внеклассное мероприятие по литературе: "Мертвые умели побеждать.Живые обязаны помнить."
классный час (6 класс) на тему

Афонина Галина  Игоревна

По книге Бориса Полевого " Повесть о настоящем человеке".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx223.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 12»

Открытое внеклассное мероприятие по литературе,

посвященное Дню Победы.

Мертвые умели побеждать.

Живые обязаны помнить.

( по  повести Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем  человеке»)

http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/751/750433/750433_html_mf0ecedd.png

Автор: Афонина Галина Игоревна – учитель русского языка и литературы

Класс: 6Б   

Цели:

Образовательные:

  • способствовать  эмоциональному восприятию  художественного текста;
  • формировать навыки самостоятельной работы через обобщение, закрепление и систематизацию знаний;
  • совершенствовать память, выразительность речи учащихся, 
  • формировать  умение анализировать художественный текст произведения; 
  • пробуждать у учащихся желание  читать.     

Развивающие:

  • развивать эмоциональную отзывчивость учащихся, умение сопереживать чувствам, настроениям, переданными авторами в слове, в музыке или живописи.
  • развивать речь – усиление коммуникативных свойств речи, овладение художественными образами, выразительными средствами языка;

Воспитательные:

  • воспитание гражданских, патриотических и высокохудожественных вкусов через литературные произведения;
  • воспитание уважения учащихся к истории и культуре России.
  • формировать высоконравственные  духовные ценности посредством личного участия на данном занятии.
  • на примере повести раскрыть  учащимся духовную красоту  и величие, силу духа русского человека, мужество и стойкость защитников Отечества  в годы Великой Отечественной войны;
  • вызвать душевный протест против жестокости и бесчеловечности, которые  несет с собою война.

2. Задачи мероприятия:

Формирование представления о воинском долге и верности Отечеству;

Формирование опыта нравственного поведения личности;

      Эмоциональное стимулирование патриотических чувств учащихся через приобщение к воинским традициям.

    Планируемые результаты:

Предметные:

Знать. Знакомство с биографией писателя Бориса Полевого,

с произведением «Повесть о настоящем человеке»,

развивать умение анализировать художественное произведение.

 Уметь. выразительно читать стихотворения наизусть, анализировать текст, совершенствовать навыки анализа художественного произведения.

Личностные: культурное общение и поведение на занятии, чувство уверенности в себе, ответственность за совершаемые действия; уважительное отношение к окружающим, креативность.

Метапредметные:

Связь с русским языком (навыки правильного произношения, культура речи).

Связь с историей (умение работать с историческим материалом, знать факты, знать ключевые моменты истории, уметь систематизировать знания, использовать их на практике).

Связь с изобразительным искусством (Творчество Н. Н. Жукова).

УУД:

Личностные: интерес к литературе, нравственно-этическое оценивание произведения.

Регулятивные: уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.

Коммуникативные: общение со взрослыми и сверстниками, владение определенными вербальными и невербальными средствами общения, приемлемое отношение к процессу сотрудничества, ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника.

Познавательные: формирование и развитие  познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих способностей, учиться  вдумчивому чтенияю художественных и познавательных текстов, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование

   

3.Методические приёмы:  1. все учащиеся поделены на творческие группы по интересам и получили  поисковые задания :

 группа «Историки»  - нахождение и  оформление  материала  о А. Маресьеве;

группа « Краеведы» - материал об И.А. Леонове и Ж.Г. Летохо;

группа « Литературоведы» - материал о Б.Н. Полевом;

группа «Библиографы» - материал о создании  повести Б. Полевого

группа  оформителей  -  оформление  кабинета;

группа чтецов

2. Все уч-ся  должны прочитать повесть Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» и предложить свои вопросы для  анализа произведения.

3. Чтение отрывков, пересказ, инсценировка , составление вопросов, анализ  эпизодов и др.

Оборудование:

Кабинет оформлен плакатами времен Великой Отечественной войны, портреты Б. Полевого, А. Маресьева; выставка книг автора; рисунки учащихся на тему Великой Отечественной войны,  георгиевские ленточки;

мультимедийный компьютер, экран, презентации, видеоролики, фрагменты худож. фильма «Повесть о настоящем человеке», текст книги Б. Полевого на каждой парте.

Оформление   доски:

Центральная доска:

Мертвые   слышат, когда

О них  говорят потомки.

Слева:

Война- горе без берегов…

          Нет! Об этом нельзя словами…

Тут надо рыдать! Рычать!

                                      И. Сельвинский

Справа:

Именем

                      Сердца,

Именем

                    Жизни

      Повторяю:

          Вечная

        Слава

            Героям!

                                                                                  Р. Рождественский

Ход мероприятия:

(Выходит  группа детей в парадных школьных формах с георгиевскими ленточками на груди)

1.Война – жесточе нету слова,

Война - страшнее нету слова,

Война – святее нету слова.

2. Я это видел. Стихотворение Игоря Сельвинского.

3. Война- горе – без берегов.

Нет!.. Об этом нельзя словами.

Тут надо рыдать! Рычать!

4.Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

             5.Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

1.Не я – в крови, полуживой,

Растерзан и раздет –

Молчал на пытках Кошевой

В свои шестнадцать лет.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

2.Знаю:

Солнце

В пустые глазницы не брызнет!

Знаю:

Песня

Тяжелых могил  не откроет!

Но от имени

Сердца,

От имени

Жизни

Повторяю:

Вечная

Слава

Героям!

( Все вместе):

Поэтому мы обязаны помнить.

Поэтому мы будем помнить.

Этого нельзя забыть и простить.

