Постановка к празднику "Прощай, моя любимая Азбука", 1 класс.
методическая разработка по теме
Сценарий составлен по повести-сказке И. Токмаковой "Аля, Кляксич и буква А". В роли ведущих, автора - старшеклассники, а в роли букв - героев постановки могут быть сами первоклассники. Во время проведения праздника учащиеся вспоминают звуки и буквы алфавита, поют песни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Postanovka_k_prazdniku_Proshchaya_Azbuka_1_klass._-_kopiya.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Пурлушкина Светлана Владимировна
МОУ «Сторожевская средняя
общеобразовательная школа»,
педагог-организатор
Постановка к празднику
«Прощая, моя любимая Азбука» в 1 классе.
Год создания -2005
Сценарий составлен по повести-сказке И.П.Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А», М.: Детская литература
Цель мероприятия: завершение изучения Азбуки (повторение изученных звуков и букв).
Задачи:
- продолжать развивать речь, память, мышление;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу, интерес к книге;
- способствовать сотрудничеству с родителями по выработке у детей стремления к более тесному общения с книгой;
- развивать интерес к сценическому искусству.
Предварительная работа:
- распределение ролей;
- изготовление атрибутов, букв - масок;
- оформление сцены актового зала;
- изготовление домиков букв; макета поезда;
- изучение частушек; песни;
- подбор музыкального сопровождения;
- изготовление приглашений для родителей; афиши.
Оборудование:
- музыкальный центр;
- доска, мел
Герои:
- ведущий – взрослый или старшеклассник;
- автор;
- девочка Аля; Тимофей, Собака, Сорока, Азбука, Русский язык
- чтецы
- буквы и знаки: А, Б, ?, В, Г, Д, И, Ы , К, М, , Л, Н, О, П, Ч, Ц, Ш, Щ, Я
Зрители: ученика начальной школы, родители все желающие.
Ход:
Ведущий: Всем добрый день! Сегодня у нас немного грустный, но и приятный праздник. Мы пришли прощаться с очень уважаемой, а для многих – первой в жизни прочитанной самостоятельно книгой – Азбукой.
Дорогие ребята, сегодня вашему вниманию предлагаем посмотреть путешествие девочки Али и некоторых букв Азбуки, по известной повести - сказке Ирины Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А».
Звучит детская песня, Аля сидит на стуле за столом, думает.
Автор: …Аля писала письмо. Она очень старалась.
Аля: Вот сижу уже целый час, хочу написать письмо маме. Старалась написать хорошо, но все вышло шиворот – навыворот: буквы не слушаются (начинает хныкать), падают, местами меняются, ни за что не хотят браться за руки, точно все друг с другом перессорились. Ну, просто наказание!
Буква А (вбегает, размахивает руками): А, а, а!!!
Аля (вскакивает): Что с тобой, что случилось?
Буква А (уселась на пол): Кляксич!
Аля: Ничего не понимаю!
Буква А: Да Кляксич же! Отвратительный Кляксич пробрался в Азбуку! Он ссорит буквы друг с другом, он их ненавидит, он хочет их всех заменить своими родственниками – кляксами. Меня он уже выгнал! И теперь на моём месте стоит жирная клякса. (Буква А - расплакалась).
Аля: Вот тебе и на! Но ты успокойся. Надо что – то придумать. Нельзя же ему уступать! Надо бороться!
Буква А: Что уж тут придумаешь? Ты ведь даже своё письмо не сможешь подписать! Кляксич, когда узнал, что ты пишешь письмо маме, расхвастался: «Букву А я уже выгнал, букву Л я запру под замок, а букву Я так запрячу, что её никто не найдёт. Как тогда Аля подпишет своё письмо? Я хозяин Азбуки!».
Аля: Подписать письмо без нужных букв я не смогу. А если не подписать, то как мама поймёт, кто написал ей письмо? (Подумав, сказала) Знаю! Я сейчас возьму большую папину резинку, то есть ластик, и мы с тобой отправимся в Азбуку, разыщем Кляксича и сотрём его. Правильно?
