социально-активные практики как лучшая форма волонтёрского движения
статья (9 класс)

Резникова Любовь Александровна

В связи с введением в школьную программу новых федеральных стандартов становится важным воспитание активной гражданской позиции молодого поколения. Об этом говорится в важнейших документах РФ, а именно в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (необходимо решение следующей задачи: Создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства), в   стратегических документах социально-экономического развития Российской Федерации и Самарской области до 2030 года  (повышение  уровня вовлеченности жителей Самарской области в добровольческую, благотворительную и иную социально полезную деятельность) и других документах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-активные практики как лучшая форма волонтёрского движения.

                                Л.А. Резникова, учитель ГБОУ СОШ №2 «ОЦ»

                            им. Героя Советского Союза И.Т. Краснова,

                                        с. Большая Глушица

                                        Почётный работник воспитания и просвещения РФ

Цель: Ознакомление с социально-активными практиками – лучшими формами волонтёрского движения на примере личного педагогического опыта.   

Задачи: 1. Утверждать в сознании учеников социально значимые  ценности.

              2. Формировать гражданскую активность подростков, развивать    

                  стремление   учащихся  в  популяризации практик социального  

                  волонтёрства.

Актуальность.

В связи с введением в школьную программу новых федеральных стандартов становится важным воспитание активной гражданской позиции молодого поколения. Об этом говорится в важнейших документах РФ, а именно в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (необходимо решение следующей задачи: Создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства), в   стратегических документах социально-экономического развития Российской Федерации и Самарской области до 2030 года  (повышение  уровня вовлеченности жителей Самарской области в добровольческую, благотворительную и иную социально полезную деятельность) и других документах.

Своеобразие системы работы:

Своеобразие моей системы работы я вижу в том, что формируя гражданскую активность подростков, способных свободно жить в современном мире, я опираюсь на многообразные  социальные структуры, без которых невозможна современная жизнь.

      В настоящее время много говорят о патриотизме, о  нравственном воспитании. Важным моментом такого воспитания, является деятельность, формирующая у подрастающего поколения позитивное отношение к окружающему миру, к своему здоровью, к труду, к изучению истории своего родного края. Только человек, у которого сформированы нравственные  ценности, будет жить на благо своей Большой и малой Родины.

       Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

   Очевидной является необходимость социальной востребованности воспитания. Воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.

         На протяжении семи лет я работала классным руководителем с ребятами, которые пришли ко мне в 5 классе с многочисленными проблемами, а именно: в классе был слабо сформирован коллектив, многие ребята имели  неадекватную самооценку (завышенную или заниженную), многие не  верили в успешность своей деятельности,  поэтому никогда не принимали участия в жизни класса и школы, совсем не умели дружить,  не умели  жить в коллективе, часто случались ссоры и даже драки,  были  равнодушны  к проблемам своих одноклассников, а следовательно, и к своей малой родине и стране в целом. Нужно было срочно принимать меры, менять ситуацию. Многократно проводились беседы о милосердии, взаимопомощи и взаимовыручке, о дружбе, толерантности, но должных результатов это не давало. Нужны были практические действия.  В нашей школе обучаются подростки из реабилитационного центра.  Этим детям не доступны  современные средства обучения. Они и одеты не совсем так, как многие другие, у них нет модной дорогой одежды и обуви. И разговаривают они как-то грубовато. Их немного, таких ребят, но они есть. В чём же дело? Почему этих учащихся сторонятся те, у которых есть всё? А иногда даже и подсмеиваются над ними? Мы решили обсудить эту проблему на одном из классных часов. Почему же должно быть пренебрежительное, негативное отношение к учащимся, которые вынуждены проживать в центре для детей с ограниченными возможностями?! Там также проживают и дети, родители которых не выполняют своих родительских обязанностей по отношению к ним. Часто бывает так, что родители  унижают своих детей, даже жестоко обращаются с ними. Разве виноваты эти ребята, что у них всё так неблагополучно складывается?!  Мои ребята задумались над данной проблемой и даже предложили провести с ребятами из реабилитационного центра «Весёлые старты». Сколько было положительных эмоций, когда учащиеся увидели улыбки, счастливые лица воспитанников! С этого момента завязалась дружба между моими школьниками и воспитанниками РЦ.

Поэтому  было решено  разнообразить жизнь воспитанников РЦ: привлекать их к участию в различных видах деятельности, к проведению акций, совместно участвовать в трудовых десантах, соревноваться в «Весёлых стартах» и т.д. С этой целью  со старшим воспитателем РЦ  был составлен совместный  перспективный план  работы учащихся школы и воспитанников РЦ на несколько лет.

 Цель совместной работы:

  1. Прививать учащимся школы уважительное отношение к детям - подросткам с ограниченными возможностями.
  2. Работать над созданием сплочённого коллектива из участников сообщества и воспитанников РЦ.
  3. Способствовать развитию познавательных интересов детей.
  4. Повысить их нравственную воспитанность и коммуникативные склонности.
  5. Сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни.

На протяжении нескольких лет мы сотрудничали с воспитанниками, сложился крепкий коллектив единомышленников. Нас всегда радушно встречали  ребята в ожидании каких-либо новинок. Впоследствии учащиеся разработали и успешно защитили социальный проект «Все вместе МЫ – дружная семья».

       Большая роль в нашей работе  отведена и сотрудничеству с пансионатом ветеранов войны и труда.  Ежегодно учащиеся готовили подарки , сделанные своими руками, и концертную программу к Дню пожилого человека, к Дню Победы, проводили акции по озеленению газонов и комнат пансионата, что доставляло  большую радость ветеранам.

     Впоследствии учащиеся решили расширить зону своих акций. Мы с различными программами  стали навещать и детские сады «Одуванчик» и « Россиянка». Малыши с восторгом смотрели Новогодние сказки «Как Иван Снегурочку искал», «По следам Бременских музыкантов»  и инсценировки к Дню Победы.

     Результатом нашей волонтёрской деятельности  стал крепкий коллектив учащихся. Осуществление социально значимой деятельности является важным средством социализации учащихся. Развиваются организаторские, творческие, коммуникативные способности, школьники познают мир. Практические навыки и умения, социальные установки и ценности, которые формируются в процессе социального взаимодействия, во многом определяют социальные перспективы наших выпускников, их способность в дальнейшем участвовать в местном самоуправлении и в управлении страной.



Предварительный просмотр:

Социально-активные практики как лучшая форма волонтёрского движения.

                                Л.А. Резникова, учитель ГБОУ СОШ №2 «ОЦ»

                            им. Героя Советского Союза И.Т. Краснова,

                                        с. Большая Глушица

                                        Почётный работник воспитания и просвещения РФ

Цель: Ознакомление с социально-активными практиками – лучшими формами волонтёрского движения на примере личного педагогического опыта.   

Задачи: 1. Утверждать в сознании учеников социально значимые  ценности.

              2. Формировать гражданскую активность подростков, развивать    

                  стремление   учащихся  в  популяризации практик социального  

                  волонтёрства.

Актуальность.

В связи с введением в школьную программу новых федеральных стандартов становится важным воспитание активной гражданской позиции молодого поколения. Об этом говорится в важнейших документах РФ, а именно в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (необходимо решение следующей задачи: Создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства), в   стратегических документах социально-экономического развития Российской Федерации и Самарской области до 2030 года  (повышение  уровня вовлеченности жителей Самарской области в добровольческую, благотворительную и иную социально полезную деятельность) и других документах.

Своеобразие системы работы:

Своеобразие моей системы работы я вижу в том, что формируя гражданскую активность подростков, способных свободно жить в современном мире, я опираюсь на многообразные  социальные структуры, без которых невозможна современная жизнь.

      В настоящее время много говорят о патриотизме, о  нравственном воспитании. Важным моментом такого воспитания, является деятельность, формирующая у подрастающего поколения позитивное отношение к окружающему миру, к своему здоровью, к труду, к изучению истории своего родного края. Только человек, у которого сформированы нравственные  ценности, будет жить на благо своей Большой и малой Родины.

       Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

   Очевидной является необходимость социальной востребованности воспитания. Воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.

