От зёрнышка к караваю
методическая разработка по теме

Трофимова Любовь Александровна

Цели:

  • Расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;
  • воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, показать весь путь, который проделывает хлеб, прежде чем попасть на стол.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_zyornyshka_k_karavayu.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  • Расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;
  • воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, показать весь путь, который проделывает хлеб, прежде чем попасть на стол.

Русская изба в углу большая матрёшка, голос за сценой

Каждый день ты просыпаешься, умываешься и садишься за стол завтракать. Уж завтракать ты сел наверняка, без этого не один день не проходит и что бы тебе не дали на завтрак: картошку, яичницу или кофе с молоком, на столе обязательно будет хлеб. Чёрный или белый.

Хлеб в России пекли с куполами,

Чтоб хватило, как неба, на всех За широкими в доме столами Крошку бросить считали за грех.

Из - за матрешки выходят две сказочницы:

С чего начать наше путешествие, и так станция «Легенд»

Здравствуйте, дорогие гости! Приглашаем вас принять участие в заочном путешествии. Отправимся мы в путешествие не ради развлечения, а для того, что бы убедить всех ребят в том, что к хлебу надо относиться бережно. Наше путешествие пройдёт под девизом «От зёрнышка к караваю».

(показать зёрна, пересыпать с руки на руку, изображение на экране)

Об этих зёрнах до наших дней дошла легенда, которая гласит, что в стародавние времена они были пищей богов, люди о них не знали. И вот однажды храбрый юноша забрался на небо, и увидел эти диковинные зерна, рассыпанные для просушки. Юноша хотел взять с собой на землю одну горсть, но ангелы сторожившие небо, не позволили «Это пища Богов» сказали они.

Но храбрый юноша перехитрил стражей, он потоптался босыми ногами по рассыпанным зёрнам. Ангелы пропустили его на землю, ведь руки юноши были

пусты. Вернувшись на землю юноша собрал с босых ступней налипшие зерна. Так люди обрели пищу богов, (дать детям попробовать зерно на вкус)

Мучнистые зерна не очень вкусны,

Сырыми их кушать не очень приятно,

Но в зимнее время очень нужны

И людям все это было понятно.

И первоначально человек готовил себе из хлебных зерен кашу, для чего зерна толклись в деревянной ступке.

Однажды древняя женщина случайно пролила густую похлёбку на раскалённые камни. Ей жаль было пропавшей муки, подхватила она испёкшийся кругляшок, и хотела бросить в сторону, но передумала. От него так соблазнительно пахло. Попробовала. Вкусно! Это и был первый хлеб, который тогда еще не имел названия.

И так следующая станция «Горячий хлеб»

Выбегают хлебушки.

Хлеб1. Вы знаете что народ о вас говорит?

Хлеб2. Комковато, ноздревато, и горбато, и кисло, и пресно и легко, и мягко, и бело, и всем людям мило.

Хлеб 1. А, так ты белый каравай

Хлеб 2. На чужой каравай, рот не разевай!

Хлеб 3. Я по амбару метён, по сусекам скребен, на сметане мяшон, в печку ставлен, на окошке стужон.

Хлеб 1. Кто это ребята? Да, правильно, это колобок, от старухи убёг.

Хлеб 4. Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился.

А когда обмолотили,

Я в зерно вдруг превратился.

Из зерна в муку и тесто,

Рядом с углем занял место.

Уголь красен и горяч.

Потому - то я калач.

Хлеб 1. Ах, так ты калач, сквозь тебя бросают мяч.        

Появляется колосок.

Здравствуйте ребята, вырос я в поле пришёл к вам в гости.        

Сказочница: Лучше б вы не поленились, колоску то поклонились.

Хлебушки хором. И усат, и богач, он и крендель и калач. Он и сдобный, он и постный, он сегодня на земле завтра будет на столе.

Выходит Пашня.

Пашня. Здравствуйте, я Пашня на которой растут хлебные колосья.

Хлеб 1. Лучше б ты не поленился, доброй Пашне поклонился.

Колосок кланяется.

Колосок. Кланяюсь тебе я Пашня за горячий хлеб домашний.

Выходит солнце.

Солнце. Здравствуйте. А я солнышко красное. Я всю землю согреваю, урожаю помогаю.

Хлеб 1. Лучше б ты не поленилась, солнцу в небе поклонилось.

Пашня кланяется Солнцу.

Пашня. Солнце, солнце в небе синем за горячий хлеб спасибо.

Входит Хлебороб.

Хлебороб. Здравствуйте ребята. Я Хлебороб тружусь в поле круглый год, чтобы у вас на столе всегда был мягкий, тёплый , душистый хлеб.

Хлеб 1. Лучше б ты не поленилось, Хлеборобу поклонимлось.

Солнце с поклоном: с радостью я наблюдаю, как растёт твой дивный хлеб. Для уборки урожая на поля ты выезжаешь - улыбаюсь я тебе.

Песня.

Станция «Игровая».

Ребятам предлагается вспомнить пословицы о хлебе, за ответ медаль, (сушка на веревочке)

  1. Будет хлеб, будет песня.
  2. Хлеб - всему голова.
  3. Хлебушко - всему свету дедушко.
  4. Плох обед, когда хлеба нет.
  5. У кого хлебушко, у того и счастье.
  6. Хлеб от земли, сила от хлеба.

Рассказ ребят об экскурсии в колхоз и пекарню.

Сопровождающийся фотографиями на экране.

Загадки о том без чего хлеба не испечёшь.

  1. В воде родиться, а воды боится. (Соль)
  2. Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, и бегу, и стеклянной стать могу, (вода)
  3. Я бел, как снег, в чести у всех, и нравлюсь я вам во вред зубам, (сахар)
  4. Бела белена по полю гуляла, домой пришла, на сусек легла. (Мука)
  5. Жидкое, а не вода, сладкое , а не мёд от бурёнушки берут, деточкам дают (Молоко)
  6. В воду упала и пропала (соль)
  7. Горячая старушка на одном месте стоит, из ула в угол не переставишь (пёчь)
  8. На что похожа половинка лепешки (на другую половинку лепешки)

Показать детям зерно, муку, тесто и хлеб.

Колосок: Он не падает нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десяток рук.

Хлеб1. Прежде чем из семян будет получено зерно, надо, землю подкормить удобрениями, вспахать, пробороновать, затем засеять зерном с помощью трактора. После посева надо постоянно подкармливать и бороться с сорняками.

Хлеб 2. Но выращенные в поле колосья - это еще не хлеб. Их надо сжать, а труд этот очень тяжелый, на полях разворачивается настоящая битва - жатва.

Хлеб 3. Затем зерно обмолачивают, просевают, сортируют, просушивают и перевозят на зерносклады. Из зерноскладов на мельницу, где его превращают в муку. Из муки готовят тесто и выпекают хлеб.

Сказочница: Видите, на столько труден и долог путь хлеба к нашему столу. И, наверное самое трудное - искусство быть хлеборобом. Хлеборобы с осени до весны хранят в закромах зерно, чтобы снова засеять пашню, а затем вместе с ним пройти трудный путь рождения хлеба.

И так мы прибыли на станцию «Бережливых»,

Сказочница: Я расскажу вам сказку о девочке которая наступила на хлеб. Жила на свете девочка по имени Маша. Была она прехорошенькая, но гордая, и жестокая. Однажды мать Маши испекла большой хлеб и сказала, доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке. Маша одела свое самое красивое платье, нарядные башмачки. И отправилась в путь.

Дорога проходила через болото. Жалко стало Маше своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, что бы перейти через лужу. Но едва она наступила на хлеб, как хлеб вместе с ней стал стремительно погружаться в болото.

И оказалась Маша в зловонном подземелье у ядовитой старухи Болотницы.

Однажды горячая слеза упала на голову Маши. «Ах, Маша, Маша гордость погубила тебя, гордость до добра не доводит» Это плакала мама Маши. «Какой толк, что - мать хнычет обо мне», - подумала Маша, и душа её становилась все грубее.

Однажды эту песню услышала маленькая девочка «Бедная, бедная Маша», заплакала девочка. «Как бы я хотела, что бы она попросила прощения и ей позволили вернуться на Землю!» эти слова дошли до сердца Маши впервые она оглянулась на свою не долгую жизнь и зашлась слезами раскаивания. В тот же миг луч проник в зловонное подземелье, и Маша Маленькой птичкой вылетела на волю. Маленькая птичка отыскивала на дороге зернышки и крошки. Но сама она едала только одно зернышко в день, а все остальное она отдавала другим птичкам. За зиму птичка собрала и раздала столько зерен и крошек, что вместе они составили целый хлеб. И когда была найдена и отдана последняя крошка, маленькая птичка превратилась в Машу.

Маша вернулась домой.

Сказочница: Что помогло Маше вернуться домой? Какое качество характера

победило зло.

Дети отвечаю.

Хлеб 1. Мне больно когда случается вижу, что хлеб недоеден и брошен бесстыже.

Хлеб 2. Эй, ты, попирающий корку ногою, ты топчешь достоинство наше людское.

