Статья: "Живой как жизнь"
статья (8 класс)

Вдовина Анастасия Николаевна

Язык народа и богат, и точен,

Но есть, увы, и бранные слова,

Они растут, как сорная трава,

У плохо перепаханных обочин

 

Николай Рыленков

 

3 февраля отмечается Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. Где-то он воспринимается как нечто экзотическое, но для России, в которой, как говорится, «матом не ругаются, а на нём разговаривают», день этот имеет существенное значение.

        Жизнь людей немыслима без языка и речи. Слово является средством общения между людьми, способом обмена информацией. Нередко мы судим о людях по тому, как они умеют говорить, какими собеседниками являются. Словом можно поддержать в трудную минуту, порадовать другого человека, но словом (даже тем же самым) можно сильно огорчить и обидеть близкого человека.

         Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828–1910) говорил так: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей».

 

       К сожалению, есть слова, которые засоряют нашу речь: бранные, иностранные, жаргонные, вульгарные выражения, слова-паразиты, канцеляризмы, специфическое общение в интернет-среде. Всё это – ненормативная лексика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья: "Живой как жизнь"17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Живой как жизнь


Язык народа и богат, и точен,

Но есть, увы, и бранные слова,

Они растут, как сорная трава,

У плохо перепаханных обочин

Николай Рыленков

3 февраля отмечается Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. Где-то он воспринимается как нечто экзотическое, но для России, в которой, как говорится, «матом не ругаются, а на нём разговаривают», день этот имеет существенное значение.

        Жизнь людей немыслима без языка и речи. Слово является средством общения между людьми, способом обмена информацией. Нередко мы судим о людях по тому, как они умеют говорить, какими собеседниками являются. Словом можно поддержать в трудную минуту, порадовать другого человека, но словом (даже тем же самым) можно сильно огорчить и обидеть близкого человека.

         Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828–1910) говорил так: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей». 

       К сожалению, есть слова, которые засоряют нашу речь: бранные, иностранные, жаргонные, вульгарные выражения, слова-паразиты, канцеляризмы, специфическое общение в интернет-среде. Всё это – ненормативная лексика.

Ненормативная лексика – лексика, ненормированная в литературном языке. Ненормативная лексика потому и называется ненормативной, что всегда осуждалась общественной моралью. Воспитанные люди избегают ее, ведь  она воспринимается как признак некультурности, как принадлежность к «низшим слоям общества». Её употребление говорит о бедном словарном запасе и духовной нищете человека.

Как бороться с матом?

Во всех странах активно борются с ненормативной лексикой, создают специальные комитеты, проводят ряд мероприятий. Даже Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой появился. Ведь искоренение нецензурных выражений повышает престиж страны.

        Сейчас сквернословие в России по юридическим законам рассматривается как нарушение общественного порядка, оскорбление личности, оно может соответствовать статье о разжигании национальной, религиозной и этнической розни и повлечь за собой ряд соответствующих санкций.

В российском законодательстве предусмотрены меры наказания за нецензурную брань в общественных местах. Статья 20-1 Кодекса об административных правонарушениях расценивает её как мелкое хулиганство. На матершинника может быть наложен штраф в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток. А если он к тому же выказал неповиновение «требованию представителя власти или иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка», размер штрафа возрастает до 2500 рублей.

5 февраля волонтерским объединением «Вариант» была проведена акция: «Школа - территория без сквернословия», ребятами был подготовлен информационный плакат и буклеты, которые раздавались ученикам в школе.

Мы по праву можем гордиться нашим языком, который является одним из самых красивых, богатых и выразительных языков мира. Но русский мат, ставший неотъемлемой частью общения различных слоёв населения, – это скверна, которой нужно стыдиться, поэтому каждый русский должен стремиться к тому, чтобы очистить от этой скверны, как собственную речь, так и язык в целом.

Не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. В наших словах и интонациях выражено не только видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Чёрствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте же уважать друг друга!

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием»

И.С. Тургенев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Про дети как дети, ученики как ученики, про школу как школу и жизнь как жизнь

Прочитала статью Бикеевой  на одном дыхании. На душе стало легко и светло. Много умных мыслей и рекомендаций. Взгляд на нашу профессию изнутри. Очень поучительная статья.Про трудности и лёгкости ...

Статья "Живая азбука".

Урок , посвящённый изучению алфавита , графики , можно сделать чрезвычайно увлекательным и интересным , если рассказать об истории русского алфавита....

Статья. "Живая эмоция".

Существует множество мнений, взглядов, методик обучающих хоровому пению- но увы, нет такой методики которая оказалась бы совершенной.Попробую начать с постановки цели. Для чего мы учим детей в общеобр...

Статья «Живой автограф», посвященная встрече с детским писателем Николаем Николаевичем Бутенко.

Пояснительная запискаВ рамках месячника школьных библиотек и обращению серьезного внимания к проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы в школе проходит встреча с детским писателем Н...

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.

В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....

2 Статья "Живая классика 2016"

Статья о внеклассном мероприятии...