Классный час на тему: «Урок правовой грамотности: ответственность за правонарушения»
классный час (7 класс)

Молодое поколение переживает кризисную социально-психологическую ситуацию.

Современный темп жизни, вызывая постоянную занятость, меняет стиль общения в семье: время общения уменьшается до минимума, взаимоотношения, в основном, ограничиваются контролем действий, дети испытывают дефицит родительской теплоты и внимания к себе, существенно меняются традиции семейных отношений.

Распространение случаев противоправного поведения среди молодёжи вызывает тревогу и требует решительных профилактических мер как на общегосударственном уровне, так и на уровне конкретного учебного заведения.

Любое негативное проявление, как болезнь, легче предотвратить и предупредить, чем бороться с уже произошедшим. Одним из методов профилактической работы с несовершеннолетними служит правовое просвещение, целью которого является повышение уровня правовой культуры учащихся.

Настоящая методическая разработка правового занятия даёт возможность формировать у подростков знания основ правовой культуры, Кодексов об уголовной и административной ответственности Российской Федерации, возможность повышения социальной активности ребят, воспитания уважения к закону.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx23.54 КБ
Файл urok_pravovoy_gramotnosti.pptx711.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Городская средняя общеобразовательная школа

Классный час

на тему: «Урок правовой грамотности: ответственность за правонарушения»

Разработала:

Социальный педагог МОУ ГСОШ

Елисеева К.В

Калязин, 2022

Пояснительная записка

Молодое поколение переживает кризисную социально-психологическую ситуацию.

Современный темп жизни, вызывая постоянную занятость, меняет стиль общения в семье: время общения уменьшается до минимума, взаимоотношения, в основном, ограничиваются контролем действий, дети испытывают дефицит родительской теплоты и внимания к себе, существенно меняются традиции семейных отношений.

Распространение случаев противоправного поведения среди молодёжи вызывает тревогу и требует решительных профилактических мер как на общегосударственном уровне, так и на уровне конкретного учебного заведения.

Любое негативное проявление, как болезнь, легче предотвратить и предупредить, чем бороться с уже произошедшим. Одним из методов профилактической работы с несовершеннолетними служит правовое просвещение, целью которого является повышение уровня правовой культуры учащихся.

Настоящая методическая разработка правового занятия даёт возможность формировать у подростков знания основ правовой культуры, Кодексов об уголовной и административной ответственности Российской Федерации, возможность повышения социальной активности ребят, воспитания уважения к закону.

Ход классного часа

Социальный педагог: Добрый день!  

Ребята, сегодня нам предстоит поговорить на серьёзную тему, которая неразрывно связана с каждым из вас. Но для начала, внимательно посмотрите на эти пары ребят, своих одноклассников и ровесников. Ребята приготовили для вас  короткие пантомимы, вы должны отгадать, что было показано. А после отгадки всех показов, вместе мы сформулируем тему сегодняшнего классного часа.

4 пары показывают пантомимы:

1)  трое парней подходят на разборки к одному и пытаются надсмехаться над его внешним видом, очками  и т.д.;

2) катание на мотоцикле без прав;

3) драка между двумя мальчиками;

4)  одноклассник разбил другому  новый мобильный телефон.

Социальный педагог: Ребята, о чем эти немые истории? ( ответы учеников, если они затрудняются с ответами , то наводящими вопросами  подвести к выводу).  Всё верно! Эти истории о  нарушении прав человека и об ответственности обидчиков.

И сегодня мы собрались с вами ,чтобы поговорить о правонарушениях, которые совершают подростки.

Тема  урока правовой грамотности «Ответственность за правонарушения».

Социальный педагог:  

Поведение человека в обществе регулируется различными нормами - прежде всего моральными и юридическими. Объем их требований, степень обязательности различна, но все они для того и существуют, чтобы каждый из нас следовал им в своих действиях и поступках. Невыполнение или нарушение требований этих норм влечет за собой необходимость отвечать перед обществом, законом. В этом - одна из важных граней понятия - ответственность. Взрослый человек обладает всей полнотой ответственности. А каков объем ответственности несовершеннолетних? За что отвечаешь ты, еще не достигший 18 лет?

О том, как несовершеннолетний должен относиться к своим правам и обязанностям, какие виды ответственности существуют и в чем они выражаются, мы и поговорим сегодня. Что же значит слово "ответственность"?  (СЛАЙД 2)

В слова русского языка имеется вот такое определение : ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - Обязанность, необходимость давать отчет в своих действиях, поступках и т. п. и отвечать за их возможные последствия, за результат чего-л.(Словарь русского языка) (СЛАЙД 3)

В толковом словаре ответственность определяют так: Положение, при котором лицо, выполняющее какую-нибудь работу, обязано дать полный отчет в своих действиях и принять на себя вину за все могущие возникнуть последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-н. обязанностей, обязательств(«Толковый словарь русского языка под редакцией» Н.Д.Ушакова) . (СЛАЙД 4)

Заметили, что в двух определениях ответственность определяют, как  ответ за содеянное.

Ответственность - это обязательство, это то, что по смыслу очень близко к понятию обязанность. Существуют два основных вида ответственности: моральная и юридическая. Они охватывают все отношения человека с другими людьми, с коллективом, обществом, государством.  (СЛАЙД 5)

В чем суть моральной ответственности? Прежде всего в том, что человек, нарушивший нравственную норму, вызывает осуждение со стороны общества, коллектива, отдельных людей, держит ответ за свой проступок. За нарушение нравственных норм следуют моральные санкции: чувство стыда, угрызения совести виновного в аморальном поступке лица; общественное осуждение со стороны коллектива в виде отрицательного мнения о лице или его действиях; меры общественного воздействия со стороны общественной организации, товарищеского суда. Когда подросток лжет, грубит товарищам, учителям, родителям, отказывает в помощи попавшему в беду другу, он нарушает нравственные нормы и несет за это моральную ответственность.

Однако, среди норм, регулирующих общественные отношения, есть такие, контроль за выполнением которых берет на себя государство в лице правоохранительных органов /полиция, суд, прокуратура. Эти нормы четко фиксируются в специальных государственных актах. Их совокупность образует право. Следовательно, такие нормы называются правовыми или юридическими. Эти нормы обязательны для всех, они устанавливаются и охраняются государством. 

Социальный педагог: ребята, а какие виды юридической ответственности вам знакомы?  (ответы учеников)

Верно, за невыполнение обязанностей или  за правонарушения (преступления)  гражданин, в том числе, несовершеннолетний, может привлекаться к четырём видам юридической  ответственности: (СЛАЙД 6)

• уголовной;

• административной;

• юридической;

• дисциплинарной.

Кроме того, несовершеннолетний может быть направлен в специализированное учебное заведение, что формально наказанием не считается, но наступает также за совершение правонарушения.


     
Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1. Уголовная ответственность — ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет. 

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность — это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4. Гражданско — правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Социальный педагог: Ребята, мы нашли и дали определение  понятию «Ответственность»,  изучили виды юридической ответственности, а теперь пора проверить ваши знания при решении задач.

Разбор ситуации:

Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?

(СЛАЙД 7) №1 Сережа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки? (гражданско-правовое)

(СЛАЙД 8) №2 Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит? (постановка на учет)

(СЛАЙД  9) №3 Студенты перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это нарушение?

(СЛАЙД  10) №4 Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?

2. Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

Виды ответственности:

А- административная ответственность.

 Г — гражданско — правовая.

У- уголовная.

Д- дисциплинарная

Виды нарушений:

1)Порвал учебник одноклассника(Г) ’

2)Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3)Избил одноклассника (У)

4)Совершил кражу мобильного телефона. (У)

5. Совершил прогул в Хоронхойский филиал (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Разбил мячом окно. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

Социальный педагог: А теперь рассмотрим следующую ситуацию:

«На улице ко мне подошли парни и отняли у меня любимый телефон. Что мне делать?» (СЛАЙД 11)

Как бы вы поступили в этом случае? (ребята отвечают)

Во-первых, это преступление! Вы согласны?

Раскрытие этого преступления зависит и от твоих правильных действий (СЛАЙД 12)

1 .Скорее позвони по телефону «02»

2.Внятно объясни, где и когда совершено преступление

З.Сообщи приметы хулиганов

4.поставь в известность родителей.

Социальный педагог: А за какие правонарушения вас могут доставить в полицию?

Правильно:

1.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.

2.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).

3.Незаконная продажа.

Социальный педагог: Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего урока правовой грамотности, мы будем совершать только хорошие поступки. Удачи вам!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Систематическое правовое воспитание учащихся приводит к расширению объёма правовых знаний по различным отраслям права. Повышает уровень правовой культуры. Это позволяет подросткам  в необходимых случаях чётко ориентироваться на закон, соотносить собственные поступки и поведение окружающих с общепринятыми нормами поведения и сознательно вносить в эти поступки и поведение, должные коррективы, проявлять волевые усилия для того, чтобы собственное поведение и поведение других людей соответствовало этим нормам. Данная форма проведения мероприятия по правовому воспитанию выбрана не случайно. Практика показывает, что больший интерес у ребят вызывают такие формы правового воспитания, как конкурсы, олимпиады, викторины. Особенность мероприятия заключается в том, что оно тесно связано с событиями сегодняшних дней, жизненными ситуациями, при анализе которых юноши и девушки учатся оценивать факты, события, делать выводы. Воспитательно-профилактическая работа с студентами активно влияет на формирование у них привычки следовать закону, способствует накоплению опыта правомерного поведения, формирует гражданскую зрелость, активную жизненную позицию личности, развивает чувство долга и ответственности за свои поступки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок правовой грамотности Ответственность за правонарушения Социальный педагог Елисеева Ксения Викторовна Калязин, 2022

Слайд 2

Что же значит слово "ответственность"?

Слайд 3

Что же значит слово "ответственность"? В слова русского языка имеется вот такое определение : ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - Обязанность, необходимость давать отчет в своих действиях, поступках и т. п. и отвечать за их возможные последствия, за результат чего-либо. ( Словарь русского языка)

Слайд 4

Что же значит слово "ответственность"? В толковом словаре ОТВЕТСТВЕННОСТЬ определяют так: Положение, при котором лицо, выполняющее какую-нибудь работу, обязано дать полный отчет в своих действиях и принять на себя вину за все могущие возникнуть последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-н. обязанностей, обязательств. (« Толковый словарь русского языка под редакцией» Н.Д.Ушакова ) .

Слайд 5

Ответственность - это обязательство, это то, что по смыслу очень близко к понятию обязанность. Существуют два основных вида ответственности: моральная и юридическая. Они охватывают все отношения человека с другими людьми, с коллективом, обществом, государством

Слайд 6

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УГОЛОВНАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ГРАЖДАНСКО- ПРАВОВАЯ

Слайд 7

РАЗБОР СИТУАЦИЙ СИТУАЦИЯ №1 Сережа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

Слайд 8

РАЗБОР СИТУАЦИЙ СИТУАЦИЯ № 2 Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

Слайд 9

РАЗБОР СИТУАЦИЙ СИТУАЦИЯ №3 Студенты перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это нарушение?

Слайд 10

РАЗБОР СИТУАЦИЙ СИТУАЦИЯ №4 Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

Слайд 11

А КАК ПОСТУПИЛИ БЫ ВЫ? «На улице ко мне подошли парни и отняли у меня любимый телефон. Что мне делать?»

Слайд 12

ПРАВИЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ 1. Скорее позвони по телефону «02» 2 . Внятно объясни, где и когда совершено преступление З . Сообщи приметы хулиганов 4. П оставь в известность родителей.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока обществознания с использование ЦОР. Тема урока "Правовое государство"

Использовались материалы Единой коллекции ЦОР и Федерального портала школьных ЦОР....

Урок английского языка на тему « Responsibility» «Правовая ответственность, преступления»

Урок английского языка на тему « Responsibility» «Правовая ответственность, преступления»...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Классный час в рамках правового просвещения "Ответственные правонарушители".

Данный материал разработан для проведения классных часов  в общеобразовательных и коррекционных школах, с 7по 11 класс....

Классный часна тему «Здоровый образ жизни»

Здоровый образ жизни-залог успеха! В нашем объединении ему уделяется большое внимание! Так для обучающихся был разработан и проведен классный час на тему: "Здоровый образ жизни"....

Методическая разработка урока по теме "Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав"

Место урока в системе уроков курса11 класс. Раздел «Гражданское право». Тема «Право собственности и другие вещные права».Тип урока: урок освоения нового знания.Основные понятия...

Методический материал для классного часа. Авторская презентация "Правовой час:проступок,правонарушение, преступление"

В презентации представлены понятия: проступок, правонарушение, преступление. Классный час может быть построен в виде дискуссии "А знаете ли ВЫ?", а затем под руководством учителя учащиеся...