Семья, находящаяся в социально-опасном положении: понятие, проблемы
статья

В настоящее время социально-педагогическое сопровождение семей является приоритетной задачей государства, так как качество и уровень жизни граждан, напрямую влияют на развитие страны, социально-экономические показатели страны, место Российской Федерации на мировой арене

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

Семья, находящаяся в социально-опасном положении: понятие, проблемы

Защита института семьи – на сегодняшний день одна из основных задач государства. Согласно Конституции РФ, а именно части 2 статьи 7 говорится следующее: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». В условиях сегодняшней социально-экономической, политической ситуации, институт семьи претерпевает большое количество изменений: изменяются духовные ценности, традиции и нормы морали. многие семьи испытывают материальный и финансовые трудности, что требует особого внимания со стороны государства.

Изучение данной темы необходимо начать с рассмотрения сущности семьи. Единого определения данной категории не

существует (см. Таблица 1).

Таблица 1 Сущность понятия семья

Сущность определения

Источник/автор

Семья – основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех ее членов, особенно детей, которой должны быть предоставлены необходимые защита и содействие с тем, что бы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества »

О правах ребенка: Конвенция ООН [одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября1989 года].

Семья – круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание, где супруги обязаны материально и морально поддерживать друг друга, связаны общностью быта, взаимопомощью и взаимной поддержкой, родители имеют право и несут ответственность за воспитание, развитие и содержание своих детей, а трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи

родителей, заботиться о них»

Гуль Н.В. «Конституционное право на защиту семьи в уголовном законодательстве России», автореферат.

Семья – группа, члены которой связаны личными взаимоотношениями, общими ценностями,

интересами и традициями

Т.Н. Малашенко «Социология семьи», учебно-методическое пособие, 2007.

Семья – это исторически конкретная система отношений между супругами, родителями и детьми, между детьми.

Институциональный подход: семья – это социальный институт, с определенными, исторически сложившимися нормами и ценностями, участников которого объединяет кровное родство

Г.И. Захарова «Психология семейных отношений», учебное пособие, 2009.

В своей работе нам важно выяснить насколько образ жизни семьи влияет на формирование норм и ценностей, а также на социализацию ее членов, поэтому мы буем придерживаться следующего определения к понятию семья, согласно которому, семья – это социальная система, состоящая из индивидов, которые скреплены между собой кровным родством, взаимодействующие между собой, при этом члены семьи имеют свои статусы и роли. Данное определению по смыслу наиболее близко к структурно-функциональному походу, выделяемому Р. Хиллом.

Семья выполняет определённые функции, которые направлены на удовлетворение базовых потребностей в обществе. К важнейшим функциям мы можем отнести следующие:

  • Репродуктивная функция. В данном случае речь идет о биологическом воспроизводстве общества.
  • Воспитательная функция – подразумевает передачу новому поколению общепринятых норм и ценностей. Родители, родственники – основные субъекты воспитания.
  • Хозяйственно-бытовая – предполагает выполнение членами семьи своих домашних обязанностей.
  • Функция материального обеспечения – обеспечение благосостояния нетрудоспособных членов семьи.
  • Функция первичного социального контроля - предполагает развитие ответственности членов семьи за нормы их поведения в обществе, во взаимодействии с младшим и старшим поколением.
  • Духовная функция – развитие членов семьи как личности.
  • Социально-статусная – передача в семье социальны ролей младшему поколению.
  • Эмоциональная – эмоциональная стабилизация членов семьи.
  • Сексуальная.

Данная классификация наиболее близка к пониманию М.С. Мацковского.

Основная функция семьи, по нашему мнению, - функция социализации. В семье индивиды, взаимодействуя между собой, передают друг другу различные социальные роли, модели поведения в различных ситуациях. Соответственно способствуют приспособлению человека в обществе. Основное отличие данной функции от функции воспитательной заключается в том, что социализация – это процесс непрерывный и осуществляемый на протяжении всей жизни. Семья в данном случае выступает агентом социализации.

В зависимости от состава семьи мы можем выделить семью нуклеарную и расширенную; полную и неполную, в зависимости о количества детей в семье, мы можем выделить бездетную семью, семью, имеющую до трех детей и многодетную семью, в зависимости от возможности выполнения семьей функции социализации мы можем говорить о благополучной и неблагополучной семье.

Нуклеарная семья – семья, которая включает в себя поколение детей и родителей. Основное отличие данного типа семьи в том, что такая семья проживает обособленно от родственников, функции социализации, защиты выполняют именно родители детей.

В условиях современной действительности, а именно экономической несостоятельности большинства молодых семей с детьми, все большую актуальность преобладает расширенный тип семьи. Расширенная семья предполагает совместное проживание нескольких поколений, при этом функции семьи, а точнее их выполнение распространяется на всех членов семьи, включая бабушек и дедушек. Данный признак является основным и отличает расширенную семью от нуклеарной.

Также мы можем говорить о семье полной и неполной. Полная семья – семья, где воспитанием ребёнка занимается оба родителя. Неполная семья – воспитанием ребенка занимается только один родитель, а второй родитель юридически отсутствует, либо родители находятся в разводе.

Следующий признак – количество детей в семье. Семья, в которой нет детей является бездетной, далее мы выделяем группу семей, где воспитывается от одного до двух детей, и также можно выделить многодетную семью. Многодетной является семья, где на воспитании имеется 3 и более ребенка в возрасте до 18 лет. Понятие многодетной семьи может меняться в зависимости от субъекта Российской Федерации, в котором семья проживает, в части возраста детей.

В условиях современной действительности мы можем также говорить о семьях благополучных и семьях неблагополучных.

Благополучной является семья, где родители надлежащим образом выполняют свои родительские обязанности по воспитанию, содержанию, развитию и обучению несовершеннолетних детей.

Согласно статье 63, 64 Семейного кодекса РФ родители обязаны воспитывать, содержать заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, отвечать за их образование. Если же родители полностью или частично не выполняют свои обязанности, то мы можем говорить о семье неблагополучной.

Неблагополучной является семья, где родители не исполняют либо ненадлежащим образом исполняют родительские обязанности. Рассматривая неблагополучные семьи, мы можем говорить о таких группах как семья группы риска, семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации (в данном случае можно говорить о ненадлежащем исполнении родителями родительских обязанностей, но родители могут самостоятельно исправить ситуацию, без сторонней помощи), семья, где родители ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности и самостоятельно не могут решить существующие проблемы, относится к семьям, находящимся в социально-опасном положении.

Семья, находящаяся в социально-опасном положении, согласно Федеральному закону от #1075;. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» - это «семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними».

Согласно ФЗ от #1075;. №120-ФЗ, несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке,

представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действий. При этом:

  • безнадзорный – лицо, за поведением и местонахождением которого не осуществляется должный контроль;
  • беспризорный – лицо, не имеющее место жительства или место пребывания;
  • антиобщественные действия – действия, совершаемые

несовершеннолетним, оказывающие негативное влияние на его здоровье (алкоголизм, наркомания, бродяжничество, попрошайничество), либо действия, нарушающие права и интересы других лиц.

Таким образом, анализируя вышеперечисленные определения, под семьей, находящейся в социально-опасном положении, мы будем понимать семью, в кризисной ситуации, где родители не исполняют либо ненадлежащим образом исполняют родительские обязанности по обучению, воспитанию, содержанию, развитию несовершеннолетних детей, при этом для исключения отрицательного влияния на несовершеннолетних детей, родителям нужна посторонняя помощь.

Согласно письму Минобрнауки России от № ВК-2969/07 «О направлении методических рекомендаций», критериями признания семьи, находящейся в социально-опасном положении, являются:

  1. Наличие в семье ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении.
  2. Привлечение родителя, законного представителя несовершеннолетнего к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи КоАП РФ за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию.
  3. Совершение родителем, законным представителем несовершеннолетнего действий, которые могут отрицательно повлиять на его поведение.
  4. Привлечение родителя, законного представителя несовершеннолетнего к уголовной ответственности по статье 156 УК РФ, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Отметим, что критерии признания семьи, как находящейся в социально-опасном положении, в зависимости от субъекта РФ, могут более детально конкретизироваться.

Критерии признания несовершеннолетнего как находящегося в социально-опасном положении так же отражены в нормативном документе:

  1. Нахождение несовершеннолетнего в обстановке, представляющей опасность (угрозу) для его жизни или здоровья в связи с отсутствием контроля за его поведением вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц, либо в связи с отсутствием у него места жительства и (или) места пребывания.
  2. Нахождение несовершеннолетнего в обстановке, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию в связи с отсутствием контроля за его поведением вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц, либо в связи с отсутствием у него места жительства и (или) места пребывании.
  3. Совершение несовершеннолетним правонарушения. В данном случае под правонарушением понимается как преступление, так и административное правонарушение.
  4. Совершение несовершеннолетним антиобщественного действия, например, самовольный уход из дома.

Алгоритм работы с семьей, оказавшейся в социально-опасном положении не конкретизирован на законодательном уровне, в связи с чем мы формально будем рассматривать следующие этапы:

  1. Выявление факта неблагополучия в семье.
  2. Проверка семьи по месту жительства, с целью подтверждения либо опровержения факта неблагополучия.
  3. В случае подтверждения акта неблагополучия в семье, составление карты

семьи, находящейся в СОП и направления карты семьи в Территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для рассмотрения.

  1. Комплексная работа специалистов по выявлению причин возникновения проблем в семье.
  2. Разработка комплексного плана работы с семьей, находящейся в СОП.
  3. Проведение профилактической работы с семьей, отслеживание динамики семейной ситуации.
  4. Принятие решения, а именно:
  • проведение дальнейшей профилактической работы;
  • снятие с учета, в связи с исправлением;
  • подготовка документов для ограничения/лишения в родительских правах.

Основные проблемы, которые имеют место в семьях такого типа – проблема наркомании, алкоголизма законных представителей, часто законные представители не работают, имеют низкий материальный статус.

Все это оказывает негативное влияние на развитие несовершеннолетних проблем, провоцирует возникновение дальнейших проблем.

Последствия воспитания детей в семьях СОП можно разделить на несколько групп:

  1. Бытовые/экономические. По месту жительства у детей отсутствуют условия для проживания, нет отдельных спальных мест, одежды, продуктов питания.
  2. Наиболее часто встречается проблемы социализации детей. Несовершеннолетние дети перенимают модель поведения своих родителей и в последующем не могут создать собственную семью, надлежащим образом обеспечить и воспитать своих детей. Также не могут выстроить свои взаимоотношения со сверстниками.
  3. Проблемы психологические. Несовершеннолетние дети не могут сформировать себе адекватную самооценку, что провоцирует развитие психологических проблем у ребенка. Несовершеннолетний ребенок отказывается посещать образовательное учреждение, самовольно уходят из дома, совершат преступления и правонарушения, с целью привлечения внимания законного представителя.

Перечисленные группы не составляют исчерпывающий список, а лишь являются основными и наиболее часто встречающимися.

Таким образом, можно говорить о том, что семья – это социальная система, состоящая из индивидов, которые скреплены между собой кровным родством, взаимодействующие между собой, при этом члены семьи имеют свои статусы и роли. Основные функции семьи: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, функция социализации, духовная, социально-статусная, духовная.

Семья, находящаяся в социально-опасном положении – семья, в кризисной ситуации, где родители или законные представители не исполняют либо ненадлежащим образом исполняют родительские обязанности по обучению, воспитанию, содержанию, развитию несовершеннолетних детей, при этом для исключения отрицательного влияния на несовершеннолетних детей, родителям нужна посторонняя помощь.

Основные проблемы – проблема алкоголизма, наркомании, нежелания законных представителей работать, что оказывает негативное влияние на дальнейшее развитие несовершеннолетних детей. Данные проблемы провоцируют дальнейшие последствия, которые также являются проблемами в дальнейшей жизни детей. Последствия можно разделить на несколько групп, а именно бытовые, проблемы социализации и проблемы психологические. Список групп не является исчерпывающим, а лишь раскрывает основные и наиболее часто встречающиеся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по написанию индивидуальной программы работы с ребёнком и семьей, находящимися в социально опасном положении.

Паятка по написанию индивидуальной программы для работы с несовершеннолетним и семьёй, находящимися в социально опасном положении, является алгоритмом придерживаясь которого, можно составлять индивиду...

Законодательные основы социально-педагогического сопровождения семьи, находящейся в социально-опасном положении

В своей деятельности социальный педагог опирается в первую очередь на законодательные акты Федерального, Регионального и Муниципального уровня....

Социальная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении.

Социальная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении....

Выступление на городском заседании Школы молодого специалиста социальных педагогов образовательных учреждений г. Симферополя "Организация профилактической и реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении"

Цель выступления - познакомить молодых социальных педагогов с алгоритмом работы социально-психологической службы школы с детьми и семьями, которые включены в Банк данных Комиссии по делам несовершенно...

Понятие «социально неблагополучная семья» и «семья, находящаяся в социально опасном положении».

Понятие «социально неблагополучная семья» и«семья, находящаяся в социально опасном положении» . Между этими понятиями очень тонкая грань и любая неблагополучная семья може...

Понятие «социально неблагополучная семья» и «семья, находящаяся в социально опасном положении»

Понятие «социально неблагополучная семья» и«семья, находящаяся в социально опасном положении» . Между этими понятиями очень тонкая грань и любая неблагополучная семья може...

Программа деятельности социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении (неблагополучными семьями)

Семья, находящаяся в социально опасном положении (СОП ) - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не ...