Роль масс-медиа в формировании представления о девиантном подростке
статья

Образ девиантного подростка актуален в киноиндустрии, по причине того, что подростков с отклоняющимся поведением за последние десять лет  увеличилось в несколько раз. Современные фильмы и сериалы особенным  образом показывают людям эти образы. У таких героев есть специфические  формы проявления поведения, по которым обычные зрители строят о них свое мнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Роль масс-медиа в формировании представления о девиантном подростке

Для того, чтобы понять, каким образом наше мышление работает при описании подростка с отклоняющем поведением, нужно рассмотреть в целом, что же такое восприятие образа.

Восприятие образа — это те ощущения, благодаря которым люди способны представить, чем тот или иной образ является, как выглядит, как ведет себя — все его свойства.

Восприятие — это отражение целостности предмета и единство со всеми его свойствами, включающими в себя отдельные образы чувств, работающие в единстве. Восприятие основывается на ощущениях. Процесс познания человеческого мира строится на образах и ощущениях, воспроизводимых эмоционально. Представляя объект, человек включает на начальном этапе непосредственно органы чувств.

Раздражение наших органов чувств окружающими факторам выявляет наши ощущения и восприятие. Первичным фактором представления образа будут служить наши полученные ощущения, потому что, полагаясь на них, человек собирает информацию о внешних и внутренних факторах, благодаря которым в последствие мы получаем полноценную модель. Вскоре после этого наше восприятие накапливает в себе недостающую ему информацию, из чего получаем целостный образ.

Образ составляется из фотографий жизни, только восприятие — это материальные явления, а ощущения — интуитивные проявления. Материя, влияя на наши органы чувств, проявляет ощущения, а они в свою очередь показывают отдельные свойства явлений и предметов.

Человек имеет пять органов чувств: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус. Таким образом, ощущения зависят от степени раздражения органов чувств, а сами эти уровни от уровня выраженности их проявлений. Они базируются на влиянии внешних особенностей на органы чувств и на физические особенности работы индивидуально для каждого человека.

В повседневной жизни редко встречается явления лишь одного раздражителя, обычно это комплексный процесс двух или нескольких ощущений одновременно или последовательно. Это происходит, например, когда человек вдыхаем аромат чего-то. Он способен видеть причины появления аромата, держать в руках, угадывать, к чему относиться данный запах.

Кроме основных органов чувств современная наука выделяет еще виды для полноты ощущений: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, болевые ощущения, температурные изменения, мышечно-суставные, ощущения равновесия и положения нашего тела, органические и внутренностные. Все виды способны сливаться друг с другом, делясь на три основные подгруппы: Внешние органы чувств — их действие направленно на распознавание внешних раздражителей. К нам относятся пять основных органов чувств, а также температурные и болевые ощущения.

Выражение движения и положения организма — мышечно-суставные и ощущения равновесия.

Материальное отражение ощущений — это работа внутренних органов чувств.

Такое разделение относительно, так как определенные явления могут проявляться одним образом, а ощущаться другим. На примере температуры — это внешнее явления, но также может ощущаться внутри организма.

Органы чувств являются проводниками к мыслительному процессу головного мозга. Имеется в виду, что ощущения, полученные от органов чувств, дают базу эмпирических данных для запоминания в голове признаков о предмете, по которым в последствие мы можем его узнать или представить в своей памяти.

Павлов выдвинул понятие «анализатор» в описании деятельности всей чувствительной системы и выделил основные составляющие части для полноценной работы:

рецептор

передатчик чувств

сам мозговой центр.

Все начинается от органов и доходит до головного мозга, отсюда и вытекает взаимоотношение с мышлением, люди одновременно видят и думают.

Все органы чувств связаны между собой. Поражение одного органа может возникнуть, если поврежден другой. При этом, если один из них теряет свою рабочую силу, то оба могут понести ущерб. Также некоторые органы чувств имеют парную связь. Это означает, что взаимосвязанные между собой органы оказывают больше воздействие на приобретения полноценного ощущения, чем те, что работают без тесного контакта друг с другом.

Также при утрате одного из главных чувств, может возникать такой феномен, как обострение остальных органов. Слепые люди обладают лучшим слухом, чем остальные люди, так как их организм отдает энергию на работу оставшихся рабочих органов. Их мозг заострен на получение информации оттуда, откуда есть возможность ее получить. Такие люди больше сфокусированные и меньше отвлекаются на внешние раздражители.

Таким образом, поняв, что такое ощущение и каким образом оно формируется, плавно переходим к понятию восприятия. Восприятие основывается на ощущениях, полностью с ним не совпадает, но имеет огромное значение на работу мышления.

Основной орган чувств, который дает целостное представление о материи или явление — это зрение. Только благодаря зрению человек может дать полное описание образа. Остальные органы могут помочь дать информацию о форме, о температуре, о размере, твердости или мягкости предмета или явления, но только зрение поможет человеку определить цвет, вид.

Образ о чем-то формируется с детства. С начала мы видим его, ощущаем предмет, после чего у нас в голове строится восприятие о нем, о наших возникших эмоциях при первом знакомстве с ним. После чего образ откладывается в подкорку головного мозга, где остается до того времени, пока нам не понадобиться вспомнить о нем и представить его.

Человек, лишенный способности видеть, будет доверять лишь тому описанию предмета, которому его научат окружающие люди, с взаимодействием тех ощущений, которых ему удалось самостоятельно получить.

  1. Чтобы восприятие образа было явным приоритетом, его надо вывести из общего фона предметов, так как из-за большого количества объектов, нужный нам может остаться незамеченным.
  2. Также восприятие может изменять нам самим, если предметы или явления находятся на большом расстоянии от нас, границы образа искажаются и стираются.
  3. Также могут изменяться при слиянии с другими объектами.
  4. Вариантом на неправильное восприятие могут оказывать возникающие вокруг преграды, барьеры, такие, например, как солнечный свет. Он в состоянии полностью поменять образ. В зависимости от угла падения солнечных лучей, в какое время года и при каких обстоятельствах это произошло, кардинально или частично меняется картина.
  5. Восприятие зависит от постоянства формы или цвета. Если предмет или явление будет выглядеть не таким, как люди привыкли его видеть, можно не поверить, что это реально то же самое.
  6. Вариантом неправильного понимания может стать общественное или единичное мнение, которое меняет образ. Если это в случае со слабовидящими людьми, то это становится просто верой в то, что это правда. Если же это у хорошо видящих людей, то это либо от влияния слов других людей на психику и сознание человека, либо откуда вытекает еще один вариант:

Несформировавшийся еще образ в голове, по причине не взаимодействия в течение всей жизни с ним или со слабыми мыслительными процессами работы головного мозга. Причин этому множество:

Различные психологические, патологические отклонения

Возрастные особенности

Утрата функций развития организма

Нежелание запоминать

Не вера в факты

Не признание реальности и так далее.

В итоге, чтобы наше восприятие о предмете или явление было верным, нам нужен правильный, не поврежденный образ, работа наших мыслей и памяти. Все это необходимо при наблюдении за объектом, так как не только зрение помогает нам, но и все органы чувств, потому что мы собираем информацию еще благодаря запахам, физико-химическим свойствам, звукам. Умение замечать детали развивает способность к наблюдению.

Для того чтобы увидеть, нужно уметь размышлять объективно, то есть иметь свою точку зрения — мыслить. Мысль помогает людям правильно услышать что-то, определить, что именно слышишь.

Деятельность внешнего мира, действие раздражителей на органы чувств в сочетании с внешним и внутренним разнообразием проявлений человеческого тела составляют общую характеристику восприятия и ощущения.

Восприятие зависит от качества наблюдения, а не от огромного количества впечатлений, так как можно замечать все, но не замечать главного. Можно стараться быть внимательным, все слушать, что тебе говорят, но в конце ничего не понять и не вынести для себя сути слов.

Следовательно, нужно направлять себя полностью не на сбор всей доступной информации, возникающей вокруг, а именно на важнейшие аспекты. Разница восприятия и наблюдения заключается в том, что восприятия — часть не намеренная что-то обдумывать специально с точки зрения задачи мыслить, а наблюдение имеет осмысление, конкретно направленное на решение мыслительных задач.

Теперь мы знаем, каким образом мы воспринимаем образ как объект или явление, как мы получаем о нем информацию, которая формирует наше мнение о нем. Теперь мы рассмотрим образ подростка в современном информационно-коммуникативном мире.

Подростковый возраст — это возраст формирования в первую очередь своего собственного Я. Основным фактором развития современного общества является интенсивное воздействие средств массовой информации на сознание несовершеннолетнего, развитие его личности и социализации.

Информационно-коммуникативные технологии стали неотъемлемой частью жизненного пространства человека. Они буквально создали вокруг свой собственный мир и туда поместили все человечество. 21 век — это век информационных технологий, охватывающих каждую среду обитания человека:

учебную

воспитательную

семейную

развлекательную

рабочую и так далее.

В любой сфере коммуникаций нам приходиться пользоваться технологиями для:

создания проектов

нахождения интересующих фактов и информации

в учебном процессе, для создания учебных работ

узнавание новостей

приобретение информации о том, как вырастить растения в домашних условиях и так далее.

В начале появления интернета, информирование несло основную причину пользования данным ресурсом, но со временем информация ушла на второй план, а на первый вышли способы коммуникации с другими людьми:

общение

обмен данными, фотографиями

создание группы по общим интересам

Люди стали в первую очередь не интересоваться чем-то, а кем-то, показывая свою жизнь на всеобщее обозрение. Люди выкладывают информацию о себе, начиная от имени, заканчивая интересами, хобби, личными и интимными отношениями. То есть происходит процесс того, что они выложили свой образ Я - реальный и получили образ Я - виртуальный.

Были проведены исследования, показывающие, что больше чем на половину подростков отражается влияние средств массовой информации с взаимодействием в ней. Современные подростки тратят большое количество времени на интернет, они находят себя и себе знакомых в виртуальном мире. Современное общество почти прекратило межличностное общение друг с другом. Теперь это происходит, печатая смс или электронные письма. Это говорит о том, что современным несовершеннолетним проще начать переписываться свободно с незнакомым человеком, чем открыто поговорить с близкими людьми о своих личных переживаниях и проблемах.

Кроме общения, подросток ищет ответы в медиасреде, например, в кино и сериалах. Это легкий и доступный способ принятия информационной базы, навыков, популярных тенденций и новинок поведения.

Также в этом же исследовании показано, что из многочисленных источников влияния, именно кино является лидирующим носителем. Причиной этому простота доступа, популярность. Несовершеннолетний олицетворяет себя с главным героем и с самим сюжетом в целом. С персонажем, по причине того, что он либо видит себя в нем, либо видит навыки, которыми хочет обладать, либо просто сопереживает ему. Неотъемлемой частью является и сюжет, так как если представить героя на белом фоне, то он не будет казаться таким удивительным. Его навыки будут не соответствовать фантазиям подростка. Сам сюжет — это линейная картина, показывающая героя в разных ситуациях, которая и несет влияние на сознание подростка.

Персонаж может нести в себе разные формы проявления своего поведения с положительной, так и отрицательной стороны. Из этого следует, что подросток - как единица общества, которая склонна как губка все впитывать в себя. Сознание его, которое подвергается подавляющим изменением, сложившимся или появившимся вокруг него, под неправильными установками может попасть под влияние героя и начать олицетворять себя с ним, какими бы он признаками не обладал.

Средства массовой информации становятся свободнее, доступнее, открытие, почти не подлежат фильтрации в том, что выпускают в мир интернета.

Образ Я - виртуальное плавно объединяется с образом Я - реальное по причине того, что подросток перестает замечать границы между реальным и виртуальным миром, в последствие чего несовершеннолетний проявляет девиантные признаки поведения, освоенные им в интернете, в реальном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "РОЛЬ СОЦИАЛЬНО -ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ"

Выступление по теме: "Роль социально -педагогического сопровождения в создании условий социализации подростков с девиантным поведением"...

Роль социального интеллекта в нарушении поведения умственно отсталых подростков с девиантным поведением

Данная статья принадлежит педагогу психологу Егоровой О.Н. и является ее индивидуальной собственностью....

Принципы отбора информации масс-медиа для использования в учебно-воспитательном процессе

В настоящее  время возможности всемирной сети Интернет огромны. Одна из них доступ к огромному количеству средств массовой информации: газетам, журналам, телевидению, радио. Для использования и в...

Особенности формирования нравственных качеств у подростков с девиантным поведением

В педагогической литературе нравственные качества определяют, как моральные нормы и принципы, которые стали внутренними мотивами поведения и влияют на жизненные выборы человека.Цепочка этих выборов и ...

Формирование представлений о жизненном предназначении у подростков с девиантным поведением

Мы живем в эпоху, когда те, кто еще только готовится вступить во взрослую жизнь, оказываются перед лицом будущего, которое очень непредсказуемо.Актуальность работы заключается в том, что наше будущее ...

Урок по теме "Масс Медия"

План урока английского языка в 8 классепо УМК Биболетовой М.З. “Enjoy English” Тема урока: Обобщающий урок по теме «Масс-медиа»Задачи урока:- обобщить и закрепить знания п...

Технологичекая карта урока по теме "Масс Медиа"

Технологическая карта урока по теме "Масс Медиа в англоговорящих странах" для 8 класса основной школы....