Методы диагностики по раннему выявлению в решении проблем социальной жизни обучающихся
методическая разработка
Управление процессом социально-педагогического сопровождения социализации учащихся невозможно без эффективной реализации одного из важнейших этапов социально-педагогической деятельности – диагностики, позволяющей своевременно выявить критические аспекты процесса социализации и неблагоприятных условий его протекания; на основании чего разработать стратегию и тактику социально-педагогического сопровождения; а также обоснованно выбирать адекватные социально-педагогические технологии.
Диагностика – компонент социальной технологии: цель – диагноз – прогноз – программа – внедрение – анализ.
Диагностика – получение объективной и достоверной информации по изучаемой проблеме.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы диагностики по раннему выявлению в решении проблем социальной жизни обучающихся
социального педагога ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития» Жукова Н.Н.
1. Диагностика в социально-педагогической деятельности
Управление процессом социально-педагогического сопровождения социализации учащихся невозможно без эффективной реализации одного из важнейших этапов социально-педагогической деятельности – диагностики, позволяющей своевременно выявить критические аспекты процесса социализации и неблагоприятных условий его протекания; на основании чего разработать стратегию и тактику социально-педагогического сопровождения; а также обоснованно выбирать адекватные социально-педагогические технологии.
Диагностика – компонент социальной технологии: цель – диагноз – прогноз – программа – внедрение – анализ.
Диагностика – получение объективной и достоверной информации по изучаемой проблеме.
Технологический цикл социально-педагогической деятельности включает процессы (с другой точки зрения, они же являются и операциями технологии, и относительно самостоятельными технологиями, и своего рода этапами) социально-педагогической деятельности, среди которых процессы:
диагностирования;
прогнозирования;
моделирования, проектирования, программирования, реализации, осуществления обратной связи и информационного обеспечения.
Эти процессы составляют полный замкнутый цикл.
Социально-педагогическая диагностика (далее – СПД) – процесс, направленный на изучение и анализ социальной среды, социальных факторов формирования и развития личности, определение эффективных путей помощи учащемуся.
Термин «диагностика» образован от известных греческих корней («диа» и «гнозис») и буквально рассматривается как «различительное познание».
Результат такого познавания – диагноз, то есть заключение о тех проявлениях и качествах личности, коллектива, на которые может быть направлено педагогическое воздействие, или которые могут быть исследованы в воспитательных целях, а также о педагогически значимых факторах, оказывающих влияние на учащихся.
Социально-педагогическая диагностика по содержанию и конечным целям является педагогической, а по методике проведения имеет много общего с психологическими и социологическими исследованиями.
Личности растущего человека необходима поддержка в небольшом коллективе, помощь в противостоянии злу, лжи, преступности, пьянству, наркомании, жестокости родителей. Учащемуся зачастую нужна поддержка в его адаптации к социуму, стремлении реализовать себя, научиться общению, самовоспитанию.
Результаты диагностики должны являться основой для проектирования системы работы с учащимся по самовоспитанию, самообучению, выработке умений самостоятельно организовывать свою жизнь и поступки. Диагностика также должна быть направлена на координацию деятельности различных специалистов.
Объект диагностики – развивающаяся личность учащегося в системе ее взаимодействия с социальной микросредой и отдельные субъекты этой среды, оказывающие влияние на формирование данной личности.
С одной стороны, диагностика осуществляется с целью изучения внешних обстоятельств жизни учащихся, т.е. условий и характера воспитания и обучения, семьи, круга общения и других известных факторов формирования и развития личности.
С другой стороны, для диагностики принципиально значимым становится изучение внутреннего мира учащегося: соотношение личностных качеств, его направленности, ценностных ориентаций и др.
Диагностика выполняет две роли:
с помощью диагностики прослеживается результативность работы;
диагностика из инструмента познания превращается в инструмент оказания помощи.
