Доклад «Психология девиантного поведения»
статья

Девиантное поведение личности ‒ это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам (существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya_deviantnogo_povedeniya._sheremet_docx.docx180.79 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад
«Психология
девиантного поведения»

Специальность «Педагогика и психология девиантного поведения» является  актуальной и современной.

Выполнила
социальный педагог Шеремет И.И.

Девиантное поведение личности ‒ это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам (существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам). Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Девиантное поведение наносит реальный ущерб личности или окружающим людям, т.е. может носить деструктивный или аутодеструктивный характер. Девиантное поведение ‒ это преимущественно стойко повторяющееся поведение (многократно или длительно). Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как девиантное, оно должно согласовываться с общей направленностью личности. Девиантное поведение следует рассматривать в пределах медицинской нормы. Девиантное поведение сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации. Девиантное поведение обладает выраженным индивидуальным и половозрастным своеобразием. Таким образом, девиантным называется устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.

Классификация видов отклоняющегося поведения

Условно можно выделить четыре основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, педагогический, клинический и психологический.

1. Социально-правовой подход. В его рамках выделяют социологическое и правовое направления.

Социология рассматривает поведенческие девиации как социальные явления. Эти явления регулируются по нескольким основаниям: в зависимости от масштаба ‒ массовые и индивидуальные отклонения; по значению последствий ‒ негативные и позитивные; по субъекту ‒ отклонения отдельных лиц, неформальных групп (например, бандформирований), официальных структур, условных социальных групп (например, женский, мужской или подростковый алкоголизм); по объекту ‒ экономические, бытовые, имущественные нарушения и др.; по длительности ‒ единовременные и длительные; по типу нарушенной нормы ‒ преступность, пьянство (алкоголизм), наркомания, бродяжничество, проституция, хулиганство, коррупция, терроризм, деструктивные культы и др.

В праве под отклоняющимся поведением понимается все то, что

противоречит принятым в настоящее время правовым нормам и запрещено под угрозой наказания.
Правонарушения подразделяются на преступления; административные и гражданско-правовые нарушения; дисциплинарные проступки.

Педагогические классификации менее дифференцированы и нередко заимствованы из других дисциплин.

Понятие «отклоняющееся поведение» часто отождествляется с

понятием «дезадаптация». Основные педагогические задачи ‒ воспитание и обучение. Поэтому отклоняющееся поведение школьника

может носить вид как школьной, так и социальной дезадаптации.

В структуру школьной дезадаптации включаются неуспеваемость; нарушение взаимоотношений со сверстниками; эмоциональные нарушения; поведенческие отклонения в сочетании со школьной дезадаптацией: нарушение дисциплины, прогулы, агрессивное поведение, оппозиционное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь, употребление психоактивных веществ, бродяжничество, совершение преступлений, зависимость от компьютерных игр, религиозных сект и др.
Достаточно сложен вопрос о видах отклоняющегося поведения в раннем и дошкольном возрасте. Нередко приходится сталкиваться со

следующими негативными поведенческими проявлениями, которые

лучше рассматривать как вредные привычки: отказ от еды, непослушание, агрессивное поведение, мастурбация, гиперактивное поведение и др.

Психологический подход. В основу психологического под-

хода положены социально-психологические различия между раз-

личными видами отклоняющегося поведения.

При психологической классификации отклоняющегося поведения используются следующие критерии: вид нарушаемой нормы,

психологические цели поведения и его мотивация, результаты данного поведения и причиняемый ими ущерб, индивидуально-стилевые

характеристики поведения.

По Ю. А. Клейбергу, все девиации поведения подразделяются:

 на негативные (например, употребление наркотиков);

 позитивные (например, социальное творчество);

 социально-нейтральные (например, попрошайничество)

Ц. П. Короленко, Т. А. Донских выделили две группы поведенческих девиаций:

 нестандартное поведение (в виде нового мышления, новых

идей, действий, выходящих за рамки социального поведения, что играет позитивную роль в историческом развитии общества ‒ деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-либо области знаний и пр.). Данную группу сложно в полной мере отнести к отклоняющемуся поведению;

 деструктивное поведение, которое подразделяется на внешне-

деструктивное (направлено на нарушение социальных норм ‒ правовых, морально-этических, культурных) ‒ аддиктивное антисоциальное; внутридеструктивное суицидальное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутистическое

По Е. В. Змановской, выделяются три группы отклоняющегося

поведения:

 асоциальное (аморальное);

 антисоциальное (делинквентное);

 аутодеструктивное (саморазрушительное).

Указанная классификация считается относительной, условной и

оправдана в целях научного анализа. Реально формы девиантного по-

ведения сочетаются и пересекаются. В каждом конкретном случае оно

неповторимо и индивидуально.

Агрессия ‒ это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не же-

лающему подобного обращения.

Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики:

а) направленность на внешние объекты (людей или

предметы) или на себя (тело или личность);

б) формы проявления (явные: конфликтность, злословие, давление, принуждение; латентные:

уход от контактов, бездействие с целью навредить кому-либо);

в) интенсивность

Ввиду того что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, весьма полезным оказывается ограничение изучения подобного поведения концептуальными рамками, предложенными Басом.

