Выступление: " «Обучение деловому письму обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
план-конспект урока (9 класс)

"Деловое письмо" является одной из самых сложных тем для детей с нарушением интеллекта, так как возможности школьников  с данной категорией излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. А ведь знания и умения, полученные учащимися при работе с деловыми бумагами, очень важны для адаптации и интеграции детей в обществе. Учащиеся должны не просто автоматически заучить образцы заполнения деловых бумаг, а осознанно и с пониманием работать над текстом. Тогда их не будут пугать новые формы документов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplnie.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

г. Мичуринска Тамбовской области

Выступление

«Обучение деловому письму обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья»

Подготовила учитель русского языка

и литературы Попова Т.Б.

Мичуринск 2023

"Деловое письмо" является одной из самых сложных тем для детей с нарушением интеллекта, так как возможности школьников  с данной категорией излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. А ведь знания и умения, полученные учащимися при работе с деловыми бумагами, очень важны для адаптации и интеграции детей в обществе. Учащиеся должны не просто автоматически заучить образцы заполнения деловых бумаг, а осознанно и с пониманием работать над текстом. Тогда их не будут пугать новые формы документов.

На практике мне пришлось столкнуться с тем, что, даже владея формами верного оформления документов, ребенок зачастую не может применить их в реальной жизни. Отсутствие умения проанализировать и правильно заполнить деловые бумаги вызывает негативную социальную реакцию, которая выражается в боязни обратиться к руководителю учреждения, работнику одной из служб быта и т.д. Поэтому в свои уроки по данной теме я включаю специальные коррекционные задания, направленные на практическую подготовку детей, способствующую социальной адаптации и повышению уровня общего развития учащихся.

Знакомясь с каждым новым видом деловой бумаги, ученик должен учесть сферу ее применения, верность отбора и использования необходимых языковых средств.

Основываясь на личном опыте работы, я использую следующую методику при изучении темы "Деловое письмо" с 5-го по 9-й класс.

При переходе детей из младшего в среднее звено знакомлю их с последовательностью изучения бумаг официально-делового характера.

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Адрес на конверте и открытке

Письмо товарищу

Поздравительная открытка

Объявление

Заметка в стенгазету

Анкета, расписка, доверенность

Стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу Автобиография

Доверенность, расписка

Заявление о приёме на работу

Усиление практической направленности обучения овладению искусством построения официально-делового текста повышается от класса к классу.

Одним из методов, позволяющих повысить активность детей с ограниченными возможностями здоровья и заинтересовать их в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно-значимой, а следовательно в будущем значительно облегчить адаптацию в социуме, является сюжетно-ролевая и деловая игра.
     
Во время проведения сюжетно-ролевых игр «На дне рождения», «На приеме у врача» и других формируется активность, самостоятельность и заинтересованность в общении. Именно в таких играх дети учатся управлять собой, использовать все свои речевые навыки и умения, приобретенные за годы учебы.
   
Чем чаще проводятся такие игры, тем легче детям данной категории будет ориентироваться в жизненных ситуациях, т.к. именно во время игры у них развивается представление о социальном устройстве и взаимоотношениях между людьми. Удачный подбор ролевых игр обеспечивает эффективность социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и способствует более успешной социализации в обществе.
   Техника делового письма должна быть отработана до автоматизма, так как

у умственно отсталых детей нарушены все виды памяти, и долго хранить информацию не могут. Поэтому эта работа должна проводится в системе совместно с учителями русского языка и развития речи, социально - бытовой ориентировки, социальным педагогом. А знания, полученные на таких уроках, окажут выпускникам необходимую помощь в дальнейшей социальной адаптации.      Основной задачей  обучения детей с нарушением интеллекта является подготовка к самостоятельной жизни, в которой оформление и ведение различной документации занимают  значительное место.

Поэтому большое внимание должно быть уделено обучению навыкам делового письма.

   Результатом целенаправленной системной работы по коррекции письменной речи  у моих  выпускников является повышение  уровня грамотности при написании и оформлении бумаг официально-делового характера, появление опыта делового общения, а вместе с этим социальная адаптация и интеграция в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных случаев.

Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Использование ресурсов I-школы при обучение детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционно.Обеспечение реальной возможности получения образования различными категориями обучающихся, в том ч...

Использование ЭОР при обучении математике детей с ограниченными возможностями здоровья.

Выступление на IX научно-практическая конференции "Модернизация образования в условиях информационного общества"Статья опубликована в сборнике научных статей по итогам IX научно-практическая конф...

Пути и средства коррекционно - развивающей работы на уроках трудового обучения с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Основная задача обучения швейному делу, дать обучающимся основы профессиональной подготовки по изучаемому предмету....

Дистанционное обучение биологии детей с ограниченными возможностями здоровья

Дистанционное обучение биологии детей с ограниченными возможностями здоровья так же должно быть направлено на формирование универсальных учебных действий....

Статья в сборнике материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанционного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья"

Совместная научная статья преподавателей ОБПОУ "КМТ" и ФГБОУ ВО "КГУ"Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции "ФГОС ОВЗ: опыт, проблемы, перспе...

Статья в сборнике регионального научно-методического журнала "Педагогический поиск", №7-8 июль-август 2019 "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанционного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья"

Статья в сборнике регионального научно-методического журнала "Педагогический поиск", №7-8 июль-август 2019 "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанци...