Постановка к празднику "Прощай, моя любимая Азбука", 1 класс.
методическая разработка по теме

Пурлушкина Светлана Владимировна

Сценарий составлен по повести-сказке И. Токмаковой "Аля, Кляксич и буква А". В роли ведущих, автора - старшеклассники, а в роли  букв - героев постановки могут быть сами первоклассники. Во время проведения праздника учащиеся вспоминают звуки и буквы алфавита, поют песни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пурлушкина Светлана Владимировна

МОУ «Сторожевская средняя

общеобразовательная школа»,

педагог-организатор

Постановка к празднику

«Прощая, моя любимая Азбука» в 1 классе.

Год создания -2005

Сценарий составлен по повести-сказке И.П.Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А», М.: Детская литература

Цель мероприятия: завершение изучения Азбуки (повторение изученных звуков и букв).

Задачи:

- продолжать развивать речь, память, мышление;

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, интерес к книге;

- способствовать сотрудничеству с родителями по выработке у детей стремления к более тесному общения с книгой;

- развивать интерес к сценическому искусству.

Предварительная работа:

- распределение ролей;

- изготовление атрибутов, букв - масок;

- оформление сцены актового зала;

- изготовление домиков букв; макета поезда;

- изучение частушек; песни;

- подбор музыкального сопровождения;

- изготовление приглашений для родителей; афиши.

Оборудование:

- музыкальный центр;

- доска, мел

Герои:

- ведущий – взрослый или старшеклассник;

- автор;

- девочка Аля; Тимофей, Собака, Сорока, Азбука, Русский язык

- чтецы

 - буквы и знаки: А, Б, ?, В, Г, Д, И, Ы , К, М, , Л, Н, О, П, Ч, Ц, Ш, Щ, Я

Зрители: ученика начальной школы, родители все желающие.

Ход:

Ведущий: Всем добрый день! Сегодня у нас немного грустный, но и приятный праздник. Мы пришли  прощаться с очень уважаемой, а для многих – первой в жизни прочитанной самостоятельно книгой – Азбукой.

Дорогие ребята, сегодня вашему вниманию предлагаем посмотреть путешествие девочки Али и некоторых букв Азбуки, по известной повести - сказке Ирины Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А».

Звучит детская песня, Аля сидит на стуле за столом, думает.

Автор: …Аля писала письмо. Она очень старалась.

Аля: Вот сижу уже целый час, хочу написать письмо маме. Старалась написать хорошо, но все вышло шиворот – навыворот: буквы не слушаются (начинает хныкать), падают, местами меняются, ни за что не хотят браться за руки, точно все друг с другом перессорились. Ну, просто наказание!

Буква А (вбегает, размахивает руками): А, а, а!!!

Аля (вскакивает): Что с тобой, что случилось?

Буква А (уселась на пол): Кляксич!

Аля: Ничего не понимаю!

Буква А: Да Кляксич же! Отвратительный  Кляксич пробрался в Азбуку! Он ссорит буквы друг с другом, он их ненавидит, он хочет их всех заменить своими родственниками – кляксами. Меня он уже выгнал! И теперь на моём месте стоит жирная клякса. (Буква А - расплакалась).

Аля: Вот тебе и на! Но ты успокойся. Надо что – то придумать. Нельзя же ему уступать! Надо бороться!

Буква А: Что уж тут придумаешь? Ты ведь даже своё письмо не сможешь подписать! Кляксич, когда узнал, что ты пишешь письмо маме, расхвастался: «Букву А  я уже выгнал, букву Л я запру под замок, а букву Я так запрячу, что её никто не найдёт. Как тогда Аля подпишет своё письмо? Я хозяин Азбуки!».

Аля: Подписать письмо без нужных букв я не смогу. А если не подписать, то  как мама поймёт, кто написал ей письмо? (Подумав, сказала) Знаю! Я сейчас возьму большую папину резинку, то есть ластик, и мы с тобой отправимся в Азбуку, разыщем Кляксича и сотрём его. Правильно?

Буква А (обрадовалась): Ещё как правильно!

