РАЗВИВАЮЩИЙ УХОД ЗА ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ "ОДЕВАНИЕ И ГИГИЕНА"
методическая разработка

Лунева Альфия Нургаяновна

Для одевания и гигиенических процедур нужно выделить достаточно времени, подобрать подходящую позу, использовать удобную одежду. Обязательно учитывайте индивидуальный темп восприятия и действий ребенка. Понаблюдайте за ребенком и выделите те действия, которые он уже может делать самостоятельно, постепенно уменьшайте помощь по мере того, как увеличиваются возможности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raz_uhod_6_odevaniei_gigiena_wecompress.com_.pptm310.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБУ РМЭ «Савинский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» Учитель-дефектолог: Лунева Альфия Нургаяновна РАЗВИВАЮЩИЙ УХОД ЗА ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ ОДЕВАНИЕ И ГИГИЕНА

Слайд 2

ОДЕВАНИЕ И ГИГИЕНА Переодевание, купание, умывание и чистка зубов связаны со значительным вмешательством в личное пространство ребенка. Здесь особенно важно находиться в общении с ребенком, а не просто производить манипуляции с его телом. Эти занятия дают большие возможности для интеллектуального и двигательного развития ребенка, он постепенно осваивает новые навыки, учится ориентироваться в последовательности событий. Для одевания и гигиенических процедур нужно выделить достаточно времени, подобрать подходящую позу, использовать удобную одежду. Обязательно учитывайте индивидуальный темп восприятия и действий ребенка. Понаблюдайте за ребенком и выделите те действия, которые он уже может делать самостоятельно, постепенно уменьшайте помощь по мере того, как увеличиваются возможности ребенка. Для освоения последовательности действий используйте зрительные или тактильные опоры (разложенную по порядку одежду, расписание из карточек). Комментируйте все свои действия. Чистка зубов Регулярная чистка зубов нужна не только для гигиены полости рта, профилактики кариеса и кровоточивости десен, но и для формирования навыков самообслуживания, снижения повышенной чувствительности в области рта, расширения двигательного и сенсорного опыта артикуляционного аппарата.

Слайд 3

Оборудование В зависимости от индивидуальной чувствительности полости рта следует использовать: • бинт; • мягкий напальчник, изготовленный из резины; • зубную щетку в соответствии с возрастом ребенка и со щетиной различной жесткости с учетом индивидуальной чувствительности и состояния десен ребенка; • электрическую зубную щетку; • детскую или взрослую зубную пасту; • в качестве вспомогательных средств гигиены можно использовать настой ромашки, пенку для очищения полости рта, дентальные салфетки, специальные ватные палочки, пропитанные глицерином (например, « Пагавит »); • ирригатор.

Слайд 4

Поза ребенка Сидя на руках у взрослого, сидя в коляске или стоя у раковины. Голова ребенка наклонена вперед под углом 20–25 градусов. При чистке зубов в позе лежа увеличивается риск попадания жидкости в дыхательные пути.

Слайд 5

Последовательность действий • Смочите щетку или бинт в теплой воде (прикосновение сухого материала раздражает слизистую оболочку рта). • Дайте ребенку понюхать зубную пасту, помочь выдавить ее на щетку. • Чистка зубов. 1 этап: взрослый чистит зубы ребенку (соблюдая одну и ту же последовательность и называя свои действия). 2 этап: ребенок держит щетку вместе со взрослым «рука в руке» (если ребенок не может все вычистить, взрослый в конце повторяет чистку).

