Социально-педагогическое сопровождение детей и подростков с отклонением в поведении
статья

В статье рассмотрены причины возникновения отклонений в поведении подростков, способы и методы воспитательных действий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-педагогическое сопровождение детей и подростков с отклонением в поведении

Социально-педагогическое сопровождение в современном обществе играет важную роль как фактор, влияющий на воспитание, социализацию, образование школьников.

Социально-педагогическое сопровождение – это тип педагогической деятельности, сущность которого состоит как в превентивном процессе научения ребенка самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, так и в перманентной готовности адекватно отреагировать на ситуации его эмоционального дискомфорта [3].

Термин «отклонение в поведении» означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, аскеты, святые, гении и т. д. [4].

У истоков социологии девиантного (отклоняющегося) поведения стоял французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – создатель французской социологической школы. Он выдвинул понятие социальной аномии, определив ее как «состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились».

В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения отклоняющегося поведения, такие как:

  • несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которые оно предлагает для их достижения. Люди начинают приспосабливаться к состоянию аномии разными индивидуальными способами: либо конформизмом, либо различными видами отклоняющегося поведения («инновация», «ритуализм», «ретретизм» и «мятеж»), в которых отвергаются или цели, или средства, или то и другое вместе.
  • второе направление сложилось в рамках теории конфликта, согласно которому культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры (А. Коэн). Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры.
  • еще одно направление в изучении причин девиации представляет австрийский теоретик психологии личности Виктор Франкл. Ощущение огромным числом людей бессмысленности той жизни, которую им приходится вести нередко без возможности какого-либо реального выбора и невозможность найти в ней позитивный смысл из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации «новых» и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим, неповторимым путем, – этим во многом объясняются те социальные патологии, которые широко распространяются в модернизируемом обществе.

В современной отечественной социологии, несомненно, интерес представляет позиция Я. И. Гилинского, считающего источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Известно, что любые действия, в конечном счете, осуществляются ради удовлетворения потребностей.

К основным ошибкам родителей в воспитании детей в семье, не всегда осознаваемые ими и таким образом отрицательно влияющими на семейные и детско-родительские отношения, потенциально приводящими к отклонениям в поведении, относятся [2]:

  • недооценка роли личного примера родителей;
  • отсутствие единства требований в семейном воспитании;
  • отстранение детей от посильного домашнего труда;
  • неумение пользоваться разнообразными методами воспитания, особенно поощрением и наказанием;
  • применение физических наказаний;
  • отсутствие такта по отношению к ребенку;
  • ссоры родителей в присутствии детей;
  • неправильное бытовое поведение родителей;
  • идеализация своего ребенка;
  • переоценка родителями своих воспитательных возможностей».

Анализ психологической и педагогической литературы позволяет указать на различные рода концепции, а также способы и методы воспитательных действий [4].

Главная цель коррекционного процесса – уменьшение частоты проявления форм девиантного поведения школьниками. Коррекция рассматривается как путь или способ преодоления и ослабления девиантных форм поведения через формирование соответствующих жизненно необходимых качеств в ходе учебно-воспитательного процесса или различных видов деятельности учащихся (учебной, трудовой, игровой и др.). К принципам коррекции поведения с отклонениями можно отнести:

  • деятельностный принцип коррекции, который определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей, подчеркивая, что исходным моментом в их достижении является организация активной деятельности подростка, создание необходимых условий для его ориентировки в сложных конфликтных ситуациях, выработки алгоритма социально приемлемого поведения. Принцип деятельностного подхода является методологическим принципом построения процесса коррекции.
  • принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. В педагогической практике необходима некая совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические особенности личности школьника, и состояние социальной ситуации, и уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, и подготовленность к его проведению учителей, определенная логика и последовательность применения педагогических методов и коррекционных приемов.
  • принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Девиантные формы в поведении подростка – результат не только его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на него родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллективов школы.

Конечной целью воспитательных усилий семьи, школы, других социальных институтов, занимающихся проблемами воспитания и предупреждения асоциального поведения несовершеннолетних, является формирование внутренних поведенческих регуляторов, в качестве которых в первую очередь выступают ценностно-нормативные представления человека, включающие не только знания нравственных, правовых и других социальных норм и ценностей, но и определенное отношение к этим нормам, а также способность следовать им в реальном поведении. Усвоение ценностей и норм есть результат процесса социализации, который протекает отчасти стихийно, отчасти целенаправленно в различных формах воспитания.