         На протяжении семи лет я работала классным руководителем с ребятами, которые пришли ко мне в 5 классе с многочисленными проблемами, а именно: в классе был слабо сформирован коллектив, многие ребята имели  неадекватную самооценку (завышенную или заниженную), многие не  верили в успешность своей деятельности,  поэтому никогда не принимали участия в жизни класса и школы, совсем не умели дружить,  не умели  жить в коллективе, часто случались ссоры и даже драки,  были  равнодушны  к проблемам своих одноклассников, а следовательно, и к своей малой родине и стране в целом. Нужно было срочно принимать меры, менять ситуацию. Многократно проводились беседы о милосердии, взаимопомощи и взаимовыручке, о дружбе, толерантности, но должных результатов это не давало. Нужны были практические действия.  В нашей школе обучаются подростки из реабилитационного центра.  Этим детям не доступны  современные средства обучения. Они и одеты не совсем так, как многие другие, у них нет модной дорогой одежды и обуви. И разговаривают они как-то грубовато. Их немного, таких ребят, но они есть. В чём же дело? Почему этих учащихся сторонятся те, у которых есть всё? А иногда даже и подсмеиваются над ними? Мы решили обсудить эту проблему на одном из классных часов. Почему же должно быть пренебрежительное, негативное отношение к учащимся, которые вынуждены проживать в центре для детей с ограниченными возможностями?! Там также проживают и дети, родители которых не выполняют своих родительских обязанностей по отношению к ним. Часто бывает так, что родители  унижают своих детей, даже жестоко обращаются с ними. Разве виноваты эти ребята, что у них всё так неблагополучно складывается?!  Мои ребята задумались над данной проблемой и даже предложили провести с ребятами из реабилитационного центра «Весёлые старты». Сколько было положительных эмоций, когда учащиеся увидели улыбки, счастливые лица воспитанников! С этого момента завязалась дружба между моими школьниками и воспитанниками РЦ.

Поэтому  было решено  разнообразить жизнь воспитанников РЦ: привлекать их к участию в различных видах деятельности, к проведению акций, совместно участвовать в трудовых десантах, соревноваться в «Весёлых стартах» и т.д. С этой целью  со старшим воспитателем РЦ  был составлен совместный  перспективный план  работы учащихся школы и воспитанников РЦ на несколько лет.

 Цель совместной работы:

  1. Прививать учащимся школы уважительное отношение к детям - подросткам с ограниченными возможностями.
  2. Работать над созданием сплочённого коллектива из участников сообщества и воспитанников РЦ.
  3. Способствовать развитию познавательных интересов детей.
  4. Повысить их нравственную воспитанность и коммуникативные склонности.
  5. Сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни.

На протяжении нескольких лет мы сотрудничали с воспитанниками, сложился крепкий коллектив единомышленников. Нас всегда радушно встречали  ребята в ожидании каких-либо новинок. Впоследствии учащиеся разработали и успешно защитили социальный проект «Все вместе МЫ – дружная семья».

       Большая роль в нашей работе  отведена и сотрудничеству с пансионатом ветеранов войны и труда.  Ежегодно учащиеся готовили подарки , сделанные своими руками, и концертную программу к Дню пожилого человека, к Дню Победы, проводили акции по озеленению газонов и комнат пансионата, что доставляло  большую радость ветеранам.

     Впоследствии учащиеся решили расширить зону своих акций. Мы с различными программами  стали навещать и детские сады «Одуванчик» и « Россиянка». Малыши с восторгом смотрели Новогодние сказки «Как Иван Снегурочку искал», «По следам Бременских музыкантов»  и инсценировки к Дню Победы.

     Результатом нашей волонтёрской деятельности  стал крепкий коллектив учащихся. Осуществление социально значимой деятельности является важным средством социализации учащихся. Развиваются организаторские, творческие, коммуникативные способности, школьники познают мир. Практические навыки и умения, социальные установки и ценности, которые формируются в процессе социального взаимодействия, во многом определяют социальные перспективы наших выпускников, их способность в дальнейшем участвовать в местном самоуправлении и в управлении страной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме "Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи "

Открытый урок по данной теме. Все этапы урока соблюдены, присутствует индивидуальная, групповая работа, изложение нового материала, этап закрепления....

Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"

Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...

«Технология развития социальной активности личности в практике дополнительного образования детей»

Современному подростку трудно перенести себя в пространство практики, взять ответственность за собственные решения, прогнозировать собственное будущее. Поэтому одна из главных задач -  помочь обу...

Презентация к статье "Технология развития социальной активности личности в практике дополнительного образования детей"

Презентация к статье по теме "Технология развития социальной активности личности в практике дополнительного образования детей"...

Статья: «Анализ практики форм социальной активности в Российском движении школьников на примере ГБОУ средней школы № 298 Фрунзенского района Санкт-Петербурга»

Статья знакомит с одним изх вариантов интеграции содержания мероприятий Российского движения школьников в систему воспитания и социализации образовательных организаций, программы работы классных руков...

Формирование социальной активности обучающихся с использованием воспитательного потенциала информационного-образовательного пространства сети Интернет в образовательной практике объединения юных журналистов «Школяр» МБУДО ДДТ г.Донецка"

Творческий педагогический проект для зачета курсовой подготовки ГБУ ДПО РО "Ростовсrий институт повышения квалификации и переподготовки работников образования" по специальност...