Математическая игра-сказка "В некотором царстве..."
методическая разработка (5 класс) на тему

Пичугина Екатерина Геннадьевна

Представленное предметное внеурочное мероприятие было проведено в  форме театрализованной математической игры-сказки с участием школьников-артистов в Парабельской средней общеобразовательной школе им. Н.А. Образцова учителем математики Е.Г. Пичугиной. Цель проведения данного мероприятия заключалась в следующем: способствовать развитию познавательной активности школьников, так как важным фактором успеха в изучении математики служит интерес к этому предмету. А заинтересовать школьников можно через увлекательные и занимательные мероприятия, развивающая роль которых заключается в том, что позволяет процесс получения знаний осуществлять в игровой ситуации, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе игры, тренируют память, расширяют кругозор и способствуют развитию сообразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskaya_igra_-_skazka.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представленное предметное внеурочное мероприятие было проведено в  форме театрализованной математической игры-сказки с участием школьников-артистов в Парабельской средней общеобразовательной школе им. Н.А. Образцова учителем математики Е.Г. Пичугиной. Цель проведения данного мероприятия заключалась в следующем: способствовать развитию познавательной активности школьников, так как важным фактором успеха в изучении математики служит интерес к этому предмету. А заинтересовать школьников можно через увлекательные и занимательные мероприятия, развивающая роль которых заключается в том, что позволяет процесс получения знаний осуществлять в игровой ситуации, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе игры, тренируют память, расширяют кругозор и способствуют развитию сообразительности.

Некоторые особенности проведения данного мероприятия.

  1. До начала игры необходимо выбрать действующих лиц, раздать слова (необходимо выучить наизусть, поэтому подготовка должна быть организована заранее).
  2. Предварительно организовать команды игроков, желательно три. Дать названия командам.
  3. Организационный момент перед данной игрой: выбрать жюри. Можно пригласить учителей-предметников, а можно старшеклассников.
  4. Выработать правила поведения во время игры. Говорить по одному, поднятая рука.
  5. Старшеклассник-помощник, который будет демонстрировать слайды. А также нужны секунданты, которые будут следить за правилами игры.

Математическая игра – сказка «В некотором царстве…»

Действующие лица: Царь, Шут, Ведунья, Кузьма (леший).

В назначенный день школьники собираются в школьной столовой или в учебном кабинете, где заранее подготовить площадку для артистов, а также места для болельщиков. Определить места для команд. Также подготовить компьютер и проектор. Ведущий объявляет о мероприятии, которое будет сегодня здесь проходить (слайд 1).Звучит музыка.

На сцену тяжелой поступью, опираясь на палку, выходит Царь, садится на трон, задумывается. У его ног пристраивается Шут, начинает что-то напевать.

Шут.

Что, Царь-батюшка, не весел?

Что головушку повесил?

Коль замучила кручина,

Расскажи...

Царь.

Тому причина

Лет прошедших череда...

Шут.

Это право не беда.

Слышал я, как будто где-то,

Не суди меня за это,

У Ведуньи у одной,

Хромоногой и кривой,

Есть волшебных кладь задачек.

Ты послал туда бы рать,

Пусть пяточек принесут.

Может, молодость вернут?

Говорят, кто их решил,

Сразу прибавляет сил.

Царь (недоверчиво).

Ну, ты, Шут, наговорил …

Шут.

Не... Я право не шутил,

Есть прекрасная жар-птица,

Дева Лебедь и водица!

Аль того не может быть?!

Царь.

Стой, а как их раздобыть?

Где живет Ведунья эта?

Шут.

Где да где? Как раз про это

Люди всякое-то врут.

Царь.

Не томи!.. А то побью!

Шут.

Расшумелся... Сразу бить...

Царь.

Ну, прости, Шут.

Шут.

Так и быть,

Расскажу тебе маршрут.

Три дороги к ней ведут:

Впрочем, туточки вчера,

Аж до самого утра

Я три грамотки клепал...

Царь.

Что ж ты до сих пор молчал?!

(Встает, обращается к командам школьников.)

Дружины,

Слушай мой указ!

Отравляйтесь вы тотчас

Всяк по разному маршруту.

Службу вашу не забуду!

Тот, кто первым мне добудет

Правильно решенье всех задач,

Награжден по-царски будет!

Шут раздает командам задания на отдельных листах. Для болельщиков и членов жюри в это же время задания появляются на экране с помощью проектора.

1 задание: Сколько треугольников на рисунке? Ответ: 18 (слайд 2)

 2 задание: Сколько квадратов на рисунке? Ответ: 11 (слайд 3)

3 задание: Не производя вычислений, ответить на вопрос, делится ли число 2613456 на 36, на 72. Ответ: да – сумма цифр делится на 9. (слайд 4)

4 задание: В кружках треугольника расставьте все девять значащих цифр так, чтобы сумма их на каждой стороне составляла 20. (слайд 5)

Когда все закончили, появляется Ведунья и Кузьма. Задания отдаются в жюри, которое выставляет по одному баллу за каждый правильный ответ.

Ведунья.

Знаю, из какой дали

Ко мне пришли богатыри.

И зачем вас царь прислал?

Мне вчера Кузьма сказал,

Будто будут гости мне.

Кузьма.

Сыграю что ли на трубе.

Ведунья.

Погоди трубить, Кузьма,

Здесь такая кутерьма.

Кому задачки - то отдать?

Не могу я угадать.

Кузьма.

А ты с ними испытанье,

Побыстрее проведи.

Ведунья.

Помолчи уж, наказанье,

Лучше сядь и не бубни...

(Поворачивается к командам школьников.)

Что же, первое задание:

Вам измерить расстояние

Вот хотя б до тех углов

Без рулетки, на глазок.

И тогда увижу враз,

Кто же точнее среди вас.

Посовещавшись, каждая команда называет свое число метров. Ответ:____________?

Заранее измерить заданное расстояние. Получает балл та команда, которая при округлении оказалась ближе к реальности.

Ведунья.

Кузьма, ну где ты, леший?

Опять пропал никак?

Чуть стоит отвернуться,

Все сделает не так.

(Из шалаша доносится звуки песни.)

Ох, напугал, проказник,

Глянь, не накличь беду,

Испортишь людям праздник.

Кузьма (из шалаша).

Бабуля, я иду...

Ведунья.

Вот, кстати, испытание:

А ну, ответьте мне,

У многодетного папаши 10 детей.

2/4 этих детей девчонки,

А 4/8 – мальчишки.

Сколько у многодетного папы девочек и сколько мальчиков?

Ответ: 5 и 5.

 (Слайд )

Получает балл та команда, которая первой и правильный даст ответ.

Из шалаша выходит Кузьма, идет, собирая «грибы».

Ведунья.

Аль случилось что, Кузьма?

Что ты притащил сюда?

Появляется Кузьма с корзиной фигур.

Ведунья.

Что, Кузьма, несешь в лукошке?

Кузьма.

Да набрал грибов немножко,

Будем жарить и сушить!

Ведунья.

Надоело, видно, жить!

Вот, ребята, вам вопрос:

Что за «грибы» Кузьма принес?

Ребята на листочках записывают названия фигур, которые принес Кузьма. За правильные ответы жюри присуждает по одному баллу. (слайд)

Ведунья.

Еще вам испытание

Придумала сейчас.

Проверить на прощание

Хочу ваш меткий ум и глаз.

Лишь в сказках у кого-то

Стрела летит в болото.

А я хочу, чтоб задачки - стрелы

Летели точно в цель!

Что сразу присмирели?!

Кузьма, неси мишень!

Правило поднятой руки, секунданты следят за тем, кто первый поднимет руку. Говорить только с разрешения ведущего. Жюри выставляет по одному баллу за правильный ответ.

Задачки – стрелы:

(Слайд )

1. Я задумала пятизначное число. Отняла от него единицу и получила четырехзначное число. Какое число я задумала? Ответ: 10000.

2. Две дюжины помножить на три дюжины. Сколько будет дюжин? Ответ: 6 дюжин.?

 

3. Гусь стоит 20 рублей и еще половину того, что на самом деле стоил. Так сколько же  стоил гусь? Ответ: 40 рублей.

(Слайд )

4. У причала стояла лодка. Она могла вместить двух человек. К реке подошли четверо. Все они переправились через реку на этой лодке без посторонней помощи и продолжили свой путь. Причем лодка была оставлена у того же причала. Возможно ли это? Ответ: возможно, ведь не говорится, что все четверо подошли к реке с одного берега.

(слайд )

5. Прибор для построения окружности? Ответ: циркуль.

6. Найдите 1% метра. Ответ : 1 см.

7. Чему равен 1 пуд? Ответ: 16 кг.

8. Специфическая единица измерения объема нефти? Ответ: баррель, 159 л.

9. Наименьшее натуральное число? Ответ: 1.

10. Число, обращающее уравнение в верное равенство? Ответ: корень уравнения.

11. Отрезок, соединяющий точку окружности с центром? Ответ: радиус.

12. Чему равна ¼ часть часа? Ответ: 15 минут.

13. К натуральному числу приписали справа три нуля. Во сколько раз увеличилось число? Ответ: в 1000 раз.

14. Площадь квадрата 49 см². чему равен периметр? Ответ: 28 см.

15. Периметр прямоугольника равен 64 см. Чему равна сторона квадрата с тем же периметром? Ответ: 16 см.

Кузьма.

Ба, что-то получается

У них все...

Ведунья.

Знать не зря

Послал царь с поручением

Дружинников сюда.

Задание последнее.

И до победы - шаг!

Грешна, люблю я Штирлица,

Хоть и не пастор Шлаг!

Шифровку в стиле Юстаса

Вам нужно разгадать.

Иначе вам моих задачек

Вовек – то не сыскать!

Кузьма раздает шифрованные тексты, на которых указывается место нахождения задач. (слайд 13)

Ответ: сто шагов идите на север, ищите под елью клад.

Ребята расшифровывают тексты и находят задачи, которые необходимо решить на уроках. Для этого в конвертах дается домашнее задание.

Ведунья.

Ну, что же. Видно, молодость

И знания нужны.

С победою вас, отроки,

Похвал достойны вы!

Впредь буду с нетерпением

Вас на поляне ждать.

Кузьма.

А я с особым рвением

Вам на трубе играть!

Жюри отдает решения команд царю.

Царь.

Дружине славу мы поем!

Вы дело сделали свое!

Шут (дергает Царя за полу кафтана).

Царь, дай разочек посмотреть,

Куда те столько...

Царь (Шуту).

Хватит ныть!

Шут.

Выходит, я, вишь, зря старался?

Царь.

Погодь, ну что ты раскричался?

Мне нужно решение одно.

Вернет мне молодость оно.

Иные ж ратникам отдам...

(поворачивается к ребятам)

Друзья, я их вручаю вам.

Пусть сила будет в каждом теле...

Шут (дергает Царя за полу кафтана).

Царь...

Царь.

Ну что ты, Шут, ведь в самом деле

Не дашь мне речь договорить,

(школьникам)

Желаю вам в здоровье быть...

Шут (перебивает).

И жизни царские прожить!

Шут вскакивает и убегает. Царь, как молодой, бежит за ним, угрожая палкой.

Жюри подводит итоги игры. Определяются победители, но все получают призы.

Список литературы:

  1. В.Г. Коваленко. Дидактические игры на уроках математики. М.: Просвещение. 1990. – 96 с.
  2. С.И. Шварцбурд. Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах. М.: Просвещение. 1974. – 191 с.
  3. Г.Б. Остер. Школа ужасов. М.: ООО «Издательство Астель». 2004. – 329 с.
  4. Журнал «Математика в школе». №3 1995г.
  5. Оформление слайдов http://s42.radikal.ru/i098/0908/ea/f5cecf407502.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к математической игре-сказке "В некотором царстве..."

В назначенный день школьники собираются в школьной столовой или в учебном кабинете, где заранее подготовить площадку для артистов, а также места для болельщиков. Определить места для команд. Также под...

Внеклассное мероприятие по химии « В некотором царстве, в некотором государстве….»

Внеклассное мероприятие по химии "В некотором царстве, в некотором государстве" поможет привлечь интерес к науке химия....

В некотором царстве, в некотором государстве

Внеклассное мероприятие по матемтике для 5-6 классов...

Мероприятие по математике "В некотором царстве, в некотором государстве" (5 класс)

Цели: Обучающая:          • систематизация и закрепление знаний, умений и навыков, полученных за год;         • ак...

Литературная викторина "В некотором царстве, в некотором государстве..."

Литературную викторину "В некотором царстве, в некотором государстве..." можно использовать на уроке литературы и в группе продленного дня....

Конспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения (подготовительная группа). Автоматизация звука «с». «В некотором царстве, в некотором государстве…».

Конспект по автоматизации звука "С" в изолированном виде, в слогах, в словах и предложении (сказка-путешествие)...

Конспект занятия "В некотором царстве, в некотором государстве..."

Цели: активизация процесса самопознания, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития. Задачи: раскрепощение участников, повышение их спонтанности и креативности, диагност...