Одной из приоритетных задач современной педагогики и образования является помощь детям с отклонениями в поведении в социализации.

Социализация – это превращение человека из существа асоциального в социальное, в человека общественного. Это значит, прежде всего, что он мыслит, чувствует и действует в соответствии с нормами данного общества и его здравым смыслом.

На процесс социализации большое влияние оказывают классовые различия в ценностных ориентирах. Так, исследования ученых показали, что в итальянских и американских семьях среднего класса родители обычно воспитывают детей в духе критического отношения к действительности, самостоятельной оценки фактов, поощряют их способность к сопереживанию. В семьях рабочих, детям больше внушают готовность подчиняться внешнему авторитету, власти. При выявлении причин этих различий выяснилось, что отцы семейств среднего класса были в основном людьми свободных профессий: журналистами, скульпторами и т. д. А отцы из рабочих семейств трудились под строгим контролем, например, на конвейере.

Социально-педагогическое сопровождение, в общем, связано с проблемами, которые возникают у детей и подростков в процессе социализации. Эти проблемы решаются социальными педагогами и другими специалистами как в образовательных учреждениях, так в социальных и социально-педагогических учреждениях в результате комплексного взаимодействия социального педагога (психолога-педагога, дефектолога и др. специалистов) и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации в процессе их социализации и социального саморазвития. [6].

Список использованных источников

  1. Байбородова Л.В. Социально-педагогическое сопровождение проблемных семей. «Издательство ВЛАДОС», 2017. – 230 с.
  2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс. М.: Юрайт, 2011. 269 с
  3. Содержание социально-педагогического сопровождения обучающегося в образовательной организации: методические рекомендации / сост. О.В. Неценко, ред. И.Р. Тамахина. – Выпуск 6. – Воронеж: ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2019. – 50 с.
  4. Набойченко, Е. С. Психология отклоняющегося поведения подростков [Текст] : монография / Е. С. Набойченко. – Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2007. – 285 с.
  5. Голованов В.П., Жимаева Е.М., Машкова Д.В. Социально-педагогическое сопровождение семейного воспитания ребенка // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 4А. С. 381-391. DOI: 10.34670/AR.2022.97.83.047
  6. Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска: региональный аспект [Текст] : моногр. / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Т. С. Дорохова [и др.] ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М. : ООО «Издательский дом „Ажур“», 2015. – 224 с
  7. Александровская Э.М., Куренкова Н.В., Кокуркина Н.И. Психологическое сопровождение школьников: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
  8. Безюлева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов. - М.: НОУ ВПО МПСИ, 2008.-320 с.
  9. Григорьева М.Ю. «Я и другие я». Психолого-педагогическое сопровождение и социальная адаптация подростков. - М.: Школьная пресса, 2011.-96 с.
  10. Федорова С.Н. Этнокультурное развитие детей. Психолого-педагогическое сопровождение. - М.: ФОРУМ, 2011. - 176 с.
  11. Toolkit on Child Protection in Emergencies: A Guide for Field Workers. Section 5. Psychosocial Support. UNICEF Indonesia 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности у детей и подростков

В статье рассматриваются вопросы организации педагогической работы по профилактике и коррекции социально-педагогической запущенности у детей на базе Центра диагностики и консультирования....

Психологическая поддержка детей и подростков с отклонениями в поведении

Отклоняющееся поведение, трудный ребенок, девиация – эти слова становятся, к сожалению, все более употребительными в последнее время. Сталкиваясь с проявлениями отклоняющего поведения, мы нередко возм...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, имеющих девиантное поведение "Подросток"

Девиантное поведение - это отдельный поступок или система поступков личности, нарушающих сложившиеся в данном обществе социально-психологические, нравственные или культурные нормы. Цель программы...

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям в коррекционной работе по предупреждению неврозов у детей разного возраста, имеющих отклонения в поведении.

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИХ ОТКЛОНЕНИЙ.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ В КОРРЕКЦИННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕ...

Программа "Сопровождение детей и подростков с девиантным поведением"

Психокоррекционная программа направлена на коррекцию неконструктивных моделей общения подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Работа в рамках программы направленна на формирование у подр...