Час общения: Музыкальная гостиная "Жаворонок золотой степи"
классный час (10 класс) по теме

Хабибулина  Людмила  Вячеславна

Данная разработка часа общения  составлена в форме музыкальной гостиной и посвящена  творчеству казахского акына курмангазы Сагырбаеву. К данной разработке прикреплена  презентация "Жаворонок золотой степи". Так же  имеются музыкальные файлы  с музыкой Курмангазы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Отдел образования науки и спорта акимата  города Тараз

ГУ Средняя школа 2

Час общения

Музыкальная гостиная  

«Жаворонок золотой степи»

(творчеству Курмангазы Сагырбаева)

                                                        Провела:

                                                                     Хабибулина Л.В.,

                                                                               классный руководитель

                                                          10 –Б класса

Тараз 2011 год

Музыкальная гостиная  «Жаворонок золотой степи»

Цель: формирование этнокультурных знаний школьников о народе Казахстана на основе изучения музыкального наследия Курмангазы Сагырбаева;

воспитание национального патриотического сознания учащихся, на основе культурного наследия казахского народа;

Оформление: презентация «Жаворонок золотой степи», национальное убранство юрты, портрет Курмангазы Сагырбаева, домбра, национальные костюмы.

Эпиграф:  

 Без памяти исторической – нет традиций,

 Без традиций – нет культуры,
Без воспитания – нет духовности,
 Без духовности – нет личности,
 Без личности – нет народа!

(звучит  мелодия Курмангазы «Сары-Арка» в исполнении оркестра им. Курмангазы))

Ход мероприятия

  1. Вступление: ( на фоне музыки), слайд

Ведущий 1: Музыка — одно из самых древних искусств. По словам А. Стендаля, «... музыка, когда она совершенна... дает, несомненно, самое яркое счастье». Если вы хотите услышать  пульс и дыхание казахской степи, если вы хотите знать, о чем поет вольный ветер бескрайних степных просторов, ощутить радость от  стремительного бега  летящих коней, если вы хотите  понять, в чем сила казахского народа, слушайте музыку степи, восхищайтесь ею.

Ведущий 2: Традиционная музыка казахского народа - богатейшая сокровищница духовного наследия. Передаваясь из поколения в поколение, бережно сохраняясь, она приобрела огромное историческое значение. Ибо, Великая Степь веками жила одухотворенной поэзией, метким красноречием, проникновенными песнями и зажигательными кюйями. Их завещали потомкам гордые и свободные духом жырау, ақыны, өлеңші, кюйші, әнші и многие другие представители «кочевой цивилизации», так говорил  Л.Гумилев.

Ведущий 3:  В подтверждение вышесказанному следует привести высказывание известного русского ученого Г. Потанина, который восторгаясь богатейшими музыкальными традициями казахского народа, писал: "Мне чудится, что вся степь казахская поет".  В этих словах подчеркивается важная мысль о значимости песенно-поэтического искусства в духовной культуре нации. Мне хочется чтобы вы вместе с нами окунулись в мир народной казахской песни, которая прозвучит в исполнении  наших гостей. (исполняется песня)

Ведущий 4: В песне - народная мудрость, свобода его духа, широта и благородство нравов. Как говорил великий  Абай: (слайд 4)

Дверь в мир открыла песня для тебя,

Песня провожает в землю прах, скорбя,

Песня - вечный спутник радостей земли.

Так внимай ей чутко и цени, любя!

  1. Музыкальная  гостиная. (слайд 5)

Ведущий 1: Сегодня, мы хотели бы вместе с вами попасть в прекрасный мир МУЗЫКИ СТЕПИ, которую оставил в дар своим потомкам жаворонок золотой степи  Курмангазы Сагырбаев. А помогут нам в этом музыковеды музея Курмангазы  Елизавета и  Мадина.

Музыковед 1:   Мы рады  видеть вас в нашей  музыкальной  гостиной и с огромным  удовольствием познакомим вас с творчеством дедушки казахских кюев Курмангазы Сагырбаева.

(слайды 6, 7)

      Курмангазы Сагырбаев родился в  начале 19 века. Родина великого казахского композитора — урочище Жидели Букеевской орды. Курмангазы появился на свет в бедной юрте, в семье батрака Сагырбая. Склонность мальчика к музыке была всеми замечена тогда, когда он только-только начинал самостоятельно ездить на лошади. За домбристами родного селения, за приезжими музыкантами юный Курмангазы мог ходить из юрты в юрту, часами не переставая слушать песни и кюи. На своей маленькой—по мальчишеской руке—домбре Курмангазы старался во что бы то ни стало сыграть услышанное.

Музыковед 2: Отцовское сердце—сердце бедняка, не вылезавшего из беспросветной нужды, — разрывалось. Яркие способности сына не могли не радовать Сагырбая, тем более что дотоле роду кызыл-курт как-то не доводилось прославиться ни певцами, ни исполнителями народных мелодий. С другой стороны, бедность держала за горло и днем и ночью. Вот и приходилось повторять изо дня в день главное отцовское напутствие-предостережение: «Судьба музыканта—нищета»…

Музыковед 1: (слайд 8)  Курмашу в шестилетнем возрасте чтобы помочь отцу пришлось податься в пастухи, и скитался он с овечьей отарой двенадцать лет, не получая ни гроша за свои труды. Сказать, что юноша старательно относился к своим пастушеским обязанностям было бы неправдой. Он забывал об отаре, потому что не расставался со    своей домброй,  всегда брал ее с собой.

Музыковед 2 :  (слайд 9)  Мать Курмангазы — кстати, не в пример мужнину роду. У нее в предках хватало и кюйши, и певцов, и прославленных акынов, она всегда поддерживала музыкальные наклонности сына. Рассказывают, что первым заметил его необыкновенные способности замечательный кюйши Узак.

Музыковед 1:  Давайте с вами заглянем в эту юрту, и послушаем, что там происходит.

(сценка из детства Курмангазы Сагырбаева.  В юрте сидят отец, мать, сын.  Курмангазы наигрывает на домбре, на фоне кюя «Домбра»)

Сагырбай: Курмаш, сынок.  Оставь свою домбру. Говорят, что хорошему домбристу  за всю жизнь не уйти от бедности.  Ты сын батрака, и ты останешься батраком и, сынок, не перечь судьбе. Твоё дело пасти  скот,  музыкой ты свою семью не насытишь.

Алка: Сагырбай, зачем ты так говоришь?! Ведь у каждого из нас своя дорога, и каждый должен сам пройти  по ней.  Сыночек мой,  я сердцем чувствую, что  у тебя есть талант. В моем роду было много одаренных певцов, акынов, кюйши. Ты пошёл  в них,  я верю, что  у тебя всё получится. Не всем же кнутом перед стадом махать.

Сагырбай: Ты разве не знаешь, Алка, наш сын слишком дерзок и беспечен.  Он не знает ни робости, ни страха. Курмаш лезет во все драки, особенно если дерутся  дети баев. Он не хочет мириться с тем, что родился в кибитке батрака.

Алка: В том нет ничего плохого,  пусть он учится  защищать себя и свою честь сам. Если он научится  отстаивать справедливость, тогда он будет уважаемым человеком.

(домбра звучит громче.  В дом  входит  Узак)

Узак: Ассалаумалейкум!

Сагырбай: (встает, приветствует гостя) Ассалаумалейкум, кюйши-ага.  Проходите, будьте нашим гостем.  Добро пожаловать в наш скромный дом. Для нас  большая честь  принимать вас у себя. Алка, встречай почетного гостя.

Алка: Проходите к дастархану, Узак-ага.  Вы один из лучших  кюйши Букеевской орды. Мы очень рады, что вы  решили остановиться в нас. Угощайтесь, пейте кумыс.

Узак: Спасибо  тебе, Сагырбай.  Да благословит Аллах ваш дом, Алка.

(обращаясь к Курмангазы который продолжает играть на домбре)

У тебя большое будущее, сынок. Тебе надо совершенствовать свою игру. Я могу тебе  помочь. Я благословляю тебя, сынок. Алла жар болсын. Аминь.

(все участники сценки уходят)

Музыковед 1:  Курмангазы уже минуло 18 лет, но он всё ещё пасет стада. Обуреваемый гневом против хозяина,  он бросил байское стадо,  взял скакуна и уехал из родного аула. Началась скитальческая жизнь бродячего кюиши.  Вместе с Узаком он участвует во многих состязаниях,  день за днём развивает своё мастерство.

 (слайд 10)  По-разному поведано в легендарных историях о дальнейшей жизни Курмангазы Сагырбаева, много легенд и загадок в его биографии, но вывод один — в конце концов юноша расстался с кнутом и отарой и пустился по степи в качестве странствующего музыканта.

Музыковед 2:  Действительно, с легкой руки Узака молодой музыкант вскоре становится известен в степи, его повсюду приглашают, он обретает признание. Тем временем в Букеевской орде разгорелось восстание Исатая Тайманова. Певец сочувствовал восставшим, пел о них. Простить ему этого не могли, и по ложному обвинению в конокрадстве арестовали. Из тюрьмы смельчак бежал. И вскоре широкий отклик получил его кюй «Кишкентай», проникнутый горячим сочувствием к участникам народного восстания.