Хлеб 3. Ты мать оскорбил, ты обиду нанес Земле, на которой родился и рос.

Сказочница. Дети помните всегда, что хлеб - труд человеческий, надежда на будущее, мерка, по которой будет измеряется совесть ваша.

Знаете почему старые люди знают цену каждой крошки хлеба потому, что они помнят блокадный Ленинград, в котором в годы войны выдавали в день по 125 грамм хлеба. (показать блокадную пайку хлеба). Не зря говорят, что хлеб всему голова, плох обед когда хлеба нет. Хлеб от Земли, сила от хлеба.

Появляется Сластёна.

Я - Сластёна! Я - Сластёна!

Очень сладкое люблю!

Мне не надо каш и макаронов

Хлеба тоже не хочу!

Хочу халвы!

Хочу пирожных!

Хочу мороженного! Хочу конфет!

Хочу, хочу, хочу!

Подумаешь, - хлеб!

Сказочница Может быть кто нибудь тоже думает «Подумаешь хлеб!» вот шоколад, мороженное, - другое дело!» так? Так, да не так!

Хлеб1. Ребята мы провели опыт. Целый день т.е. на завтраки, обеде и ужине мы не ели хлеб. И знаете какой он вкусный был на втором ужине. Хлеб -никакие сладости не заменят.

Сластёна. Хлеб...наскучит ли он? Никогда! Без него обойтись и не пробуй, без него человеку беда!

Сказочница. На станции «Бережливых» вы никогда не увидите брошенного куска хлеба.

Сказочница. А знаете ли вы сколько зерен нужно для выпечки одного батона?

Показать батон и зерна.

Из одного зернышка получается 20 гр. муки, а для выпечки одного батона надо вырастить 10 тыс. зерен.

Почему же хлеб бывает чёрный и белый? Кто знает Белый хлеб пекут из пшеницы (показать зерна и колосья пшеницы).

Чёрный из ржи или как еще называют жито, значит жизнь.

(показать зерна и колосья ржи)

Есть пословица о ржаном хлебе «Хлебушко ржаной - батюшка родной»

Сказочница . Хочется сказать, слава тем рукам все что пахнут хлебом.

Игра подберите родственные слова. 

Ребята, а какие вы знаете ещё хлебные изделия блины, плюшки, печенье, пироги, баранки, пряники.

  1. назовите хлеб ласково (хлебушек)
  2. вкусный квас из хлеба (хлебный квас)
  3. посуда для хлеба (Хлебница)
  4. человек который печет хлеб (хлебопёк)
  5. человек, - который выращивает хлеб (хлебороб)
  6. завод где выпекают хлеб(хлебозавод)
  7. какой по вкусу хлеб (пахучий, душистый, ароматный, вкусный, сладкий, свежий, мягкий, пышный.)

Сказочница. Хлебом - солью встречали гостей, жениха с невестой на пороге дома.

Женщин которые подносили гостям хлеб, на Руси называли караванщиками. Название каравай происходит от слова круг.

Сказочница. И кланяются караваю люди и ломтики уносят от него.

(выносятся каравай на наручнике. хоровод каравай «Каравай»)

Танец.

Всех приглашаются к столу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Цена хлеба» (по рассказам В.А.Солоухина «Каравай заварного хлеба» и «Мошенники»)

  Через собственную взволнованную память приходит каждый из нас к пониманию непреходящей ценности простого куска хлеба. И дорог он не только как продукт питания. Он дорог как символ челов...

ФОЛЬКЛОРНО-ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ"КАРАВАЙ."

                                                      ...

Кубанский каравай

Дидактический материал  к разделу «Кулинария» (7 класс) включает в себя обучающие текстовые и демонстративные материалы. Хотя данная тема представлена в учебнике, но являясь значительной и обширн...

Урок обобщения по биологии в 7 классе на тему: « Семейство злаки - дар маленького зёрнышка»

Урок обобщения по биологии  в 7 классе на тему: « Семейство злаки - дар маленького зёрнышка»...

"Джек и бобовое зёрнышко." - краткий пересказ на английском языке от первого лица.

Данный материал создан на основе книги для чтения "Джек и бобовое зёрнышко" к УМК серии "Английский в фокусе" для 5-го класса авторов Вирджиния Эванс, Джени Дули и др. Творческая р...

Урок литературы "Г.В. Черноголовина. «Сказка об одном зёрнышке» Сказочное и реальное в сказке"

Учащиеся  на уроке  развивали  навыки коммуникации и рефлексии, творческого и критического мышления через работу с текстом произведения. Оформляли  анализ сказки в виде «...

Проект "Большой мир в маленьком зёрнышке"

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами…. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой....