Психологические особенности подросткового возраста
статья
Задачей современного образовательного учреждения является воспитание выпускника средней школы, осознающего себя личностью, живущей в обществе, социально активного, осознающего глобальные проблемы современности, свою роль в их решении; носителя ценностей гражданского общества, уважающего ценности иных культур, конфессий и мировоззрений; уважающего других людей и умеющего сотрудничать с ними для достижения общего результата.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст можно назвать переходным периодом от детства к взрослости. Однако границы этого возраста в психологической, медицинской, социологической, юридической, педагогической литературе часто определяются по-разному: 10-14лет, 14-18лет, 12-20 лет и т. д. На сегодняшний день, опираясь на литературу, можно определить границы подросткового возраста, они примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 12 лет до 16 лет. Но нельзя не отметить, что основной критерий для определения периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме. С начало постепенно увеличиваются секреции половых гормонов, это берет начало в 7 лет, но самый интенсивный подъём секреций происходит в подростковом возрасте. Это сопровождается внезапным увеличением роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков.
Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием. Это период, интенсивность которого подчеркивается понятием «гормональная буря». По мнению Дубровиной И.В. трудности данного возраста связанны с половым созреванием как с причиной различных не только психофизиологических, но и психических отклонений. В ходе таких изменений у подростка может возникать чувство тревоги, проявление эмоциональной неустойчивости, возрастает изменчивость настроения, резкие перепады от веселья к пессимизму, повышенная возбудимость, склонность к конфликтам, депрессивные моменты. Как правило такие переживания ведут к снижению самооценки. Подросток придирается к родным, в тоже время сочетает такое отношение с острым недовольством собой.
Центральным психологическим новообразованием становится формирование чувство взрослости — это психологический симптом начала подросткового возраста. Если опираться на мнение Д.Б. Эльконина, то "чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подростки сравнивают себя с другими сверстниками или взрослыми, находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, умеет перестраиваться в своей деятельности". Поэтому изменения в физиологии, физические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают подростковый период очень сложным не только для родителей и педагогов, но и для самого ребенка.
Первым подростковый возраст выделил как время второго, самостоятельного рождения в жизни и роста самосознания человека Ж.Ж. Руссо.
В психологии ядром подросткового возраста составляют идеи, которые были изложены в труде С. Холла «Взросление». В данном труде Холл смог сформулировать представления о переходе и промежуточности подростничества, периода "бури и натиска". Он разработал содержательно-негативные характеристики на данном этапа развития, такие как трудности в воспитании, преобладание конфликтности и эмоциональной неустойчивости.
Также автор обозначает позитивные приобретения возраста - "чувство индивидуальности". К. Левин говорил о своеобразной пограничности подростка, которая выражается в его положении между мирами детей и взрослых. По мнению подростка он уже не принадлежит к детской культуре, однако войти в мир взрослых он еще не может, потому что реальная действительность выдает сопротивление, и это вызывает состояние "когнитивного дисбаланса", неопределенность ориентиров, планов и целей в период смены "жизненных пространств".
Развитие личности подростка было проанализировано в
психоаналитическом ключе 3. Фрейдом и А. Фрейд. В подростковый период половое созревание, прилив сексуальной энергии расшатывает сложившееся ранее равновесие между структурами личности, и детские конфликты возрождаются с новой силой.
Э. Эриксон рассматривал данный период как центральный для решения задачи личностного самоопределения, достижения идентичности. В отечественной психологии основы понимания закономерностей развития в подростничестве заложены в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман и др. Отечественные исследователи также ка и зарубежные трактуют подростковый период как кризисный, как период "нормальной патологии", делая акцент на его бурном протекании, сложного для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых (например, Божович Л.И.).
Д.Б. Эльконин, напротив, само подростничество рассматривает как стабильный возраст, однако выделяет предподростковый кризис и кризис на переходе к юношескому возрасту. Подростковый возраст как этап в психическом развитии характеризуется выходом ребенка на качественную, новую социальную позицию. Она связана с поиском собственного места в обществе. Его притязания завышен и не всегда имеют адекватные представления о том, какими возможностями он обладает. Все это приводит к многочисленным конфликтам подростка с родителями и учителями, к протестному поведению.
Даже если в целом подростковый период протекает спокойно, то все равно такому развитию свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность. Наблюдается как интериндивидуальная неравномерность (несовпадение времени развития разных сторон психики у подростков одного хронологического возраста), так и интраиндивидуальная (например, интеллектуальная сторона развития может достигать высокого уровня, а уровень произвольности сравнительно низок).
В подростковый период получает заметное развитие волевые черты характера - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. Подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Подросток, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью.
Внимание подростка становится специфичным, избирательным, устойчивым. Эти качества модно отнести и к восприятию, кроме избирательности оно становится целенаправленным, анализирующим. Значительно увеличивается объем памяти, вследствие характерных изменений подросткового возраста - формирования логических структур. Основная особенность в интеллектуальной деятельности — это стремительно нарастающие способности к абстрактному мышлению. Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого мышления.
Нельзя не отметить, что в подростковом возрасте могут обостряться патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний. Специалисты в данной считают, что риск начала шизофрении в
подростковом возрасте в 3–4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни.
С другой стороны, подростковый период отличается и множеством положительных факторов: эмоциональные переживания ребенка приобретает большую устойчивость. Подросткам присущ повышенный интерес к себе, потребность в осознании и оценке своих личных качеств и поведения. В этот период просматриваются предпосылки к самоорганизации, самовоспитанию, самоанализу. Возрастает чувство самостоятельности, ребенок стремиться к независимости, и к признанию своих прав как со стороны взрослых и сверстников, формируется его осознанное отношение к себе как члену общества, вместе с этим значительно расширяется сфера его деятельности. Такая способность к рефлексии, полученная путем сформирования в учебе в младшем школьном возрасте "направляется" школьником, прежде всего, на самого себя. Подросток, начинает сравнивать себя со взрослым, а также с младшими по возрасту детьми, и приходит к выводу, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Основное противоречие подросткового периода — ребенок настойчиво стремится к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них.
Обратимся вновь к труду Д.Б. Эльконина. Он считал, что ведущей деятельностью в данный период становится общение со сверстниками. Именно в начале подросткового возраста общение становится сознательно экспериментированием с собственными отношениями с другими людьми. В этот период ребенок самостоятельно ищет друзей, начинается выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний. Главная потребность периода — найти свое место в обществе, быть "значимым" — реализуется в сообществе сверстников .
Другая точка зрения по поводу характера ведущей деятельности подросткового периода принадлежит Д.И. Фельдштейну. Автор определяет, что главное значение в психическом развитии в подростковый период имеет общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность. Такая деятельность (просоциальная) может быть представлена как учебно-познавательная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная или спортивная, но главное - чтобы у подростка было реальное ощущение значимости этой деятельности. То есть дело, полезное для людей, для общества. Мотив общественно полезной деятельности подростка в данной характеристике - быть лично ответственным, самостоятельным.
Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его как самостоятельного и имеющего значимость. Но реализовать эти потребности в серьезной деятельности школьник, как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней взрослости»: курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, копирование способов развлечения и ухаживания, подражание взрослым в одежде и прическе.
Противоположной к внешней взрослости является так называемая социальная взрослость, которая часто возникает в неполных семьях, где ребенок в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, и тогда подростки стремятся овладеть полезными практическими умениями и оказывать реальную поддержку и помощь взрослым.
Все же хочется отметить, что точка зрения Д.Б. Эльконина о ведущей деятельности детей этого возраста мне более понятна и не вызывает у меня противоречий - первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, поэтому ведущей деятельностью этого возраста становится интимно–личностное общение. Главная потребность подростка в этот период – найти свое место в обществе, быть значимым – реализуется в сообществе сверстников. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он "уходит из школы и психологически, и даже буквально".
Именно в этом возрасте смена компаний, поиски друзей, конфликты и примирения, выяснение отношений выделяются в самостоятельную область внутренней жизни. Желание иметь самого верного и близкого "по духу" друга сосуществует с быстрой, лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очароваться и так же быстро разочаровываться в бывших друзьях на всю жизнь. Но наряду с этим возникает настоящая дружба, начинаются первые влюбленности.
Внешние проявления поведения подростка тоже весьма
противоречивы. С одной стороны, желание выделиться, отличиться любой ценой; с другой, – стремление во что бы то ни стало быть таким же, как все. Стремление завоевать авторитет, заслужить уважение товарищей, с другой, – бравирование собственными недостатками.
Часто даже в основе ухудшения успеваемости лежит нарушение общения со сверстниками. Главная ценность отметки для подростков в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если же такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость отметки падает. Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.
Необходимо отметить, что в подростковом возрасте личные качества учителя такие, как умение понимать, сопереживать, доброта, порядочность, справедливость, сочувствие ценятся больше, чем интеллектуальные. Кроме перечисленных особенностей этого возраста, можно отметить поведенческие реакции характерные для подростков:
- Реакция отказа. Чаще всего причиной такой реакции это резкие перемена привычного уклада жизни (отрыв от семьи, перемена школы), основой для ее возникновения - психическая незрелость, черты невротичности, тормозимости. Такая реакция будет выражаться в отказе от обычных форм поведения: контактирования с членами семьи, выполнения домашних обязанностей, учебы и т. д.
- Реакция оппозиции, протеста. Она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстрируемой браваде, в прогулках, пробежках, кражах и нелепых на вскидку взгляд проступках, совершаемых как протестные.
- Реакция имитации. Такая реакция свойственна детскому возрасту и проявляется в подражании родным и близким. У подростка чаще всего объектом становятся взрослые, который тем или иным качеством импонирует его идеалам. Реакция имитации характерна для личностно незрелого подростка в асоциальной среде.
- Реакция компенсации. Подросток стремится восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой.
- Реакция гиперкомпенсации. Обусловлена стремительностью в добывании успеха именно в тех областях, в которых ребенок или подросток не обнаруживает у себя состоятельность.
- Реакция эмансипации. Подросток стремится к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых.
- Реакция группирования. Такая реакция объясняется стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером.
- Реакция увлечения (хобби-реакция). Она отражается в увлечении спортом, стремлении к лидерству, занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание. Интеллектуально–эстетические увлечения, отражающие глубокий интерес к какому–либо определенному предмету, могут наблюдаться у подростков обоих полов.
- Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением Повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь.
При этом необходимо отметить, что - проблемы во взаимоотношениях с родителями, конфликты с учителями – это типичное явление для подростка, отношение подростка к взрослому сложное и двойственное. Взрослый остается важным и значимым для подростка, он по–прежнему нуждается в его защите, помощи и поддержке, в его оценке, но наряду с этим протестует против сохранения "детских форм" воспитания и контроля, требования послушания и выраженной опеки.
Однако проявление конфликтов их частота, сила, резкость в высказываниях во многом зависит от того какую позицию занимают взрослые, с манеры домашнего обучения, с мастерства осуществить почтительную, однако никак не попустительскую стратегию согласно взаимоотношению к действию ребенка. Важным и неотъемлемым обстоятельством благоприятных взаимоотношений ребенка и старшего считается увеличение области партнерства, взаимопомощи и доверия, правильнее в целом - согласно инициативе старшего.
В подростковом возрасте крайне высочайшего степени формирования добиваются все без исключения в отсутствии изъятия познавательные движения. Делается допустимым в теории ребенка наиболее разным типам фактической и интеллектуальной работы.
По мнению Л. С. Выготского главным психологическим новообразованием является формирование самосознания. В подростковый период происходит постепенный переход от оценки, полученной от взрослых, к самооценке. У подростка возникает интерес к себе, он открывает для себя свое "Я", стремится познавать свои сильные и слабые стороны, возникает потребность сопоставления себя с другими людьми. Подросток стремится к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных (побороть лень, развить смелость).
Г. А. Урунтаева считает, что "самосознание — это осознанное отношение человека к своим индивидуальным и личностным свойствам, переживаниям и мыслям". Автор утверждает, что самосознание позволяет человеку оценить себя как социального индивида, чьи возможности и способности могут, как соответствовать, так и нет, предъявляемым к нему требованиям.
А. Г. Спиркин определяет самосознание как умение самостоятельно оценить свои действия их результаты, мысли, чувства, моральный облик и интересы, идеалы и мотивы поведения, и вообще в целом, самого себя и своего места в жизни. Автор утверждает, что в формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений и действий, реализуемых во взаимодействии с другими людьми, миром через общение и практическую деятельность. Общественные обусловленности в развитии данного компонента личности заключаются не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру.
Основной формой самопознания подростков, по мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной, является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.
Психологические особенности данного возрастного периода в первую очередь оказывают влияние на развитие самосознания подростков. Одним из них является негативизм, он оказывает влияние на поиск подростком собственного "Я" среди сверстников и в семье, при этом он стремится обособиться от своей семьи, показать свою уникальность. У подростка бытует утверждение, что в семье его позицию не воспринимают и он стремиться быть с теми, кто разделяет ее. Сверстник занимает огромную роль в развитии самосознания подростка, поддержка в группе обладает способностью к повышению самооценки и самоуважению, отсутствие же таковой ведет к обратному результату. Еще один наиважнейший фактор — это социальная среда. Среда, в которой растет и воспитывается ребенок. Родители, которые любят ребенка, нормальные и психически здоровые стремятся разрешать возникшие проблемы со своими подросшими детьми. Они всеми силами стараются обеспечить подростку чувство защищенности, создать условия для нормального существования и развития. Он начинает накапливать опыт и учится пониманию и компромиссам. Подростки, живущие в дисфункциональных семьях, обычно «заражаются» недугами родителей еще в детстве.
Самооценка — обязательный компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков.
В ходе общения с людьми, а, прежде всего, со сверстниками формируется самооценка подростка, которая, в сою очередь регулирует его поведение. Такая ориентация на сверстников прежде всего связана с потребностью иметь друзей, быть приятым и призванным в группе, коллективе, кроме того, с восприятием сверстника как эталона, который близок, понятен, доступен по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом.
В подростковый период создаются хорошие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения наглаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределять между собой обязанности т. д. Подобных личностных качеств может развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.
Изучая труды Сухомлинского В. А. мы установили, что автор обобщает главные личностные черты подростка:
- непримиримость к злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни-с другой; - подросток желает быть хорошим, стремиться к идеалу, но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают;
- подросток хочет быть личностью, у него возникает желание совершать что-нибудь героическое, романтическое, необычное; потребности к действию и желанию самоутвердиться, но подросток еще не знает, как этого можно добиться;
- отчетливо выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Это может выражаться в множественности и непостоянстве увлечений. Подросток слишком самолюбив он боится обнаружить свою несостоятельность поэтому прикрывается показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность.
- сочетание романтической восторженности и грубых выходок. Может восхищаться красотой и в тот же момент хронически относится к ней. Он стыдится своих чувств, считает их детскими. Опасается, что его будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью.
Прилив физических сил побуждает к деятельности. Не у каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать.
Особенно важно не проявлять равнодушие в кризисный период, когда происходит резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания. В этот период подростку свойственно противоречивые побуждения, депрессивные переживания, неустойчивое настроение, физическое состояние и самочувствие, ранимость. Часто встречающийся у подростков «аффект неадекватности» (эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу) сопряжен с противоречием среди невысокой самооценки ребенка и большой степенью требований.
Подростковый возраст или юность (Э. Эриксона считал данные понятия идентичными) является периодом «нормативного кризиса», в котором происходит усиление внутреннего конфликта конфликтов или одного конфликта, состоящего из семи составляющих. В этот период у подростка формируется чувство идентичности. Для этого необходимо дать подростку самостоятельно оценивать свои сильные и слабые стороны, собирать все имеющиеся к этому времени знания о самом себе (какой он ученик, ребенок, друг и т.д.), внедрять эти многочисленные образы самого себя и научиться использовать их для получения ясного представления о себе, и о том, каким он хочет стать в будущем. Если по каким-то причинам процесс формирования самоопределения затруднен, то возникают опасности возникновения ролевой и идентификационной диффузности.
Остановимся более подробно на семи конфликтах подросткового возраста:
- Формирование временной перспективы. В этот период активно формируется чувство времени и непрерывности жизни. Такие новообразования позволяют взрослым людям делать правильное соотношение настоящего, прошлого и будущего, получать некоторые представления о количестве времени, необходимом для осуществления своих жизненных планов. Подросток учится оценивать и распределять свое время. Чувство времени усовершенствуется постепенно и в норме формируется к пятнадцати годам. Отрицательный результат – расплывчатое чувство времени. Такое состояние личности приводит к нарушениям в планировании деятельностей уже у взрослых людей.
- Уверенность в себе. В подростковом возрасте ребенок начинает верить в свои силы и убеждается, что способен достичь поставленных целей самостоятельно. В основной своей части уверенность в себе и в свои способности может достигаться в значимой для подростка системе отношений. Это отношение к своему физическому-Я и системе межличностного отношения с авторитетным взрослыми и сверстниками в социуме. Если в системах авторитетно значимых отношений у подростка все правильно расставлено, то он оценивает себя как успешного, начинает верить в свою способности и справляться с задачами, стоящими перед ним как в настоящем, так и в будущем. Ежели по каким-то причинам подросток оценил себя неудачником или социально неуспешным, то у него сформировывается чувство застенчивости или неуверенности в себе.
- Ролевое экспериментирование. Подростки как бы "примеряют" на различные социальные роли. Они пробуют сразу множество разнообразных Я-идентичностей, экспериментируя с идеалами, целями типами взаимоотношений. Если в силу внутреннего или внешнего запрета у подростков нет возможности для подобного эксперимента, то происходит закрепление на какой-либо одной роли, что приводит уже в более позднем возрасте к личностному кризису.
- Ученичество. Как подросток ставит эксперименты с социальными ролями, точно так же он ставит эксперименты и с профессиональными наклонностями. Если подросток имеет возможности апробировать себя в различных занятиях, то у него проявляется шанс сформироваться в положительную профессиональную идентификацию. Не мало важным в таких случаях является успех в той или иной сфере социально-полезной деятельности (например, в учебе, спорте и т.д.). Если в результате экспериментирования с профессиональными ролями сформировывается негативная самооценка, чувство собственной неполноценности, то это приводит к застою на трудовых поприщах и учебной деятельности.
- Сексуальная ориентация. По мнению Э. Эриксона, именно в подростковом завершается идентификация с тем или другим полом, которая в дальнейшем определит гетеросексуальную или бисексуальную ориентацию.
- Отношения подчинения-доминирования. Вступая в различные социальные группы, подросток учится быть, как лидером, так и подчиняться групповым требованиям и нормам. Соотнося системы подчинения, выстраивает, собственную систему приоритетов, которая позволяет ответить на вопрос кому подчиняться в первую очередь и т.д. Если данный тип конфликта не разрешается положительно, это приводит к неопределенности авторитета.
- Система принципов или идеологическая убежденность. Выбор собственной идеологии, как системы ценностей, которой следует человек в собственной жизни. Этот конфликт тесно связан со всеми остальными, поскольку все аспекты поведения зависят от системы принципов. Если человек успешно не разрешает этот конфликт, то он прибывает в состоянии размытости системы ценностей.
Таким образом, подростковый возраст – это возраст жадного стремления к познаванию, возраст кипучей энергетики, бурного проявления активности, инициативы и жажды к любому виду деятельности. Заметные развития в этот период приобритают волевые черты характера. Подросток становится настойчивым, обладает упорством в достижении цели, умеет преодолевать препятствия и трудности. В отличие от младшего школьника, подростки способны не только обладают отдельными волевыми действиями, но и способны к волевой деятельности. Он чаще всего сам ставит перед собой определенные цели, определяет задачи и сам способен планировать действия и осуществлять их. Но недостаточность воли сказывается на проявлении настойчивости в одном виде деятельности, хотя наряду с этим подросток может не применять ее в других видах. Наряду с этим, подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом уже осознают, что следовало бы поступить наоборот.
Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, в эти сложные периоды показательно негативно проявляются в поведении, существует дисгармония в строении личности, свертывается прежде устоявшиеся системы интересов ребенка, характер носит протестующий элемент его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: ребенок становится самостоятельным, его отношения с другими детьми и взрослыми более разнообразны и содержательны, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное, данный период отличается тем, что ребенок выходит на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношения к себе как члену общества. Важная особенность подросткового периода является постепенные отходы их от прямого копирования оценок взрослых к самостоятельной оценке, все больше опирается на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности, самопознания. Основной формой самопознания ребенка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.
Как мы уже говорили главным новообразованием подросткового возраста является "чувство взрослости" как особая форма самосознания. Чувства взрослости не зависят напрямую от половых созреваний и способно проявляться в стремлениях к самостоятельности, желание загородить наиважнейшие стороны своей жизни от вмешательства родителей. Подростки начинают претендовать на равноправие в отношениях со взрослым и идут на конфликт, отстаивая свою, как они считают, "взрослую" позицию.
Потребности в общении являются внутренними основами личного взаимоотношения между людьми. Эта потребность социальная и является основной, она возникает и ясно проявляет себя на самых ранних этапах человеческой жизни
В систему общения подростков входят ансамбли из двух основных социально-психологических подсистем: подсистема "взрослый-подросток" - родители, педагоги и сам ребенок, к которой "пристраивается" подсистема "подросток – ровесник" — это общение с братьями и сестрами, сверстниками, одноклассниками, с группами общения.
В такой объединенной системе происходит процессы становления личности подростков и, в частности, развивается его потребности и мотивы, способы межличностных коммуникаций.
Одно из основного критерия сформированности коммуникативной компетентности личности является рефлекс, когда имеется способность оценивать свои позиции в соответствии с позициями и интересами партнеров. Необходимо, чтобы у подростков были также сформированы умения установить связи с собеседником, произвести анализ его сообщения, адекватно отреагировать на него, умело воспользоваться как вербальными, так и невербальными средствами общения. Исследователи определили коммуникативную компетентность как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения коммуникативного воздействия в определенном круге ситуаций межличностных контактов.
Подросток должен овладевать не только языковой формой, но у него должно сформироваться представления о том, как их использовать в реальной коммуникации. В частности, в своих исследованиях Г. Уиддоусон стало использоваться такое понятие как "коммуникативная функция". Она различается на функции. Коммуникативная функция по принадлежностям к тем или иным социальном ситуациям. Что существенно облегчает и способен делать процесс обучения детей данного возраста не только интересным, но и социально значимым. Он формируется у учащихся в свой стиль поведения в социуме, а значит способно научать правилам поведения общественным нормам. Развивается интерес к культуре, традициям народов к национальным обычаям. Показателем сформированности коммуникативной компетентности является умение использовать речевые и невербальные средства, то есть использование мимики и жестов. Также четко прослеживаются
направленности на парные или групповые взаимодействия подростков.
Формирования коммуникативных умений способствуют повышению мотивации подростков, содействуют установлению между предметных связей. Такие формирования способствуют развитию познавательных активностей, развитию воображения, умению самостоятельно дисциплинироваться, приобретаются навыки совместной деятельности и многому другому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности подросткового возраста.
Консультация для специалистов и родителей по вопросам воспитания детей подросткового возраста...
Психологические особенности подросткового возраста.
Подростковый возраст – это период, которого боятся вся взрослые. Считается, что подростковый возраст - самый трудный из всех возрастов, что касается обучения и воспитания. Подростковый возраст охватыв...
Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый период – это этап развития, находящийся между детством и взрослостью. Актуальность этой темы в том, что подрост...
Психологические особенности подросткового возраста.
Консультация психолога для родителей детей с ОВЗ, для педагогов и воспитателей коррекционных классов, работающих с данной категорией учащихся.В материале представлены: краткая характеристика психофизи...
Психологические особенности подросткового возраста
Документ содержит информацию о месте и значении подросткового периода в развити ребёнка, анатомо-физиологической перестройке организма подростка. Раскрыты различные теоретические подходы к пробл...

Информационный стенд "Психологические особенности подросткового возраста"
Психологические особенности подросткового возрастаКРИЗИС 13-ти ЛЕТ Психологические особенности подросткового возраста связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и со...

Психологические особенности подросткового возраста
Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности...