интегрированный конкурс, посвященный М.Ломоносову
методическая разработка (10 класс) по теме

Сценарий внеурочного мероприятия в рамках предметной недели, посвящённой 300-летию М.В. Ломоносова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный конкурс:         «Закон сохранения массы веществ:      

                                                            экспериментальное подтверждение и

                                                            математическое обоснование».

10  класс.

Цель:   развитие познавательной активности учащихся, их умений сравнивать, анализировать,   со

             поставлять, расширить знания школьников об одном из основных законов химии – Законе

             сохранения массы веществ,   воспитание чувства

             товарищества, ответственности за команду; сплочение и единство коллектива.

Оборудование:   портрет М. В. Ломоносова, плакаты с тематикой о М. В. Ломоносове и его научных открытиях, презентация «М. В. Ломоносов – гражданин и учёный», музыкальное сопровождение.  

Участники:   ученик в костюме М. В. Ломоносова; чтецы: три ученика; жюри: три человека; две  

                       команды по три человека; болельщики двух команд; ведущие: учителя-предметники.    

Ход мероприятия:

   Звучит музыка, на экране показ презентации «М. В. Ломоносов – учёный и гражданин», под это сопровождение участники читают стихи о М. В. Ломоносове:

  1. Куда бежать от сплетен и доносов!

            В просторных залах смрадно, как в аду!

            И вот опять Михайло Ломоносов

            Шумит в академическом саду.

  1. Строптивый сын архангельских поморов,

Прямой, как ветер северной реки,

Он сохранил неукротимый норов

 И песни, что певали рыбаки.

  1. Не он ли в школе Заиконоспасской

Одной латынью голод утолял,

Молокососов укрощал указкой

И смёткою монахов удивлял?

  1. Поднявшись вне параграфов и правил,

Везде дыханьем Родины храним,

Не он ли в старом Марбурге заставил

Немецких буршей трепетать пред ним?

  1. Не он ли дал Российской музе крылья,

Нашёл слова, звучащие, как медь!

Доколе ж иноземное засилье

Придётся в Академии терпеть?

  1. В неё вошёл, достойный славы россов,

Как беломорский ветер молодой.

Крестьянский сын Михайло Ломоносов,

Родившийся под северной звездой.

   Вступительное слово ведущего:

          19 ноября 2011 года мы отметили 300-летие со дня рождения удивительного человека и учёного М. В. Ломоносова. Не хватает слов, чтобы охарактеризовать его уникальность и гениаль

ность; восхищения его величайшим открытиям, опережающих науку на сто лет. И сегодняшнее наше интегрированное мероприятие посвящено этому великому учёному и одному из его открытий – закону сохранения массы веществ.

 

   Продолжает ученик в образе М. В. Ломоносова:

Науки юношей питают,

Отраду старцам подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странах не помеха…

   Продолжает ведущий:

Наше мероприятие – конкурс. Конкурс и для команд и для болельщиков, которые своими ответа ми будут помогать командам. И так команды в сборе, жюри на месте, болельщики волнуются… Вот с них и начнём.

   Конкурс-разминка для болельщиков:

1. Где родился Михайло Ломоносов?

          дер. Мишанинская Холмогорского уезда Архангельской губернии. 

2. Куда удалось поступить учится, этому талантливому крестьянскому сыну  в Москве?

В Славянско-греко-латинскую академию.

3. Назовите науки, в которых М. В. Ломоносов совершил открытия?

Физика, химия, математика, астрономия, геология и минералогия,

 география, история литература и языкознание, изобразительное искусство.

4. Основатель, какого учебного заведения является М. В. Ломоносов?

   Московского университета. 1января 1755 году – учреждение Университета в Москве;

25 января 1755 году – подписан «Указ об учреждении в Москве университета».

5. Какой научный труд М. В. Ломоносова объединяет математику и химию?

«Математическая химия».

6. Назовите изобретение М. В. Ломоносова, предшественницы современных приборов для ночных

    наблюдений.

«Ночезрительная труба».

      Продолжает ведущий:

   Думаю, команды уже морально и интеллектуально подготовились к своим испытанием, предоставим им слово.    

           

  1. Представление команд: костюмы, название, девиз и эмблема.

Представление команд жюри оценивает по пятибалльной системе.

   Жюри подводит итоги конкурса болельщиков: один правильный ответ – один балл ( иск лючение вопрос «3»: каждая наука – балл) и представление команд. Оглашаются итоги. И далее продолжает ведущий:

   И так мы увидели лицо каждой команды, а теперь уважаемые болельщики ваш выбор: какой команде вы отдадите свои баллы?

   Жюри подсчитывают баллы вновь и озвучивают сумму баллов каждой команды. Продолжает ведущий:

   Основным законом в химии, открытый М. В. Ломоносовым, является закон сохранение массы вещества. О нём и пойдет речь.

2. Экспериментальное подтверждение и математическое обоснование:

часть I:

   учитель химии проводит химический эксперимент в специализированном приборе:

NaOH + HNO3  =  NaNO3 + H2O.

                                                           40     +     63          85     +     18

                                                                  103           =            103

Весы в равновесии. Затем учитель математики предлагает обосновать закон математически

  члены команд подсчитывают молекулярную массу веществ и устанавливают равенство.