По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал:

1) физическая ‒ вербальная;

2) активная ‒ пассивная;

3) прямая ‒ непрямая.
Становление агрессивного поведения

Становление агрессивного поведения ‒ сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. Дети

черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных

источников:

1) семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление (полная и неполная семья, отношения «ребенок ‒ родитель», взаимоотношения

между братьями и сестрами, стиль семейного руководства);

2) агрессивные дети обучаются также при взаимодействии со

сверстниками, часто узнавая о преимуществах агрессивного по-

ведения во время игр.

3) дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных

примерах, но и на символических, предлагаемых масс-медиа (обучение посредством наблюдения; формирование эффекта снятия запретов; постепенная утрата эмоциональной восприимчивости к агрессии и к признакам чужой боли; изменение индивидуального образа

реальности).
Агрессивный тип межличностно-групповых отношений: конфликты; принуждение; отсутствие поддерживающей референтной группы; отсутствие удовлетворяющих межличностных отношений; борьба за лидерство; ущемление достоинства или амбиций одного из учащихся; примитивный тип общения учащихся; психологическая несовместимость учащихся; низкий внутригрупповой статус и аутсайдерство и др.
Реагирование учащихся на ситуации насилия во многом зависит от личностных качеств субъектов взаимодействия, имеющегося опыта поведения в подобных ситуациях, их эмоционального состояния, субъективного восприятия, оценки ситуации и пр. Кроме того, выбор субъектом тактики поведения в ситуации насилия может определяться и так называемыми факторами ситуации, к которым относят: общую психологическую атмосферу в школьном коллективе, наличие социальных норм регулирования, а также «третьих сил», заинтересованных в усилении или уменьшении притесняющих взаимодействий.        
Агрессия не возникает в социальном вакууме. На агрессивное поведение влияет присутствие и действия других людей. Окружающие могут принуждать или подстрекать нас к совершению актов насилия. Специфическими социальными предпосылками агрессии являются: а) фрустрация (уровень, наличие посылов к агрессии, степень неожиданности фрустрирующего фактора, эмоциональные и когнитивные процессы); б) вербальное и физическое нападение (провокация); в) характеристики жертвы (пол, национальная принадлежность и др.); г) подстрекательство со стороны окружающих. Психологические детерминанты (личность, установка, гендер). Во многих случаях мощными детерминаторами агрессии являются некоторые устойчивые черты личности. Речь идет о тех личностных чертах, которые остаются неизменными вне зависимости от ситуации. К таким чертам относятся:
- боязнь общественного неодобрения;

- раздражительность;

- тенденция усматривать враждебность в чужих действиях (предвзятость отношений);
- убежденность человека в том, что он в любой ситуации останется хозяином своей судьбы (локус контроля);

- склонность испытывать чувство стыда, а не вины во многих ситуациях. Поведенческие реакции личности зависят также от его установок и внутренних стандартов. Наши установки довольно устойчивы по природе. За исключением сильных потрясений, заставляющих нас пересмотреть свою систему ценностей, наши установки, скорее всего, будут такими же и завтра. В проявлениях агрессии выявляются и гендерные различия. Исследования показали, что мужчины демонстрируют более высокие уровни прямой агрессии, женщины — непрямой агрессии. Мужчины чаще, чем женщины, выступают в качестве объекта физического нападения, в то время как женщины чаще становятся жертвами сексуальных домогательств и грубости в супружеских отношениях.
Биологические основы. Ни биологические процессы, ни воспитание в отдельности не несут в полной мере ответственность за агрессивное поведение. Безусловно, биологические процессы лежат в основе проявления агрессии, однако они находятся в зависимости от социальных и средовых влияний и тесно взаимодействуют с ними. Психофизиологические особенности личности. Различные структуры нервной системы и протекающие в них процессы также оказывают серьезное влияние на человеческое поведение:
1) эмоциональные переживания органически связаны с функционированием лимбической системы (в особенности гипоталамуса и миндалевидного тела); 2) лобные доли коры головного мозга отвечают за сложные когнитивные процессы (опознание той или иной ситуации как содержащей угрозу и за выбор реакции в данной ситуации);
3) симпатический отдел автономной нервной системы ответственен за готовность «драться или убегать» (именно эта нейроструктура по достижении организмом определенного уровня физиологического возбуждения, производит запуск механизма агрессивного поведения).

При этом не следует забывать индивидуальные особенности реактивности симпатического отдела. Хромосомные аномалии. Выявленная в ряде исследований связь некоторых хромосомных аномалий (XXY, XYY) с агрессивным поведением является отражением, скорее всего, недостаточного умственного развития, чем врожденной склонностью к совершению антисоциальных поступков с применением насилия. Гормоны и агрессивное поведение. Характер взаимосвязи между уровнем гормонов и агрессивностью до сих пор остается неясным. Несомненно, уровень тестостерона может играть определенную роль в формировании агрессивного поведения и до известной степени быть ответственным за гендерные различия в агрессии. Однако не стоит забывать, что гораздо более важную роль могут играть другие факторы (например, социальные).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика девиантного поведения

Работа с учащимися девиантного поведения....

Материалы из опыта работы по теме "Формы и методы работы с детьми девиантного поведения"

в материалах представлен аналитический материал по обобщению опыта работы социального педагога...

Роль социального интеллекта в нарушении поведения умственно отсталых подростков с девиантным поведением

Данная статья принадлежит педагогу психологу Егоровой О.Н. и является ее индивидуальной собственностью....

Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.

Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...

Девиантное поведение - причины, формы, виды, коррекция профилактика девиантного поведения у подростков

Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся...