы, засухи и другие погодные аномалии.

Можете ли вы вспомнить какие-то необычные погодные явления, которые произошли за последнее время в нашем регионе (в нашей стране, в других странах)?

Ответы обучающихся.

- Сегодня каждый житель планеты так или иначе сталкивается с проявлением климатических изменений.

Так что каждый раз, когда электроэнергия в наших домах и зданиях расходуется неразумно, это вносит вклад в создание серьезных неприятностей. При горении обычной лампочки за 24 часа в воздух выбрасывается 1 кг углекислого газа. Если мы оставляем свет включенным, когда он нам не нужен, воздух бессмысленно загрязняется, хотя щелкнуть выключателем — вполне посильная задача для каждого. А если взять в расчет технический прогресс и просто заменить обычные лампочки на светодиодные, то мы сократим расход электроэнергии, а значит, и количество выбросов, в 8 раз. То есть в воздух попадет уже не килограмм, а 125 грамм CO, а если к этому добавить привычку выключать свет, то и того меньше.

Как видите, мы легко можем снизить негативное влияние на окружающую среду в 10 раз!

  1. Вода

Слайд 6

- Следующий наш вопрос: откуда в кране вода?

70% территории нашей планеты покрыты водой. При этом доступной человеку пресной питьевой воды — не более 1%. Запасы воды распределены неравномерно, и с каждым годом проблема доступа к водным ресурсам становится острее. Потребность в пресной воде растет вместе с населением планеты. Сегодня более 40% людей страдает от дефицита чистой питьевой воды. Это связано с загрязнением пресноводных водоемов и изменением климата.

Чаще всего вода приходит в дома городских жителей нашей страны из построенных на реках водохранилищ. Пройдя через станцию водоочистки, с помощью электрических насосов вода перекачивается по трубам в здания. После использования грязная вода утекает по канализационным трубам и попадает обратно в природные водоемы. Иногда ее очищают, а иногда нет. Сброс сточных вод часто нарушает экологический баланс водоемов, что приводит к цветению воды и гибели водных животных и растений, которые являются основными природными фильтрами. Так постепенно водоем загрязняется, и вода становится непригодной для питья. Кроме того, на очистных станциях скапливается большое количество отходов, остающихся после очистки воды, которые приходится сжигать или отправлять на свалки.

Загрязнить воду гораздо легче, чем очистить, поэтому важно разумно ее использовать, чтобы вода оставалась чистой, а люди и другие живые существа были здоровы. Например, простая привычка закрывать кран во время чистки зубов позволит уберечь целое ведро чистой воды от попадания в канализацию, где она смешается с грязной и ее придется снова очищать, чтобы сделать пригодной для использования. За год каждый неравнодушный человек может легким движение руки спасти 8.000 литров ценнейшей пресной воды от бессмысленного загрязнения.

3) Как образуются отходы и к чему приводит неразумный подход к использованию жизненно важных ресурсов

Слайд 7

- И последняя загадка о наших домах, которую нам предстоит разгадать: откуда берутся вещи и куда девается мусор?

Мы покупаем вещи в магазинах, а в магазины они попадают после того, как их сделали на заводах и фабриках. Чтобы создать любую вещь, нужно много труда и природных ресурсов, например: древесины, руды, нефти, песка, различных растений, химикатов, электроэнергии, воды. При добыче ресурсов и в ходе производства вещей промышленным способом природа очень сильно загрязняется. Кроме того, любая вещь рано или поздно ломается, или становится ненужной и превращается в мусор. Мусор отправляется на свалки, которых становится все больше, и  которые отравляют воду, воздух и  почву вокруг себя.

Жители нашей страны каждый год выбрасывают 70 миллионов тонн мусора — это в 10 раз больше веса пирамиды Хеопса. Каждый из нас создает 400 кг мусора в год. Есть даже шутка о том, что инопланетяне, наблюдая за людьми, могли бы предположить, что основная цель деятельности людей — превращение природных ресурсов в мусор. Запасы ресурсов на Земле не бесконечны, а их добыча приводит к серьезным нарушениям экологического баланса и росту загрязнений. Меньше чем за 100 лет человечество уничтожило почти половину лесов на планете. Разливы нефти отравляют воду и почву, при добыче руды и угля пыль разлетается на многие километры, загрязняет воздух и оседает на поверхности почвы и растениях, а в ближайших водоемах оказывается большое количество токсичных веществ.

Каждая вещь дорого обходится нашему общему дому — планете, так что важно ценить вещи и бережно к ним относиться. А отходы — сортировать и отправлять на переработку, ведь стекло, металл, пластик, бумага и некоторые другие материалы могут быть использованы для изготовления новых вещей. Так можно сэкономить природные ресурсы, снизить загрязнение окружающей среды от их добычи и уменьшить количество свалок и вреда от них.

Как видите, стоимость вещей и удобств трудно оценить в деньгах. Мы не можем заплатить природе, чтобы купить чистый воздух, пресную воду, плодородную почву, подходящий климат, и не можем создать все это искусственно. Единственный выход— заботиться о планете, чтобы она могла позаботиться о нас и обеспечить нас всем необходимым. Удивительно, но для этого не нужно быть супергероем. Достаточно всего лишь разумного подхода и следования принципу «ничего лишнего».

4) Задание для закрепления материала

- Чтобы в этом убедиться, давайте выведем формулу преимуществ разумного использования электроэнергии, воды и вещей. Выберите подходящие пункты с описанием выгод в нижней части ваших бланков и впишите их номера в соответствующие формулы или проведите к ним линии.

Обучающиеся выполняют задание в группах. По истечении времени группы сравнивают свои ответы со слайдом. Если ребята включили в формулы дополнительные слагаемые, воспитатель просит их обосновать свой выбор.

Обучающиеся сверяют свои ответы со слайдом и обсуждают расхождения, если они есть, обосновывая свою точку зрения.

  1. Информационно-практический блок
  1. Игровое задание «Полезные привычки и вещи в наших домах»

Слайд 8

- Теперь вы знаете, как связан наш маленький дом с нашим общим домом и что происходит на планете, когда мы зря тратим воду, электроэнергию или небрежно относимся к вещам.

70% населения мира живет в городах. Разумный подход людей к использованию ресурсов в своих домах может значительно снизить негативное влияние на окружающую среду, чтобы сохранить больше свежего воздуха, чистой воды и  природных ресурсов. А  заключается этот подход в  довольно простых действиях. Причем, каждый может выбрать именно то, что для него больше подходит.

Я раздам вам карточки, на  которых вы найдете вещи, привычки и  лайфхаки, воплощающие бережное отношение к ресурсам. Изучите их внимательно, так как через несколько минут вы станете консультантами по разумному подходу, и вам нужно будет давать подходящие советы разным людям, которые хотят позаботиться о себе, своем жилище и нашем общем доме.

Воспитатель раздает группам карточки (Прилож. 2). Обучающиеся в группах их изучают.

Слайд 9

- Вот ваш первый клиент. Посоветуйте, что подойдет человеку, интересующемуся техникой и технологиями, чтобы разумно использовать электроэнергию, воду и вещи в доме.

Воспитатель дает слово одной из групп. Остальные группы могут дополнять ответ первой группы, предлагая свои идеи.

Периодически воспитатель может задавать уточняющие вопросы о том, как именно тот или иной совет поможет планете, чтобы обучающиеся закрепили составленные в предыдущем задании формулы преимуществ.

Нажатие клавиши Enter для анимации слайда.

- Что заинтересует любителей моды и стиля?

Воспитатель дает слово следующей группе. Остальные группы могут дополнять ответ, предлагая свои идеи.

Нажатие клавиши Enter для анимации слайда.

- Как может позаботиться о планете очень занятой человек?

Воспитатель вновь дает слово 1-й группе. Другая группа може дополнять ответ, предлагая свои идеи.

Нажатие клавиши Enter для анимации слайда.

- Что порекомендуете делать тому, кто обеспокоен состоянием окружающей среды и хочет сделать все возможное для сохранения природы?

Воспитатель дает слово следующей группе. Первая группа может дополнять ответ, предлагая свои идеи.

Нажатие клавиши Enter для анимации слайда.

- А может, есть что-то подходящее для нашей школьной гостиницы? Ведь здесь мы проводим довольно много времени, а значит, тоже можем сделать что-то полезное. Что вам хотелось бы и было бы легко делать?

Воспитатель дает слово 1-й группе. 2-я группа может дополнять ответ, предлагая свои идеи.

Нажатие клавиши Enter для анимации слайда.

У вас отлично получается быть консультантами по разумному подходу к использованию электроэнергии, воды и вещей. А что из этого списка вы уже делаете сами и что готовы начать делать?

Обучающиеся отвечают. Чтобы охватить всех обучающихся, воспитатель проводит опрос-голосование:

2) Опрос-голосование

- Кто из  вас всегда закрывает кран, когда чистит зубы? (Обучающиеся поднимают руки.)

- Кто из  вас готов начать сортировать отходы и отправлять их на переработку?

- Кто из вас готов вынимать зарядное устройство из розетки после зарядки телефона?

- Какие еще советы вы можете добавить к тем, что упомянуты на карточках?

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
  1. Подведение итогов

Слайд 10

- Спасибо вам, ребята, за интересное занятие. Я надеюсь, что вам оно тоже понравилось.

Мы узнали, как обустройство дома и наши привычки влияют на состояние окружающей среды и как сделать так, чтобы сохранить больше чистого воздуха, чистой воды и ресурсов.

Изменить привычки, может быть, не так просто. Помните о том, что любое, даже самое маленькое действие имеет значение. Не обязательно ждать, пока появятся «умные» технологии — можно быть умными и  следовать разумному подходу уже сейчас. Выбирайте то, что вам подходит, и воплощайте принцип «ровно столько, сколько нужно», чтобы принести пользу себе, окружающей среде и всем тем, кто живет с нами на одной планете.

  1. Рефлексия

Слайд 11

- Чтобы ничего не  забыть и  поделиться с  родителями и  друзьями знаниями о том, как заботиться о планете, не выходя из дома, я предлагаю вам сложить книжечку-памятку. Надеюсь, со  временем вам удастся освоить как можно больше аспектов разумного подхода и внести свой вклад в создание чистого будущего.

Воспитатель раздает обучающимся распечатанные макеты (Прилож. 3). Ребята делают книжечки-памятки с помощью воспитателя и схемы на слайде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экоурок "Красная книга Нижегородской области"

Внеклассное мероприятие по охране природы....

Экоурок – в школы!

Инициатива в обазовательном процесее...

экоурок, презентация

презентация к классному часу по теме : Защитим экосреду...

Экоурок "Вода России"

В поодержку одноименной акции, которая проходила под эгидой зеленого движения "ЭКА"...

Всероссийский экоурок 2016 "Хранители воды"

Этот интересный и занимательный урок я проводила в конце учебного 2016 года от ЯКласса. Урок "Хранители воды" посвящен пресной воде и ее загрязнению. Действующее лицо - бобер, который рассказывает о с...

Ничья, виды ничьей

Для объединения "В королевстве шахматных фигур"...

Разработка урока экологического урока «Наш дом. Ничего лишнего» ( технологическая карта)

Ученики средних и старших классов узнают, в чем преимущества рационального использования природных ресурсов, и примерят на себя роль консультантов по разумному подходу, дающих советы людям, которые хо...