тематический вечер "Информатика в жизни"
план-конспект занятия (11 класс) по теме

 В истории становления информатики различают несколько этапов. От алгоритмической культуры и компьютерной грамотности мы пришли к информационной культуре, к внедрению информатики во все сферы жизни нашего общества. При проведении тематический вечера "Информатика в жизни"  старались показать, что это именно так, что информатика везде и всюду, даже там, где мы подчас этого и не подозреваем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vecher_informatika_v_zhizni.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Говоровская Т.А., преподаватель информатики ГБОУ СПО РО Вешенский педагогический колледж им. М. А. Шолохова

Сивец Л.В.,

преподаватели информатики Вешенского педагогического колледжа им. М. А. Шолохова с общеобразовательной средней базовой школой

Информатика в жизни

тематический вечер

Цели:

образовательная – обобщить представления учащихся об информационной картине мира;

воспитательная – воспитывать уважение к сопернику, умение достойно вести спор, стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде.

План вечера

  1. Приветствие ведущих (2 чел.)
  2. Песня "Гимн информатике" (4-5чел.)
  3. Урок истории (3 доклада – 3 чел.).
  4. Песня "Спящий колледж" (4-5 чел.)
  5. Урок литературы (инсценировка "Сказка о царе Салтане" – 9 чел.)
  6. Музыкальная (или поэтическая) перемена.
  7. Урок математики (конкурс "Собрать шестиугольник", 10 чел. – две команды)
  8. Урок физкультуры (музей Спорта и информатики – 2 чел.)
  9. Внеклассное занятие (три конкурса – "Объясни картинку", конкурс-викторина "Клавиатура персонального компьютера", конкурс – кто больше – "Устройство персонального компьютера" – те же 10 человек, что и на уроке математики).

Литература

  1. "Информатика", №4, 2001
  2. "Информатика", №34, 2001
  3. "Информатика", №38, 2001
  4. "Информатика и Образование", №8, 1998
  5. "Математика", №45, 1999
  6. "Математика", №45, 2000

Информатика в жизни

тематический вечер

1 вед. Добрый вечер, дорогие друзья. Мы рады приветствовать всех собравшихся в этом зале. Школьной российской информатике скоро 30 лет. В истории становления информатики различают несколько этапов. От алгоритмической культуры и компьютерной грамотности мы пришли к информационной культуре, к внедрению информатики во все сферы жизни нашего общества.

2 вед. Цель нашего вечера – показать, что это именно так, что информатика везде и всюду, даже там, где мы подчас этого и не подозреваем.

1  вед. Итак, наш вечер начинается! "Гимн информатике". Встречайте и помогайте!

Группа (5-6чел).  (Текст песен раздать в зал до вечера)

  1. "Гимн информатике"

(на музыку песни "Чему учат в школе?")

Алгоритмы составлять, а потом их вычислять

Интересная у нас стоит задача!

С Интернета все скачать,

И заставку поменять,

Постараешься – придет к тебе удача!

Информатика нужна, но ведь так она сложна!

То команды, то значки – не разберёшься!

И дискеты там нужны,

Драйвера ох как важны,

Их учи – и результата ты добьёшься!

Есть науки хороши для развития души,

Их и сами все вы знаете, конечно!

Информатика важна

Для развития ума!

Это было, это будет, это вечно!

  1. Звонок на урок

 

Входят ведущие, 2 ведущий на подставке открывает "ИСТОРИЯ". (Портреты ученых находятся на мольберте, или магнитной доске, или на стене).

1 вед.        О простом и сложном,

Об истинном и ложном

Правдивые истории

Серьезные, шутливые.

2 вед.        Про опыты начальные,

И про умы пытливые,

Про важные события –

Великие открытия.

Ведущие уходят.

Во время докладов звучит  музыка  (нежная, тихая).

1 доклад:

Чарльз Бэббидж

1792 – 1871

В школе проявлял большой интерес к математике. В 22 года он получил степень бакалавра, а через три года степень магистра. Более 10 лет заведовал кафедрой физики и математики Кембриджского университета, Бэббидж был удивительно разносторонним исследователем, его интересовало  все. Он занимался и расчетами смертности населения, реформой почтовой службы, опускался на дно озера, обследуя горячие источники, поднимался на Везувий, участвовал в археологических раскопках, спускался в шахты. И, конечно же, много занимался математикой, геометрией, теорией чисел, теорией вероятности.

Бэббидж являлся одним из первых исследователей проблем железнодорожного транспорта и вопросов безопасности движения.

Основные составляющие вклада в "вычислительную науку":

  • создание разностной машины;
  • создание аналитической машины.

Чарльз Бэббидж вошел в историю компьютерной техники как создатель первого программируемого компьютера.

2 доклад:

Августа Ада Байрон

(графиня Лавлейс)

1815 – 1852

(дочь поэта Джорджа Байрона).

Она была ни на кого не похожа и обладала талантом не поэтическим, метафизическим. Наряду с совершенно мужской способностью к пониманию, проявляющейся в умении решительно и быстро схватывать суть дела в целом, леди Лавлейс обладала всеми прелестями утонченного женского характера. Ее манеры ее вкусы, ее образование, особенно музыкальное, в котором она достигла совершенства, были женственными в наиболее прекрасном смысле этого слова, и поверхностный наблюдатель никогда не угадал бы, сколько внутренней силы и знания сокрыто под ее женской грацией. В той же степени, в которой она не терпела легкомыслия и банальности, она получала удовольствие от истинно интеллектуального общества и поэтому энергично искала знакомства со всеми, кто был известен в науке, искусстве и литературе.

Ада  Лавлейс – ученица и помощница Чарльза Бэббиджа.

Основные составляющие вклада в "вычислительную науку":

  • введение понятий цикл и рабочая ячейка;
  • идея программного управления процессом вычисления;
  • изобретение системы для ускорения расчетов;
  • использование  перфокарт для ввода и вывода информации.

Графиня Лавлейс вошла в историю компьютерной техники как первый программист, ее именем назван язык программирования Ада.

3 доклад:

Джон фон Нейман

1903 – 1957

(родом из Будапешта)

Своими необычайными способностями стал выделяться очень рано: в 6 лет он разговаривал на древнегреческом языке, а в восемь освоил основы высшей математики.

Джон фон Нейман внес существенный вклад в создание и развитие целого ряда областей математики и физики, оказал значительное влияние на развитие компьютерной техники. Он отмечал, что машина должна работать с двоичным кодом, быть электронной, а не механической и выполнять операции последовательно, одну за другой.

Он разработал основные принципы построения компьютеров, и в течение 50 лет все компьютеры создавались на основе принципов Неймана.

Звонок на перемену.

Группа (5-6чел).    (Без объявления)

Спящий колледж

На спящий колледж опускается туман,

Студенты вскоре разбредутся по домам,

А нам до ночи здесь сидеть,

И за компьютером пыхтеть,

И изучать модем, и сканер, Интернет.

Да, наша профессия и важна и сложна.

Да, но мы все сможем пережить.

Да, и мы хотим сегодня  

Дружно вам сказать

"Спешите поступить"

Мы здесь научимся и тексты набирать,

Писать стихи, а также в Пэйнте рисовать,

А как экзамены сдавать

Мы будем Базы набирать, 

И рефераты с Интернета получать.

Да, наша профессия и важна и сложна.

Да, но мы все сможем пережить.

Да, и мы хотим сегодня  

Дружно вам сказать

"Спешите поступить"

Звонок на урок.

Входят ведущие.

1 вед. (На подставке открывает "ЛИТЕРАТУРА")

2 вед.       "СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ"

Ведущие уходят.

Выходят 6 человек (2+4):

Автор,        Три девицы (мальчики в платках, сидят на стульях),

Информатик,        Царь (подслушивает)

(Автор и Информатик стоят по разным краям сцены, автор выразительно произносит слова, Информатик бесстрастным голосом комментирует событие)

Автор:        Три девицы под окном

        Пряли  поздно вечерком.

Информатик:        Событие.

1-я девица:          Кабы я была царица, -

Автор:                 Говорит одна девица, –

1-я девица:          То на весь крещённый мир

Приготовила б я пир.

Информатик:        Передача информации.

2-я девица:          Кабы я была царица, –

Автор:                 Говорит её сестрица,–

2-я девица:          То на весь бы мир одна

Наткала б я  полотна.

Информатик:        Передача информации.

3-я девица:           Кабы я была царица, –

Автор:                 Третья молвила сестрица, –

3-я девица:           Я б для батюшки-царя

Родила богатыря.

Информатик:        Передача информации.

Входит царь.

Царь:                    Здравствуй, красная девица,

Будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Информатик:    Обработка накопленной информации, принятие решения.

Автор:                 Царь недолго собирался

В тот же вечер обвенчался.

Царь берет  царицу за руку, целует руку, уходит.

Информатик:      Исполнение решения.

Автор:                    В те поры война была.

Царь Салтан с женой простяся,

На добра коня садяся,

Ей наказывал себя

Поберечь, его любя.

Прощаются царь с царицей.

Информатик:        Источник информации – царь.

Приёмник информации – царица.

Автор:                    Между тем, как он далёко

Бьется долго и жестоко,

Наступает срок родин

Сына бог им дал в аршин

Выходят 3 девицы, Бабариха и гонец. Царица с грамотой, Бабариха с ребенком.

Автор:                    И царица над ребёнком,

Как орлица над орлёнком.

Шлёт с письмом она гонца,

Чтоб порадовать отца. 

Царица вручает письмо гонцу, показывают письмо в зал. На обратной стороне письма рисунок – ребёнок.

Информатик:       Источник информации – царица

Кодирование информации – написание письма.

Канал связи – гонец.

Автор:                     А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Информатик:         Помехи.

Автор:                     Извести гонца велят;

Сами шлют гонца другого

  1. Меняют гонца, грамоту

Информатик:          Искажение информации.

  1. Входит Царь, за ним гонец

Автор:                      Как услышал царь-отец

Что донёс ему гонец…

Показ письма, на обратной стороне письма рисунок – непонятный зверь, царь падает.

Информатик:        Чтение письма – декодирование информации,

Царь- приёмник информации.

Автор:                      Тут и сказочке конец.

Звонок на перемену.

Музыкальная (или поэтическая) перемена

Звонок на урок.

Входят ведущие.

1 вед.        На подставке открывает "МАТЕМАТИКА".

2 вед.              Счетный конкурс открываю,

Мои милые друзья!

Две команды на турнире,

Их сейчас представлю я!

Команды, пожалуйста, пройдите на сцену.

Команда №1 – "Блокнот", команда №2 – "Калькулятор"

1 вед.    Команды получают по конверту, В каждом  конверте находятся по шесть равносторонних  треугольников, на каждом записаны 3 числа, некоторые в десятичной системе счисления, некоторые в двоичной. Необходимо собрать из треугольников правильный шестиугольник таким образом, чтобы треугольники соприкасались сторонами, на которых находятся числа, равные по значению, но записанные в разных системах.

Если задание понятно, то начинаем конкурс.

Всем успехов пожелаю,

Думать, мыслить, не зевать,

Быстро все в уме считать.

Нежная музыка.

2 вед.     А пока команды работают, мы вас познакомим с некоторыми интересными фактами из жизни роботов.

Ведущие по очереди читают интересные факты. Как только одна из команд выполнит задание, чтение про роботов  прекращается и подводятся итоги.

Робот-наездник

Американский изобретатель Дэвид Кайм сконструировал телеуправляемый робот-наездник. Спокойно сидя на трибуне ипподрома, можно управлять движениями поводьев и даже подбадривать лошадь словами через динамик, смонтированный в голове робота. Этот жокей выступает в наилегчайшем весе — его масса менее десяти килограммов. Уже изготовлено несколько таких радионаездников, проводятся скачки с их участием.

Робот – на птицеферме

Это совершенно поразительный робот. В течение часа он пересчитывает четыре тысячи однодневных цыплят, делает им прививки, подрезает кончики клювов, орошает медикаментами в виде тумана. Операция с клювами необходима для того, чтобы при содержании цыплят в клетках они не могли ранить друг друга. Как сообщает французский Центр по науке и технике, благодаря этому роботу падеж цыплят значительно сократился. Одна французская фирма приступает уже к производству таких роботов.

Робот-нюхач

Японские специалисты создали робот, который способен различать по запаху одиннадцать видов вина и рисовой водки. Профессор Тоесака Мориицуми из токийского института технологии продемонстрировал аппарат, который является, по сути дела, первым в мире искусственным «носом». У аппарата десять датчиков, которые способны реагировать на различные газы. Образцы запахов исследователи запрограммировали в памяти своего робота. Он «распознает» запах, сравнивая его с хранимыми в памяти образцами.

Компьютеризованный прикид

В Токио одна из японских электронных корпораций представила одежду будущего: соединение текстиля и высоких технологий. В рукав куртки вмонтированы маленький плоский экран и миниатюрная клавиатура. Мини-компьютер имеет доступ к Интернету по мобильной связи. Если к Интернет-куртке добавить еще и наушники со встроенным микрофоном, то о примитивном мобипьнике можно забыть навсегда, ведь на рукаве можно еще и видеть изображение собеседника.

Компьютер-певец

Синтезированная компьютером речь уже не новинка, но в последние годы компьютеры начали петь. В 1986 году в опере композитора-авангардиста Г. Бертуистла «Маска Орфея» партию Бога исполнял голос компьютера, синтезированный в Парижском институте акустических и музыкальных исследований. ЭВМ Королевского технологического института в Стокгольме солирует в «Реквиеме» Верди, причем даже специалисты отказываются верить, что это поет не человек. В том же институте синтезирован голос Луи Армстронга.

Полагают, что успехи компьютерной техники окажутся полезными и для науки, и для педагогики. Синтез певческих голосов позволяет лучше понять, как работает голосовая система человека. Сведения о том, как создается певческий голос, позволят улучшить подготовку будущих певцов. Наконец, введение компьютера в оперные представления дает интересный и неожиданный эффект.

Компьютеры играют на бирже лучше людей.

Компьютерный алгоритм может заработать больше денег, чем человек. Такой вывод сделали специалисты на основе эксперимента, проведенного в исследовательском центре компании IBM.

В процессе исследования соревновались две команды из шести участников: в первой люди, во второй – исключительно компьютеры. В конце сессии выяснилось, что электронные трейдеры заработали на семь процентов больше прибыли, чем живые.

Грибы, но несъедобные

Записи на компьютерных CD–дисках считаются едва ли не самыми надежным способом хранения информации. Но оказывается, что диски подвержены воздействию грибка. Испанский ученый  Виктор Карденас, находясь в командировке в Белизе, вдруг обнаружил, что поверхность его компакт-дисков с научными материалами разрушилась, и диски стали непригодными. Проведя химико-биологические анализы, ученый пришел к выводу, что виной всему грибок, который питается углеродом и азотом, входящими в состав пластиковых покрытий компакт-дисков, и таким образом разрушает дорожки с записями.

Интернет в помощь

Исследование показало, что  более 2/3 американских учащихся используют Сеть для выполнения больших проектов: сочинение, исследование, реферат. Большинство подростков говорят, что могут найти в Сети всё, что необходимо для выполнения домашних заданий.

Отношение же взрослых американцев к Интернет-навыкам собственных детей весьма неоднозначно. Опрос, проведенный Ассошиэйтед Пресс, показал, что половина респондентов считает такие способности важными, а другая половина особой важности им не придает или вообще считает неважными.

Мнения преподавателей по поводу важности Интернета также разделились: часть опасается, что благодаря Интернету студенты отучаются искать, анализировать и перерабатывать информацию. Кроме того, остро стоит вопрос о плагиате. Другие же, наоборот поощряют Интернет-навыки детей.

Что касается возрастных категорий, то чем старше был респондент, тем меньше доверия высказывал он к использованию Интернета. А жители больших городов были более благожелательно настроены, чем те, кто проживает в сельских районах.

После того, как команды выполнят задание, взять эталонный  6-угольник, проверить.

1 вед.       Победила команда …………………..

2 вед.     Она заработала …………………..(например, 1-3 часа дополнительной работы в Интернете).

Звонок.

1 вед.       А сейчас мы приглашаем вас в музей Спорта и информатики.

(2 ведущий меняет табличку: "ФИЗКУЛЬТУРА")

1 вед.   (продолжает). Мы  прочитаем надписи под некоторыми  экспонатами, имеющими одинаковое название, но разное значение  в информатике, и в спорте.

Выходят  Физкультурник (со спортивной сумкой), Информатик (с коробкой из-под принтера), 2 стула, на которые потом складывают вещи.

1 вед.      Первый экспонат канал.

Физкультурник. Спортивное сооружение, в котором проходят соревнования по водному спорту   (достает плавки, спасательный круг)

Информатик.   Линия связи  (достает телефон)

1 вед.      Следующий экспонат кольцо.

Физкультурник. Один из пары предметов, используемых в спортивной гимнастике  (достает кольца или одно кольцо)

Информатик.      Тип топологии локальной сети (плакат)

1 вед.      Откатка

Физкультурник.   Отбрасывание мяча от места штрафного удара в футболе (мяч)

Информатик.     Восстановление предыдущих вариантов текстового документа (рисунок с изображением кнопки "откатка")

1 вед.          А теперь программа.

Физкультурник. Перечень видов спорта, включенных в соревнования (рисунок программы соревнований)

Информатик.   Алгоритм, записанный на языке, понятном ЭВМ (изображение программы, состоящей из 5-6 строк, на известном языке)

1 вед.      Новый экспонат трансляция

Физкультурник.  Передача по радио или по телевидению с места соревнований (демонстрация радио или рупора)

Информатик.     Перевод программы с языка программирования на язык, "понятный" процессору компьютера (изображение программы, состоящей из 5-6 строк  нулей и единиц)

1 вед.      Наш последний экспонат трек

Физкультурник.  Спортивное сооружение, в котором проходят соревнования по велосипедному спорту (колесо)

Информатик.   Жаргонное название слова участка магнитного диска, образуемого при форматировании (дискета)

1 вед.           Спасибо участникам.

Звонок

1 вед.           А мы продолжаем наш вечер.

2 вед.           Наступило время для проведения внеклассного занятия.

1 вед.           Занятие проводится в режиме реального времени.

Форма занятия – соревнования команд "Блокнот" и "Калькулятор".

Количество конкурсов – 3.

Приз за победу в каждом конкурсе – Дополнительное время работы в Интернете.

Команды приглашаются на сцену.

Представьтесь, пожалуйста, и объясните, что означает ваше название с общепринятой точки зрения и с точки зрения информатики.

Представители команд объясняют.

2 вед.     1 конкурс. – "Объясни картинку" (или "Что позаимствовала информатика из бытовой жизни")

Каждому участнику дается рисунок. Ваша задача, объяснить назначение предмета с разных точек зрения: общепринятой и с точки зрения информатики  (На рисунках изображены блокнот, ножницы, карандаш, лейка, урна, кошка Мурка, собака Бобик, мышка и др.).

Ведущие раздают картинки сначала одной команде, команда отвечает, затем другой.

Подведение итогов. Награждение.

 

1 вед.      Что ж, с первым конкурсом справились успешно.

2 конкурс – викторина "Клавиатура персонального компьютера".

Клавиатура персонального компьютера"  напоминает нам пишущую машинку. Проверим, как команды знают клавиши. Побеждает та команда, которая ответит правильно на большее количество вопросов.

Викторина  "Клавиатура персонального компьютера"

  1. Какую надо нажать клавишу, чтобы удалить символ слева от курсора?

( Забой, Обратный пробел, Back space)

  1. С помощью какой клавиши можно удалить пустую строку? (Del)
  2. Самая длинная клавиша на клавиатуре - ……(Пробел)
  3. Сколько цифровых клавиш на клавиатуре? (20)
  4. Почему на клавиатуре 2 клавиши Shift?

(для правой и левой руки)

  1. Какой клавишей можно отменить случайно выбранную команду (Esc)
  2. Какая клавиша удаляет символ справа от курсора? (Delete)
  3. Как быстро переместить курсор в начало строки? (Home)
  4. Какая клавиша подтверждает выбранное действие? (Enter)
  5. Сколько на клавиатуре функциональных клавиш? (12)

Подведение итогов. Награждение.

2 вед. И, наконец, последний третий конкурс: "Устройство персонального компьютера".

Представитель одной команды называет отдельный блок компьютера, представитель второй команды объясняет, для чего предназначен этот блок. Затем наоборот.

Побеждает та команда, которая последней назовет блок.

 

Подведение итогов. Награждение.

Ведущие: Программа нашего вечера завершена. Хочется поблагодарить всех, кто пришел на этот вечер,  всех, кто принимал участие и кто помог его организовать.

1 вед.        Продолжается век.

И другой приближается век.

По кремнистым ступеням

Взбираясь к опасным вершинам

2 вед.       Никогда, никогда, никогда

Не отдаст человек

Своего превосходства

Умнейшим машинам.

(П. Антакольский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка тематического классного часа «Мы – за здоровый образ жизни».

Здоровый образ жизни и вредные паривычки несовместимы. Пропаганда здорового образа жизни - насущное требование дня.Одним из видов пропаганды факторов,способствующих сохранению здроровья, является пров...

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

Календарно-тематическое планирование занятий по программе "Здоровый образ жизни" для детей 6 - 14 лет

Календарно-тематический план раскрывает последовательность тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них, соотношение времени теоретических и практических занятий, в нем представлены фор...

Комплексное тематическое планирование для детей с ОНР шестого года жизни

Комплексно – тематическое планирование для детей с ОНР  шестого года жизни отражает взаимодействие специалистов ДОУ в рамках коррекционно-развивающего процесса....

Тематический классный час "Мы за здоровый образ жизни!"

Информировать учащихся об угрожающих и вредных для здоровья веществах, содержащихся в табаке, о вреде алкоголя и наркотиков; развивать у учащихся чувство ответственности за свое здоровье и поведение; ...

Тематический урок " Свет в нашей жизни. Как сберечь энергию?" ( в рамках Всероссийский урок " Свет в нашей жизни.")

В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 ...