Автор: Взявшись за руки, Аля и буква А, направились прямо в Азбуку.

            (Звучи мелодия песни «Вместе весело шагать», Аля и буква А хотят подняться на сцену.) У самого входа дорогу им преградила добродушная с виду буква Б. В руках у неё была корзина.

Буква Б: Бублики брать будете?

Буква А: Да какие там бублики! У нас важное дело. Пропустите нас, пожалуйста.

Буква Б: Бросьте! Берите белые бублики и баранки. Быстрее.

Аля и буква А пытаются обойти букву Б.

Автор: Буква Б была толстая, Аля и буква А никак не могли её обойти. Пришлось покупать бублики. Они купили их целую строчку, вот такую…

Аля (берёт из корзины строчку букв О).

Буква Б: Больше берите, больше.

Аля: Но у нас  больше нет свободной строчки. Бублики некуда было класть.

Буква А: Ребята, а вы нарисовали бублики. Кто сколько смог?! Покажите.

Аля и буква А собирают у ребят листы с написанными буквами О.

Буква Б: Мало, мало! Вон доска, хочу ещё бубликов.

Буква А: Надо же, мало ей.

Аля: Ребята, помогите нарисовать бублики. По очереди каждый из вас нарисует по 1 бублику. Может тогда ей и хватит!

Дети рисуют на доске буквы О.

Аля: Теперь хватит?

Буква Б (довольная): Теперь хватит! Проходите!

Аля и буква А проходят…

? знак ходит туда – сюда

Буква А: Ты не видел Кляксича?

?знак: Кляксича?! Как же, Кляксича – то видел. Он уехал на поезде. Куда? Откуда мне знать. (И посмотрел вопросительно).

Аля: Скорей на вокзал!

Буква В (в фуражке): В вагоны! В вагоны! Входите в вагоны!

                                     Вы в восьмой вагон? (спросила у Али).

                                     Ваши вещи.

Аля: Странно, что она просит предъявить вещи, а не билеты. Давай отдадим ей строчку с бубликами!

Буква В: Великолепно!

Автор: Поезд тронулся и остановился. Подумать только! Дальше пути не было!

Буква А: Это Кляксич! Кто же ещё унёс рельсы, разобрал шпалы?! (впала в отчаяние).

Аля: Ты забыла. У нас ребята. Они нас выручат из беды. За работу, ребята! Все на ремонт путей. Будем укладывать шпалы. Работаем так же по – очереди. Рисовать будем по 2 шпалы. Друг за другом становись! Рисуем! Кто нарисовал – садится на своё место в зале.

Аля и буква А: Спасибо, дорогие ребята!

Автор: Пути починили. Аля и буква А уехали. Наконец – то поезд подошёл к перрону. Аля и буква А вышли. Они устали и решили постучать в первый попавшийся дом. Это был голубой домик с голубыми гардинами на окнах. Из окон до прохожих доносилось громкое пение…

Буква Г: Глупый гном глядел, глядел,

               громкий горн гудел, гудел,

               громче горна грохнул гром,

               громче грома гаркнул гном.

Аля: Что это за глупая песня?

Буква А: Ничего удивительного. Глупость с какой буквы начинается?

Аля: С буквы Г.

Буква А: Вот видишь – с Г. Значит, эта буква вполне может оказаться глупой.

Аля и буква А стучаться в дверь.

Аля и буква А: Здравствуйте.

Буква Г: Здравствуйте, чего хотели?

Аля: Узнать, где Кляксич.

Буква Г: Может, я и расскажу вам, где Кляксич, только сначала решите задачу: «Если от поезда отстал один пассажир и от другого поезда отстал один пассажир, то сколько всего отстало пассажиров?». Нате бумагу и решайте, а то не услышите от меня ни слова.

Аля: (написала на бумаге: 1+1=2) Это же была самая пустяковая задача на свете!

Буква Г: Глубоко ошибаетесь. Ответ не сходится. Он не сходится, если идти пешком, и он не съезжается, если ехать поездом. А раз вы ничего не смыслите в математике, то нечего вам тут ходить и вынюхивать про Кляксича. Ничего я вам не скажу.

        (Поёт свою песню)

Аля и буква А ушли; Аля крепко сжала резинку, А – расстроилась.

Буква А: Ребята, помогите решить задачу: «Если от поезда отстал один пассажир и от другого поезда отстал один пассажир, то сколько всего пассажиров отстало?».

Ответы детей.

Буква Г (кричит): Ноль! В ответе будет ноль! Если пассажир отстал от поезда, то он уже не пассажир, а растяпа! Понятно вам?

Аля: Я устала. Хочу отдохнуть.

Буква А: Смотри, кто – то идёт, да еще и поёт…

Буква Д (поёт в микрофон за кулисами):

                  Дикий удод наклевался ягод

                  Умный удод – он наелся на год,

                  Наелся удод – и песни поёт

                  Ясные дни напролёт.

Аля: Странная песня. Ребята, что эта песня значит. Слушайте, ещё раз поёт…

Ответы детей…

Буква Д выходит: Здрасьте!

Аля и А: Здравствуй буква Д. Мы ищем Кляксича, ты не видела его? Где он? Знаешь?

Буква Д: Знаю! Кляксич утром был здесь. Грозил всем буквам, что заменит их кляксами, если впустят букву А обратно в алфавит. Он уже хвастался, что поссорил некоторые буквы между собой. Кляксич рассказал это своим приятелям Помарке и Описке, а я всё слышала.

Аля: Куда же они девались потом?

Буква Д: Потом они вместе отправились к букве Л, чтобы схватить её и засадить под замок. Некоторые буквы боятся и слушаются Кляксича. Но Толька не я. Я то знаю, что на свете самая добрая вещь – это дружба.

Буква А: Ты не заметила, по какой дороге они пошли?

Буква Д: По моему, вот той дорогой, через лес, к букве Л. Отдохните немного, вижу, что вы очень устали, поешьте, я сейчас угощу вас дыней.

(Аля и А прилегли на диван)

Буква Д поёт свою песню, кулисы закрываются, идёт смена декораций

Автор: Рано утром Аля и буква А пошли прямо через поле к лесу. На опушке леса стояла старая, завалившаяся набок избушка. В ней жили две бедные старушки Е и Ё. Они были от рождения страшно забывчивы и рассеяны. Они вечно теряли вещи, деньги, роняли кошельки, забывали сумки.

             Путники не стали заглядывать к рассеянным Е и Ё. Они всё шли и шли по лесу, пока не увидели очень странное сооружение. Это была, видимо, землянка, но вход в неё был замаскирован, двери они не нашли. Аля и буква А пошли дальше. И вот путешественники остановились перед калиткой в заборе. За забором стоял дом. Там жили: буква И, буква Ы и буква Й. Букву Й звали Тимофей. И с Ы целыми днями сидели на террасе и спорили, кто из них главнее.

Буква И: Я главнее, потому, что я могу сказать слово «микроб».

Буква Ы: Это не так важно. А сумеешь ли ты сказать слово «мормышка»?

Буква И: Мне и не к чему говорить этот вздор. Я выражаюсь поэтично: «ирис, миндаль, мимоза, миг».

Буква Ы: Не спорю! Зато ты не сможешь сказать слово – «МЫ».

Автор: Так они спорили целыми днями. А когда им надоедало ссориться, они распевали свою любимую песенку…

Буква И и Ы поют: На полу скребётся мЫшка,

                                 Спит в берлоге бурый мИшка,

                                 Этот мишка очень мИл,

                                 Только лапы он не мЫл.

Буква Й расставляет чашки на столе

Аля и буква А подошли к забору…

Аля: Можно?!

Буква И: Милости просим, милости просим! (закивала).

Буква Ы: Мы вам рады, мы вам рады. Чайку? Тимофей, пожалуйста, ещё два прибора.

Все сели пить чай.

Аля: Мы хотим узнать, не видели ли вы Кляксича? Мы его давно ищем.

Тимофей: Кляксич с дружками проходил тут ещё вчера вечером. Дома был только один я. Я услышал их разговор: они отправились на левый берег реки Чернилки к букву Л и собираются её схватить. Зачем и за что, я не понял. Они велели мне ни в коем случае никому не рассказывать, куда они пошли.

Буква И: Очень мило! Какой – то негодник, даже не буква, а клякса, будет нами командовать!

Буква Ы: Выскочка!

Все шушукаются и прощаются…

Автор: Разузнав дорогу на левый берег Чернилки и поблагодарив хозяев, Аля и буква А двинулись в путь. Скоро показалась речка Чернилка, они перебрались на другой берег, и пустились бегом. И тут увидев следы Аля и буква А пошли по следам. Следы привели их к сараю. У дверей сарая сидели вооружённые до зубов буква К и буква М. Аля сразу обо всём догадалась.

Аля: Конечно, они стерегут в сарае беднягу Л.

Буква К: Куда? Стоять!

Аля: Нам нужно видеть букву Л Эта буква нужна мне, чтобы подписать письмо.(она сделала шаг к букве К).

Буква К выхватила револьвер: Ни с места! Кира мыла раму! У Киры косы!

Аля: Что ты бредишь? Лучше открой дверь!

Буква К: Нельзя! Косы хороши. Кира мала!

Аля спрашивает у буквы М: Что это с ней?

Буква М: Эта буква К долго работала в Азбуке. А теперь Азбуку написали новую. Взяли туда букву К помоложе. А эта обиделась. Она считает, что та Азбука была лучше. Вот и бормочет слова, которые были в Азбуке на её странице.

Буква К: Каша. Кони. Сук. Сок. Ком.

Буква М: Кляксич обещал ей поставить кляксу на новое К. Вот она и подлизывается.

Буква А: А ты, ты – то Что?

Буква М: А я что? Я не злая. Мёд. Малина. Мак. Мармелад. Я вкусная буква.

Буква А: Так помоги же нам. Давай выпустим ни в чём не повинную букву Л,  а в сарай запрём злую букву К.

Буква М: Можно! Но я не помню, какой предмет нужно взять, чтобы освободить букву Л. Этот предмет начинается на букву К. Ребята, подскажите, что это за предмет. Про него ещё есть загадка: «Шевельнул бородкой гном и впустил хозяев в дом».

Ответы детей…(ключ)

Автор: И не успела злющая буква К оглянуться, как оказалась в сарае, а буква Л радостно выбежала навстречу Але.

Буква К кричит из сарая: Каша! Куры! Кира ушла в кино!

Аля, буква А,  буква Л собрались уходить.

Буква К (кричит): Я больше не буду злиться. Помогите мне подобреть. Спойте для меня школьные частушки.

Аля: Ребята, кто готов спеть частушки, чтобы К стала снова доброй.

Первоклассники поют частушки на школьную тематику.

Буква К: Спасибо, дорогие ребята! Здорово пели! Мы уходим, до свидания.

Аля, буквы К, Л на сцене, навстречу идут буквы Н, О, П.

Буквы Н,О,П бормочут: Жил на свете умный слон,

                                          У него был телепон.

                                          Ходит слоник топ- топ – топ.

                                          Звонит слоновый телепон.

Буква А: Опять какой – то бред. Вы кто?

Буквы Н,О,П: Мы НОП. Научно – опытный пункт.

Буква Н: Опыт прошел блестяще. Вместо обычного непрочного скоропортящегося стихотворения мы лабораторным путём получили устойчивые стихи, не боящиеся ни ядовитых веществ, ни плохой погоды.

Буквы Н,О,П повторяют своё стихотворение…

Буква А: Постойте, подождите! Что же это вы делаете? Вы же заменяете своими буквами другие буквы! Вас что, Кляксич подговорил, что ли?

Буквы Н,О,П: Тсс! Тсс! Мы продолжаем опыт.

Аля: Пошли! Тут всё равно толку не добьёмся!

Н,О,П уходят за кулисы и проходят на свои места в зале, а навстречу Але, буквам А и Л идёт собака, вялая, усталая.

Аля: Здравствуй, собака!

Собака: Здравствуйте!

