Социально-педагогическое сопровождение: понятие, сущность, нормативно-правовые акты
методическая разработка

Задачами индивидуального социально-педагогического сопровождения семьи является предупреждение беспризорности, безнадзорности, выявление причин, способствующих этому и искоренение их

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx31.75 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-педагогическое сопровождение:  понятие, сущность, нормативно-правовые акты

 

Начать рассмотрение вопроса социально-педагогического сопровождения следует с определения понятия «сопровождение». Термин «сопровождение» имеет множество значений: например, согласно толковому словарю русского языка, термин «сопровождение» обозначает действие, сопутствующее какому-либо явлению. В зависимости от того в каком контексте или в какой области используется термин, зависит его толкование.  В настоящее время в научной литературе термин «сопровождение» понимается, прежде всего, как поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают какие-либо трудности. Необходимо заметить, что поддержка понимается как сохранение личностного потенциала и содействие его становлению. Сущность такой поддержки заключается в реализации права на полноценное развитие личности и ее самореализацию в социуме. 

 В связи с формированием гуманистической ориентации в российской педагогике в 1995-1998 годах начинает формироваться система сопровождения в России, а именно психолого-педагогического сопровождения. В 1998 году проходит первая в России конференция, посвященная проблемам сопровождения развития ребенка, результатами которой стало определение сопровождения как особого вида помощи ребенку в обеспечении эффективного развития в условиях образовательного процесса и принятие Правительством Российской Федерации Постановления № 867 от 31.07.98 г. «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», которое законодательно определило функционирование системы сопровождения в стране. В настоящее время постановление утратило силу.

Процесс сопровождения предполагает поддержку нуждающегося человека в какой-либо сфере деятельности, в связи с этим можно выделить несколько видов сопровождения:

  • психолого-педагогическое сопровождение, под которым понимается

совокупность социально-психологической и педагогической деятельности на основе определенной методологии, обеспечивающее современное качество образования;

  • медико-педагогическое сопровождение, которое предполагает применение дифференцированных подходов к воспитанию, обучению и проведению индивидуального оздоровления и осуществление образовательной организацией комплекса мероприятий по профилактике заболеваний, связанных с учебной деятельностью;
  • О.А. Власова предложила валеолого-педагогическое сопровождение – педагогическая деятельность, в которую включены все участники образовательного процесса, осуществляющие системы взаимосвязанных мероприятий, по повышению компетенции педагогов, учащихся и их родителей в области сохранения здоровья.  

В своей работе мы будем рассматривать социально-педагогическое сопровождение, под которым будем понимать систему педагогического взаимодействия, включающую социальные институты учебных заведений, социальные проекты и программы развития обучающихся, управлением воспитательным потенциалом общества в разрешении проблем социализации обучающихся.  

Рассмотрим некоторые определения термина «социально-педагогического» сопровождения, которые представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Определения понятия «социально-педагогическое сопровождение»  

п/п

Определение

Автор

1.

Деятельность, которая обеспечивает помощь в ситуации жизненного выбора, вхождение в «зону развития».

А.П. Тряпицына и Е.И. Казакова

2.

Форма партнерского взаимодействия, в процессе которого согласуются смыслы деятельности и создаются условия для индивидуального принятия решений

В.А. Айрапетов

3.

Форма профессиональной деятельности, направленная на создание условий для личностного развития и самореализации воспитанников, развития их самостоятельности и уверенности в различных ситуациях жизненного выбора

Е.К. Исаковой, Д.В. Лазаренко и С.В.

Сильченковой

4.

Усиление позитивных факторов развития и имеющихся способностей и нейтрализацию действия негативных факторов.

В.А.Лазарев

 

 

5.

Совместное движение (взаимодействие) социального педагога и воспитанника, его родителей на основе прогнозирования субъектом перспектив поведения и самопроявления в ситуации развития, направленного на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.

Л.В.Мардахаев

 

Таким образом, под социально – педагогическим сопровождением мы будем понимать комплексный процесс взаимодействия специалиста и воспитанника (ребенок, родитель, семья), с целью исключения влияния негативных факторов на жизнедеятельность воспитанника, путем принятия им самостоятельных решений и принятия ответственности за свои действия в ситуациях жизненного выбора. Отметим, что процесс взаимодействия всегда носит индивидуальный характер, так как проблемы, в связи с которыми необходимо осуществлять сопровождение, различны у каждого воспитанника обусловлены различными факторами и особенностями личностями.

Идеи социально-педагогического сопровождения формировались исходя из таких понятий, как поддержка, помощь, защита. Весьма значимым для развития педагогических идей, направленных на оказание помощи, содействия саморазвитию личности в отечественной педагогике, стало оформление концепции педагогической поддержки О.С. Газмана. Именно в данной концепции была показана оригинальность и инновационность идеи помощи и содействия личности в её саморазвитии, которая непосредственно заключалась в соотношении двух понятий – социализации и индивидуализации, то есть пространства, где личность приобщается к социокультурной деятельности и индивидуального пути проявления личностных особенностей в современном обществе.  

Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимает процесс совместного определения собственных интересов воспитуемого, способов преодоления его проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство, и формирование умения самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах деятельности и жизнедеятельности. Далее концепция педагогической поддержки получила своё развитие в исследованиях Т.В. Анохиной, В.П. Бедерхановой, Н.Ю. Корневой, Л.Л. Олиференко и др. Данные исследователи понимают поддержку как товарищеские отношения взрослого и ребёнка, которые создают для ребёнка ситуацию свободы, роста и действия, а не полной зависимости от помощи взрослого.

Весьма значимую роль в концепции социально-педагогического сопровождения личности имеет направленность на формирование субъектной позиции. Субъектность – это результат активной включенности человека в процесс жизнедеятельности, который организуется непосредственно им самим. Субъект – это личность, собственными усилиями определяющая свои жизненные цели, меру занятости, необходимой ему деятельности, используя свои способности в том объёме, в котором сам считает нужным. Процесс социально-педагогического сопровождения предполагает несколько этапов, связанных между собой. Рассмотрим каждый из них (см. Таблицу 2):

Таблица 2  

Этапы социально-педагогического сопровождения

п/п

Название этапа

Характеристика этапа

1.

Диагностический

Основная задача – определение цели, проблемы, осознание их значимости и желание разрешить проблему.

На данном этапе следует проводить диагностику особенностей субъекта, его психологического развития, характера нарушений, поведенческих реакций. Для этой цели могут быть использованы опросники, анкетирование, наблюдение за поведением субъекта в разных ситуациях (общение со знакомыми и незнакомыми взрослыми, со сверстниками) анализ игровой и продуктивной деятельности, тестирование — все это позволяет выявить индивидуально-психологические особенности воспитанника и характер его проблем.

2.

Организационный

На данном этапе определяются средства и формы с целью создания общего дела. Выясняем ожидания воспитанников от процесса работы с социальным педагогом, чего хотят достичь, что получить.

3.

Деятельностный

На данном этапе предполагается конкретная совместная деятельность социального педагога и воспитуемого, при этом упор делается на деятельность воспитуемого

4.

Аналитический

Предполагает подведение итогов, а именно рефлексию и корректировку того, что получилось, а что нет. Данные действия осуществляются совместно, что в итоге предполагает совместное решение о дальнейшей необходимости совместной работы и социально-педагогического сопровождения.

 

Таким образом, можно говорить о том, что основная задача социально-педагогического сопровождения – предупреждение и профилактика возникновения проблемных ситуаций у воспитанника. Отметим, что деятельность педагога будет эффективна лишь в том случае, если воспитанник осознает необходимость оказания ему помощи, понимает, что самостоятельно справиться с трудностями не сможет. Задача социального педагога – создать условия, в которых воспитанник сможет научиться принимать решения, с опорой на имеющиеся у него внутренние ресурсы.

Целью социально-педагогического сопровождения, является не сформировать, а найти, сопровождать какой-либо процесс и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, самоорганизации, а также адаптации, необходимых для становления самобытного личностного образа, динамичного и безопасного взаимодействия с людьми. 

Анализируя вышесказанное, мы можем говорить о том, что сущность социально-педагогического сопровождения — это дать воспитуемому инструмент (создать условия), для проявления его индивидуальности, при условии возникновения кризисных ситуаций. Важно, чтобы социальный педагог относился к воспитуемому «на равных», шел рядом и помогал при необходимости, только в данном случае деятельность педагога будет эффективна.

Педагогический процесс в условиях социально-педагогического сопровождения должен быть, прежде всего, личностно-ориентированным, опирающимся на активно познающую мир целостную личность; тактичного, в совершенстве владеющего профессиональными умениями и обладающего высокими моральными установками педагога; учитывающим их двустороннее взаимодействие, которое в итоге приводит к положительному результату.

Говоря о процессе социально-педагогического сопровождения, важно рассмотреть основные функции данного процесса:

  1. Воспитательная.
  2. Компенсаторская.
  3. Стимулирующая.
  4. Корректирующая.

Рассмотри каждую из функций в отдельности. Воспитательная функция предполагает восстановление положительных качеств у воспитуемого, для его успешной социализации в окружающей среды.  

Функция компенсаторская заключается в формировании у личности стремления компенсировать имеющиеся недостатки приложением сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успехов, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.

Стимулирующая функция заключается в том, что педагог при осуществлении своей деятельности эмоционально выражает свою позицию относительно поступков воспитуемого, т.е. допускает положительные либо отрицательные эмоции в сторону воспитуемого. При этом реакция педагога является для воспитуемого каким-либо стимулом, влияет на поведение сопровождаемого и выбор его позиции в той или иной ситуации.

Корректирующая функция схожа с остальными вышеперечисленными функциями, однако отличается тем, что применяются методики и способы, направленные именно на корректировку действий сопровождаемого, его мотивацию, установки и поведение.

М.И. Рожков выделяет несколько принципов социально-педагогического сопровождения:

  • принцип         личностного         центрирования         сопровождения,         который

предполагает рассматривать личность каждого субъекта как уникального в своем социальном становлении, способного самостоятельно сделать свой социальный выбор, для которого социально-педагогическое сопровождение выступает в качестве средства осмысления своей жизненной ситуации;

  • принцип персонификации сопровождения, который предполагает выбор задач и средств сопровождения, адекватных социальной ситуации субъекта;
  • принцип конвенциальности сопровождения предполагает, что его основой являются потребности самого сопровождаемого;
  • принцип оптимистической стратегии сопровождения: развитие субъекта рассматривается с учетом того позитивного социального опыта, которым он владеет; доминирование убеждения в его позитивном развитии;
  • принцип социального закаливания предполагает включение субъекта в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладение способами этого преодоления, формирование социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Деятельность социального педагога касаемо социально-педагогического сопровождения регламентирована нормативно-правовыми актами на разных уровнях власти, рассмотрим каждый из них в отдельности:

Международные нормативно-правовые акты.  

  • Конвенция о правах ребенка, принята резолюцией 44/25 Генеральной

Ассамблеи от 20 ноября 1989 года;

Нормативно –правовые акты федерального уровня:

  • Конституция РФ;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в

Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ;

  • Федеральные государственные образовательные стандарты.

Локальные (Внутренние) нормативно-правовые документы - устав учреждений, должностные инструкции и др.  

Рассматривая систему нормативно-правовых актов, нужно говорить о том, что нормативно-правовые акты международного уровня определяют основные направления деятельности в сфере образования, федеральный уровень предполагает в соответствии с международными нормами, выработку политики. Региональный уровень конкретизирует политику государства, учитывая особенности региона и его потребности. Локальные нормативно – правовые акты предполагают опору на вышестоящие акты, однако детально конкретизируют деятельность социального педагога.  

Однако стоит отметить, что нормативно-правовые акты сформированы недостаточно, а именно не учитывают специфику отдельных категорий граждан, учреждений социального обслуживания. В связи с чем имеются пробелы в деятельности, когда педагог не знает, как поступить в той или иной ситуации.

Таким образом, социально – педагогическое сопровождение -  комплексный процесс взаимодействия специалиста и воспитанника (ребенок, родитель, семья), с целью исключения влияния негативных факторов на жизнедеятельность воспитанника, путем принятия им самостоятельных решений и принятия ответственности за свои действия в ситуациях жизненного выбора. Процесс взаимодействия всегда носит индивидуальный характер, кроме того, необходимо, чтобы сопровождаемый сам осознавал необходимость поддержки.

Основные функции процесса социально-педагогического сопровождения: воспитательная, компенсаторская, стимулирующая, корректирующая.

Основные принципы: принцип личностного центрирования сопровождения, принцип персонификации сопровождения, принцип конвенциальности сопровождения, принцип оптимистической стратегии сопровождения, принцип социального закаливания.  

В России на каждом уровне власти имеются нормативно-правовые акты, которые так или иначе затрагивают деятельность социального педагога, однако существуют пробелы в законодательстве, в связи с чем деятельность социального педагога требует большей регламентированности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативно-правовые акты, гарантирующие право получения детям с ограниченными возможностями здоровья адекватного их возможностям образования

В данной презентации представлены международные, федеральные и региональные документы в области защиты прав и свобод ребенка...

Законы и другие нормативно-правовые акты России по обеспечению безопасности человека

Конституция Российской Федерации. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (принят в 1994). Федеральный закон РФ «О безопасности» (принят...

Законы и другие нормативно-правовые акты России по обеспечению безопасности человека часть 2

В презентации представлены основные нормативно-правовые акты РФ....

ПЕРЕЧЕНЬ нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Федеральные законы  «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ  «О защите населения и территорий

ПЕРЕЧЕНЬ нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Федеральные законы  «О гражданской обороне» от 12...

перечень нормативно-правовых актов ГО

ПЕРЕЧЕНЬ нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Федеральные законы  «О гражданской обороне» от 12...

Методическая разработка обучающего семинара «Нормативно-правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность педагогов дополнительного образования»

В практике педагоги дополнительного образования нечасто сталкиваются с необходимостью использовать знания правовых основ, определяющих их профессиональную деятельность. Редко используемая информация с...

Правовое регулирование мероприятий по совершенствованию кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования в региональных нормативных правовых актах

В статье рассмотрены аспекты правового регулирования мероприятий по совершенствованию кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на федеральном и региональ...