 Музыковед 1:  Считая себя младшим братом Исатая, Курмангазы создал композицию, в которой "мотивы глубокого эпического раздумья чередуются с драматической темой борьбы. В конце кюя ещё проходит тема суровой скорби и кюй завершается как бы «трагическим реквиемом павшему батыру".  

(звучит музыка Курмангазы «Кишкентай»,  исполняет А. Енсепов)

(слайд 11)  (на фоне музыки) Курмангазы посвятил свое первое произведение теме народной борьбы не случайно. С детства он испил полную чашу горести. Он вырос в обстановке сложных общественных противоречий и жизненный путь  Курмангазы от колыбели   до могилы  и путь его к искусству отнюдь не были усыпаны цветами.

Ведущий 1:    В произведениях Курмангазы отражена многообразная жизнь народа его мечта о лучшей доле. Характерен в этом отношении кюй  "Балбраун"  Он создал, это произведение в ритме танца   и  весь от начало до конца,  он представляет собою радостно-взволнованное движение,  напоминающее о праздничных играх,  а может быть о танцах аульной молодежи.  Музыка очень активна,  стремительна,  задорна.

(исполняется казахский народный танец  Сембекова Перизат)

Ведущий 2:   Второе рождение Курмангазы и наречение его именем кюйши произошли в результате длительной,  упорной борьбы за право всецело посвятить себя своему призванию. Поговаривали, что губернатор Перовский, услышав пение узника, велел освободить его из заточения.

Ведущий 3:  А вот восторженный отзыв казачьего писателя и известного этнографа Н. Савичева неожиданно появился в газете «Уральские войсковые ведомости»:

(слайд 12) «Словом, Сагырбаев — редкая музыкальная душа, и получи он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездою первой величины». Н. Савичев тогда еще не был знаком со всеми музыкальными сочинениями Курмангазы. И все же, как хорошо, что он сам слышал своего замечательного современника: «Курмангазы вдруг заиграл импровизацию. Я был поражен его игрой. Из домбры выходила чистейшая музыка, ее можно поставить наряду с произведениями образцовыми. Игра Сагырбаева происходит из того же источника — дара и вдохновения. Я бы назвал его игру вольной песней жаворонка или соловья.  Сагырбаев делал перемены мотивов и переходы из тона в тон с изумительным музыкальным тактом. Последовательность музыкальных идей у него строгая…»

Ведущий 4:  За бунтарские взгляды и неподчинение властям Курмангазы подвергался преследованиям и арестам. Он был вынужден подолгу жить далеко от родных мест.  

Курмангазы:  Я к вам из Нарына  пришёл

                         На родине так хорошо:

                         Там стаи шумливых птиц

                         Озёра с густым камышом.

                         Там близкие с детства друзья,

                         Там милая  сердцу земля.

(звучит песня  «Соловей», К. Байсеитова)

Ведущий 4:   Вернемся в музыкальную гостиную и послушаем, о чем ещё нам   расскажут    музыковеды.

(исполняется пантомима-миниатюра «Ак-Мадай» на фоне кюя «Адай»)

Музыковед 1:  Память народная хранит поэтические предания в происхождении кюев Курмангазы. Рассказывают, что он однажды посетил некоего человека из рода Адай и,  войдя в его кибитку, увидел висящую на кереге домбру. Сняв её,  он перестроил инструмент по-своему и снова повесил на место.    В это время вошла дочь хозяина, взяв домбру заметила, что кто-то трогал её. "Кто играл на моей домбре?"-,  спросила она, "Не знаю, возможно,  наш гость", - ответил отец, указывая взглядом на  Курмангазы.

Музыковед 2: Тогда девушка присела и сыграла незнакомому композитору кюй.  "Светик мой, - заговорил Курмангазы,- то,  что ты сыграла, никуда не годится!" и взяв домбру из рук девушки сыграл свой кюй "Серпер" (порыв). Прославленная в своей округе домбристка      Ак-Мадай была поражена мастерством незнакомца. Предание говорит также, о том, что Курмангазы, польщенный вниманием девушки,  посвятил ей кюй,  который в народе получил название "Адай" или "Адай и Кыз"

(исполняется  кюй  "Адай"  группой Улытау)

Ведущий 1:  Через много лет по казахской степи путешествовал великий собиратель музыкального наследия казахского народа А. В. Затаевич. Он первым записал многие кюи Курмангазы, собирал воспоминания о нем. Вот что писал Александр Викторович о кюе «Серпер»: «Несомненно, лучший из всех кюев Курмангазы,  и один из лучших во всей, приведенной в настоящем труде коллекции. Маленький шедевр двухголосия со смелым использованием интервала секунды, и при всем этом - типичнейшая казахская музыка!..»

Ведущий 2: Восхищение Александра  Затаевича можно распространить почти на все кюи Курмангазы, а их более пятидесяти. Среди них наиболее известные: «Кишкентай» и «Жалын» — памяти И. Тайманова и М. Утемисова. Так называемые «тюремные» кюи: «Кайран шешем», «Ертен кетем», «Турмеден кашкан», «Не кричи, не шуми».

Музыковед 1: (слайд 13)  О великом Курмангазы можно говорить много и с восхищением. Кюи Курмангазы - это не только история казахского народа, но прежде всего - это поэзия. Они страстно рассказывают о его многострадальной жизни.  Каждый из них - это настоящая симфония о счастливом будущем.


 Музыковед 2:   (слайд 14)     Замечательную характеристику Курмангазы дал русский журналист – бытописатель и поэт Н. Ф. Савичев, который сказал: "Слушая казахскую народную музыку, попадаешь в мир Великой музыки степи, в мир прекрасных мелодических находок. Слушая Сагырбаева чувствуешь себя отблеском  звезды первой величины". Среди самых знаменитых произведений Курмангазы — кюй «Сары-Арка» который  стал вершиной его творчества,  посвященный вольной степи.

(на фоне кюя «Сары-Арка»)

Музыковед 1: Поистине великая «Сары Арка» — музыка солнечная, полетная, вся светящаяся жаркой, никому не подвластной народной душою. Эта музыка еще и непостижимо прекрасна любой своей нотой, потому что она создана смелым и сильным человеком, крупным, мощным талантом.

 (звучит кюй «Сары Арка» в исполнении  группы Улытау)

Музыковед 2: Только в 70-е годы Курмангазы получает паспорт и чувствует себя более или менее, свободным. В 1878 году он приезжает к Дине Нурпеисовой с намерением передать ей свой новые кюй, "Возможно,  что эта последняя наша встреча", - сказал он и не ошибся. В это время он сочинил кюй "Терискакпай" и "Байжума". (слайд 15)

 Музыковед 1:      Последний кюй Курмангазы – это "Кобик-шашкан", который он создал на основе поэмы акына Кашагана. Скончался Курмангазы в конце 19 века, в урочище Шайтани-батага на северном берегу Каспийского моря. И похоронен  на Албасты-тобе, который ныне называется Курмангазы-тобе.

Заключение:

Ведущий 1: Звездой первой величины казахской музыки Курмангазы стал действительно - но много-много лет спустя. Секрет неувядающего очарования музыки Курмангазы — в могучем, мужественном характере, в нравственной несгибаемости. Музыка Курмангазы — страстная, философская, проникновенная.

Ведущий 2: Музыка Курмангазы останется с людьми навсегда, как навсегда с нами останутся Девятая симфония Бетховена, «Евгений Онегин» Чайковского, прославленная Ахматовой Седьмая симфония Шостаковича…

Ведущий  3: Творчество композитора является не только великолепным памятником передовой казахской народной культуры, но служит вечно живым источником,  из которого черпают вдохновение новые и новые поколения музыкантов и исполнителей Казахстана.

Ведущий 4:  Мы прощаемся с вами, и, покидая музыкальную гостиную, хочется  вспомнить слова знаменитого кюйши  "Дорога певца - вместе с народом, впереди его!".  Эти слова Курмангазы воспринимаются ныне, как творческое завещание знаменитого музыканта своему народу.

(исполняется кюй  Курмангазы,  гостям участники дарят диски)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золотые правила общения

Правила общения для детей и родителей во избежании конфликтов....

Золотые правила общения родителей и детей.

Правила, которые нужно соблюдать при общении с детьми. Этот материал можно использовать на родительских собраниях и внеклассных мероприятиях...

сденарий музыкальной сказки "Золотое руно"

Сценарий подойдет для подготовительной группы детского сада или первого класса общеобразовательной школы....

Урок по предмету искусство в 8 классе по теме: "Искусство как универсальный способ общения. Музыкально-поэтическая символика огня".

Урок по предмету искусство в 8 классе по теме: "Искусство как универсальный способ общения. Музыкально-поэтическая символика огня"....

Степ-аэробика. Знакомство с направлением «степ-аэробика», рассказ о степ-платформе и занятиях на ней. Группа 1 и 2

Степ-аэробика для детей дошкольного возраста«Развитие двигательной активности средствами «Степ-аэробики»»Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – од...

Сценарий районного музыкального марафона «Золотая коллекция детских песен», посвященного 90-летию ДД(Ю)Т и 100-летию пионерской организации.

Сценарий районного музыкального марафона «Золотая коллекция детских песен», посвященного 90-летию ДД(Ю)Т и 100-летию пионерской организации....