Слайд 6

3 этап: • Р ебенок самостоятельно чистит зубы, взрослый оказывает минимальную по- мощь. • Полоскание полости рта. Для детей, которые не могут полоскать рот, – чистка щеткой без пасты несколько раз или использование ирригатора. Вытирание рта. 1 этап: взрослый вытирает рот ребенку аккуратными промакивающими движениями. 2 этап: совместные действия «рука в руке». 3 этап: ребенок вытирается самостоятельно или с небольшой организующей помощью взрослого. • Нанесение на губы смягчающих и защищающих кожу средств: персикового масла, вазелина, гигиенической помады. Замечания Если ребенок сопротивляется или вздрагивает и замирает во время чистки зубов, возможно, зона лица особо чувствительна. Значит, ребенку нужно помочь подгото - виться к этой процедуре. Можно дать ему поиграть с зубной щеткой, чтобы привы - кнуть к ней. Если ребенок позволяет, взрослый может почистить щетинкой спинку языка, а затем тыльной стороной щетки аккуратно подвигать язык из стороны в сторону, что помогает формировать навык жевания.

Слайд 7

КУПАНИЕ Многие дети расслабляются в ванне, с радостью играют с водой и пеной, а также общаются со взрослым активнее, чем обычно, потому что в воде ребенку легче кон- тролировать свои движения. Оборудование Для безопасности: нескользящий коврик на присосках на дно ванны. Если ребенок не может самостоятельно удерживать позу сидя: • сидение с опорой на края ванны; • кресло-сидение, которое помещается внутрь ванны (опора для купания); • в качестве временного решения для принятия душа можно использовать наду - вной матрас, размещенный на дне ванны; плавательный круг маленького диаметра, размещенный под головой, позволит удерживать голову ребенка по средней линии.

Слайд 8

Для пересаживания в ванну и из ванны: • если ребенок ходит с поддержкой: – – поручни и ступеньки для ванны; • если ребенок ездит на коляске: – – доска для перемещения; – – доска для ванны с опорой на бортики; – – поворотный диск для перемещения; – – подъемник, устанавливаемый на дно ванны (используется вместе с опорой для купания); – – передвижной подъемник дает возможность пересадить человека из ванны в коляску, не поднимая его. Для такого подъемника необходимо много места; – – потолочная рельсовая система перемещает ребенка из ванны в другую комнату. Меры предосторожности Нескользящие коврики, обувь на нескользкой подошве. Следите за отсутствием луж на полу. Поза ребенка. Сидя или полулежа. Последовательность действий и важные замечания • Для купания нужно выделить достаточно времени, чтобы ребенок привык к воде и расслабился. Некоторым детям легче, когда их постепенно опускают в воду. Взрослый должен объяснять свои действия.

Слайд 9

• Температура воды должна быть 36–37°С. В связи с нарушениями кровоснабже - ния и терморегуляции, высоким внутричерепным давлением, судорожной готовно - стью у детей с ТМНР купание в более горячей воде может спровоцировать ухудше - ние состояния. А прохладная вода может вызвать усиление спастики у детей с ДЦП. • Дайте ребенку возможность поиграть в воде с разными предметами. Это достав- ляет удовольствие и учит координировать движения рук. • Используйте специальные приспособления, чтобы ребенок больше делал само- стоятельно , например, мыло на веревочке, варежку для мытья, дозаторы для шампуня.

Слайд 10

• Обращайтесь с телом подопечного максимально бережно, прикосновения должны быть предсказуемы и последовательны, от лица к ногам. Мытье головы происходит в последнюю очередь во избежание переохлаждения. • После купания тщательно оботрите ребенка мягким полотенцем, чтобы мокрое тело ребенка не выскользнуло из рук взрослого.

Слайд 11

ОДЕВАНИЕ И РАЗДЕВАНИЕ Процесс одевания/раздевания помогает развивать навыки самообслуживания, представления о схеме тела, мелкую и крупную моторику, коммуникативные навыки, расширяет представления об окружающем мире (о смене времен года, различных социальных ситуациях). Оборудование и материалы Удобное для ребенка и взрослого место. Легко надевающаяся одежда и обувь из эластичных тянущихся материалов, с ре- зинками на поясе, с тянущейся или широкой горловиной, с липучками в качестве застежек. Поза ребенка Если подопечный умеет стоять и/или удерживать позу сидя, используйте этот навык; если нет – ребенка можно одевать лежа.

