Методическая разработка открытого урока Применение передовых технологий и эффективных технических решений в области энергосбережения
методическая разработка по теме

Столбикова Татьяна Анатольевна

Данный открытый урок разрабатывался с применением проектных технологий. В настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи. Метод проектов дает возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности. Студенты продумывают план проведения исследований, выбирают исследовательские методы: поиск и обработка информационных материалов, создание видеозаписей и фотоматериалов, сбор статистических данных, демонстрационных материалов. Обсуждают формы представления и оформления собранных и обработанных материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kreshchenskiy_vecherok.doc50.5 КБ
Microsoft Office document icon metodrazrabotka_otkr.uroka_.doc118.5 КБ
Microsoft Office document icon metodrazrabotka_otkr.uroka_.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Энгельсский филиал

ФГОУ СПО

Поволжский Государственный межрегиональный

строительный колледж

Методическая разработка

открытого внеклассного мероприятия

на тему: «Раз в крещенский вечерок»

группа Т-210 специальности 140102 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»

Энгельс 2009 г.

«Утверждаю»

Заместитель директора по УР

ЭФ ФГОУ СПО ПГМСК

Пискунова О.А.

«___»____________2009г.

Разработал преподаватель:

Столбикова Т.А.


Рассмотрено на заседании цикловой комиссии

Протокол №         от

Председатель

Акимова Н.А.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Цели мероприятия
  3. Ход мероприятия
  4. Заключение
  5. Литература


  1. Пояснительная записка

Открытое мероприятие «Раз в крещенский вечерок» организовано студентами группы Т-210 специальности «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» с целью развития интереса молодежи к русской национальной культуре, к народным традициям.

Крещение – это один из главных христианских праздников. Однако на Руси он совмещается с исконно русским праздником – «святками». Поздним вечером молодые люди собирались вместе в избе и начинались таинственные гадания, распевались народные песни и частушки, водились хороводы. Обязательной традицией было чаепитие. После полуночи все садились за стол и угощались пирогами и блинами.

Открытое мероприятие «Раз в крещенский вечерок» представляет собой музыкальное костюмированное представление, посвященное старинным русским обычаям.


  1. Цели мероприятия

  1. Сформировать интерес у учащихся к русским народным традициям, расширить их познания в этой области.
  2. Воспитать чувство патриотизма у студентов на примере народных обычаев.
  3. Развить эстетические чувства, привить любовь к фольклорной музыке, пляскам и устному творчеству.

Оборудование: музыкальный проигрыватель, микрофоны, народные костюмы, плакат русской печки.


3. Ход мероприятия.

Раз в крещенский вечерок.

Здравствуйте, дорогие гости!

Мы рады видеть вас на классном часе «Раз в крещенский вечерок».

За окном зима – время самых коротких дней и длинных ночей. Но мы любим это время года. Ведь именно зимой приходит радостное настроение счастья, перемен, надежд.

Крещение Иисуса Христа празднуется Святой Православной Церковью как один из великих праздников. Ему предшествует Крещенский сочельник-канун Крещения. Это день строгого поста – голодная кутья; в это время ели постную кашу и овощи.

С 8 января начинают Святки, длящиеся 12 дней до Крещения. По древнему верованию новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; и о чем попросишь в молитве, то получишь. Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания.

Святки сопровождались своими обычаями и обрядами – святочные гуляния, святочные колядования, гадания, частушки.

Выходят петь частушки.

Всем известно, вы подружки –

Мастерицы петь частушки.

Состязание начнем,

Улицами запоем,

На Задорной начнут,

А на Звонкой подпоют.

Ты нам спой, станцуй, подруга,

До чего ж ты хороша,

Что на встрече здесь сегодня

Разгулялася душа.

Через речку быструю

Я мосточек выстрою:

Ходи милый, ходи мой,

Ходи летом и зимой.

Я не работал, все ленился,

А теперя я женился,

И теперь я за женой,

Как за каменной стеной.

Дед свою бабку

Посадил на грядку,

Поливал ее водой

Чтобы стала молодой.

Вот шагаю опять к дому

Я остался в дураках,

Не завидую другому,

Даже если он в очках.

Я купил бы микропечь,

Да ума не хватит спечь.

Я бы в конкурсе уча…,

Да стихи не получа…

Чтоб на столе была всегда

Простая русская еда,

Нам гамбургеры не нужны,

И пиццы тоже нам чужды.

А теперь я приглашаю

Вас на веселый перепляс.

Кто здесь танцев больше спляшет,

Тот и победит у нас.

Святки являлись временем отдыха, игр, развлечений, гуляний. В эти дни ходили по дворам колядовщики, славили Христа, пели обрядовые песни, желали счастья и благополучия хозяевам, собирали дары. Но существовал один секрет – приходили они только в те дома, на окне которых выставлялась свеча.

Стук в дверь.

Вы слышите?! К нам кто-то пожаловал. Милости просим в наш дом.

Коляды.

Сею, сею, посеваю

И с Крещеньем поздравляю.

Уродись, пшеничка, горох, чечевичка!

На поле копнами,

На столе пирогами.

Сею, сею, посеваю

Овсом, рожью

Милостью божьей.

Хором.

Открывайте сундучок,

Подавайте пятачок,

Хоть блинам, хоть сала клин,

Хоть печенья, хоть варенья

Нам на угощение.

Вечером сходились на «вечерки», или посиделки, в доме у какой-либо женщины. Парни приносили для девушек угощение: конфеты, пряники, орехи. Парни и девушки водят хороводы.

Музыка, девушки водят хоровод.

А еще на посиделках загадывались загадки

1. Под гору коняшка, а в гору деревяшка. (санки)

2. Одной – зимой отдых, другим – летом, а третьей – ни зимой, ни летом. (телега, сани, лошадь.)

3. Днем разбита – ночью вставлена. (прорубь)

4. В каком году едят более обыкновенного. (В високосный год)

5. Во лесу, во бору

Стоят стары старички,

На них красны колпачки. (грибы)

6. Ходит без ног,

Держит без рук.

Всем, кто идет,

Ручку подает. (дверь)

7. Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (дерево)

8. Птичка невеличка,

Носик стальной,

Хвостик льняной. (игла и нитка)

9. Летом спит,

Зимой горит,

Пасть открывает,

Что дают, глотает. (печь)

10. Осень золотая

Бусы потеряла.

Мы в лес пойдем,

Те бусы соберем. (ягоды)

Святок не бывает без гадания. Девушки с нетерпением ждали святок, чтобы погадать о своей судьбе. Гадали ночью. Способов гадания было очень много. Самым любимым было такое гадание: снимали с ноги башмачок и кидали через плечо.

Выходят две девушки, гадают. Выходят два парня, танцуют.

Гадания до сих пор сохранились в народной памяти, а некоторые из них даже были описаны в классической литературе:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали.

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном,

Ярый воск топили.

Кто сможет объяснить эти гадания?

А какие посиделки без игр?

А знаете ли вы, что в крещенскую ночь перед утренней службой небо открывается? О чем открытому небу помолишься, то и сбудется.

Я желаю вам, чтобы ваши желания исполнились! Счастливых вам праздников, здоровья, успехов во всех хороших делах!


  1. Заключение

Старинный русский праздник «Крещение» знают и любят во многих семьях. В разных городах и селах России этот праздник ассоциируется с лютыми морозами, располагает к спокойной обстановке в кругу семьи с пирогами, и блинами. Молодежь же собирается вместе и начинаются гадания, народные песни, коляды.. Такие мероприятия развивают интерес к русским народным традициям.


  1. Литература

  1. Советская историческая энциклопедия. – М. Изд. «Советская энциклопедия», 1987 г.
  2. Аджиева Е.М., Байкова Л.А. «50 сценариев классных часов». Изд. «Педагогический поиск», 2005г.
  3. Петрухина М.А. «Внеклассные мероприятия». Изд. «Учитель»,2008г.
  4. Материалы сайтов интернета



Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Энгельсский промышленно-экономический техникум»

(ГАПОУ СО «ЭПЭТ»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Специальность: 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

ПМ.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования

и систем тепло- и топливоснабжения

МДК.01.01 Эксплуатация, расчёт и выбор теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения

Тема: Применение передовых технологий и эффективных технических решений в области энергосбережения.

Автор: преподаватель

Столбикова Татьяна Анатольевна,

Энгельс

2016

ОДОБРЕНО

ЦМК  

Протокол   от «___» _______20___г. №___

Председатель ЦМК _______О.Г.Третьякова

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по УР

____________ Л.А.Григорьева

«____»______________20___г.


Пояснительная записка.

Открытое учебное занятие проводится по профессиональному модулю ПМ.01 "Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения" со студентами 3-го курса очной формы обучения специальности 13.02.02 "Теплоснабжение и теплотехническое оборудование".

Тема урока "Применение передовых технологий и эффективных технических решений в области энергосбережения". является составной частью темы 10 "Повышение энергоэффективности теплотехнического оборудования", что соответствует рабочей программе данного профессионального модуля и календарно-тематическому плану.

Учебное занятие проводится с использованием элементов проектного урока.

В настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи.

Метод проектов дает возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.

Изучение указанной темы способствует углублению знаний предыдущей темы, развитию логического мышления и творческого подхода к заданиям у студентов, что позволит в дальнейшем успешно применять полученные теоретические знания в профессиональной деятельности, быстро реагировать на изменение производственной ситуации и самостоятельно принимать решения.

Перед проведением урока студенты освоили предшествующие темы по профессиональному модулю ПМ.01 и выполнили задание:

- повторить основное и вспомогательное оборудование котельной  установки;

- принципиальную схему систем теплоснабжения и топливоснабжения;

- вычертить принципиальную схему котельной установки;

- проанализировать назначение контрольно-измерительных приборов. применяемых в котельных;

- подготовить проекты в виде презентаций на тему "Передовые технологии и эффективные технические решения в области энергосбережения ".

Группа  ТС-493

Продолжительность  учебного занятия  - 90 мин.


План учебного занятия

Специальность 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование.

ПМ.01. Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

МДК.01.01 Эксплуатация, расчёт и выбор теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

Тема: "Применение передовых технологий и эффективных технических решений в области энергосбережения".

Тип занятия: учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности с элементами проектного урока

По доминирующему методу проект имеет практико-ориентированный (прикладной) характер.

Студенты предварительно были поделены на группы и им даны опережающие задания по теме "Применение передовых технологий и эффективных технических решений в области энергосбережения".

На первом установочном занятии преподаватель организует групповое обсуждение темы проекта. Обсуждение ведется таким образом, чтобы учащиеся в процессе дискуссии сформулировали гипотезы исследования.

Учащиеся делятся на группы. В процессе беседы с каждой группой уточняются моменты, которые надо доказать в исследованиях, а также договариваются о форме представления результатов - в виде презентации.

Студенты продумывают план проведения исследований, выбирают исследовательские методы: поиск и обработка информационных материалов, создание видеозаписей и фотоматериалов, сбор статистических данных, демонстрационных материалов. Обсуждают формы представления и оформления собранных и обработанных материалов.

На подготовительном этапе преподаватель выступает в роли тьютора.


Цели: 

1) Обучающие:

- обобщить и систематизировать знания о основных направления развития энергосберегающих технологий;

- углубить знания о методах повышения энергоэффективности при производстве, транспорте и распределении тепловой энергии;

- приобрести опыт применении передовых технологий и эффективных технических решений в области энергосбережения.

2) Развивающие:

- развитие интереса, мотивации;

- активность субъекта обучения;

- интерактивность;

- увеличение самостоятельности студентов;

- достижение функциональной грамотности, в т.ч. в профессиональной сфере;

- развитие креативности;

- получение реальных речевых продуктов, приращение реальных знаний, новых навыков, умений,

- самореализацию студентов;

- формирование нового проблемного видения;

- развитие умения работать с различными источниками информации; готовить доклады, презентации, выступать перед аудиторией.

3) Воспитательные:

- воспитание интереса к новым знаниям;

- воспитание ответственности за принимаемые решения;

- воспитание навыков коллективной работы.

Задачи:

Дидактическая:

- подобрать информационный материал о применении передовых технологий и эффективных технических решений в области энергосбережения;

- найти способы внедрения энергосберегающих технологий в процессы производства, передачи и распределения тепловой энергии.

Деятельностная:

- развитие креативного мышления;

- раскрытие творческого потенциала;

- стимулирование познавательной мотивации.

Метод проектов способствует развитию общих компетенций, значимых при решении профессиональных задач:

  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.
  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
  • Приобрести навык публичных выступлений.

Методы обучения.

- контроль знаний – комбинированный: устный опрос; письменный опрос по картам-тестам;

- эвристическая беседа;

- решение кроссворда;

- отработка навыков группового анализа проблемной ситуации и принятия решений;

- организация рационального общения и коллективной работы;

- демонстрация и анализ проектов;

- закрепление материала: (на индивидуальных заданиях-тестах каждым студентом).

Новизна учебного занятия:

- применение элементов проектного урока;

- применение деятельностных педагогических технологий;

- групповая форма организации работы.

Межпредметные связи:

Дисциплины общепрофессионального цикла "Компьютерная графика", "Инженерная графика", "Технологическое оборудование отрасли".

Материально-техническое оснащение:

- мультимедийные средства;

- экран;

- мультимедийная презентация;

- плакат с кроссвордом;

- раздаточный материал: карточки с заданиями-тестами.


 Инструкционно-технологическая карта

Этап

Педагогический прием

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Время

Подготовительный (за неделю до открытого урока)

- планирование.

Определение темы Выявление и анализ проблемы;

-уточнение целей конечного результата;

-выбор рабочих групп,

- определение источников информации, способов ее сбора и анализа

Мотивирует учащихся; помогает в постановке целей проекта, выработке стратегии. определяет продолжительность проекта, масштаб вовлечённости учащихся.

Уточняют информацию; обсуждают задание; выявляют проблемы; выдвигают пути решения проблем, формируют задачи; распределяют роли; определяют источ-ники информации.

Выполнение проекта

-Сбор информации;

- творческая переработка;

- выполнение проекта.

Наблюдает, направляет процесс анализа.

Проводят исследования; синтезируют и анализируют идеи; оформляют проект

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка отсутст-вующих на уроке.

Подготовка к занятию.

1 мин.

2. Мотивация,

 целеполагание;

Эвристическая беседа -определение темы;

-выявление цели урока;

-уточнение целей конечного результата;

Постановка целей занятия.

Мотивация темы.

Межпредметные связи.

Участие в формулировании темы и целей.

8 мин

3. Проверка уровня знаний учащихся

Эвристическая беседа

Устный опрос

Ответы на вопросы, решение кроссворда

15 мин

4. Актуализация комплекса знаний и способов деятельности

Эвристическая беседа

Ознакомление студентов с содержанием нового учебного материала.

Составление плана-конспекта лекций.

30 мин

5. Защита проекта

Подготовка и оформление доклада;

-обоснование процесса проектирования;

-объяснение полученных результатов;

-коллективная защита проекта;

Наблюдает; направляет процесс защиты.

Защищают (презентируют) проект.

25 мин

-проверка и оценка результатов

-анализ выполнения проекта, достигнутых результатов;

- оценка результатов, выявление новых проблем

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Коллективный самоанализ проекта и самооценка.

8 мин

 6. Закрепление знаний

Индивидуальная работа с самопроверкой с использованием заданий-тестов.

Выступает в роли модератора.

Самопроверка по эталону.

10 мин

7. Рефлексия

Краткое впечатление от занятия.

Обобщение итогов занятия, объявление оценок.

Участие в оценке результатов работы

2 мин.

8. Выдача задания для внеаудиторной самостоятельной работы

Выдача домашнего задания с инструктажем по его выполнению

Запись задания

1 мин.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

1. Поиск информационных ресурсов по выбранной теме проекта.

2. Изучение и анализ нормативной и технической литературы.

3. Согласование действий с членами команды.

4. Подготовка проекта в виде мультимедийной презентации.

В результате изучения профессионального модуля ПМ 01 обучающийся должен:

иметь практический опыт:

- выполнения работ по повышению энергоэффективности теплотехнического - оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;

- внедрения энергосберегающих технологий в процессы производства, передачи и распределения тепловой энергии.

знать:

основные направления:

- развития энергосберегающих технологий;

- повышения энергоэффективности при производстве, транспорте и распределении тепловой энергии.


Рейтинговая оценка

Этапы

Критерии оценки

Уровень

(баллы)

1 группа

Уровень

(баллы)

2 группа

Оформление и выполнение проекта

1. Актуальность темы предлагаемых решений.

Практическая направленность работы

2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к защите

3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решении

4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов

5. Качество записки; оформление, качество схем, рисунков

Защита проекта

1. Качество доклада: полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность и убежденность

2. Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, наличие межпредметных связей

3. Представление проекта: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, держание внимания аудитории

4. Ответы на вопросы; полнота, аргументированность, убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы

5. Деловые и волевые качества докладчика; умение принять ответственное решение, готовность к дискуссии, доброжелaтельность, контактность

Итоговая оценка (балл) по  5-балльной системе

45-50 баллов - “отлично”

40-45 баллов - “хорошо”

менее 40 баллов - “удовлетворительно”


Основные требования к оформлению проекта

Проект должен иметь пояснительную записку (теоретическую часть) со следующей структурой:

  • Титульный лист (название учебного заведения, группа, автор, название проекта, научный руководитель, год).
  • Оглавление .
  • Введение
  • Основная часть
  • Заключение
  • Список используемых источников литературы
  • Приложения (проект-презентация)

Вопросы для обсуждения: 

  • Чему лично вы научились в процессе разработки проекта?
  • Чему научилась вся группа в процессе разработки проекта и составления портфолио?
  • Какие знания/умения/опыт вы приобрели или развили, работая по проекту?
  • Каковы преимущества работы командой?
  • Какие положительные стороны вы видите в вашей работе?
  • В чем вы видите недоработки команды?


Список используемых источников

  1. Иванова Г.М. и др. Теплотехнические измерения и приборы. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: DJVU, 2014.
  2.  Жила В.А. Автоматика и телемеханика систем газоснабжения. – М.: ИНФРА-М, 2012.
  3. Соколов Б.А. Паровые и водогрейные котлы малой и средней мощности. – М.: ИЦ АКАДЕМИЯ, 2012.
  4. Брюханов О.Н., Кузнецов В.А. Газифицированные котельные агрегаты. – М.: ИНФРА-М, 2015.
  5. Жила В.А., Ушаков М.А., Брюханов О.Н. Газовые сети и установки. – М.: ИЦ Академия, 2011.
  6. ГОСТ 2.001-93 «Единая система конструкторской документации».
  7. ГОСТ 20548-87 "Котлы отопительные водогрейные теплопроизводительностью до 100 кВт. Общие технические условия"

Интернет - ресурсы:

  1. http://festival.1september.ru/articles/571518/
  2. Разработка конспекта урока "Творческий проект. Проектная деятельность на уроках технологии"


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Энгельсский промышленно-экономический техникум»

(ГАПОУ СО «ЭПЭТ»)

Проект на тему

Применение передовых технологий и эффективных технических решений в области энергосбережения

Специальность: 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

ПМ.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования

и систем тепло- и топливоснабжения

МДК.01.01 Эксплуатация, расчёт и выбор теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения

Авторы: студенты группы ТС-493:

Головинова Анна

Гоман Александра

Неживущев Антон

Нефедова Татьяна

Рыблов Иван

Руководитель: 

Столбикова Татьяна Анатольевна,

Энгельс

2016


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Энгельсский промышленно-экономический техникум»

(ГАПОУ СО «ЭПЭТ»)

Проект на тему

Применение передовых технологий и эффективных технических решений в области энергосбережения

Специальность: 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

ПМ.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования

и систем тепло- и топливоснабжения

МДК.01.01 Эксплуатация, расчёт и выбор теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения

Авторы: студенты группы ТС-493:

Алмагамбетова Айнагул

Васьков Владислав

Енькова Юлия

Лагунников Дмитрий

Лапин Владимир

Руководитель: 

Столбикова Татьяна Анатольевна,

Энгельс

2016



Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Энгельсский промышленно-экономический техникум»

(ГАПОУ СО «ЭПЭТ»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Специальность: 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

ПМ.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования

и систем тепло- и топливоснабжения

МДК.01.01 Эксплуатация, расчёт и выбор теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения

Тема: Применение передовых технологий и эффективных технических решений в области энергосбережения.

Автор: преподаватель

Столбикова Татьяна Анатольевна,

Энгельс

2016

ОДОБРЕНО

ЦМК  

Протокол   от «___» _______20___г. №___

Председатель ЦМК _______О.Г.Третьякова

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по УР

____________ Л.А.Григорьева

«____»______________20___г.


Пояснительная записка.

Открытое учебное занятие проводится по профессиональному модулю ПМ.01 "Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения" со студентами 3-го курса очной формы обучения специальности 13.02.02 "Теплоснабжение и теплотехническое оборудование".

Тема урока "Применение передовых технологий и эффективных технических решений в области энергосбережения". является составной частью темы 10 "Повышение энергоэффективности теплотехнического оборудования", что соответствует рабочей программе данного профессионального модуля и календарно-тематическому плану.

Учебное занятие проводится с использованием элементов проектного урока.

В настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи.

Метод проектов дает возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.

Изучение указанной темы способствует углублению знаний предыдущей темы, развитию логического мышления и творческого подхода к заданиям у студентов, что позволит в дальнейшем успешно применять полученные теоретические знания в профессиональной деятельности, быстро реагировать на изменение производственной ситуации и самостоятельно принимать решения.

Перед проведением урока студенты освоили предшествующие темы по профессиональному модулю ПМ.01 и выполнили задание:

- повторить основное и вспомогательное оборудование котельной  установки;

- принципиальную схему систем теплоснабжения и топливоснабжения;

- вычертить принципиальную схему котельной установки;

- проанализировать назначение контрольно-измерительных приборов. применяемых в котельных;

- подготовить проекты в виде презентаций на тему "Передовые технологии и эффективные технические решения в области энергосбережения ".

Группа  ТС-493

Продолжительность  учебного занятия  - 90 мин.


План учебного занятия

Специальность 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование.

ПМ.01. Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

МДК.01.01 Эксплуатация, расчёт и выбор теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

Тема: "Применение передовых технологий и эффективных технических решений в области энергосбережения".

Тип занятия: учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности с элементами проектного урока

По доминирующему методу проект имеет практико-ориентированный (прикладной) характер.

Студенты предварительно были поделены на группы и им даны опережающие задания по теме "Применение передовых технологий и эффективных технических решений в области энергосбережения".

На первом установочном занятии преподаватель организует групповое обсуждение темы проекта. Обсуждение ведется таким образом, чтобы учащиеся в процессе дискуссии сформулировали гипотезы исследования.

Учащиеся делятся на группы. В процессе беседы с каждой группой уточняются моменты, которые надо доказать в исследованиях, а также договариваются о форме представления результатов - в виде презентации.

Студенты продумывают план проведения исследований, выбирают исследовательские методы: поиск и обработка информационных материалов, создание видеозаписей и фотоматериалов, сбор статистических данных, демонстрационных материалов. Обсуждают формы представления и оформления собранных и обработанных материалов.

На подготовительном этапе преподаватель выступает в роли тьютора.


Цели: 

1) Обучающие:

- обобщить и систематизировать знания о основных направления развития энергосберегающих технологий;

- углубить знания о методах повышения энергоэффективности при производстве, транспорте и распределении тепловой энергии;

- приобрести опыт применении передовых технологий и эффективных технических решений в области энергосбережения.

2) Развивающие:

- развитие интереса, мотивации;

- активность субъекта обучения;

- интерактивность;

- увеличение самостоятельности студентов;

- достижение функциональной грамотности, в т.ч. в профессиональной сфере;

- развитие креативности;

- получение реальных речевых продуктов, приращение реальных знаний, новых навыков, умений,

- самореализацию студентов;

- формирование нового проблемного видения;

- развитие умения работать с различными источниками информации; готовить доклады, презентации, выступать перед аудиторией.

3) Воспитательные:

- воспитание интереса к новым знаниям;

- воспитание ответственности за принимаемые решения;

- воспитание навыков коллективной работы.

Задачи:

Дидактическая:

- подобрать информационный материал о применении передовых технологий и эффективных технических решений в области энергосбережения;

- найти способы внедрения энергосберегающих технологий в процессы производства, передачи и распределения тепловой энергии.

Деятельностная:

- развитие креативного мышления;

- раскрытие творческого потенциала;

- стимулирование познавательной мотивации.

Метод проектов способствует развитию общих компетенций, значимых при решении профессиональных задач:

  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.
  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
  • Приобрести навык публичных выступлений.

Методы обучения.

- контроль знаний – комбинированный: устный опрос; письменный опрос по картам-тестам;

- эвристическая беседа;

- решение кроссворда;

- отработка навыков группового анализа проблемной ситуации и принятия решений;

- организация рационального общения и коллективной работы;

- демонстрация и анализ проектов;

- закрепление материала: (на индивидуальных заданиях-тестах каждым студентом).

Новизна учебного занятия:

- применение элементов проектного урока;

- применение деятельностных педагогических технологий;

- групповая форма организации работы.

Межпредметные связи:

Дисциплины общепрофессионального цикла "Компьютерная графика", "Инженерная графика", "Технологическое оборудование отрасли".

Материально-техническое оснащение:

- мультимедийные средства;

- экран;

- мультимедийная презентация;

- плакат с кроссвордом;

- раздаточный материал: карточки с заданиями-тестами.


 Инструкционно-технологическая карта

Этап

Педагогический прием

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Время

Подготовительный (за неделю до открытого урока)

- планирование.

Определение темы Выявление и анализ проблемы;

-уточнение целей конечного результата;

-выбор рабочих групп,

- определение источников информации, способов ее сбора и анализа

Мотивирует учащихся; помогает в постановке целей проекта, выработке стратегии. определяет продолжительность проекта, масштаб вовлечённости учащихся.

Уточняют информацию; обсуждают задание; выявляют проблемы; выдвигают пути решения проблем, формируют задачи; распределяют роли; определяют источ-ники информации.

Выполнение проекта

-Сбор информации;

- творческая переработка;

- выполнение проекта.

Наблюдает, направляет процесс анализа.

Проводят исследования; синтезируют и анализируют идеи; оформляют проект

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка отсутст-вующих на уроке.

Подготовка к занятию.

1 мин.

2. Мотивация,

 целеполагание;

Эвристическая беседа -определение темы;

-выявление цели урока;

-уточнение целей конечного результата;

Постановка целей занятия.

Мотивация темы.

Межпредметные связи.

Участие в формулировании темы и целей.

8 мин

3. Проверка уровня знаний учащихся

Эвристическая беседа

Устный опрос

Ответы на вопросы, решение кроссворда

15 мин

4. Актуализация комплекса знаний и способов деятельности

Эвристическая беседа

Ознакомление студентов с содержанием нового учебного материала.

Составление плана-конспекта лекций.

30 мин

5. Защита проекта

Подготовка и оформление доклада;

-обоснование процесса проектирования;

-объяснение полученных результатов;

-коллективная защита проекта;

Наблюдает; направляет процесс защиты.

Защищают (презентируют) проект.

25 мин

-проверка и оценка результатов

-анализ выполнения проекта, достигнутых результатов;

- оценка результатов, выявление новых проблем

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Коллективный самоанализ проекта и самооценка.

8 мин

 6. Закрепление знаний

Индивидуальная работа с самопроверкой с использованием заданий-тестов.

Выступает в роли модератора.

Самопроверка по эталону.

10 мин

7. Рефлексия

Краткое впечатление от занятия.

Обобщение итогов занятия, объявление оценок.

Участие в оценке результатов работы

2 мин.

8. Выдача задания для внеаудиторной самостоятельной работы

Выдача домашнего задания с инструктажем по его выполнению

Запись задания

1 мин.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

1. Поиск информационных ресурсов по выбранной теме проекта.

2. Изучение и анализ нормативной и технической литературы.

3. Согласование действий с членами команды.

4. Подготовка проекта в виде мультимедийной презентации.

В результате изучения профессионального модуля ПМ 01 обучающийся должен:

иметь практический опыт:

- выполнения работ по повышению энергоэффективности теплотехнического - оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;

- внедрения энергосберегающих технологий в процессы производства, передачи и распределения тепловой энергии.

знать:

основные направления:

- развития энергосберегающих технологий;

- повышения энергоэффективности при производстве, транспорте и распределении тепловой энергии.


Рейтинговая оценка

Этапы

Критерии оценки

Уровень

(баллы)

1 группа

Уровень

(баллы)

2 группа

Оформление и выполнение проекта

1. Актуальность темы предлагаемых решений.

Практическая направленность работы

2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к защите

3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решении

4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов

5. Качество записки; оформление, качество схем, рисунков

Защита проекта

1. Качество доклада: полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность и убежденность

2. Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, наличие межпредметных связей

3. Представление проекта: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, держание внимания аудитории

4. Ответы на вопросы; полнота, аргументированность, убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы

5. Деловые и волевые качества докладчика; умение принять ответственное решение, готовность к дискуссии, доброжелaтельность, контактность

Итоговая оценка (балл) по  5-балльной системе

45-50 баллов - “отлично”

40-45 баллов - “хорошо”

менее 40 баллов - “удовлетворительно”


Основные требования к оформлению проекта

Проект должен иметь пояснительную записку (теоретическую часть) со следующей структурой:

  • Титульный лист (название учебного заведения, группа, автор, название проекта, научный руководитель, год).
  • Оглавление .
  • Введение
  • Основная часть
  • Заключение
  • Список используемых источников литературы
  • Приложения (проект-презентация)

Вопросы для обсуждения: 

  • Чему лично вы научились в процессе разработки проекта?
  • Чему научилась вся группа в процессе разработки проекта и составления портфолио?
  • Какие знания/умения/опыт вы приобрели или развили, работая по проекту?
  • Каковы преимущества работы командой?
  • Какие положительные стороны вы видите в вашей работе?
  • В чем вы видите недоработки команды?


Список используемых источников

  1. Иванова Г.М. и др. Теплотехнические измерения и приборы. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: DJVU, 2014.
  2.  Жила В.А. Автоматика и телемеханика систем газоснабжения. – М.: ИНФРА-М, 2012.
  3. Соколов Б.А. Паровые и водогрейные котлы малой и средней мощности. – М.: ИЦ АКАДЕМИЯ, 2012.
  4. Брюханов О.Н., Кузнецов В.А. Газифицированные котельные агрегаты. – М.: ИНФРА-М, 2015.
  5. Жила В.А., Ушаков М.А., Брюханов О.Н. Газовые сети и установки. – М.: ИЦ Академия, 2011.
  6. ГОСТ 2.001-93 «Единая система конструкторской документации».
  7. ГОСТ 20548-87 "Котлы отопительные водогрейные теплопроизводительностью до 100 кВт. Общие технические условия"

Интернет - ресурсы:

  1. http://festival.1september.ru/articles/571518/
  2. Разработка конспекта урока "Творческий проект. Проектная деятельность на уроках технологии"


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Энгельсский промышленно-экономический техникум»

(ГАПОУ СО «ЭПЭТ»)

Проект на тему

Применение передовых технологий и эффективных технических решений в области энергосбережения

Специальность: 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

ПМ.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования

и систем тепло- и топливоснабжения

МДК.01.01 Эксплуатация, расчёт и выбор теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения

Авторы: студенты группы ТС-493:

Головинова Анна

Гоман Александра

Неживущев Антон

Нефедова Татьяна

Рыблов Иван

Руководитель: 

Столбикова Татьяна Анатольевна,

Энгельс

2016


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Энгельсский промышленно-экономический техникум»

(ГАПОУ СО «ЭПЭТ»)

Проект на тему

Применение передовых технологий и эффективных технических решений в области энергосбережения

Специальность: 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

ПМ.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования

и систем тепло- и топливоснабжения

МДК.01.01 Эксплуатация, расчёт и выбор теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения

Авторы: студенты группы ТС-493:

Алмагамбетова Айнагул

Васьков Владислав

Енькова Юлия

Лагунников Дмитрий

Лапин Владимир

Руководитель: 

Столбикова Татьяна Анатольевна,

Энгельс

2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки открытых уроков по английскому языку с применением интерактивного оборудования

Разработка открытого урока в 4 классе интерактивная игра «Угадай-ка»Тема: «Путешествие в волшебную страну»Цель урока:формирование коммуникативных умений и навыков учащихся по пройденному материалу, об...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА на тему: «Технология кондитерского производства» по дисциплине: «Технология отрасли»

Данная методическая разработка раскрывает методику проведения открытого урока по дисциплине «Технология отрасли», проведенного в форме обобщающего урока на тему «Технология кондитерского производства»...

Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)

Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)...

методическая разработка открытого урока по теме " Применение анимации и звука в презентации"

Разработка  практического заняти работы с программой MS Power Point. Фал презентации содержит тест к уроку, а также теоретическй материал по теме....

Методическая разработка на тему "Применение информационных технологий при решении задач с помощью определенного интеграла"

Для проведения преподавателями бинарного практического занятия по математике и информатике со студентами 2 курса медицинского колледжа...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по предмету «Технология» 6 класс Тема: «Сверление отверстий» Учитель технологии: Гагаринская Елена Викторовна

Данный урок входит в раздел «Технология обработки древесины». Форма урока способствует освоению технических понятий, терминов и первоначальных навыков сверления. Развивает познавательный и...