Процедура социально-педагогической диагностики предполагает следующие операции (действия):
постановка целей диагностики; определение критериев, показателей изучаемого вопроса/предмета/субъекта; отбор методов, системы методов диагностики (составление диагностической программы); осуществление методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии (реализация диагностической программы); анализ результатов диагностики; учет, фиксирование Критерий – отличительный признак, мерило оценки чего-либо. Показатели – отдельные качественные и количественные характеристики критерия. Значимым компонентом диагностики является критерий качество, на основе которого производится оценка, мера суждения, оценка изучаемой проблемы. От грамотного, продуманного, научно-обоснованного отбора критериев напрямую зависит качество проводимой диагностической работы. При определении критериев очень важно учесть, прежде всего, научно-психолого-педагогические точки зрения относительно сущности и содержания проблемы, определить наиболее существенные качества конкретной ситуации. Содержание критерия отражается в показателях, которые характеризуются конкретностью и проверяемостью. Критерии имеют разнообразные количественные и качественные характеристики (показатели). Например, критериями общего развития личности являются: опыт поведения и деятельности (богатство жизненных впечатлений; разнообразие практических умений и навыков; умение использовать знания на практике; опыт преодоления трудностей и т.д.); отношение к себе (сформированность «Я-концепции»; позитивная или негативная «Я-концепция»; сформированность самооценки и т.д.); отношение к другим (внимательное, гуманное, эмпатия, уважение чувств других людей, завышенная или заниженная требовательность, безразличие и т.д.); сформированность мировоззрения, собственных взглядов, убеждений; спектр, полнота интересов, потребностей; отношение к природе; мотивы деятельности и поведения (внешние и внутренние); самостоятельность; творчество в деятельности; Методы социально-педагогической диагностики – способы получения и уточнения информации. Социально-педагогическая диагностика предполагает использование самых разнообразных методов из смежных областей: педагогических, психологических, социологических, медицинских. Собственные методы социальной педагогики: социально-педагогический паспорт объединения по интересам, учреждения, района, социально-педагогический эксперимент, социально-педагогическое документирование, социально-педагогическое обследование качества жизни, социально-педагогический мониторинг. Постановка социально-педагогического диагноза невозможна без опоры на теоретические представления о том или ином изучаемом вопросе. Наиболее популярными при осуществлении диагностики являются следующие методы: наблюдение – метод познания и исследования; беседа – метод получения и корректировки информации; анкетирование – метод сбора статистического материала; метод интервью – опрос лицом к лицу; метод экспертной оценки; параметрический метод – сопоставление параметров; анализ документов; биографический метод; мониторинг; метод проблемных ситуаций; социометрический опрос; тестирование – исследовательский метод; методы теоретического познания (анализ литературных источников, сравнительного анализа, индукции и дедукции). Наблюдение – метод познания и исследования, его сущность: – научно-обоснованное наблюдение сочетается с воздействием на личность учащегося совместно с ее воспитанием, так как фиксируется реакция подростка на различные воспитательные влияния; – наблюдение нацелено на выявление взаимоотношений воспитанника с коллективом, семьей, друзьями, взрослыми, педагогами, а также его отношение к деятельности; – наблюдение должно носить аналитический характер, т.е. соединяться с выявлением причин поведения, анализом поступков, действий, вычленением основных мотивов поведения; – социально-педагогическое наблюдение осуществляется с учетом поставленной задачи, нужен план наблюдения; – наблюдение должно быть объективным, педагог должен фиксировать все факты, а не те, которые его устраивают; – в процессе наблюдения необходимо учитывать, что психическое состояние учащегося накладывает отпечаток на его поведение, поступки и поведение его могут не соответствовать общеустановленной норме. Беседа – в социально-педагогической работе метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, Беседа – метод установления в ходе непосредственного общения психических особенностей ученика, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов. Анкетирование – метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых. Метод экспертной оценки основан на анкетировании или интервьюировании, с помощью которых выявляется информация, отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки испытуемых. Параметрический метод состоит в сопоставлении двух ключевых параметров: прежнего состояния социальной единицы («на входе») и нынешнего состояния социальной единицы («на выходе»). Анализ документов – один из наиболее часто используемых методов в социально-педагогической работе. Биографический метод – один из наиболее часто используемых методов в социальной педагогике. Предпочтение отдается «социальным биографиям», которые позволяют на основе анализа личных документов исследовать субъективные стороны общественной жизни. Основными источниками биографических данных являются официальные биографические документы (характеристики, отзывы, автобиографии) и практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных нормативов и заданий и т.п.). Мониторинг – получение новой систематизированной информации об изучаемых проблемах в социально-педагогическом процессе, причем не единовременной, а поступающей через небольшие периоды времени. Мониторинг является одним из наиболее эффективных методов СПД. Метод интервью – опрос лицом к лицу. Результативность этого метода, как и анкеты, во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. Метод предварительного знакомства, целью которого является получение общего представления об учащихся, с которыми предстоит работать. Метод предварительного знакомства – изучение личных дел, характеристик, беседы с родителями и педагогами, работающими с ними. Полученные сведения позволяют специалисту определить воспитательные задачи и конкретную перспективу работы. Метод проблемных ситуаций позволяет установить насколько развито у учащегося умение анализировать, оценивать обстановку, предвидеть собственный поступок, принимать правильное решение. Сущность этого метода – постановка перед учащимся нравственной проблемы, которую ему необходимо решить, либо в организации ситуаций, при которых он поставлен перед необходимостью анализа, оценки, морального выбора. Тестирование – исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. Могут использоваться разнообразные тесты: тесты развития, тесты общей результативности, психометрические, графические, ассоциативные тесты и др. Большинство тестов включает инструкцию для испытуемого по выполнению заданий, собственно сами задания, ключ к расшифровке полученных результатов, инструкцию по интерпретации результатов, методику обучения того, кто будет «читать» тест, инструкцию по повторному заключению. Для исследователя несомненную значимость имеют заключения, на основе которых строятся выводы по изучаемой проблеме. Метод анализа продуктов творчества учащихся в процессе их самостоятельной деятельности – художественно-эстетической, трудовой, учебной и др. Социометрический опрос дает возможность удостовериться, почему в коллективе одним ребятам отдается предпочтение, другим нет, как помочь подростку наладить отношения в коллективе, с кем и в какие контакты он вступает, не получая признания в коллективе. Метод социометрии эффективен, он позволяет сравнительно легко и быстро сориентироваться во внутригрупповых отношениях. Методы теоретического познания в СПД: теоретический анализ литературных источников, метод сравнительного анализа, метод индукции и дедукции. Теоретические методы необходимы для изучения литературы, трудов классиков по изучаемой проблеме, общих и специальных научно-методических работ, историко-педагогических исследований и документов, периодической педагогической печати, художественной литературы по проблемам, справочной педагогической литературы по проблеме диагностического поиска. Из названных и других методов педагогу необходимо составить систему методов (диагностическую программу) для получения более объективной информации о обучающимся. Осуществление методов (методик) диагностики требует специальной организации, определенных затрат времени. По каждой методике диагностики существует своя технология (процедура) обработки результатов. Учет, фиксирование результатов диагностики наиболее распространенными в педагогической практике являются следующие формы фиксирования результатов диагностики: составление графиков, диаграмм; составление психолого-педагогических характеристик; заполнение карт развития учащегося; ведение диагностических дневников. Уровни социально-педагогической диагностики: компонентная диагностика отдельных показателей и свойств объекта; функциональная диагностика свойств объекта как компонентов системы в их взаимосвязях; структурная диагностика различных аспектов объекта как целостной системы с выявлением тенденций ее развития; прогнозирование перспектив развития педагогических явлений или процессов. Любое социально-педагогическое явление и социально-педагогический процесс в целом описываются большим числом свойств, признаков, параметров. В одних ситуациях педагогу нужна экспресс-диагностика сложившейся педагогической ситуации, в других – необходимо провести длительное изучение результативности образовательного процесса. Эти задачи предполагают и различные уровни социально-педагогической диагностики. Различные уровни диагностического исследования (и, соответственно, диагностической практики) вовсе не означают, что исследователю необходимо стремиться к более сложной организации своего исследования из-за того, что системный уровень диагностики лучше, чем компонентный. На всех уровнях социально-педагогическая диагностика выполняет определенную функцию, достаточную для достижения определенных целей. Компонентная диагностика, исходный уровень социально-педагогической диагностики, отдельных показателей и свойств объекта с целью их коррекции обладает низкой практической отдачей и не дает прогноза развития исследуемого свойства. Функциональная диагностика свойств объекта как компонентов системы в их взаимосвязях и взаимозависимостях позволяет получить обоснованный краткосрочный прогноз и выбрать оптимальные педагогические средства. Чтобы диагностическая методика приобрела практическое значение, ее разработку следует продолжить. Социально-педагогическая деятельность включает диагностику: ‒ социальной среды и социальной ситуации развития детей и подростков; ‒ детского коллектива и межличностных отношений в коллективе; ‒ воспитательного потенциала семьи; ‒ социальной зрелости подростка; ‒ социально-педагогической запущенности детей и подростков; ‒ девиантного поведения подростков и др.
2. Психолого-педагогическая диагностика в учреждении дополнительного образования детей.
Основная цель психолого-педагогической деятельности – повышение эффективности дополнительного образования посредством гармонизации психического развития учащихся, предупреждения отклонений в их развитии и поведении, обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав и интересов детей.
Одним из ведущих направлений работы специалиста является психолого-педагогическая диагностика.
Цель психолого-педагогической диагностики:
психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащегося;
выявление причин возникновения проблем в обучении и развитии;
определение сильных сторон личности;
раннее выявление профессиональных, познавательных интересов и др.
В системе образования диагностика является как самостоятельным видом деятельности, так и составной частью оказания психологической помощи и осуществляется на начальном этапе любого вида психологической помощи.
Задачи психологической диагностики:
изучение контингента учащихся и выявление нуждающихся в психологической помощи;
диагностика социальной адаптации учащихся в учреждении;
исследование психологического климата в объединениях по интересам;
анкетирование родителей и педагогов с целью повышения эффективности образовательного процесса;
изучение личностных особенностей учащихся;
изучение профессиональной направленности учащихся.
В какой бы форме ни осуществлялась эта помощь, она обладает общей характеристикой – индивидуализированностью. Что означает глубокое проникновение в личность обратившегося за помощью, его чувства, переживания, установки, структуру взаимоотношений с окружающими.
Педагог-психолог в дополнительном образовании детей должен владеть достаточным диагностическим арсеналом, чтобы иметь возможность гибко изменять ход обследования, а также минимизировать количество используемых диагностических методик.
Выбор необходимого диагностического инструментария определяется знанием возрастных особенностей детей, запросом для диагностики, учетом диагностической гипотезы, опорой на имеющиеся данные об учащемся.
Проведение диагностического минимума планируется социальным педагогом в годовом плане в начале учебного года и представляет собой, в основном, экспресс-диагностическое обследование, которое сведено к минимуму и проводится комплексными методиками в режиме группового исследования.
Реализация схемы позволяет, во-первых, определить группу учащихся, испытывающих выраженные трудности в обучении, поведении и психическом самочувствии, во-вторых, определить те специфические особенности эмоционально-волевой и личностной сферы всех обследуемых учащихся, знание которых необходимо для успешного сопровождения. К ним относятся, например, высокий уровень тревожности, слабое развитие определенных когнитивных процессов и навыков, признаки социальной дезадаптации в поведении и общении, особенности системы отношений учащегося к миру и самому себе и т. д.
Общая цель диагностического минимума – мониторинг образовательного процесса, актуального развития ребенка и предоставление информации педагогам, родителям, администрации учебного заведения для содействия созданию благоприятных условий в воспитательном и образовательном процессе, преодолению кризисных периодов. По результатам диагностики вырабатываются заключения, рекомендации и пути по решению возникающих проблем. Как диагностический минимум, так и диагностика в контексте оказания социально-педагогической помощи включают в себя также исследования, касающиеся педагогических работников, коллектива в целом и родителей учащихся. Это могут быть как плановые исследования, так и исследования в ответ на запрос администрации или родителей, а также инициированные самим специалистом с целью изучения выявленных проблем. Исследования, касающиеся педагогических работников, коллектива в целом и родителей учащихся:
изучение социального заказа родителей на услуги учреждения дополнительного образования;
исследование удовлетворенности родителей уровнем предоставляемых услуг;
диагностические исследования по конкретному запросу, связанному с психолого-педагогическим статусом ребенка;
диагностика эффективности взаимодействия педагога и родителей;
изучение психолого-педагогического климата трудового коллектива;
изучение психоэмоционального состояния педагогов;
изучение личностных качеств, профессиональных компетенций педагогов;
диагностика психологической культуры педагогов;
исследование уровня эмоционального выгорания педагогов и др.
Деятельность психодиагноста сложна и разнообразна. По существу, знание и учет индивидуально-психологических особенностей учащихся, педагогов, родителей необходим для повышения качества работы всего учреждения образования. Наиболее трудными ее аспектами является выбор нужных, подходящих для решения конкретной проблемы методик и интерпретация полученных результатов.
Социальный педагог Жукова Н.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы арт-терапии в комплексном решении проблем социальной адаптации детей.
Методы, виды арт-терапии. Педагогическая арт-терапия....

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.
«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....

«Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности и здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни обучающихся
Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц...

Деятельность педагогического коллектива по раннему выявлению неблагополучных семей и работа с ними. (из опыта работы. Рыбакова Вера Васильевна, социальный педагог).
… семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители, или иные законные представители несовершеннолетних не...
Организация работы по раннему выявлению семейного неблагополучия: опыт работы КУ ХМАО-Югры «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Берегиня»
Понятие семья означает совместное проживание людей, которые ведут совместное хозяйство, имеют эмоциональные связи и детей....

Методы и решения проблем социального сиротства
Что такое социальное сиротство? Это самое страшное, что может быть в современном обществе!!!...

Раннее выявление педагогом-психологом социально-психологических проблем обучающихся
Хочу поделиться своим опытом и считаю это находкой и своим спасением. Я пришла к этому вынужденно, но рада, что нашла этот способ. Я говорю об опосредованном обследовании обучающихся и опосредованном ...