Буква А: Это очень хорошая собака, она добрая и умная. Когда Кляксич стал безобразничать в Азбуке, она здорово нарычалась на него: «Рррр». Он подговорил  Описку и та написала на её будке – «Сабачка  Розачка». И собака теперь совсем разболелась. Оно всегда болеет, когда слово «собака» пишут с ошибкой.

Аля: Как жаль. Ребята, давайте напишем слово «Собака  Розочка» правильно, без ошибок, тогда она поправиться.

Учащийся  из 1 класса пишет на доске.  

Собака: Большое спасибо, дорогие первоклассники, вы такие молодцы и я надеюсь, вы никогда не будете делать ошибки в моём слове (убегает).

Сорока (летит, сносит Алю, буквы А и Л): Здра- СС – те!

             Сонная сорока сидела на сосне.

             Снегири и сойки снились ей во сне.

             «Скорей» - сердились сойки.

             «Спешим!»- снегирь свистел.

             Сороку стукнул по спине,

             И сон с неё слетел.

Аля: Всё ясно. Сорока не знает других слов; кроме как на букву С, других произносить не хочет.

Сорока: Поиграйте со мной! Со мной! С Сорокой!

Буква Л: Нам некогда, нам надо искать букву Я, с  ней, наверно что–то случилось. Беда, беда, Кляксич за ней охотится! С тобой ребята поиграют

Аля, буквы Л и А уходят за кулисы… сорока играет с детьми.

Сорока: Я хочу устроить небольшое состязание. Какая половина зала назовёт больше скороговорок? Родители и гости тоже могут участвовать…

              Ещё хочу поиграть в игру…

              До свидания, большое спасибо, улетаю, улетаю…

Аля, буква Л и А снова появляются на сцене и устало садятся на скамейку, на соседнюю скамейку плюхнулись буквы Ч и Ц, обе хохочут.

Аля (сердитым голосом): Что весёлого слышно?

Буква Ч: Мы играем в прятки. Вот посмотри, сумеешь ли ты нас отыскать?!

Буквы Ч и Ц тараторят вместе:

          Чапнула чапля цёрные цернила.

          Цёрная чапля чиркулем цертила.

          Полуцился оцень цистенький цертёж,

          Станешь вверх ногами – сразу разберёшь!

Буква А ворчит: Очень весело!

Буквы Ч и Ц хохочут, потом  начинают махать  руками, борются.

Аля: Да успокойтесь вы. Чего дерётесь? Сначала смеются, потом деруться…

Буква Ч: Кто сказал, что мы подрались?

               Мы не дрались, а боролись!

Буква Ц: Правда, мы чуть–чуть кусались, и щипались, и кололись.

Буква Ч: Правда, мы друг друга мяли, и бодались, и лягались.

Буква Ц: Нас, конечно, разнимали.

Буква Ч: Кто сказал, что это драка? Правда, он мне руку стиснул.

Буква Ц: Правда, я чуть–чуть заплакал, правда, он немножко взвизгнул.

Буква Ч: И расстались мы поссорясь, и так громко сердце билось.

Буква Ц: Но сначала мы смеялись,

                А потом уже боролись,    

                Драка после получилась.

Буква Ц и Ч обнимаются..

Буква А: Вы бы мне лучше сказали, где буква Я! Где Кляксич?

Буквы Ц и Ч: Мы ничего не знаем! Спросите лучше у сестёр Ш и Щ. Они серьёзные. Да вот они и сами.

Буквы Ш и Щ выходят из зала…

Аля: Скажите, куда девался Кляксич?

Буква Ш: Он пошел куда- то в самый конец Азбуки. Я слышал как он ругался с Ъ и Ь знаками.

Буква Щ: Кляксич их на что-то подговаривал. Твёрдый знак не соглашался, ругался с Кляксичем и кричал: «Мне не страшно! Вот съем тебя и объедки собакам кину».

Буква Ш: А мягкий знак упрашивал: «Разве тебе не жаль? Брось! Оставь!».

Аля: А где сейчас буква Я?

Буквы Ш и Щ: Не знаем (разворачиваются и уходят).

Аля, А и Л стоят на сцене, Л видит зелёную коробку.

Буква Л: Смотрите, странная зелёная коробка. Э- то проделки Кляксича!

Смотрят…

Буква А: А здесь надпись: «Это волшебная коробка. Она откроется,  если вы решите весёлые задачи». Ребята, читаю, слушайте:

Три цыплёнка стоят,

На скорлупку глядят.

Два яичка в гнезде

У наседки лежат.

Сосчитай поверней,

Отвечай поскорей:

Сколько будет цыплят

У наседки моей?

Буква А открывает коробку, в ней лежат вещи…

Аля: Ребята, помогите определить,  чьи это вещи.

Буква Л: В коробке лежит какая-то записка. Но она заколдованная. Её невозможно прочесть. Кто сумеет прочесть эти перекрученные буквы? Наверно, ребята нам помогут.

Аля показывает надпись –  АНДОБОВС Я АВКУБ.

Ответы детей…

Буква Я выбегает на сцену: А вот и Я, я, я!

Автор: Ну вот, теперь, когда всё закончилось благополучно, и буква Я освободилась из плена, Аля может написать своей маме письмо и подписать его… Ребята, какими буквами? (А, Л, Я). Буквы выстраиваются.

Аля: Но куда же девался злой Кляксич?

Автор: Он сбежал. Покинул Азбуку вместе с друзьями  Помаркой и Опиской. Они теперь вместе бегают из тетрадки в тетрадку и строят людям всякие пакости. Будьте внимательны, не пускайте их в свои тетрадки!

Выходит Русский язык

Русский язык:  Здравствуйте, здравствуйте!!! Настала пора прощаться с любимой Азбукой. Теперь я буду знакомить вас с новыми рассказами и сказками, учить  правильно писать.  Меня зовут «Русский язык» и мой сосед  - учебник «Капельки солнца».

Давайте поблагодарим аплодисментами «Мою любимую Азбуку» и проводим её. На следующий год она будет учить других первоклашек.

Буквы – ребята, внимание! По порядку алфавита,  стройся! (Дети с масками – буквами  выстраиваются)

Гласные, здесь?

Согласные, здесь?

Буквы, которые не обозначают звуков, здесь?

 

Первоклассник: Буквы- значки, как бойцы на парад,

                       В чётком равнении построились в ряд.

                       Каждый в условленном месте стоит,

                       И называется всё – алфавит.

 ПЕСНЯ «АЛФАВИТ»

Буква А: буквы! По порядку алфавита рассчитайтесь! (Дети произносят обозначаемые звуки).

Чтецы читают стихотворение С.Маршака «Ты эти буквы заучи».

Ведущий обращает внимание на центральную часть сцены, где висит плакат, дети хором его читают: «СПАСИБО, ТЕБЕ, АЗБУКА!»

Все поют песню «Чему учат в школе».

Праздник завершается чаепитием с родителями, гостями. Родители вручают детям подарки – книги.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Валентинки» для любимых» 5 класс

учебный аспект:совершенствование лексических, грамматических, навыков;познавательный аспект: празднование дня Святого Валентина, самодельные «валентинки» в Англии;развивающий аспект: развитие ме...

Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город» Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город»

Тип мероприятия: формирующий, проблемный, развивающий.Участники: классы одной параллели.Задачи:Образовательные:- активизировать глубокий, познавательный интерес учащихся к истории первого города...

Любимая песня класса

Любимая песня класса...

Внеклассное мероприятие "Мамочка любимая" (5 класс)

Праздник, посвященный дню матери"...

Последний звонок в любимом 9 классе!

С окончаньем 9-го класса! Пусть последний звонок прозвенел, Впереди предстоит сложный выбор, На повестке ещё много дел. Может, выберет кто-то 10-й, Может, дальше с улыбкой пойдёт, Всем желаю огромных ...

Сценарий сказки-постановки про пасхального кролика для 1 класса

Авторский сценарий постановки на пасхальную тему на английском языке. Подойдёт для младших классов, а также для детей дошкольного возраста. Для удобства заучивания присутствует транслитерация. Но нужн...