Проектная деятельность как эффективный инструмент развития познавательной активности и межличностной коммуникации воспитанников ЦССВ.
статья

От современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского и проектного обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам проектного и исследовательского поиска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как эффективный инструмент развития познавательной активности и межличностной коммуникации воспитанников ЦССВ.

От современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского и проектного обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам проектного и исследовательского поиска.

Это еще важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Напротив, знания, усвоенные путем выучивания, по глубине и прочности обычно существенно им уступают. Не менее важно и то, что для ребенка естественнее и поэтому гораздо легче постигать новое, действуя подобно ученому (проводить собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».

В результате этой технологии, дети становятся активными участниками воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творческие способности человек может наиболее полно раскрыться как личность. Современное общество предъявляет большие требования к таким качествам личности, как креативность, способность к саморазвитию.

Метод проектов – это не универсальный способ, позволяющий решить все дидактические задачи. Но он создает условия для формирования созидательной личности учащегося, способной к творческой, исследовательской и научной деятельности, свободно владеющей различными технологиями и имеющей навыки к самоопределению и саморазвитию.

Работа над проектами очень многое даёт воспитанникам ЦССВ. Это и активная мыслительная деятельность, и развитие познавательной и социальной активности, и заинтересованность в обучении, и расширение кругозора, и возможность осознанно получать знания и использовать их.

При осуществлении учебного проекта можно выделить несколько этапов.

Первый этап – погружение в проект. Это самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов от проектной технологии. На этом этапе воспитатель пробуждает в детях интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы.

Конкретизируя цель и задачи проекта, уже приняв проблему как свою личную, воспитанники в еще большей степени приобретают личную заинтересованность в работе над проектом.

Второй этап – организация деятельности. На этом этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи группы, определить роль каждого члена группы.

На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта.

Третий этап – осуществление деятельности. После того как спланирована работа, пора действовать. Здесь воспитатель вообще может «потеряться». Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Если дети должны провести какое-то исследование в рамках проекта, они должны владеть методами и технологиями данного исследования (химического, биологического, физического и пр.). Этому необходимо учить.

Воспитатель должен постоянно «держать руку на пульсе»: нормально ли идет ход деятельности. Пускать все на самотек, стихийную самостоятельность нельзя.

Почти все проекты предусматривают самостоятельную работу воспитанников с информацией. Это или исследование уже опубликованных в печати способов решения задачи проекта, или анализ исходных данных, или поиск информации по теме проекта. Нужно использовать все возможные источники информации, в том числе библиотеку, Интернет, электронные носители и т.д. При этом необходимо учить работать детей с книгой, пользоваться информационными технологиями. Нужно, конечно, и самому уметь пользоваться этими источниками информации. Но нельзя предоставлять детям готовую, найденную самим педагогом информацию по теме проекта. Тем более недопустимо руководителю самому выполнять основные работы над проектом, оформлять результаты и выдавать это за итог работы над проектом учащегося (к сожалению, такие случаи бывают в нашей практике).

Четвертый этап – презентация. Этап презентации – важнейший этап проектной деятельности и с точки зрения воспитанника, и с точки зрения воспитателя, бесспорно, обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Очень важно, чтобы каждое дело было завершенным, поскольку незаконченность работы действует на личность разрушительно. Ощущение законченности появляется именно на презентации.

Для воспитанников момент презентации – предъявление роста своей компетентности, самоанализа. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, но не просто рассказать, а доказательно, поясняя, какая была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа.

Для успешной работы при подготовке к презентации важно научить воспитанников сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение. На этом этапе роль воспитателя значительно возрастает. Он обобщает, резюмирует, дает оценку.

Но интересующий нас  результат проектной деятельности - это, прежде всего, ход самой деятельности. Нас интересует, как работали дети, реализуя себя, как проявляли свою самостоятельность, какие новые знания и умения приобрели.

Опыт работы над проектами позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, внедрение проектной деятельности целесообразно проводить на второй ступени обучения. Начав работу с детьми старшего возраста, мы убедились, что проектную деятельность нужно начинать раньше, формируя у них компетентности как:

  • компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных, навыков работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения;
  • компетентности в сфере социально-трудовой деятельности;
  • компетентности в сфере гражданско-общественной деятельности;
  • компетентности в сфере культурно-досуговой деятельности, (включая выбор путей и способов использования свободного времени, духовного развития личности);
  • компетентности в бытовой сфере (включая вопросы собственного здоровья, образа жизни, семейного бытия).

Во-вторых, необходимо начать работу по созданию на базе творческой лаборатории, как базы для систематической исследовательской деятельности воспитанников. Творческая лаборатория должна реализовать следующие задачи:

  • содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний;
  • развивать у воспитанников познавательную активность, исследовательские умения и навыки, творческие способности в процессе учебной деятельности;
  • знакомить учащихся с методами научного поиска;
  • учить работать с большими объемами информации, отбирать, анализировать, систематизировать материал, выявлять и формулировать проблемы и определять пути их решений, грамотно оформлять научную работу, овладевать искусством дискуссии;
  • способствовать профессиональному самоопределению личности.

Коллективные переживания, а также радость от успеха, гордость от одобрения взрослых сближает детей друг с другом, способствует улучшению микроклимата в группе. Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. Считаю, что проектную деятельность можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей. Привлечение родителей в проектную деятельность имеет большую ценность:

Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Как показала практика, проектно – исследовательская деятельность очень актуальна и эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проектно – исследовательской деятельности знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка,стараемся  создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность воспитаннику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как эффективный инструмент формирования ключевых компетенций учащихся.

Статья "Проектная деятельность как эффективный инструмент формирования ключевых компетенций учащихся" была опубликованна в Сборнике Бушелевских чтений....

Доклад на тему: "Инновационная деятельность коррекционной педагогики в развитии познавательной активности воспитанников и обеспечения ее успешности".

Доклад на темe"Инновационная деятельность коррекционной педагогики в развитии познавательной активности воспитанников и обеспечения ее успешности.В докладе раскрывается залог обеспечения успешности уч...

Театрализация как эффективный метод развития познавательной активности на уроках истории

Театрализация как эффективный метод развития познавательной активности на уроках истории...

Проектно - исследовательская деятельность как эффективный инструмент развития одаренных детей.

Считаете ли вы себя одаренным человеком? Ответить непросто, говоря о себе. Еще сложнее приходится учителю, который должен определить, одарённый перед ним ученик или нет...

Участие в дистанционных олимпиадах, как эффективный способ развития познавательной активности школьников.

В статье кратко описывается опыт участия в дистанционных олимпиадах. Главное преимущество этих олимпиад состоит в том, что ребенок любого уровня подготовки может принять в них участие. Сама подготовка...

Проектная деятельность как эффективный инструмент развития познавательной активности и межличностной коммуникации воспитанников ЦССВ.

От современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского и проектного обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследов...