Сын своей земли
классный час (9 класс) по теме

Литературная гостиная, посвященная  75 -летнему  юбилею Романа Ругина, поэта, писателя, сказочника Ямала. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сын  своей земли

Литературная гостиная, посвященная  75 -летнему  юбилею Романа Ругина, поэта, писателя, сказочника Ямала.

Цель: Познакомить детей с творчеством знаменитого земляка – поэта Романа Ругина.

Задачи:

  • Обобщить полученные знания о поэте
  • Развивать психические процессы (память, внимание, мышление, речь);
  • Воспитывать любовь к родной природе, труду, людям труда.
  • Воспитывать  нравственные чувства  через художественное слово, автобиографические данные писателя;

Подготовительная работа:

1.Организовать книжную выставку «Бард снежной державы»

2. Подготовить и раздать детям стихи для заучивания.

3. Подготовить танцы для выступления на вечере.

4. Подготовить костюмы для исполнения танцев.

4. Подготовить  презентацию по биографии Р.Ругина

1 слайд

1 Ведущий:  Добрый день, дорогие ребята!

Сегодня мы собрались, чтобы познакомиться с творчеством  известного Ямальского писателя, поэта, сказочника, главного редактора журнала «Ямальский меридиан» , нашего земляка Романа Прокопьевича Ругина.  А наша встреча посвящена  Юбилею писателя, 31января ему исполнилось 75  лет.

2 слайд

Отчая земля, леса и недра,

Я всю жизнь перед тобой в долгу!

Ты всегда мне помогала щедро.

Чем тебе сегодня помогу?

Так написал Роман Ругин о любви к своему любимому краю, Ямалу.

3 слайд

2 Ведущий: Как хорошо, что на свете есть поэты! Они помогают лучше понимать жизнь, быть добрее и мудрее. Они своим творчеством согревают, пробуждают добрые чувства. В этом, наверное, их высшее назначение. И если они выполняют его, то  их доброе имя надолго останется в памяти людей.

Именно таким поэтом стал для ямальцев лауреат  литературной премии Союза писателей России, член Союза писателей России  Роман Прокопьевич Ругин.

4 слайд

 «Я родился  в рыбацком хантыйском селенье». Это о Питляре.

5 слайд

31 января 1939 года в поселке Ханты-Питляр, что на берегу Большой Оби, в зимний январский день, в обычной хантыйской семье родился мальчик, которого назвали  Романом.  Не думала тогда бабка-повитуха, что из этой обычной семьи рыбаков, в мир пришел необычный человек, который стал поэтом, писателем Ямальского  Севера.

6 слайд

1 ведущий: К  малочисленному народу ханты принадлежала многочисленная  семья Романа Ругина. Она вместе со своим народом жила и работала, радовалась и любила на берегах Оби. Большая это была семья, 10 человек детей, поэтому отцу, Прокопию Кирилловичу приходилось много работать и на рыбалке и на пушном промысле.

Когда-то отец принес стопку книг и сказал: «Вот дети, хотите себе другой жизни, читайте эти умные книги. Я с детства оленей пас, рыбу ловил, родители мои хотели одного: чтобы из меня хороший оленевод, рыбак вышел, чтобы семью свою мог обеспечить. Я старался. Бедно мы живем, но не голодаем, пищу, природа нам дает. А вот с одежонкой плохо, купить не на что, за труд мой гроши получаю. Учительница ваша грамотная и ей большие деньги платят. Поэтому старайтесь, дети, получить образование, я вам такой тяжелой доли, как моя не желаю».

7 слайд

Среди книжек, что принес отец, были стихи А.С.Пушкина,

Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.

Роман прочел их и был искренне потрясен: как правильно все сказано! Где нашел Пушкин такие верные слова? Десятилетний любознательный Ромка тогда не понимал, что маленькая книжка стихов великого русского поэта и есть указатель к той дороге, которая поведет его в большое будущее.

2 ведущий:  И все дети Ругиных  стали очень известными на Ямале людьми: врачами, учителями, поэтами.

8 слайд

 Здесь, на берегах Оби  стояли горты – селения ханты. И весной, когда уходил  лед, трогались на реку рыбацкие  семьи.

9 сайд Уникальная Питлярская сторона, зеркальные воды величавой Оби, глубокое раздолье речек и озер, смолистый запах кедровых шишек, красавицы – сосны  и кедры-великаны, голубая черника и «сверкающая багрянцем брусника»  –  вся эта лесная сказка воспитала в обычном хантыйском мальчишке поэтическую душу и глубокую любовь к родным местам. Эта любовь навсегда связала его с  родным краем, растворила его в природе.

10 слайд

1 ведущий: «Кто видел край,

 где роскошью природы

Оживлены дубравы и луга,

Где весело шумят и блещут воды

И мирные ласкают берега» - эти строки Пушкина также потрясли Ругина в детстве. И рассказать также красиво о своем родном севере стало его тайной мечтой.

Через много лет найдет он свои слова, чтобы рассказать всем, как прекрасен его далекий, но такой родной Северный край:

11 слайд

 Мне любезна севера природа,

Восхищаюсь ею с детских лет,

Как съезжают звезды с небосвода,

Как за ними остывает след.

Тех маршрутов нет на звездных картах,

Но зато отлично помню я:

«Ездят в гости звездочки на нартах»,-

Объясняла матушка моя.

12 слайд

2 ведущий: Природа для ханты – живое существо, которое нужно уважать, беречь, приумножать. Нельзя ловить рыбы больше, чем требуется. Нельзя бездумно бросать камешки в  воду.

О любви к своей родной земле, природе у Романа Прокопьевича  много стихов и рассказов. Одно стихотворение мы сейчас услышим.

Звучит стихотворение

13 слайд

Родная земля

С той поры, когда в родном селенье

Стал я понимать людскую речь,

Врезалось мне в память наставленье

Нашу землю вечную беречь.

Мать с отцом негромко и спокойно

Помогали истину постичь:

По земле всегда ступай достойно,

Попусту ножом в нее не тычь.

Сердцем от нее не отдаляйся,

Радость и печали с ней деля,

Пляшешь - не куражься, не кривляйся,

Помни: под ногой твоей – земля.

От нее – и зверь лесной и рыба,

И кедровых шишек урожай.

Говори ей мысленно: «Спасибо».

Словно мать родную, уважай.

Как она добра, щедра, красива –

Достоянье отчее твое!

И не только мускульная сила,

Ум и сердце – тоже от нее.

Отчая земля, леса и недра!

Я всю жизнь перед тобой в долгу.

Ты всегда мне помогала щедро –

Чем тебе сегодня помогу?

14 слайд

1 ведущий:  Любит Роман Прокопьевич каждый год приезжать к себе на родину, в Питляр. Любит походить по лесу, поохотиться, порыбачить. Общение с земляками, старожилами поселка, с родной природой дают ему новые приливы творческой энергии. Тема любви к природе, лесу,  особенно выражена в стихах Романа Прокопьевича.

15 слайд

Звучит стихотворение «Пойдем со мной в наш тихий лес»

Пойдем со мной в наш тихий лес,

Там есть черника и морошка,

Там всевозможнейших чудес

Сто тысяч и еще немножко .

Смотри: на скулах у ложбин

Сквозь  листья светится сморода-

Так звезды светят из глубин

Таинственного небосвода.

Мы соберем их в туесок,

А сердце выпустим на волю:

Пусть погуляет хоть часок,

Как  скажешь ты, как я позволю.

Присев под кедром отдохнуть,

Вздохнем смолистый запах шишек,

И пусть ровней задышит грудь,

Стряхнув усталости излишек.

Садится солнце вдалеке,

И день, собравшийся в дорогу,

Как ягодка на языке,

Истаивает понемногу.

Пора и нам. Спасибо, лес!

Бежит, как ручеек, дорожка.

Теперь ты знаешь: здесь чудес

Сто тысяч – и еще немножко!

18 слайд.

1 ведущий:  Среди всех лесных деревьев Роман Прокопьевич  любит березу. Когда он приходит в лес, он разговаривает с ней, благодарит ее за красоту. Она успокаивает его, мысленно возвращает в детство, очищает и обновляет душу, дает новые творческие силы.

Звучит стихотворение  «Береза»

Всех деревьев ты нарядней

В шали нежно золотой,

Всех красивей, всех приглядней-

На ветру шумишь листвой.

Ведь недаром, в самом деле,

Предки наши столь мудры,

Стали делать колыбели

из березовой коры.

Есть рассказ, давно известный,

Что береза та была

Дочкой радуги небесной –

И на землю к нам сошла.

Потому-то в  белой роще

Поброжу я – и уже

Станет чище, легче, проще

И светлее на душе.

Нет следа заботы черной,

Неудачи – все не в счет,

Будто в теле животворный

Сок березовый течет.

Я б тебя укрыл, береза,

Белоствольная сестра,

От метели, от мороза,

От шального топора.

Ведь недаром даже грозы,

Радуясь красе такой,

Редко-редко ствол березы

Ранят огненной рукой!

18 слайд.

2 ведущий:  Медленно несет свои воды река Обь к далеким льдам Северного океана, а на берегах ее течет жизнь людская. Именно здесь для него открылся огромный мир родных Обских просторов.  Огромная, величавая  Обь предсказала путь будущему поэту. На всю жизнь сохранил Роман Ругин трепетное уважение и благословение перед  Обью. Он написал:

Звучит стихотворение «Обь»

Может, есть красивей где-нибудь,

Но любимей рек на свете нет!

Обь-река, ты жизненный мой путь

Мне указывала с детских лет.

Разжигая дерзкие мечты,

В  дали заповедные маня,

Мудрости меня учила ты,

Человеком сделала меня.

В солнечные дни, когда тебя

Гладит солнца теплая рука, -

Как меня ласкала ты, любя,

Смуглого мальчишку – рыбака!

Ты меня учила: «Сильным будь!

Будь упорней всех штормов и бед!»

Обь-река, ты жизненный мой путь

мне указывала с детских лет.

И течешь, как море, широка,

И нетороплива, и строга,

И, как будто два материка,

Друг на друга смотрят берега.

19 слайд

 1 ведущий:  Поэт уходил с ее берегов и  вновь возвращался к ним.

Совсем еще маленьким Роман услышал тяжкий женский плач.  Война. Северяне,  что могли,  делали для фронта, для Победы, и она пришла. В  своих детских воспоминаниях  о войне,  он написал несколько стихов. И сегодня мы услышим одно из них.

                       

Звучит стихотворение «Память о войне»

Память о войне во мне осталась,

И ничем ее не отскрести.

Все при мне, что в детстве мне досталось

Перевидеть и перенести.

Хлебные едва увижу крошки –

Вспомню, как в лихие времена

Мать, собрав, глотала их с ладошки,

Будто целовала их она.

Я теперь и сам уже не молод,

Но и нынче, в мирной тишине,

Зимний холод, мимолетный голод

Мне напоминают о войне.

Много лет прошло, но если ныне

Женский плач услышу в стороне, -

По какой бы ни был он причине,

Он напоминает о войне.

2 ведущий:  Еще будучи мальчиком, Роман, наравне со взрослыми рыбачил,  покрывался цыпками на холоде, работал до изнеможения, чтобы помогать отцу. Свое нелегкое детство Роман помнит до мельчайших подробностей.

-Раннее летнее утро. Сквозь крепкий сон мальчик слышит тихий, ласковый голос матери: -«Вставай, Ромка, уже рассвет пришел…» - мама гладит его по голове, целует. Конечно, ей было жаль его, маленького, худенького, как тростиночка, но отец уже ждал своих сыновей на берегу, и надо было быстрей ехать на рыбалку.

 В  семье рыбаков родился  и вырос Ругин. Сам рыбачил, чтобы помогать взрослым. И поэтому в дальнейшем в своем литературном творчестве, тема рыбалки, жизни рыбаков, одна из главных.

Звучит стихотворение «Путина»

На Оби опять путина,

Эй, рыбак, быстрей за дело!

Мчатся лодки на быстрины,

Как нацеленные стрелы.

Снасти разного обличья

И людей разноголосье.

Дизеля поют по-птичьи,

Широки ладони весел.

Плеск и грохот у причала.

Людям сон  не в сон, как будто

Весь покой у них украла

Ночь, белесая как утро.

Второпях перекусили

Даже губ не облизали,

На бегу перекурили,

Обь кипит перед глазами!

Вся отложена работа

И на пастбищах, и в доме.

Тяжко дышат мотоботы,-

До чего ж косяк огромен!

Может не было на свете

Ни одной такой путины!

Ух! – и вытащили сети,

Разогнуть не могут спины.

И катились слезы градом

Над удачей, над добычей,

Рыбу первую из стада

Целовать велел обычай.

Под водою мчится, мчится

Косяком великим рыба.

Шевелится, шевелится

Серебра живая глыба.

1 ведущий:  А спустя несколько лет,  Роман пошел в школу-интернат. Окончив её, поступил учиться в Салехардское педагогическое училище.  После этого окончил Ленинградский  педагогический институт им. Герцена, затем высшую школу при ЦК КПСС.

Север учил, ничего не тая.

Помню его попечение!

Что же в ответ подарю ему я?

Чем расплачусь за учение?

После института Роман Ругин  вернулся в родной край, на Ямал.  Начал работать учителем в школе с. Восяхово, затем ее завучем, директором.  Но его звала поэзия. Талантливого юношу заметили  еще в институте, в Ленинграде. Там он начал впервые печататься в газете. Затем в Салехарде встреча с известными Ямальскими поэтами Петром Хатанзеевым, Леонидом Лапцуем, Иваном Истоминым. Многое от них получил начинающий поэт. По сей день вспоминает своих наставников, бережно хранит их подарки.

2 ведущий:  Роман Прокопьевич говорит:  «Без малой моей родины   я не стал бы поэтом, не воплотил бы в поэзии основы мироощущения своего народа». А малая родина, это конечно наш родной Ямал. Природа для ханты – живое существо, которое нужно уважать, беречь, приумножать. Так любит он свой родной край!

1 ведущий: Недавно по телевизору был показан документальный фильм о Романе Прокопьевиче, где со своими воспоминаниями выступали его братья . Так вот там брат,  Владимир Прокопьевич рассказывал, что воспитанием детей в семье занималась мать. Маленькая, худенькая хлопотунья, несла на своих хрупких плечах непосильную ношу, чтобы сохранить семейный очаг. Она поднималась раньше всех, разжигала огонь, варила еду, чинила одежду, растирала, размягчала просохшие за ночь кисы. И всегда провожала и встречала их на берегу с рыбалки, какой бы ни была капризная северная природа. Но какими счастливыми были ее глаза, когда муж и сыновья возвращались с удачей. Какая радость царила в  их доме! Мама делилась хорошим уловом со всеми родными и соседями. Она обшивала детей, кормила, посылала в школу, контролировала их учебу, наказывала, если кто-то провинился. А еще  мать в семье Ругиных  изумительно пела хантыйские песни. Как образно, проникновенно пела она, хваля свой дом, свою корову-кормилицу, своих детей, когда они собирались на какой-нибудь праздник!

Звучит  запись хантыйской песни

2 ведущий:  Мама, мама…  Сколько незабываемых минут подарила она своим детям, сколько песен спела им. Затаив дыхание они слушали  ее бесконечную удивительную сказку. Простая хантыйская женщина, великая труженица  и певунья, она безмерно любила своих детей.

Звучит стихотворение «Руки мамы»

Мамины руки,

Проворные смуглые руки,

Как они быстро

Вскрывали муксуну нутро.

Как пластовали

Нежнейшее мясо хитро,

Плавили жир

По законам древнейшей науки.

Мамины руки

Сновали, как два горностая,

Чтоб на широком сохале

Узоры плелись, -

Пела игла

Серебристою нитью блистая,

Тонкие руки

Стелились и прыгали  ввысь

Как мама моя

Наутро со всем управлялась?

Сколько я помню –

Всегда хлопотуньей была.

Множество кисов,

Которые с ночи валялись,

Мама сушила  и мяла,

А эти дела вовсе не легкие.

Легкие руки

 Потом с топорищем взлетали –

Звонкий топор

На морозе полено колол.

Эти же руки

Подледные сети считали

И замерзали,

Но рыба была за столом.

Мамины добрые руки в мозолях

С детства привыкли

К нелегкой работе мужской,

Тонко из кожи

Кроили на утренних зорях

Впрок украшенье из шуб.

Человек городской

Так бы не смог.

А ее небольшие ладони

Время еще находили погладить меня.

И становилось уютней от этого в доме-

Даже когда я сидел у огня

Исполняется Хантыйский танец

1 ведущий:  Много приходилось трудиться отцу, Прокопию Кирилловичу. Редко он бывал дома, лишь в сильные морозы семья собиралась вместе. Вот в такие зимние вечера дети с упоением слушали рассказанные отцом песни и сказки своих предков. Сказочные персонажи, птицы и звери буквально завораживали и будоражили его фантазию.  «Они запали мне в душу», говорит Роман Прокопьевич.

Когда Роман стал поэтом, он записал  сказки, легенды, мифы, которые слышал в детстве.

Одну из них мы сейчас посмотрим.

 

Инсценировка сказки  «Заяц и медведь»

2 Ведущий:

Мой народ в былые годы

Праздников не знал

Знал обряды в честь природы

Пляской духов заклинал.

И когда валила рыба

В сети к предку моему,

Говорил реке «спасибо»,

Предок мой. Хвала ему!

Так, лесами окруженный,

Он заботился о том,

Чтобы нартой нагруженной

Приходило счастье в дом.

У народа ханты есть много старинных  обычаев, обрядов. Об одном из них, медвежьем празднике Роман Прокопьевич написал стихотворение, а композитор Юрий Юнкеров написал музыку.

Исполняется песня  «Медвежий праздник»

1 ведущий:  Роман Ругин - человек, пишущий о своем народе, всеми корнями произрастающий из него, любящий его, любящий свой родной язык. В своих произведениях он сумел передать  удивительную культуру своего народа, его доброту.

 

Маленький народ  мой, вечное спасибо,

Что в тебе,  родиться мне дано!

Добротой велик ты, щедростью высок,

Помыслы и чувства от людей не прячешь,

Ты ладонь открытой,

 подаешь при встрече…

Звучит стихотворение  «Язык ханты»

Отчий язык мой, зовущий

К правде и свету язык!

В малом народе живущий,

Разве он впрямь невелик?

Кладези немеркнущих знаний:

В нем сохранились, точны,

Сотни для снега названий,

Сотни – для резвой волны.

Сотня имен и для ветра

В нем на сегодня жива…

Нет, не впустую так щедро

Он расточает слова!

Наша за ними природа,

В них никогда не умрут

Нашего – ханты – народа

Опыт, и разум, и труд.

Мощен, как прежде, и волен

Северный древний язык,

Кто говорит, что он болен,

Высох, зачахнул и сник?

