Возможности групповых форм работы в развитии коммуникативной компетентности подростков
методическая разработка

Михайлова Ирина Викторовна

 Современный мир невозможно представить без общения. Именно оно играет огромную роль в жизни и деятельности человека. Общение это главное условие для развития личности. Оно выступает неоспоримым условием формирования личности человека, его психических процессов, свойств человека, а также функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx33.93 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности групповых форм работы в развитии коммуникативной компетентности подростков

 В современном мире, требования к человеку также быстро меняются, как и сам постоянно изменяющийся мир. Человек должен уметь быстро создать команду или войти в неё, быстро ориентироваться в пространстве, то есть быть компетентным, в плане общения. Одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности сегодня, являются компетентность и грамотность в общении. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов.

 Чтобы быть обладать определенной успешностью, необходимо быть более коммуникативным, активным, быть социально ориентированным в компетентности, обладать определенной адаптацией к социальной действительности, быть способным осуществлять взаимодействие и управлять процессами общения.

 На сегодняшний день отмечается низкий уровень коммуникативного общения у детей, такой уровень коммуникативной компетентности  отражается в увеличении численности детей с высокой тревожностью в  социальной среде и межличностной, росте одиночества, становится больше число детей с низкими социометрическими статусами, которые изолированы и отвергаются в детском коллективе. В связи с этим новая система образования в условиях ФГОС ставит задачу воспитания в научении сотрудничества и работы в группах, развития толерантного отношения к разнообразным точкам зрения и множеству мнений, умения слушать и слышать партнёра, а также уметь свободно, чётко и понятно излагать свои мысли, точки зрения на обсуждаемые проблемы.

 В последнее время большую популярность завоевывают разные формы активного обучения. Так, в параллель с индивидуальными консультациями широко использую различные формы групповых работ. Зачастую всех их объединяют таким понятием как Тренинг (англ. Training - обучать, воспитывать, тренировать).

 Само понятие тренинг предполагает развитие и формирование отдельных свойств личности, ее навыков и качеств. Если применить понятие тренинг относительно группы людей (команды), то определение понятия тренинг будет таковым - развитие и формирование качеств и навыков  необходимых для эффективного функционирования и осуществления какой-либо  деятельности. В современном мире существует множество видов тренингов: самые популярные и широко используемые тренинги развития профессиональных навыков в продаже, в ораторском искусстве, тренинги по формированию успешной команды, телесно-ориентированные тренинги, тренинги личностного роста и т.д. В самостоятельную категорию необходимо выделить так называемые социально-психологические тренинги, которые являются в настоящее время наиболее эффективными методами обучения психологическим навыкам построения межличностных отношений в специально создаваемых малых группах при содействии ведущего психолога.

         В группе, с помощью выстроенной системы психологических упражнений и игр, у участников появляются возможности увидеть себя со стороны, свои проблемы глазами других людей, безопасно для себя примерять много новых ролей, приобретать необходимые навыки и умения в общения, которые не удалось получить ранее в детстве, в семье, освоить новые формы поведения, принять и, в конце концов, решить свои проблемы, быть счастливым. Все это важно, так как именно в общении мы можем почувствовать себя оцененными, признанными, быть любимыми , то есть удовлетворить основные социальные потребности личности.

 Групповая форма тренингов охватывает три основных аспекта личности - когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

  1. Когнитивный - связан с получением информации о психологии в

целом, о процессе общения, анализе  сложившейся ситуации и о себе в том числе.  

  1. Эмоциональный аспект - все переживания и новые знания о себе, других, о полученной информации, возможности прочувствовать свои недостатки и неуспехи, переживания о снижении своей самооценки.  
  2. Конативный, или поведенческий аспект проявляется в расширении поведенческих ролей, поиске и отработке форм поведения согласно ситуации, через осознание неэффективности некоторых привычных способов поведения.

 В 1946 году К. Левины и его коллеги первые провели социально-психологический тренинг группы. Именно они заметили, что участвующие в группе получают пользу от анализов собственных переживаний в группе.

         В 50-60-е годы наблюдается растущий интерес психологов и психотерапевтов к работе с группами (К.Роджерс, Ф.Перлз, А.Эллис и др.), и интерес этот был обусловлен успехами психокоррекционной работы в группах, явными преимуществами групповой терапии.

 Если рассматривать вопрос о преимуществе группового тренинга и индивидуального, то более полно преимущества групповой работы в группе отражены в книге К. Рудестама (1993).  