Слайд 12

Последовательность действий Важна постоянная последовательность действий при переодевании (сначала голову в горловину, потом – руки в рукава; сначала колготки, потом штаны и только после них – ботинки). В случае неочевидной последовательности (что сначала надевать – шапку или ботинки?) следует выбрать какой-то один вариант и придерживаться его всем взрослым, помогающим ребенку одеться. Обучение ребенка навыкам одевания и раздевания строится от простого к сложному. Ребенок может выполнять часть действий вместе со взрослым («рука в руке»),это помогает осознавать схему тела.

Слайд 13

Замечания Поддерживайте зрительный контакт с подопечным в ходе всего процесса, комментируйте все, что происходит. Давайте ребенку возможность выбирать одежду. Активно вовлекайте ребенка в процесс переодевания: просите подать руку или ногу, наклонить голову, повернуться на бок и т.д. После переодевания можно вместе с ребенком убрать его грязные вещи в корзину для белья. Используйте зрительные опоры (последовательность карточек или разложенные по порядку предметы одежды) для формирования целостного навыка из отдельных освоенных элементов.

Слайд 14

Пользование туалетом Способность к контролю за отправлением физиологических потребностей часто значительно снижена у детей с ТМНР, но многие из них могут научиться пользо - ваться туалетом. Формирование данного навыка не только облегчает уход за воспи - танником , но и способствует развитию саморегуляции, социализации, повышению самооценки, ощущению себя взрослым. Оборудование и материалы В зависимости от возраста и физических возможностей ребенка: • детский горшок; • унитаз; • обычная или специальная насадка для унитаза; • санитарное кресло.

Слайд 15

Поза ребенка Поза должна быть комфортной и безопасной. Должна быть возможность упереть- ся ногами и наклонить корпус вперед. Для этого нужно подобрать удобную высоту сидения, подставку под ноги и поручни. Последовательность действий • В течение нескольких дней записывайте время мочеиспускания и дефекации ребенка. • Составьте график посещения уборной, привязав его к режимным моментам: по- сле сна, перед прогулкой, после еды и т.д. • Ребенок должен получить опыт «мокрых штанишек», почувствовать дискомфорт от испачканной одежды. • Отслеживайте сигналы, обозначающие, что ребенку нужно в туалет, озвучивайте их и сажайте ребенка на горшок или унитаз. • Ребенок должен сидеть на унитазе не дольше 5–10 минут. • Поощряйте ребенка за успешное использование туалета. Замечания Взрослый должен находиться в зоне досягаемости ребенка, чтобы ребенок мог обратиться к нему за помощью.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Книга: Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития, авторы сост. Ю.А. Ахтямова Ю.В. Липес . Художник: Евгения Страхова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Установление коммуникации с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Основные правила общения с детьми с ТМНР; базовые навыки, лежащие в основе коммуникации....

Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

В статье представлены особенности работы логопеда с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития...

Арт-терапия в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Доклад о методах коррекции поведения у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития представлен на собрании  коллектива сотрудников ГКУ ЦССВ "Сколоковский"...

Семинар-практикум «Методы и приемы работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Методы и приемы работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития...

«Правила ухода и присмотра за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. Организация развивающей среды» Методические рекомендации

Методические рекомендации «Правила ухода и присмотра за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. Организация развивающей среды» предназначены для родителей детей, имеющих мно...

РАЗВИВАЮЩИЙ УХОД ЗА ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА И ОБОРУДОВАНИЕ"

Ребенку с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) для полноценного развития важно осваивать разные миры: дом, улица, место учебы, дома друзей, общественные места – транспорт, магазин...

Статья: Комплексные занятия с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

В этой статье я постаралась показать возможности взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя, как можно повысить результативность работы с ребенком с ТМНР....