Отчий язык мой, зовущий

К счастью и свету язык!

В братстве народов живущий,

Разве ты впрямь невелик?

Исполняется танец оленят

 2 ведущий:  Олень – животное, без которого невозможно представить жизнь народов Севера. Олень – это пища, одежда, жилье, средство передвижения, друг. Олень – это жизнь. Оленю посвящены многие стихи Ямальских поэтов.  И Роман Ругин этому животному посвятил несколько стихотворений. Одно из них называется «Передовой олень». Оно посвящено гонкам на оленьих упряжках, которые проводятся  на  национальных праздниках, особенно часто эти гонки устраиваются в честь  «Дня оленевода».

Исполняется стихотворение «Передовой олень»

Передовой олень, ты самый умный в стаде.

Всю тундру изучил я по твоим следам.

Сегодня снова я, мечтая о награде,

Упряжку молодых во власть твою отдам.

Ты не бесись пока, побереги силенки,

Все страсти впереди, еще не кончен спор.

Вот скоро прозвучит сигнал начала гонки,

Тогда и рви вперед, лети во весь опор.

Тогда и покажи, на что способна ярость.

Не жди, пока тебя коснётся мой хорей.

Пусть бьется над тобой, как белокрылый парус,

Густой свистящий пар из пламенных ноздрей.

Передовой олень, ты чести не уронишь.

Уж мне ль тебя не знать, напарник мой родной!

Соперников своих опять легко обгонишь,

Легко опередишь, как прошлою весной.

                                          Исполняется  песня «Хорей»

1 ведущий:  Кроме стихов, сказок,  которые мы сейчас прочитали, у Романа Прокопьевича много рассказов, повестей, легенд,  которые напечатаны в книгах.  ( Выставка книг)

Сейчас Роман Прокопьевич живет в Салехарде. Он  также полон сил, пишет свои литературные произведения. Он работал главным редактором журнала «Ямальский меридиан» с 1992 года, со дня его основания. Этот журнал все вы знаете и любите.

Книги Романа Прокопьевича переведены на многие языки мира: английский, итальянский, французский, финский, польский и другие.   Поэтому можно с уверенностью  сказать, что обычный хантыйский мальчик, стал всемирно признанным поэтом.

В дни празднования своего юбилея он получает поздравления со всех концов нашей большой России, а также из многих других стран мира. Сегодня  прозвучали только некоторые его стихотворения, исполнены не все песни на его стихи, не прочитаны рассказы и повести,  и поэтому у вас еще есть большая возможность познакомиться с творчеством Романа Ругина,  прочитав его книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В космос люди улетают патриотами своей страны, города, края,а возвращаются — патриотами всей Земли

Что такое космос?На данный момент времени мы живем в современном мире информационных технологий, и часто слышим про понятие космос. Сейчас каждый человек должен знать о том, что такое космос, а также ...

Познавательная программа, посвященная Дню Земли "Я люблю свою Землю!"

На основе данного материала привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды. В ходе мероприятия дети узнают много интересног о нашей планете, играют, отгадывают загадки....

классный час в 4 классе "Рустем Яхин - сын своей земли"

МатериалЗнакомит с жизнью и творчеством композитора Рустема Яхина.. Развивает музыкальный слух, мышление, память..Воспитывает патриотизм, любовь к Родине, уважение к национальной культуре....

ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА.

Урок усвоения нового материала по теме: ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА. Данную тему урока вместе с презентацией можно использовать при подготовке к ЕГЭ"...

Вместе мы построим будущее на своей земле!

О проведении выездного мероприятия "День карьеры" в рамках профориентационной работы СГСХА...

Интегрированное занятие "Я люблю свою Землю!"

Интегрированное занятие "Риск-версия"...

Программа патриотического воспитания ГБОУ СОШ с. Тёпловка «Своя Земля и в горсти мила»

В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшиеся каждой семьи, привели к смене ...