Буква А (обрадовалась): Ещё как правильно!
Автор: Взявшись за руки, Аля и буква А, направились прямо в Азбуку.
(Звучи мелодия песни «Вместе весело шагать», Аля и буква А хотят подняться на сцену.) У самого входа дорогу им преградила добродушная с виду буква Б. В руках у неё была корзина.
Буква Б: Бублики брать будете?
Буква А: Да какие там бублики! У нас важное дело. Пропустите нас, пожалуйста.
Буква Б: Бросьте! Берите белые бублики и баранки. Быстрее.
Аля и буква А пытаются обойти букву Б.
Автор: Буква Б была толстая, Аля и буква А никак не могли её обойти. Пришлось покупать бублики. Они купили их целую строчку, вот такую…
Аля (берёт из корзины строчку букв О).
Буква Б: Больше берите, больше.
Аля: Но у нас больше нет свободной строчки. Бублики некуда было класть.
Буква А: Ребята, а вы нарисовали бублики. Кто сколько смог?! Покажите.
Аля и буква А собирают у ребят листы с написанными буквами О.
Буква Б: Мало, мало! Вон доска, хочу ещё бубликов.
Буква А: Надо же, мало ей.
Аля: Ребята, помогите нарисовать бублики. По очереди каждый из вас нарисует по 1 бублику. Может тогда ей и хватит!
Дети рисуют на доске буквы О.
Аля: Теперь хватит?
Буква Б (довольная): Теперь хватит! Проходите!
Аля и буква А проходят…
? знак ходит туда – сюда
Буква А: Ты не видел Кляксича?
?знак: Кляксича?! Как же, Кляксича – то видел. Он уехал на поезде. Куда? Откуда мне знать. (И посмотрел вопросительно).
Аля: Скорей на вокзал!
Буква В (в фуражке): В вагоны! В вагоны! Входите в вагоны!
Вы в восьмой вагон? (спросила у Али).
Ваши вещи.
Аля: Странно, что она просит предъявить вещи, а не билеты. Давай отдадим ей строчку с бубликами!
Буква В: Великолепно!
Автор: Поезд тронулся и остановился. Подумать только! Дальше пути не было!
Буква А: Это Кляксич! Кто же ещё унёс рельсы, разобрал шпалы?! (впала в отчаяние).
Аля: Ты забыла. У нас ребята. Они нас выручат из беды. За работу, ребята! Все на ремонт путей. Будем укладывать шпалы. Работаем так же по – очереди. Рисовать будем по 2 шпалы. Друг за другом становись! Рисуем! Кто нарисовал – садится на своё место в зале.
Аля и буква А: Спасибо, дорогие ребята!
Автор: Пути починили. Аля и буква А уехали. Наконец – то поезд подошёл к перрону. Аля и буква А вышли. Они устали и решили постучать в первый попавшийся дом. Это был голубой домик с голубыми гардинами на окнах. Из окон до прохожих доносилось громкое пение…
Буква Г: Глупый гном глядел, глядел,
громкий горн гудел, гудел,
громче горна грохнул гром,
громче грома гаркнул гном.
Аля: Что это за глупая песня?
Буква А: Ничего удивительного. Глупость с какой буквы начинается?
Аля: С буквы Г.
Буква А: Вот видишь – с Г. Значит, эта буква вполне может оказаться глупой.
Аля и буква А стучаться в дверь.
Аля и буква А: Здравствуйте.
Буква Г: Здравствуйте, чего хотели?
Аля: Узнать, где Кляксич.
Буква Г: Может, я и расскажу вам, где Кляксич, только сначала решите задачу: «Если от поезда отстал один пассажир и от другого поезда отстал один пассажир, то сколько всего отстало пассажиров?». Нате бумагу и решайте, а то не услышите от меня ни слова.
Аля: (написала на бумаге: 1+1=2) Это же была самая пустяковая задача на свете!
Буква Г: Глубоко ошибаетесь. Ответ не сходится. Он не сходится, если идти пешком, и он не съезжается, если ехать поездом. А раз вы ничего не смыслите в математике, то нечего вам тут ходить и вынюхивать про Кляксича. Ничего я вам не скажу.
