Взаимодействие школы с субъектами профилактики по выявлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
статья
В материале представлена информация о деятельности социального педагога школы при выявлении учащихся, находящихся в ТЖС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Стельмахова Ольга Владимировна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 322 Фрунзенского района г. СПб (социальный педагог)
Взаимодействие школы с субъектами профилактики по выявлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В октябре 2024 года уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова сообщила, что в России более 200 тысяч детей проживают в семьях, находящихся в условиях социального неблагополучия. Данные сведения не распространяются на семьи со скрытым (латентным) неблагополучением.
Что же такое условия социального неблагополучия?
Федеральный закон от N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" дает определение трудной жизненной ситуации - это «обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.»
Федеральный закон от N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" дает более конкретный перечень детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
«дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; … дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;»
В Федеральном законе от 24 июня 1999 г.
№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определены следующие понятия:
«несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
семья, находящаяся в социально опасном положении, - … семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;»
Исходя из этого можно сделать вывод, что несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации можно считать лицо, не достигшее 18-летнего возраста, который в силу сложившихся обстоятельств лишен полноценного развития и жизнедеятельности, без посторонней помощи.
Следует отметить, что огромную роль в воспитании и развитии ребенка играет семья, которая может как положительно, так и отрицательно влиять на ребенка. Так, согласно статистике практически половина преступлений
в отношении детей совершаются родителями или иными законными представителями (2023 г. – 48%; 2022 г. – 58,2%; 2021 г. – 57,5%). В 2023 году к административной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию детей было привлечено 412 277 лиц (2022 г. – 436 771; 2021 г. – 435 649), за нанесение побоев - 4 201 (2022 г. – 4 844; 2021 г. – 4 358), за вовлечение несовершеннолетних в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции и запрещенных веществ - 647 (2022 г. – 640; 2021 г. – 601), за вовлечение несовершеннолетних в процесс потребления табака - 342 (2022 г. – 333; 2021 г. – 285). [Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2023 г.]
В целях улучшения положения семей и детей в 2017 году Президент РФ, Владимир Путин подписал указ об объявлении «Десятилетия детства» в Российской Федерации с 2018 по 2027 года. Данная программа подразумевает различного рода мероприятия, направленные на защиту детства. Немалую роль в выполнении поставленной задачи играет и социальный педагог образовательного учреждения.
Каждый учащийся около 2/3 времени проводит дома, в семье, где, к сожалению, не всегда благоприятная и безопасная для него обстановка. Социальное положение семьи и ребенка зависит от многих факторов, в том числе от состава семьи, количества и возраста детей, жилищной обеспеченности, трудовой деятельности и уровня дохода, состояния здоровья членов семьи и т.д. Внешне благополучная и экономически обеспеченная семья не всегда в полной мере дает ребенку все необходимое для полноценного развития, а порой может оказывать негативное влияние или самоустраняться от его воспитания.
Одной из задач социального педагога образовательного учреждения, в данном направлении деятельности является выявление семей, указанных категорий и оказание помощи необходимой семье и ребенку. Для выполнения поставленной задачи социальный педагог находится в постоянном взаимодействии с педагогическим составом школы, учащимися и их родителями. При работе с классными руководителями и педагогами -предметниками социальный педагог получает информацию о возникших проблемах в обучении и поведении ребенка, выясняются причины. Часто причины нежелания ребенка учится и ненадлежащего поведения в обществе являются проблемы в семье, такие как: развод родителей; проживание ребенка без законных представителей; злоупотребление членами семьи алкоголя и употребление запрещенных веществ; отсутствие контроля над ребёнком и самоустранение от его воспитания; применение физических наказаний и абьюз; возложение на ребёнка обязанностей, несвойственных его возрасту; участие членов семьи в проведении СВО и другие.
Каждая выявленная проблема требует своего подхода. В первую очередь социальный педагог проводит беседу с учащимся и его законными представителями. При необходимости разъясняет законным представителям и ребенку важность соблюдения норм законодательства, предлагает способы решения возникших проблем.
При выявления фактов неблагополучия в семье осуществляется взаимодействие с различными субъектами профилактики: направляются информационные сообщения, ходатайства, заявления в органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Фрунзенского района, центр социальной помощи семье и детям. Также, осуществляется взаимодействие с Санкт-Петербургским государственным бюджетном учреждением «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ», отделением медико-социальной помощи при СПБ ГБУЗ № 109. В ходе взаимодействия проводится контроль за изменением обстановки в семье. В работу с ребенком и законными представителями подключаются педагоги-психологи. Для нуждающихся детей в школе работают дефектологи-логопеды, тьюторы.
С учащимися, попавшими в группу риска проводятся различного рода занятия, направленные на социальную и психологическую адаптацию, мотивацию законопослушного поведения. Дети на постоянной основе вовлекаются в различные мероприятия деятельности городского, районного и школьного уровня. В школе действует Центр детских инициатив, практикуется наставничество среди учащихся старших и младших классов.
В заключении можно отметить, что только в плотном взаимодействии всех субъектов профилактики возможно оказать помощь семье и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Источники:
1. Федеральный закон РФ "О государственной социальной помощи" N 178-ФЗ от г. принят ГД РФ г в ред. от г. [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. Законодательство.
2. Федеральный закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» N 124-ФЗ от г. . принят ГД РФ г. в ред. от г. [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. Законодательство.
3. Федеральный закон РФ " Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» N 120-ФЗ от г. принят ГД ФС РФ г в ред. от г. [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. Законодательство
4. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2023 г. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации
В статье представлена актуальность данной проблемы, опыт работы нашего образовательного учреждения по данному вопросу...
Социальная защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В материале рассматриваются определения "социальная защита", " трудная жизненная ситуация" и раскрывются пути социально-педагогической помощи семье и ребенку....

Индивидуальное сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
В материале даются определения таким понятиям, как индивидуальное сопровождение, трудная жизненная ситуация, приводятся отличительные особенности детей "группы риска". Представлен алгоритм действий со...

Предупреждение социального исключения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
В статье рассказывается об опыте работы школы по предупреждению социального исключения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации....

Доклад «Дополнительное образование для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»
доклад на РМО для педагогов дополнительного образования о трудовом воспитании детей детского дома....
Создание условий по доступной среде для детей с ОВЗ и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Создание условий по доступной среде для детей с ОВЗ и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации...