Где песня льется - там легче живется
статья по теме

Дробышева Марина Викторовна

Принцип воспитание ребенка в радости пришел к нам из самых глубин народных традиций воспитания. Без радости, удовольствия, положительныфх эмоций у детей не только затрудняется процесс познания мира, они становятся более беззащитными к отрицательному воздействию окружающей среды во всех ее проявлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_kazhdyy_den.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя музыки МБОУ СОШ №52 г. Краснодара

Дробышевой М.В.

                   Праздник каждый день.

Принцип и воспитания ребенка в радости пришел к нам из самых глубин народных традиций воспитания. Без радости, удовольствия, положительных эмоций у детей не только затрудняется процесс познания мира, они становятся более беззащитными к отрицательному воздействию окружающей среды во всех ее проявлениях.

Не случайно врачи-физиологи ставят знак равенства между здоровьем физическим и психическим при условии погружения человека в атмосферу душевного подъема, обязательно связанного с положительными эмоциями.

«Счастливая, счастливая,  не возвратимая пора детства! Как нам не любить, не лелеять воспоминания о ней?- писал Л.Н.Толстой.

Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы.

Положительные эмоции нужны каждому.

Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем человека. Получая положительный эмоциональный заряд, наш организм открывается добру и красоте.

Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастает более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому, почти как воздух, необходимы детям праздники и развлечения.

Для ребенка праздник-это целое событие. Он считает дни от праздника до праздника, как считают взрослые годы от одного важного события в жизни до другого.

Праздник-это особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создание максимально благоприятных условий для их развития.

Детский музыкальный праздник создает возможность эмоционального развития ребенка, формирование основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов.

Детский праздник в школе дает детям возможность проявить свои способности, склонности, а учителю - лучше узнать воспитанников, ненавязчиво влиять на них в нужном направлении.

Хорошие праздники - яркое событие в жизни детей, в жизни школы, которые заполняются своей сюрпризностью, необычностью.

Они могут быть связаны с конкретными датами календаря («День Матери», «Новый год», «Масленица», «8 Марта», «День Победы»), а могут иметь более общую тематику («В гостях у сказки», «Мы за чаем не скучаем»,

«Светофорик», «Войди в природу другом», «Откуда берутся грязнули?», «Посвящение в первоклассники», «Прощание с Азбукой», «Земля - наш общий дом», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» и т. д…)

Дети любят праздники за то, что они дарят радость, вызывают яркие эмоциональные переживания. Среди равнины школьных будней они как блестящие вершины, манящие и одновременно требующие определенных усилий для восхождения на них.

Подготовка праздника – это большое и важное дело, коллективное и непременно творческое, требующее труда и фантазии, выдумки и изобретательности взрослых и детей, - тогда он интересен всем.

Принимая участие в подготовке и проведении праздников, дети и взрослые реализуют свои скрытые возможности, набираются энергии для будущего. Праздники повышают общий тонус школьной жизни.

Тусклым и невыразительным станет детство, если вдруг исчезнут из него праздники.

              Методическая литература:

1. М.С.Осеннева, Л.А.Безбородова - «Методика музыкального воспитания младших школьников».  АКАDЕМА. 2001г.

2. И.А.Кутузова, А.А.Кудрявцева – «Музыкальные праздники». М.Просвещение.2002 г.

3. «Шутки, игры, песни соберут вместе». Ярославль. «Академия, К».2002 г.

Из опыта внеклассной работы учителя музыки

 МБОУ СОШ №52 г. Краснодара

 Дробышевой М.В.

Сценарий    праздника                                                                                    «Где песня льется, там легче живется»

Цель: - воспитание  чувства  уважения к русской национальной  культуре,

               самобытности ее обычаев и традиций.    

Песня-это радуга красок окружающего нас мира. Она может рассказать о многом и ответить на любые,  самые неожиданные вопросы.

Песня учит быть добрым и внимательным, чутким и заботливым, учит   видеть  в самом простом и понятном удивительное и необыкновенное.

Она печалится вместе с нами, когда нам грустно, и смеется звонко и радостно, когда мы веселимся. Встреча с любимой песней - праздник.

В русской деревне песня сопутствовала человеку буквально всю жизнь. Песнями баюкали младенца в зыбке, постарше пели потешки, дразнилки, заклички. Пели парни и девушки, когда водили хороводы на народных праздниках. Пели за рукоделием, в дороге и дома, за работой и на отдыхе.

А праздники всегда проходили с играми и песнями. Именно в песне раскрывалась душа народа.

(Звучит  «Родная песня» в исп. Т.Острягиной.)

Чтец:   Песня русская в березах,

               Песня русская в хлебах-

               На покосах, на морозах,

               На санях и на лугах.

         На ветру шумят рябины,

         Каждый слушать их готов!

         Сколько песен у России,

         Столько во поле цветов.

Чтец:   Кто сложил ее - не знаю,

              Только песня та добра,

              Песня с детства мне родная

              И подруга, и сестра!

         А слова ее простые

         Душу трогают до слез.

         Сколько песен у России-

         Столько в рощицах берез.