(Поёт свою песню)
Аля и буква А ушли; Аля крепко сжала резинку, А – расстроилась.
Буква А: Ребята, помогите решить задачу: «Если от поезда отстал один пассажир и от другого поезда отстал один пассажир, то сколько всего пассажиров отстало?».
Ответы детей.
Буква Г (кричит): Ноль! В ответе будет ноль! Если пассажир отстал от поезда, то он уже не пассажир, а растяпа! Понятно вам?
Аля: Я устала. Хочу отдохнуть.
Буква А: Смотри, кто – то идёт, да еще и поёт…
Буква Д (поёт в микрофон за кулисами):
Дикий удод наклевался ягод
Умный удод – он наелся на год,
Наелся удод – и песни поёт
Ясные дни напролёт.
Аля: Странная песня. Ребята, что эта песня значит. Слушайте, ещё раз поёт…
Ответы детей…
Буква Д выходит: Здрасьте!
Аля и А: Здравствуй буква Д. Мы ищем Кляксича, ты не видела его? Где он? Знаешь?
Буква Д: Знаю! Кляксич утром был здесь. Грозил всем буквам, что заменит их кляксами, если впустят букву А обратно в алфавит. Он уже хвастался, что поссорил некоторые буквы между собой. Кляксич рассказал это своим приятелям Помарке и Описке, а я всё слышала.
Аля: Куда же они девались потом?
Буква Д: Потом они вместе отправились к букве Л, чтобы схватить её и засадить под замок. Некоторые буквы боятся и слушаются Кляксича. Но Толька не я. Я то знаю, что на свете самая добрая вещь – это дружба.
Буква А: Ты не заметила, по какой дороге они пошли?
Буква Д: По моему, вот той дорогой, через лес, к букве Л. Отдохните немного, вижу, что вы очень устали, поешьте, я сейчас угощу вас дыней.
(Аля и А прилегли на диван)
Буква Д поёт свою песню, кулисы закрываются, идёт смена декораций…
Автор: Рано утром Аля и буква А пошли прямо через поле к лесу. На опушке леса стояла старая, завалившаяся набок избушка. В ней жили две бедные старушки Е и Ё. Они были от рождения страшно забывчивы и рассеяны. Они вечно теряли вещи, деньги, роняли кошельки, забывали сумки.
Путники не стали заглядывать к рассеянным Е и Ё. Они всё шли и шли по лесу, пока не увидели очень странное сооружение. Это была, видимо, землянка, но вход в неё был замаскирован, двери они не нашли. Аля и буква А пошли дальше. И вот путешественники остановились перед калиткой в заборе. За забором стоял дом. Там жили: буква И, буква Ы и буква Й. Букву Й звали Тимофей. И с Ы целыми днями сидели на террасе и спорили, кто из них главнее.
Буква И: Я главнее, потому, что я могу сказать слово «микроб».
Буква Ы: Это не так важно. А сумеешь ли ты сказать слово «мормышка»?
Буква И: Мне и не к чему говорить этот вздор. Я выражаюсь поэтично: «ирис, миндаль, мимоза, миг».
Буква Ы: Не спорю! Зато ты не сможешь сказать слово – «МЫ».
Автор: Так они спорили целыми днями. А когда им надоедало ссориться, они распевали свою любимую песенку…
Буква И и Ы поют: На полу скребётся мЫшка,
Спит в берлоге бурый мИшка,
Этот мишка очень мИл,
Только лапы он не мЫл.
Буква Й расставляет чашки на столе
Аля и буква А подошли к забору…
Аля: Можно?!
Буква И: Милости просим, милости просим! (закивала).
Буква Ы: Мы вам рады, мы вам рады. Чайку? Тимофей, пожалуйста, ещё два прибора.
Все сели пить чай.
Аля: Мы хотим узнать, не видели ли вы Кляксича? Мы его давно ищем.
Тимофей: Кляксич с дружками проходил тут ещё вчера вечером. Дома был только один я. Я услышал их разговор: они отправились на левый берег реки Чернилки к букву Л и собираются её схватить. Зачем и за что, я не понял. Они велели мне ни в коем случае никому не рассказывать, куда они пошли.
Буква И: Очень мило! Какой – то негодник, даже не буква, а клякса, будет нами командовать!
Буква Ы: Выскочка!
Все шушукаются и прощаются…
Автор: Разузнав дорогу на левый берег Чернилки и поблагодарив хозяев, Аля и буква А двинулись в путь. Скоро показалась речка Чернилка, они перебрались на другой берег, и пустились бегом. И тут увидев следы Аля и буква А пошли по следам. Следы привели их к сараю. У дверей сарая сидели вооружённые до зубов буква К и буква М. Аля сразу обо всём догадалась.
Аля: Конечно, они стерегут в сарае беднягу Л.
Буква К: Куда? Стоять!
Аля: Нам нужно видеть букву Л Эта буква нужна мне, чтобы подписать письмо.(она сделала шаг к букве К).
Буква К выхватила револьвер: Ни с места! Кира мыла раму! У Киры косы!
Аля: Что ты бредишь? Лучше открой дверь!
Буква К: Нельзя! Косы хороши. Кира мала!
Аля спрашивает у буквы М: Что это с ней?
Буква М: Эта буква К долго работала в Азбуке. А теперь Азбуку написали новую. Взяли туда букву К помоложе. А эта обиделась. Она считает, что та Азбука была лучше. Вот и бормочет слова, которые были в Азбуке на её странице.
Буква К: Каша. Кони. Сук. Сок. Ком.
Буква М: Кляксич обещал ей поставить кляксу на новое К. Вот она и подлизывается.
Буква А: А ты, ты – то Что?
Буква М: А я что? Я не злая. Мёд. Малина. Мак. Мармелад. Я вкусная буква.
Буква А: Так помоги же нам. Давай выпустим ни в чём не повинную букву Л, а в сарай запрём злую букву К.
Буква М: Можно! Но я не помню, какой предмет нужно взять, чтобы освободить букву Л. Этот предмет начинается на букву К. Ребята, подскажите, что это за предмет. Про него ещё есть загадка: «Шевельнул бородкой гном и впустил хозяев в дом».
Ответы детей…(ключ)
Автор: И не успела злющая буква К оглянуться, как оказалась в сарае, а буква Л радостно выбежала навстречу Але.
Буква К кричит из сарая: Каша! Куры! Кира ушла в кино!
Аля, буква А, буква Л собрались уходить.
Буква К (кричит): Я больше не буду злиться. Помогите мне подобреть. Спойте для меня школьные частушки.
Аля: Ребята, кто готов спеть частушки, чтобы К стала снова доброй.
Первоклассники поют частушки на школьную тематику.
Буква К: Спасибо, дорогие ребята! Здорово пели! Мы уходим, до свидания.
Аля, буквы К, Л на сцене, навстречу идут буквы Н, О, П.
Буквы Н,О,П бормочут: Жил на свете умный слон,
У него был телепон.
Ходит слоник топ- топ – топ.
Звонит слоновый телепон.
Буква А: Опять какой – то бред. Вы кто?
Буквы Н,О,П: Мы НОП. Научно – опытный пункт.
Буква Н: Опыт прошел блестяще. Вместо обычного непрочного скоропортящегося стихотворения мы лабораторным путём получили устойчивые стихи, не боящиеся ни ядовитых веществ, ни плохой погоды.
Буквы Н,О,П повторяют своё стихотворение…
Буква А: Постойте, подождите! Что же это вы делаете? Вы же заменяете своими буквами другие буквы! Вас что, Кляксич подговорил, что ли?
Буквы Н,О,П: Тсс! Тсс! Мы продолжаем опыт.
Аля: Пошли! Тут всё равно толку не добьёмся!
Н,О,П уходят за кулисы и проходят на свои места в зале, а навстречу Але, буквам А и Л идёт собака, вялая, усталая.
Аля: Здравствуй, собака!
Собака: Здравствуйте!
Буква А: Это очень хорошая собака, она добрая и умная. Когда Кляксич стал безобразничать в Азбуке, она здорово нарычалась на него: «Рррр». Он подговорил Описку и та написала на её будке – «Сабачка Розачка». И собака теперь совсем разболелась. Оно всегда болеет, когда слово «собака» пишут с ошибкой.
Аля: Как жаль. Ребята, давайте напишем слово «Собака Розочка» правильно, без ошибок, тогда она поправиться.
Учащийся из 1 класса пишет на доске.
Собака: Большое спасибо, дорогие первоклассники, вы такие молодцы и я надеюсь, вы никогда не будете делать ошибки в моём слове (убегает).
Сорока (летит, сносит Алю, буквы А и Л): Здра- СС – те!
Сонная сорока сидела на сосне.
Снегири и сойки снились ей во сне.
«Скорей» - сердились сойки.
«Спешим!»- снегирь свистел.
Сороку стукнул по спине,
И сон с неё слетел.
Аля: Всё ясно. Сорока не знает других слов; кроме как на букву С, других произносить не хочет.
Сорока: Поиграйте со мной! Со мной! С Сорокой!
Буква Л: Нам некогда, нам надо искать букву Я, с ней, наверно что–то случилось. Беда, беда, Кляксич за ней охотится! С тобой ребята поиграют
Аля, буквы Л и А уходят за кулисы… сорока играет с детьми.
Сорока: Я хочу устроить небольшое состязание. Какая половина зала назовёт больше скороговорок? Родители и гости тоже могут участвовать…
Ещё хочу поиграть в игру…
До свидания, большое спасибо, улетаю, улетаю…
Аля, буква Л и А снова появляются на сцене и устало садятся на скамейку, на соседнюю скамейку плюхнулись буквы Ч и Ц, обе хохочут.
Аля (сердитым голосом): Что весёлого слышно?
Буква Ч: Мы играем в прятки. Вот посмотри, сумеешь ли ты нас отыскать?!
Буквы Ч и Ц тараторят вместе:
Чапнула чапля цёрные цернила.
Цёрная чапля чиркулем цертила.
Полуцился оцень цистенький цертёж,
Станешь вверх ногами – сразу разберёшь!
Буква А ворчит: Очень весело!
Буквы Ч и Ц хохочут, потом начинают махать руками, борются.
Аля: Да успокойтесь вы. Чего дерётесь? Сначала смеются, потом деруться…
Буква Ч: Кто сказал, что мы подрались?
Мы не дрались, а боролись!
Буква Ц: Правда, мы чуть–чуть кусались, и щипались, и кололись.
Буква Ч: Правда, мы друг друга мяли, и бодались, и лягались.
Буква Ц: Нас, конечно, разнимали.
Буква Ч: Кто сказал, что это драка? Правда, он мне руку стиснул.
Буква Ц: Правда, я чуть–чуть заплакал, правда, он немножко взвизгнул.
Буква Ч: И расстались мы поссорясь, и так громко сердце билось.
Буква Ц: Но сначала мы смеялись,
А потом уже боролись,
Драка после получилась.
Буква Ц и Ч обнимаются..
Буква А: Вы бы мне лучше сказали, где буква Я! Где Кляксич?
Буквы Ц и Ч: Мы ничего не знаем! Спросите лучше у сестёр Ш и Щ. Они серьёзные. Да вот они и сами.
Буквы Ш и Щ выходят из зала…
Аля: Скажите, куда девался Кляксич?
Буква Ш: Он пошел куда- то в самый конец Азбуки. Я слышал как он ругался с Ъ и Ь знаками.
Буква Щ: Кляксич их на что-то подговаривал. Твёрдый знак не соглашался, ругался с Кляксичем и кричал: «Мне не страшно! Вот съем тебя и объедки собакам кину».
Буква Ш: А мягкий знак упрашивал: «Разве тебе не жаль? Брось! Оставь!».
Аля: А где сейчас буква Я?
Буквы Ш и Щ: Не знаем (разворачиваются и уходят).
Аля, А и Л стоят на сцене, Л видит зелёную коробку.
Буква Л: Смотрите, странная зелёная коробка. Э- то проделки Кляксича!
Смотрят…
Буква А: А здесь надпись: «Это волшебная коробка. Она откроется, если вы решите весёлые задачи». Ребята, читаю, слушайте:
Три цыплёнка стоят,
На скорлупку глядят.
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей?
Буква А открывает коробку, в ней лежат вещи…
Аля: Ребята, помогите определить, чьи это вещи.
Буква Л: В коробке лежит какая-то записка. Но она заколдованная. Её невозможно прочесть. Кто сумеет прочесть эти перекрученные буквы? Наверно, ребята нам помогут.
Аля показывает надпись – АНДОБОВС Я АВКУБ.
Ответы детей…
Буква Я выбегает на сцену: А вот и Я, я, я!
Автор: Ну вот, теперь, когда всё закончилось благополучно, и буква Я освободилась из плена, Аля может написать своей маме письмо и подписать его… Ребята, какими буквами? (А, Л, Я). Буквы выстраиваются.
Аля: Но куда же девался злой Кляксич?
Автор: Он сбежал. Покинул Азбуку вместе с друзьями Помаркой и Опиской. Они теперь вместе бегают из тетрадки в тетрадку и строят людям всякие пакости. Будьте внимательны, не пускайте их в свои тетрадки!
Выходит Русский язык
Русский язык: Здравствуйте, здравствуйте!!! Настала пора прощаться с любимой Азбукой. Теперь я буду знакомить вас с новыми рассказами и сказками, учить правильно писать. Меня зовут «Русский язык» и мой сосед - учебник «Капельки солнца».
Давайте поблагодарим аплодисментами «Мою любимую Азбуку» и проводим её. На следующий год она будет учить других первоклашек.
Буквы – ребята, внимание! По порядку алфавита, стройся! (Дети с масками – буквами выстраиваются)
Гласные, здесь?
Согласные, здесь?
Буквы, которые не обозначают звуков, здесь?
Первоклассник: Буквы- значки, как бойцы на парад,
В чётком равнении построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё – алфавит.
ПЕСНЯ «АЛФАВИТ»
Буква А: буквы! По порядку алфавита рассчитайтесь! (Дети произносят обозначаемые звуки).
Чтецы читают стихотворение С.Маршака «Ты эти буквы заучи».
Ведущий обращает внимание на центральную часть сцены, где висит плакат, дети хором его читают: «СПАСИБО, ТЕБЕ, АЗБУКА!»
Все поют песню «Чему учат в школе».
Праздник завершается чаепитием с родителями, гостями. Родители вручают детям подарки – книги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Валентинки» для любимых» 5 класс
учебный аспект:совершенствование лексических, грамматических, навыков;познавательный аспект: празднование дня Святого Валентина, самодельные «валентинки» в Англии;развивающий аспект: развитие ме...
Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город» Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город»
Тип мероприятия: формирующий, проблемный, развивающий.Участники: классы одной параллели.Задачи:Образовательные:- активизировать глубокий, познавательный интерес учащихся к истории первого города...
Любимая песня класса
Любимая песня класса...
Внеклассное мероприятие "Мамочка любимая" (5 класс)
Праздник, посвященный дню матери"...
Мой любимый дружный класс! Анализ работы классного руководителя с учащимися 6 класса за период 2017 – 2018 учебного года
Анализ аботы классного руководителя 6 класса...
Последний звонок в любимом 9 классе!
С окончаньем 9-го класса! Пусть последний звонок прозвенел, Впереди предстоит сложный выбор, На повестке ещё много дел. Может, выберет кто-то 10-й, Может, дальше с улыбкой пойдёт, Всем желаю огромных ...
Сценарий сказки-постановки про пасхального кролика для 1 класса
Авторский сценарий постановки на пасхальную тему на английском языке. Подойдёт для младших классов, а также для детей дошкольного возраста. Для удобства заучивания присутствует транслитерация. Но нужн...