Профилактическое мероприятие «ПРОСТУПОК, ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ» для 5-11 классов
методическая разработка

Профилактическое мероприятие «ПРОСТУПОК, ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ» для 5-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilakticheskoe_meropriyatie_dlya_5-11.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактическое мероприятие

«ПРОСТУПОК, ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ»

 для 5-11 классов

Цели:

  • представить учащимся международно-правовой акт «Конвенцию о правах ребёнка»;
  • познакомить с правами ребёнка, с правами несовершеннолетних по законодательству РФ;
  • рассказать о защите прав детей;
  • учить детей отстаивать свои права.

Задачи:

  • создание условий для успеха, формирование ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения;
  • обучение правам ребёнка, правовым нормам общения, защите прав ребёнка на основе анализа разговора  литературных  героев;
  • воспитание интереса у учащихся к изучению законов по правам  несовершеннолетних.

Ход мероприятия

  Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами встретились, чтобы поговорить о правах ребенка, правонарушения, проступках и преступлениях.

Запомните дети, что с первого дня рождения и до 18 лет – вы являетесь ребенком.

У всех людей есть права. О них написано в книге, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций.

В 1989 году ООН приняла документ, который называется «Конвенция о правах ребенка»

     Конвенция – это международное соглашение. Государства пришли к соглашению, что будут соблюдать в своей стране права каждого ребенка.    

     И наше государство тоже подписалось под этим документом, а, значит, дало слово всему миру позаботиться о своих детях.

Разберем подробней права:

  1. Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье.
  2. Ребёнок имеет право на фамилию, имя, отчество.
  3. Дети имеют право на медицинский уход.
  4. На безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному отношению.
  5. Ребёнок не отвечает за провинность родителей, чтобы они не совершили.
  6. Каждый ребёнок имеет право на отдых, игры и веселье.
  7. Ребенок, как и любой другой человек, имеет право на свою личную жизнь, на свою тайну.
  8. Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином, как папа и мама.
  9. Каждый ребёнок имеет право на бесплатное образование
  10. Ребенок имеет право на свое мнение.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ-– это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законодательством и влекущее наказание.

  • Нарушение права
  • Действие или бездействие
  • Запрет на данное деяние государством
  • Совершено по воле правонарушителя
  • Приносит вред государству, человеку, обществу

ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ:

  • ПРЕСТУПЛЕНИЯ
  • ПРОСТУПКИ

ПРОСТУПОК - это неопасное правонарушение

ВИДЫ ПРОСТУПКОВ:

  • АДМИНИСТРАТИВНЫЕ
  • Проезд  без билета в  автобусе
  • Мелкое хулиганство
  • Употребление спиртных напитков в общественных местах
  • Появление в состоянии алкогольного опьянения

  • ГРАЖДАНСКИЕ
  • Невозвращение долга
  • Продажа некачественного товара в магазине
  •  нецензурная брань
  • Создание шума в ночное время (после 23 часов)

  • ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
  • Опоздание на урок
  • Пропуск занятий в школе без уважительной причины
  • Нарушение Устава школы

ПРЕСТУПЛЕНИЕ- это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом под угрозой наказания.

КАТЕГОРИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

  • ПРЕСТУПЛЕНИЯ НЕБОЛЬШОЙ ТЯЖЕСТИ -НАКАЗАНИЕ СРОКОМ НЕ БОЛЕЕ 3 ЛЕТ
  • ПРЕСТУПЛЕНИЯ СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ -СРОК НАКАЗАНИЯ ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ
  • ТЯЖКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ -НЕ БОЛЕЕ 10 ЛЕТ
  • ОСОБО ТЯЖКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ -СВЫШЕ 10 ЛЕТ ИЛИ БОЛЕЕ СТРОГОЕ

ВИДЫ НАКАЗАНИЙ:

  • Штраф
  • Обязательные работы
  • Исправительные работы  
  • Конфискация имущества  
  • Ограничение свободы
  • Арест  
  • Лишение свободы на определенный срок
  • Пожизненное лишение свободы  
  • Смертная казнь  

Уголовная ответственность наступает с 14 лет за:

  • Убийство
  • Умышленное причинение тяжкого, среднего вреда здоровью
  • Похищение человека
  • Изнасилование
  • Кража, разбой, вымогательство
  • Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества
  • Неправомерное завладение транспортного средства без цели хищения
  • Хулиганство при отягчающих обстоятельствах
  • Терроризм
  • Вандализм
  • Заведомо ложное сообщение об акте терроризма
  • Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов
  • Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ
  • Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они ни к чему.

Вольтер

Правовая викторина.

Цель: формирование правовой культуры, законопослушного поведения учащихся.

Задачи:

1.формировать правовую культуру, законопослушное поведение несовершеннолетних;

2. предупредить совершение учащимися противоправных поступков и деяний.

Оборудование: таблички (уголовная, административная ответственность), карточки с заданиями.

Организация игры: учащихся делят на три команды. Игру для учащихся 8-9 классов проводит социальный педагог.

ХОД ИГРЫ:

  1. Вступительное слово ведущего:

Ведущий: Добрый день участники и гости нашей викторины. Сегодня мы собрались, чтобы ещё раз поговорить и проверить, знаем мы и соблюдаем ли мы законы. А поможет нам в этом правовая викторина.

Цель:  формирование правосознания, правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних.

  1. Конкурс «Представление команд».

В течение 7 минут проходит представление участников: название команд, эмблема. Выбираются капитаны команд. Максимальная оценка- 5 баллов.

  1. Конкурс «Разминка».

Каждой команде предлагается 4 вопроса. На обдумывание дается 30 секунд. Максимальный балл- 3.

  1. Что такое право? (Право- совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми)
  2. Что такое преступление? (Общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние)
  3. Что такое алиби? (В уголовном процессе- обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент преступления находился в другом месте)

  1. Назовите основной закон государства. (Конституция закрепляет основы общественного и государственного строя, основные правила и обязанности граждан, гарантии  их прав, систему органов государства, принципы их организации и деятельности. Принята   12 декабря 1993 г.)
  2.  Назовите основные государственные символы. (Герб, флаг, гимн)
  3. Какие права и обязанности приобретает человек, достигший 18-летнего возраста? (Своими действиями человек приобретает любые права и обязанности, т.к. становится полностью дееспособным, т.е. совершеннолетним)

  1. Назовите виды юридической ответственности.  (Дисциплинарная, административная,  уголовная) 
  2. С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (с 14 лет)
  3. С какого возраста наступает административная ответственности? (с 16 лет)

         

        10. Что такое правонарушение? (Это противоправное деяние, причиняющее вред интересам общества, государства и личности)

        11. Что такое мораль? (Это совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека, т.е. моральная ответственность)

        12. Что такое дисциплинарный проступок? (Это правонарушение в сфере трудовых отношений, посягающее на распорядок деятельности учреждения, предприятия, организации. Прогул, опоздания на работу- дисциплинарные проступки

     

  1. Конкурс «Преступление и наказание».

Командам предлагается карточки с заданиями. В течение 3 минут участники должны выбрать правильный ответ на задание из предложенных вариантов вид наказания и попытаться объяснить свой выбор.

За каждый верный ответ команда получает 5 баллов.

Карточки с заданием (описание ситуации):

  1. Петр У. в состоянии алкогольного опьянения пришёл на футбольный матч, после которого  со своими друзьями решил зайти в ближайший бар. В баре Петр подрался с посетителями, которые, как, оказалось, болели за другую команду. Когда бармен пытался его остановить, Петр сильно его ударил, причинив телесные повреждения. Кроме того, вместе с друзьями он разбил посуду, сломал стулья и т.п.

     В ходе следствия его действия и действия его друзей были определены как хулиганские  (лишение свободы с отбыванием наказания в трудовой колонии)3.

  1. Дмитрий 12 лет, был задержан за кражи в магазинах. Всего он совершил 70 мелких краж. Он стремился сделать денежные накопления и продавал краденые вещи. Деньги хранились у подростка и ущерб  был возмещён  практически полностью  (отсрочка исполнения наказания)2.
  2. Группа девушек в возрасте 16 лет поздно вечером на остановке автобуса совершила нападение на пожилую женщину. От полученных ударов женщина упала, получив серьезную травму. А девушки отобрали у неё часы и сумку с документами и деньгами  (лишение свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии)1.

  1. Конкурс  «Знаете ли вы закон?»    

Командам по порядку называются различные ситуации. Нужно определить, какие виды юридической ответственности наступают и правильно поднять таблички «уголовная ответственность» или «административная ответственность». Время на раздумывание  не дается, капитаны команд должны поднять табличку «уголовная» или «административная».

За каждый верный ответ команда получает 1 балл.

-- Ученик разбил стекло  (Административная)

--  Гражданин купил сознательно ворованную вещь  (Уголовная)

-- Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (Административная)

-- Машинист тепловоза явился на работу в нетрезвом состоянии (Административная)

-- Гражданин из мести поджог дом соседа (Уголовная)

-- Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (Административная)

-- Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили её (Уголовная)

--  Пассажир автобуса не оплатил проезд (Административная)

-- Сотрудник прогулял рабочий день (Административная)

-- Девушка украла чужого ребёнка (Уголовная)

  1. Конкурс «Юридическая консультация».

           Командам предлагается решить юридические задачи. Время на обдумывание – 5 минут. Наивысший балл- 5.

  1. 17-летний  Петров поступил на работу в кинотеатр помощником механика с двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был освобожден от работы как не выдержавший испытание. Считая увольнение неправильным, Петров обратился в суд с иском о восстановлении его на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение вынести суд?  

    (Свой ответ пояснить).

(Считается недопустимым увольнение молодых служащих по причине несоответствия занимаемой должности, если у работника, не овладевшего техникой производства, отсутствует достаточный опыт и стаж работы. Увольнение не допускается  без трудоустройства. Необходимо согласие районной комиссии по делам несовершеннолетних.)

  1. Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам. Требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорбил их нецензурной бранью. Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности?

    (Свой ответ пояснить).

(Поведение школьника попадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается законом как административный проступок, что влечёт административную ответственность, которая наступает с 16 лет.)

  1.  13-летний учащийся школы со своими друзьями такого же возраста во внеурочное время приобрели в магазине спиртные напитки и распивали  в  парке. После чего стали привлекать внимание прохожих. Можно ли привлечь подростков к административной ответственности?

     (Свой ответ пояснить).

((Поведение школьника попадает под определение «распитие спиртных напитков в общественных местах» и рассматривается законом как административный проступок, что влечёт административную ответственность, которая наступает с 16 лет.  Но, поскольку подросткам 13 лет, к административной ответственности привлекаются их родители, законные представители. Ст. 20.22 КоАП РФ, штраф от 1500 до 2000 рублей).

            Ведущий: Вот и подошли к концу все наши испытания. Ребята, давайте вспомним, какие понятия мы с вами затронули, выполняя задания:

- права человека

- юридическая ответственность человека: административная, уголовная

- Конвенция о правах ребёнка

- Конституция РФ

- Уголовный Кодекс

- право.

Подведение итогов игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для классного часа "Проступок. Правонарушение. Преступление."

Данная презентация использовалась мною при проведении открытого совета профилактики по теме "Проступок. Правонарушение. Преступление.". Думаю данная тема, достаточно актуальна,  возможно при...

Классный час"Проступок, правонарушение, преступление"

Цели: 1) Дать учащимся представление о проступке, право­нарушении, преступлении, наказании за них, научить различать эти понятия.2) Развивать представление о том, что проступок, правона­рушение, прест...

классный час "Проступок. Правонарушение. Преступление" для обучающихся 4-7 классов

Развитие у обучающихся научного мировозрения о законах, воспитание нравственных качеств и уважения к законам, формирование толерантного сознания у обучающихся первичная профилактика правонарушени...

Проступок. Правонарушение. Преступление. Общешкольная беседа.

Конспект беседы с учащимися 7-9 классов коррекционной школы 8 вида по профилактике правонарушений....

Классный час "Проступок, правонарушение, преступление"

В данной работе расрываются понятия: проступок, правонарушение, преступление. Цель мероприятия - дать понять школьникам, что за любое правонарушение или преступление они несут ответственность перед за...

Классный час: "Проступок, правонарушение, преступление"

Данный материал будет полезен для подготовки классных руководителей к классному часу....

Профилактическое мероприятие «ПРОСТУПОК, ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ» для 5-11 классов

Цели:представить учащимся международно-правовой акт «Конвенцию о правах ребёнка»;познакомить с правами ребёнка, с правами несовершеннолетних по законодательству РФ;рассказать о защите прав...