"Прелесть русского фольклора"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Конева Инга Николаевна

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Прелесть русского фольклора"37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа   об  устном  народном  творчестве.

Тема: «Прелесть  русского фольклора»

 

Цель: заинтересовать  ребят  историей  их прекрасной Родины;

           знакомство  с  огромным  миром  русской  истории.

Оборудование:  иллюстрации к сказкам, книги – сказки, сборник  русских

                           песен, цитаты русских  писателей, поговорки,  пословицы.

  «Что за  роскошь,  что за  смысл  в  каждой  поговорке  нашей. Что за  золото!»    (А.С.Пушкин)

   

«Народные  пословицы  и  поговорки… служат отражением  народного ума,  характера,  верований,  воззрений  на природу»   (Н.А.Добролюбов)

Ход занятия.

-Дорогие друзья, предметом  нашей  сегодняшней  беседы  будет  русский фольклор,  его виды, разнообразие. Разумеется, в течение часа мы можем  только едва  прикоснуться к русскому  фольклорному творчеству, но во  многих из вас появится  желание  узнать побольше об  этом  удивительном  и  прекрасном  творческом  жанре…

 

- И тема нашего занятия « Прелесть  русского фольклора»

-Скажите, пожалуйста, ребята, а какие жанры  фольклора вам  известны?

(былины, сказки, прибаутки, игры, гадания, легенды,  песни, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки)

 (ответы детей)

- Да ребята и мы с вами  поговорим  о пословицах, поговорках, загадках, скороговорках.

- Об этом написал Влад. Иван. Даль. – глубочайший знаток и ценитель  русского языка,  собравший  и издавший  целых два тома русских  пословиц  и  поговорок:

«Пословица – коротенькая притча; Это - суждение, приговор, поучение.

  При  таком понятии о пословице мы должны согласиться, что она не сочиняется, а вынуждается силою обстоятельств, как  крик или возглас, невольно сорвавшийся с души…»

  Замечательно  сказано, точно и очень образно, не так ли?

Лучше, кажется, и не скажешь.

 

   А знаете ли вы, друзья, что есть  много пословиц про сами  пословицы? Вот, послушайте:

«Пословица – всем делам помощница»

«Без пословицы не проживешь»

«Русская  пословица ко всему  пригодится»

 

-А теперь давайте  немного поиграем. Я буду  начинать  пословицу, а вы попробуйте ее закончить:

 

Повторение…..(мать ученья)

Любишь кататься….(люби и саночки возить)

Сделал дело….(гуляй  смело)

Большому кораблю….(большое плаванье)

Делу время …….(потехе час)

Кто много говорит…..(тот мало делает)

Кто  хочет много знать, тому надо….(меньше спать).

Молодцы, а теперь – другая игра. Я вам прочту  пословицу, которая в тоже время будет и загадкой, а вы скажете, о каком  человеке в ней идет речь, какие недостатки характера критикуются.

Язык  без костей – что хочет, то и лопочет. (Болтовня)

Ел да устал, спал да намаялся. (Лень)

Подал руку, да подставил  ногу. (Двуличие)

Мое горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне. (Эгоизм).

 

-А теперь вопросы  на смекалку и знание крылатых выражений:

В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (Делать из мухи слона)

Какой птичкой называется слово, которое, если вылетит – не поймаешь?

(Слово не воробей, вылетит – не поймаешь)

Каких желтеньких пушистеньких птенчиков считают исключительно после летних каникул? (Цыплят по осени считают).

 

     Ну, раз уж мы начали разгадывать, то давайте вспомним и о русских загадках. Многие из них сочетают свойства и пословицы, и загадки. «Ничего не болит, а все стонет»,- это говорится о притворщике или попрошайке.

 Но мы сейчас попытаемся угадать веселые загадки. Ну-ка, посмотрим, кто из вас самый сообразительный! Итак, начали!

Меж двух светил                             У двух  матерей

Я в горнице один?                           По пяти сыновей,

(Нос между глаз).                             Одно имя всем!   (Пальцы)

Стоят два кола,                                Черненькая собачка

На кольях  бочка,                             Свернувшись, лежит

На бочке кочка,                                Не лает, не кусает  

А на кочке дремучий лес.               А в дом не пускает

 (Человек)                                              (Замок).

В брюхе – баня,                            Одну меня не едят,

В носу – решето,                          А без меня мало съедят.

На голове – пупок,                              (Соль)

Всего одна рука,

И та – на спине.

   (Чайник)

- С загадками у нас все хорошо, а теперь задание по труднее. Проверим, как у вас языки подвешены.…Помогут нам в этом скороговорки – это тоже часть русского фольклора – важная и веселая.

  Сначала произносим скороговорки медленно и отчетливо, потом постепенно ускоряем до максимального темпа. Главное – научиться  произносить скороговорку на одном дыхании. Начали:

Уголек в  уголок отнеси,             У Бори винт.

Уголек в уголке погаси.              У Вити бинт.

Испугался громко Рома,             Проворонила ворона вороненка.

Заревел он громче грома.

От такого рева гром                    Волки рыщут, пищу ищут.                  

Притаился за бугром.

Ну, молодцы, вы меня сегодня порадовали. Это очень важно – понимать фольклорное своеобразие родной страны, прелесть ее  обычаев, порядков, языка. Невозможно жить в родной  стране и не петь ее песен, не читать ее сказок, не любить родного языка, носителя русской  культуры. В дальнейших наших встречах мы  продолжим знакомство с великим и могучим русским языком, нашей народной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показательный (открытый) урок в 5 классе по разделу «Богатство русского фольклора и виды фольклорных жанров»

Обобщение и систематизация знаний учащихся по вышеуказанному разделуРазвитие навыков монологической речи учащихся, актёрского мастерства, свободного владения теоретическим материаломВоспитать у ...

Русский фольклор

Презентация создавалась для урока краеведения в 5 классе. Может быть использована на уроках литературы в 5 классе или уроках литературного чтения в начальной школе....

Викторина к уроку "Русский фольклор", 5 класс

материалы помогут разнообразить уроки,посвященные русскому фольклору...

Русский фольклор. Русские народные песни, хороводы, плясовые наигрыши, игры.

Открытый урок во 2 классе по теме: Фольклор. На уроке дети узнают  как зародилась русская народная песня, жанры народной музыки. Будут слушать народную музыку, исполнять ее, петь, танцевать, игра...

Конспект урока. Былина как жанр русского фольклора. «Вольга и Микула Селянинович» как отражение нравственных идеалов русского народа.

Былина – это песня о том, что было, что имело место в жизни. Былины – «старины», то есть песни о старине.Все былины можно разделить на две большие категории: героические или богатырские (былины о патр...

Русский фольклор. Малые жанры фольклора

Русский фольклор. Малые жанры фольклора. 5 класс...