  1. Работа в группе действует против отчуждения, помогает решению межличностных проблем; в групповой работе каждый из участвующих сможет понять, что его проблемы, переживания, трудности не свойственны только ему, что каждый может переживать нечто похожее.  
  2. Группа — это общество в миниатюре, такая работа делает очевидным такие скрытые факторы, как давление партнеров, влияние социума и конформизм; одним словом, в группе создается преувеличенная модель системы взаимоотношений и связей, характерная для реальной жизни, такая модель дает возможность каждому участнику осуществить анализ общения и поведения других людей и самих себя.
  3. В группе участник получает возможность обратной связи и поддержки от людей со идентичными проблемами; на самом деле в реальной жизни не все люди получают искреннюю, безоценочную обратную связь, которая бы позволяла увидеть свое отражение в глазах других людей, тех кто понимает суть твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти то же самое.  
  4. При работе в группе каждый имеет возможность к обучению новым умениям,  можно ставить эксперименты с различными стилями отношений среди равных партнеров; такое преимущество в групповом тренинге — это своеобразный полигон для экспериментирования, так как в реальной жизни имеется риск встретить непонимание, неприятие или даже наказание.
  5. В группе участники могут "проиграть" роль другого человека, примерить его ситуацию "на себя", для лучшего понимания и для знакомства с новым эффективным способом поведения, которое применяется кем-то; в результате чего возникает эмоциональная связь, участники сопереживают друг другу, проявление эмпатии способствует личному росту и развитию самосознания.
  6. Взаимодействие возникающее в групповых формах работы создает напряжение, которое помогает прояснять определенную психологическую проблему каждого или нескольких проблем; такой эффект не возможен при индивидуальной психокоррекционной и психотерапевтической работе; конечно для ведущего это создает дополнительные сложности, однако уровень психологического напряжения в группе должен играть конструктивную роль, подпитывать энергию группового процесса; в этом случае для ведущего главной задачей становится не дать напряжению выйти изпод контроля и начать разрушать продуктивные отношения в группе.
  7. Работа в группе значительно обличает процесс в самостоятельном раскрытии, исследовании и познания себя;  в группе, через других людей, процесс открывания себя другому и открывания себя себе самому позволит лучше понимать себя, даст возможность внести изменения и повысить уровень уверенности.
  8. В плане экономии групповая форма предпочтительней: для участников менее затратная работа в тренинге, чем работа по индивидуальной терапии, а для многих такая работа в группе, в тренинге гораздо более эффективна; психологу также выгодно в экономическом плане, так как он получает и выгоду в использованном времени.

 Пути реализации коммуникативной компетенции подростка в процессе обучения многообразны. Групповые формы работы – это одно из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей. По определению Е.Н. Щурковой, групповая деятельность – это "организованное взаимодействие двух или более индивидов как совокупного субъекта с миром, объединенных единой целью и совместными усилиями по ее достижению".

         Групповая технология как деятельность в коллективе предполагает:

  • взаимно-обусловленное обогащение участников в группе;
  • совместную организацию действий, которая ведет к активизации учебно-познавательного процесса;
  • распределение начальных действий и операций;
  • коммуникацию, общение, без которых невозможно распределить, обмениваться и понимать друг друга;
  • обмен способами действия;
  • взаимопонимание; - рефлексию.

 Русский дидакт М.А. Данилов писал: "...работая в составе группы…, школьники на опыте собственной работы имеют возможность убедится в пользе совместного планирования, или совместного распределения ролей и обязанностей, взаимного общения. Польза в сплочение между учащимися, они проучиваются действовать вместе, слаженно, согласованно, при этом испытывают чувство коллективной ответственности за результат их совместной деятельности. Организация групповой формы работы, делает явным усилия и выявляет способность каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования".

 Роли в группах социально-психологического тренинга подразделяются на две категории:  

  1. Поддерживающие поведение. Включает в себя какие-либо действия, дружественного, согласного или наоборот несогласного характера.
  2. Решающие групповые задачи. Эта группа выдвигает или принимает предложения, информацию.

 Обе категории групповых ролей могут как облегчать, так и затруднять ее развитие.  

 Процесс группового тренинга проходит несколько стадий. Начинается он с исследующего поведения. На данной стадии возникает желание установить взаимоотношения с другими участниками группы, формируется чувство принадлежности. Позднее возникает потребность в контроле: ведется борьба за лидерство, проявляется соперничество и стремление к власти. На следующей стадии зрелости преобладает потребность в привязанности: постепенно устанавливаются более тесные эмоциональные связи, на первый план выступают вопросы привлекательности, партнерства, близости.

 Главное условие качественной работы группы — это взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии,  избегая при этом конфликтов. Для этого нужно предоставить "готовые" правила работы в группе или предложить учащимся разработать их самостоятельно.

        Если обобщить правила работы в группе, то они будут:

  1. Активность. В групповой работе участвуют все.
  2. Искренность. Каждый участник искренен, это будет способствовать установлению доверительных отношений в группе.
  3. Равноценности. Все равны. Нет статусов и различий.
  4. "Здесь и теперь". Обсуждаем только то, что происходит непосредственно в ходе тренинга.
  5. Конфиденциальность. Вся информация, которая обсуждается в группе, а также информация, касающаяся личных жизненных историй, не выносится за ее пределы.
  6. Правило конструктивной обратной связи. Участники договариваются не давать общую оценку личности, а говорить о поведении, описывать происходящее.

 При подборе группы необходимо обращать внимание на характер межличностных отношений учащихся. Психолог Ю.Н. Кулюткин  в своих трудах отмечает: "В группу должно подобраться такие участники, между которыми имеются и сложились отношения доброжелательности. Только в таких группах возникает психологическая атмосфера для взаимного понимания и помощи, снимаются тревога и страх".

 Немаловажным преимуществом групповых форм работы является и то, что одним из её продуктов может быть создание новых средств анализа.

         Активные групповые методы можно условно объединить в блоки:

 1. Групповая дискуссия — это совместные обсуждения какого-либо  вопроса, позволяющие прояснять, изменять мнения и позиции участников группы в процессе непосредственного общения. Благодаря механизму дискуссии со сверстниками подросток отходит от черт эгоцентрического мышления и учится понимать точку зрения другого. Исследования показали, что групповые дискуссии повышают мотивацию и вовлечённость участников в решение обсуждаемой проблемы. Дискуссия даёт эмоциональный толчок к последующему поиску решения вопроса, что в свою очередь реализуется в их конкретных действиях.

 По разным основаниям можно классифицировать формы групповой дискуссии, используемые в тренинге. Структурированная дискуссия задается тема для обсуждения, а иногда и четко проговаривается регламент,  порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу "мозговой атаки"). Неструктурированная дискуссия - в данном случае  ведущий пассивен, участники сами выбирают тему, время дискуссии формально не ограничивается. Также выделяют формы дискуссий, опираясь на характер обсуждаемого материала. Так, Н. В. Семилетом предлагается рассматривать:

  • тематические дискуссии, в которых обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы проблемы;
  • биографические, ориентированные на прошлый опыт;
  • интеракционные, материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы.

 Метод дискуссии применяют при разборе различных ситуаций из жизненной практики, профессиональной деятельности участников, если ведущий предлагает сложную ситуацию межличностного взаимодействия, при ее анализе и в других случаях. В некоторых направлениях тренингов групповая дискуссия становится главнейшим, а иногда и единственным методом групповой работы (группы встреч К. Роджерса, групп-анализ).

  1. Игровые методы. Говоря о данных методах, целесообразно подразделять их на операционные и ролевые. Операционные - имеют сценарий, в который заложен алгоритм "правильного" и "неправильного" принимаемого решения, т.е. подросток имеет возможность видеть то воздействие, которое оказали его решения на будущие события. Большой интерес для усовершенствования личности представляют ролевые игры. Именно этот вид игр лёг в основу метода, разработанного профессором М. Форвергом и названного им социально-психологическим тренингом.  По мнению многих исследователей, использование игровых методов в тренинге, чрезвычайно продуктивно. Изначально это способ преодоления скованности и напряженности. Игровой метод является хорошим

инструментом для  психологической диагностики как для ведущего, так и для самого участника как элемент самодиагностики. Такой метод позволяет ненавязчиво, мягко, легко обнаруживать отсутствие или наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем. Благодаря игровому методу интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые навыки в поведении, приобретаются недоступные ранее способы оптимального взаимодействия с другим человеком, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения. Игра — это эффективный метод для создания условий обнаружения творческого потенциала человека, его самораскрытию, для проявления искреннего и открытого отношения, так как образуется психологическая связь человека с его детством. То есть можно сделать вывод, что игра это мощный психотерапевтический и психокоррекционный метод как средство не только для детей, но и для взрослых. Возможности такого метода в тренинговой работе неисчерпаемы, поэтому такой большой интерес исследователей к организационно-деятельностным играм (А. А. Вербицкий, Ю. В. Громыко, П. Г. Щедровицкий и др.).

  1. Блок методов, направленных на развитие социальной перцепции. Это означает, что все участники группы, с помощью специально разработанных упражнении, имеют возможность в развитии умения воспринимать других участников группы, понимать и оценивать их, а также самих себя, и свою группу в целом. В ходе занятий в тренинге участник получает вербальные и невербальные информации о том, как их воспринимается он другими людьми, насколько точно их собственное самовосприятие. Участник приобретает умения глубоко рефлектировать, смысловые и оценочные интерпретации объекта восприятия. К этой группе методов примыкают приемы использования парапсихологических феноменов и развития подпороговой чувствительности (например, в холодинамике Вернона Вульфа)
  2. Телесно-ориентированные методы психотерапии, основателем которой является В. Райх (W. Reich, 1960) В последнее время большое внимание практических психологов, а равно ведущих тренинговой группы  привлекает этот вид терапии. В таком методе выделяют три основные подгруппы приемов: работа над структурой тела (техника Александера, метод Фельденкрайза), чувственное осознание и нервно-мышечная релаксация восточные методы (хатха-йога, тайчи, айкидо).
  3. Медитативные техники. По мнению И.В. Вачкова, тоже должны быть отнесены к тренинговым методам, поскольку опыт показывает их применение полезно и эффективно в процессе групповой работы. Такие техники чаще всего используют в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавится от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний.

 Как мы уже говорили ранее необходимое условие психологического и личностного развития ребенка это общение со сверстниками, но оно в полной мере исполняет свою функцию только тогда, когда у ребенка одновременно есть общение со взрослым, который умен, доброжелателен и нравственно - воспитан. В общении с таким взрослым и происходит проверка на понимание тех ценностей, которые формируются в среде сверстников. Именно в общении с ребятами старше себя ребенок усваивает целостную систему нравственных и иных ценностей идеалов, типичных для данного общества и специфической социальной среде.

 В старшем школьном возрасте или ранней юности общение с взрослыми имеет судьбоносное значение так как возникает проблема жизненного самоопределения, перспективы на  будущее .

 Вопросов специальной организации деятельности общения в современной системе образования никто не занимается. Умение общаться является важным условием для развития личности: как у кого из подростков  сложится личная, профессиональная жизнь или он не сможет самостоятельно  адаптироваться к внешним воздействиям - взрослых мало волнует, главное, чтобы дети учили уроки. Поэтому перед педагогом - психологом встает сложная задача: специальная организация ведущая для подростка, старшего школьного возраста деятельность, внутри которой создается атмосфера сотрудничества, взаимного доверия детей друг с другом, а также между детьми и взрослыми.

 Одно из способов решения данной задачи разработка самим психологом или использование им имеющихся в психологической литературе личностных развивающих программ, способных помочь подросткам и старшеклассникам почувствовать свои силы и

индивидуальность, найти дело, которое ему будет интересно, помочь ребенку заглянуть в будущее.

 Эффективная реализация этих программ достигается в групповых формах работы, это можно объяснить не только особой ролью, которую в указанном возрасте играет общение со сверстниками, но и широко доказанной на сегодня продуктивностью этих форм психологической работы.  По существу, если профессионально составить и грамотно реализовать в группах развивающие программы, то можно рассматривать их как "как зону ближайшего развития" подростка и старшеклассника. Здесь важено поставить вопрос о преемственности этой программы, так как она должна соответствовать основным потребностям возрастного развития.

 В дальнейшем, уже при работе с младшими подростками, упор следует сделать на пробуждения интересов к развитию доверия к самому себе, на постепенном, поэтапном понимании своих возможностей, способностей, особенностей характера и пр.

 Подростковый возраст это благоприятное время для работы по развитию и укреплению у подростка уверенности в себе, развитию чувств собственного достоинства. При работе со старшими подростками основной акцент можно сделать на анализе межличностных отношений, мотивов общения, на развитии доверия к окружающим людям. В группах старшеклассников необходимо большое внимание уделять осознанию ими своего призвания, показать им способы увидеть смысл жизни, помочь определяться с временными перспективами и эмоциональными привязанностями, профессиональному выбору и будущей семейной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Возможности технологии проектного обучения в развитии коммуникативной компетентности у учащихся на уроках биологии"

Раскрывает возможности технологии проектного обучения на уроках биологии в развитии коммуникативной компетентности у школьников....

Мастер-класс "Групповые формы работы как способ формирования коммуникативных УУД на основе УМК «FORWARD» под редакцией Вербицкой М.В."

Данный мастер класс характеризует и показывает эффективность использования разных приемов групповых форм работы на уроках иностранного языка.  Может использоваться учителями-пред...

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ (из опыта работы)

Так как вопрос взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы, педагогу надо хорошо владеть умениями и навыками предупреждения и разрешения ко...

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Групповые формы работы с использованием дидактических игр - эффективный способ развития коммуникативных компетенций и творческого мышления учащихся в процессе обучен

            Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методиче...

Система работы по формированию коммуникативной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья

В данной работе я описала свою работу по развитию речи и коммуникативной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья....

Программа тренинга по развитию коммуникативной компетентности подростков

Программа тренинга по развитию коммуникативной компетентности подростков...