Чтец:   Словно музыка степная,

               Золотая рожь встает.

               В полный голос слышен колос-

               Это Родина поет.

         Песни русские такие,

         Что охота подпевать.

         Сколько песен у России-

         Никому не сосчитать!

(Выбегают два скомороха  под р.н.п. « Светит месяц»)

1-й Скоморох: - Здравствуйте! Добрый день, гости дорогие,

                                 Жданные, званные и желанные!

 2-й Скоморох: - Здравствуйте, молодки!

                                  Здравствуйте, лебедки!

                                  Ребята молодцы,

                                  Веселые удальцы!

  1-й Скоморох:- Почтенные и молодые!                    

  2-й Скоморох: - Полные и худые!

  1-й Скоморох: - Мы рады гостям, как добрым вестям!

  2-й Скоморох: - Добро пожаловать!

                                   Всех привечаем, душевно встречаем!

  1-й Скоморох: - Мы – скоморохи!

                                   С нами лучше веселиться,

                                   А без нас праздник не годится!

  2-й Скоморох: - Эй, господа, пожалуйте сюда!

                                    Приглашаем всех гостей

                                    К нам на праздник поскорей!

  1-й Скоморох: -  Спешите! Спешите!

                                    Торопитесь занять лучшие места!

 2-й Скоморох: - Приходите все без стесненья,

                                    Билетов не надо-

                                    Предъявите хорошее настроенье!

  1-й Скоморох: - С песней праздник честь по чести,

                                    Без нее нам жить нельзя,

                                    Потому на праздник песни

                                    Приглашаем вас, друзья!

(Исполняется песня «Русская изба» - сл. М. Пляцковского,  муз. Е. Птичкина)

                                    Выходят Хозяйка и Хозяин

Хозяйка:- Пожалуйте, гости дорогие,  на наши посиделки!

Хозяин:  - Веселья Вам, да радости!

Хозяйка: - Давно мы Вас ждем-поджидаем,

                      Праздник без Вас не начинаем!

Хозяин:  - У нас для каждого найдется и словечко, и местечко.

Хозяйка: - Припасли мы для Вас забавушек на всякий вкус:

                      кому- сказку, кому- правду, а кому и песенку.

Хозяин:  - Милости просим. Если величать - так на пороге встречать.

   ( Исполнятся  русская хороводная песня «Ой сад во дворе»)

Чтец: Есть в природе нашего народа

             Вечные, особые черты-

             Не берут ни годы, и невзгоды,

             Ни капризы ветреные моды,

             От души они, от доброты.

       Гость, войди! Традиций не нарушим,

       С ним чайку всегда попьем.

       Всем известно русское радушье:

       Хлебосольство и открытый дом!

Хозяин: (подходит к нарисованной печке)

                    -Забывать мы стали, что главное в доме - печь. Затрещат морозы,

                     завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно.            

Хозяйка: - А какие угощенья дарит нам печь!

                      Каша, щи, пироги самые румяные!

Девушка:- В старину говорили так: «Печь нам, что мать родная. На печи  

                      зимой красное лето. И сейчас без печи чего-то не хватает.    

Юноша:  - Рады видеть Вас у печки

                       Без нее и дом пустой,

                      В ней и жарить, в ней и парить,

                      И зимой с ней, как весной.

                      В старину так говорили:

                    «Печь нам мать родная всем.

                      На печи все красно лето,

                      У печи и сплю, и ем».

Ведущий:- Вот собрались у нашей печки много гостей: песни послушать,

                      да умение свое показать.

Конкурс «Собери из слов пословицу».

1. Беседа коротает дорогу, песня - работу.

2. С песней жить - не тужить.

3. С хорошей песней и труд спорится.

4. Из песни слов не выкинешь.

5. Русская песня дух бодрит.

Хозяйка: (выносит или подходит к самовару)

                     - У носатого, у Фоки

                        Постоянно руки в боки.

                        Фока воду кипятит

                        И как зеркало блестит.

Хозяин: - Сверху пар, снизу - пар-

                     Шипит наш русский самовар.

                     Милости просим на чашку чая!

                     Вот так мы живем:

                     Пряники жуем, чаем запиваем,

                     Всех в гости приглашаем.

(Исполняется песня «Наш красавец самовар»- сл. М.Пляцковского, муз. Е.Птичкина)

                                                                               

Хозяйка:- Мы гостей встречаем…

Все: - Чаем, чаем, чаем!

Хозяин:- Первым делом угощаем…

Все: - Чаем, чаем, чаем!

Хозяйка: - Приглашаем к самовару…

Все: - С чаем, с чаем, с чаем!

Хозяин: - И в накладку, и в прикуску…

Все: - Чай, чай, чай!

Хозяйка:- Пейте чай, друзья, по-русски

Все: - Чай, чай, чай!

 Хозяин:- Эй, девчушки-хохотушки

                   Затевайте-ка частушки.

                   Запевайте побыстрей,

                   Чтобы стало веселей!

               ( Исполняются частушки)

1.- Станем девицы рядком,

   Да частушки пропоем.

           - Да и мы, пожалуй, встанем

             От подружек не отстанем.

  1. Кто сказал - частушки, вроде

     В наши дни уже не в моде?

     Да и дело разве в моде,

     Если любят их в народе?!

  1. Хлебом-солью привечаем

     Самовар на стол несем,

 Мы за чаем не скучаем,

      Говорим о том, о сем.

  1. Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску,

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку!

  1. Пряники печатные,

До чего нарядные.

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим.

  1. Любят маленькие детки

Всевозможные конфетки.

Кто грызет, а кто глотает,

Кто за щечкою катает.

  1. Хороши наши частушки,

И напев у них простой.

На сегодня петь кончаем-

Ставим точку с запятой.

Ведущий: Быстро летит время…Пора по домам расходиться.  

                     А напоследок не рассказать бы Вам сказку?                          

                …Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая…

                   -А кто автор этой сказки?

Хозяин:- У нее нет автора. Народные сказки, как и песни не записывались,

                    а сохранялись в памяти людей, передавались из уст в уста.                                                                                        

Хозяйка: -  А много ли Вы песен знаете?

Ведущий: Много песен сложил народ,  много песен сочинили и    

                     композиторы.

                     А в песне, оказывается, поется о многих вещах, без которых нам

                     не прожить: о картошке, об улыбке, о пешеходах…

                         

Конкурс «О чем поется в песне?»

  1. От нее станет всем теплей…(«Улыбка»)
  2. Рисунок мальчишки…(«Солнечный круг»)
  3. Он бежит, качается…(«Голубой вагон»)
  4. Он ничего не проходил, ему ничего не задавали…(«Антошка»)
  5. Если с ним вышел в путь - веселей дорога…(Друг)
  6. Они бегут неуклюже…(Пешеходы)
  7. Представьте себе – зелененький он был…(«Кузнечик»)
  8. Не крутите Вы его, не найдете Вы на нем…(Глобус)
  9. Она все лежит, да на солнышко глядит…(Черепаха)
  10. С нею весело шагать по просторам…(Песня)

Хозяйка:- А еще с давних времен народ создавал не только сказки,

                     песни. Что же это?

     Хозяин: - Пословицы, поговорки, прибаутки, считалки, загадки.

Ведущий:- А вот сундучок не простой, расписной, с секретом.

                      Нет в сундучке ни злата, ни серебра, нет в нем алых

                      ленточек и разноцветных платочков, а живут в нем

                      разные загадки.  

                           

Загадки.

  1. Морщинистый Тит

     Всю деревню веселит… (Баян)

  1. В лесу выросло, из лесу вынесли,

В руках плачет, а кто слушает-скачет… (Рожок)

  1. В руках тук-тук! В избе-ляп-ляп!

В руках-дзинь-дзинь! На полу-топ-топ!.. (Балалайка)

  1. Сверху кожа,  снизу тоже,

      А в середине пусто… (Барабан)

  1. То толстеет, то худеет

 Громко-громко голосит… (Гармонь)

           6.  Вызывают радость у людей

                Золотые трели... (ложкарей)

 Хохломские, Псковские,

 Тульские, Ростовские,

 Вятские, Смоленские

 Ложки деревенские.

            7. В лесу, среди густых ветвей

 Поет нам песню…(соловей)

8. На шесте дворец,

                 Во дворце певец... (скворец)

9.Утром звонко распевает

    Всех он в поле приглашает…(жаворонок)

(Звучит « Плясовая», затихая. Все выходят на сцену)

1-й Скоморох: - Тише, дудки!

2-й Скоморох: - Тише, домры!

Вместе: - До свиданья, люди добры!

Хозяйка: - Вот настал момент прощанья,

                       Будет краткой наша речь.

Хозяин: - Говорим  мы:

Все: - До свиданья!

            До счастливых новых встреч!

1-й Скоморох: - Походил уже по свету,

                                 Лучше русской песни нет!

2-й Скоморох: - Где песня льется, там легче живется!

(Звучит  «Родная песня» в исп. Т.Острягиной)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Легче лёгкого! Задание ЕГЭ А15.

Карточки для экспресс-опроса на уроке в 10 - 11 классах...

Душистый льется чай...

Внеклассное мероприятие, посвященное истории появления чая и традиции чайных церемоний....

Легче не допустить, чем исправить

Выступление на общешкольном родительском собрании...

Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству М.А.Шолохова "Льется песня над Доном..."

Предлагаемый сценарий может быть использован как в учебной работе при изучении творчества М.А.Шолохова, так и во внеурочной работе....

Что тяжелее что легче

урок-мастерская...

Конспект и презентация занятия "Где песня поется, там весело живется"

Музыкальный руководитель выступает в роли Хозяйки, ребята отправляются в путешествие по деревне Гармошкино, узнают,  что такое фольклор, познакомятся с  жанрами  русских народных песен,...

Презентация к занятию Где песня поется, там весело живется

Музыкальный руководитель выступает в роли Хозяйки, ребята отправляются в путешествие по деревне Гармошкино, узнают,  что такое фольклор, познакомятся с  жанрами  русских народных песен,...