Закон подтверждён и математически обоснован.

Балл получает та команда, которая первая и  правильно выполнила расчёты.

часть II:

учитель химии проводит второй эксперимент:

Na2SO4 + Ba(NO3)2  =  BaSO4 + NaNO3.

                                                       142    +    261                 233   +    85

                                                               403                                 318

Учитель математики предлагает командам математически обосновать.

Весы в равновесии, но равенства математического нет!!!

Команды устанавливают причину и её устраняют.

В случае затруднения помогают болельщики.

Ошибка устранена.

Балл получает команда первая математически обосновавшая опыт и устранившая ошибку.

часть III:

учитель химии выполняет третий химический эксперимент ( при открытом приборе):

CaCO3 + H2SO4  =  CaSO4 + H2CO3

                                                          100   +    98              136   +     62

                                                                  198            =            198

Учитель математики предлагает математически обосновать выполненный эксперимент.

Математически эксперимент обоснован, а равенство весов нарушено.

Команды устанавливают причину противоречия.

В случае затруднения помогают болельщики.

Балл получает команда первая, подсчитавшая массы и установившая причину экспериментального нарушения.

   Жюри подсчитывает количество баллов за данную часть конкурса, а в это время вновь проводится конкурс с болельщиками:

1. Когда был открыт закон М. В. Ломоносовым?

1748 году.

2. Его современная формулировка?

Масса веществ, вступивших в реакцию равна

массе веществ образовавшихся в результате неё.

 

 3. А как звучит историческая формулировка?

Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния,

что сколько чего у одного тела отнимется,

 столько присовокупится к другому. Так, ежели где убудет несколько

материи, то умножится в другом месте.

4. В чем состоит значение этого закона?

Составление уравнений химических реакций.

Каждый правильный ответ на вопрос: «1» и «2» – один балл, «3» - 5 баллов, «4» - 3 балла.

Болельщики своими баллами помогают командам.

Жюри суммируют баллы и называют команду победительницу.

Ведущие ещё раз отмечают важность проведённого мероприятия, которое заканчивается выступлением ученика в образе М. В. Ломоносова:

О вы которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены,

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

 

 

Рефлексия:

 ведущий интересуется:                                              

  • понравилось ли школьникам мероприятие;
  • что нового они узнали;
  • какое значение на их взгляд имеют подобные мероприятия,
  • чему они научились в ходе проведённого мероприятия.

  1. Куда бежать от сплетен и доносов!

            В просторных залах смрадно, как в аду!

            И вот опять Михайло Ломоносов

            Шумит в академическом саду.

____________________________________________________________________________________

  1. Строптивый сын архангельских поморов,

Прямой, как ветер северной реки,

Он сохранил неукротимый норов

 И песни, что певали рыбаки.

____________________________________________________________________________________

  1. Не он ли в школе Заиконоспасской

Одной латынью голод утолял,

Молокососов укрощал указкой

И смёткою монахов удивлял?

____________________________________________________________________________________

  1. Поднявшись вне параграфов и правил,

Везде дыханьем Родины храним,

Не он ли в старом Марбурге заставил

Немецких буршей трепетать пред ним?

____________________________________________________________________________________

  1. Не он ли дал Российской музе крылья,

Нашёл слова, звучащие, как медь!

Доколе ж иноземное засилье

Придётся в Академии терпеть?

____________________________________________________________________________________

  1. В неё вошёл, достойный славы россов,

Как беломорский ветер молодой.

Крестьянский сын Михайло Ломоносов,

Родившийся под северной звездой.

____________________________________________________________________________________

М. В. Ломоносов:

Начало:

Науки юношей питают,

Отраду старцам подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странах не помеха…

Завершение мероприятия:

О вы которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены,

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок, посвященный А.С. Пушкину (английский язык+ литература).

Нельзя воспитывать толерантное отношение к чужой цивилизации, культуре, национальным традициям, обычаям, если отсутствует уважение к своей собственной культуре, к своей стране.  Известно, что каж...

Внеклассное интегрированное мероприятие посвященное дню родного языка.

Мероприятие содержит сценарий праздника родного языка с большим объемом детского фольклора как английского так и русского и татарского народов. Также вы найдете татарские пословицы о родном язык...

Внеклассное интегрированное мероприятия, посвященное 70- летию образования Приморского края "Милый сердцу край - Приморье!"

       Данная  работа  посвящена  75- летию образования Приморского края. В  работе  представлены: история образования Приморского края,г. Уссурийск...

Интегрированное занятие, посвященное дню космонавтики «Космическое путешествие»

Конспект можно использовать как развлечение или праздник...

Интегрированное мероприятие посвященное 100-летнему юбилею Л.Н.Гумилева.

Методический замысел интегрированного мероприятия (литература, история, география), посвященного 100-летнему юбилею Л.Н.Гумилева, проводится в форме урока-воспоминания. ...

Сценарий выступления на конкурсе, посвященном юбилею Великой победы, победитель муниципального конкурса "Радуга" в 2015-2016 учебном году, г.Одинцово

Сценка о войне на английском языке "Из будущего в прошлое", соавторы и исполнители - учащиеся 6 класса;Песня про войну на английском языке "Алеша", соавторы и исполнители - учащиеся 8 класса, ссылка н...