( уходят и садятся  за парты)

Учитель:

Сегодня  в канун Великой Победы мы снова будем говорить о тех, кто ценой своей жизни защитил всех нас и спас мир и землю от разрушения и смерти, кто выстоял и победил, кто оказался сильнее смерти.

И один из  них – рядовой Великой Победы – Алексей Маресьев.

О подвиге этого человека нам рассказал писатель Б.Н. Полевой, который, находясь на заседаниях  Международного Военного трибунала в Нюрнберге, слушая достоверные факты о  фашистских злодеяниях, вдруг вспомнил об Алексее Маресьеве, вся жизнь которого была похожа на подвиг во имя жизни.

(Выходят  2 уч-ся в солдатской гимнастерке и1в форме военного корреспондента)

1. Солдат:

               -Пиши!

                Ты все видел сам! Пиши!

Корреспондент:

                 -Друзья мои, где вы? А я?

2 Солдат:

- Пиши о нас! Труби!..

Корреспондент:

 - Я не смогу!

1 Солдат:

 -Ты сможешь!

Корреспондент:

- Слов не знаю…

2 Солдат:

- Я дам слова! Пиши!

Корреспондент:

                       - И я молчать уже не вправе.

                         Порученные мне горят слова.

 - Пиши!- диктуют мне они.

                         И вот уже сквозная летит строка…

 1Солдат:

                         Нам не дано спокойно сгнить в могиле-

                         Лежим на вытяжку, и, приоткрыв гробы,-

                         Мы слышим гром предутренней пальбы,

                         Призыв охрипшей полковой трубы

С больших дорог, которыми ходили.

2 Солдат:

                         Мы все уставы знаем наизусть.

                         Что гибель нам. Мы даже смерти выше.

                          В могилах мы построились в отряд

                          И ждем приказа нового. И пусть не думают,

                          Что мертвые не слышат,

                          Когда о них потомки говорят.

Солдаты (вместе):

                          Мертвые слышат, когда о них потомки говорят. ( Уходят)

Корреспондент (он  Б. Полевой): Я выполню ваш наказ и расскажу всю правду о той войне.   Группа  «Историков»

((Рассказ о Маресьеве) видеоролик:  «Маресьев Алексей Петрович»

(Алексей Петрович Маресьев. О нем еще при жизни была написана книга «Повесть о настоящем человеке», был снят фильм, и даже поставлена опера на сцене Большого театра в Москве.
Он стал легендой при жизни, гордостью страны, символом героического военного времени.
Алексею было 3 года, когда умер отец. Они остались вчетвером: трое братишек и мать, работавшая уборщицей на заводе в городе Камышине Волгоградской области. Рос Алексей слабеньким и болезненным. А он мечтал стать летчиком, Но медицинская комиссия в Камышине «приговорила»: «К летной службе не пригоден!» Алексей поехал в Сталинград, но и там врачи его не допустили к лётному делу. Тогда он поехал на Амур строить город Комсомольск-на-Амуре. Работал лесорубом, строителем. Очень окреп. Ни одного приступа малярии или ревматизма. Создали аэроклуб. Летал на самолете «У-2». В 1937 году был призван в армию. Служил механиком в 12-м погранотряде. Алексей возмущался: в аэроклубе летал, а здесь не дают. Стал проситься, чтобы направили учиться в летное училище в Чите. Прошел медкомиссию и, наконец, стал летать. Длинный путь через тернии!
Зная, как он добивался, чтобы стать летчиком, как проходил этот путь, можно понять, почему он сумел преодолеть в будущем нечеловеческие трудности, выпавшие на его долю.

В июне 1943 года Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя FW-190.
24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
Позже воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. Всего совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов противника. В июне 1944 года гвардии майор Маресьев становится инспектором-летчиком Управления высших учебных заведений ВВС.
В июле 1946 года Маресьев с почетом уволен из состава ВВС.
Полковник в отставке А. П. Маресьев награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, Красной Звезды, Знак Почета, «За заслуги перед Отечеством» 3 степени, медалями, иностранными орденами. Был почетным солдатом воинской части, почетным гражданином городов Комсомольск-на-Амуре, Камышин, Орел. Его именем названы малая планета Солнечной системы, общественный фонд, молодежные патриотические клубы.
В 1948 году по книге «Повесть о настоящем человеке» на Мосфильме режиссером Александром Столпером снят одноименный кинофильм. Маресьеву даже предложили самому играть главную роль, но он отказался, и эту роль исполнил профессиональный актер Павел Кадочников.
18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, по за час до начала у Алексея Петровича случился сердечный приступ. Его доставили в реанимацию одной из московских клиник, где он скончался, не приходя в сознание. Торжественный вечер все же состоялся, но начался он с минуты молчания...)

Учитель:

               А что вы знаете о самом  Борисе Николаевиче Полевом?

 Группа «Литературоведов»

   ( презентация «Б.Н. Полевой»)

(Борис Николаевич Полевой (настоящая фамилия Кампов) родился 17 марта 1908 года в Москве. Отец его, Николай Петрович Кампов, был человек образованный.  У него была очень хорошая библиотека. В ней были собраны все лучшие русские и зарубежные классики.
Мать, Лидия Владимировна, окончила Высшие женские курсы и работала врачом. В 1913 году семья переехала в Тверь, где и прошло детство Бориса Полевого. Домашнее хозяйство вела бабушка — человек добрый, но очень волевой, которую побаивались и уважали не только родственники, но и все мальчики во дворе. Под бдительным надзором бабушки книжками из отцовской библиотеки пользовался не только Борис, но и его друзья.
Вторым после книг детским увлечением стала природа. Уже в 4-м классе Борис стал руководителем кружка юных натуралистов. Дома у них постоянно гостила какая-нибудь живность — то сокол, неведомо как залетевший во двор фабрики и поломавший крыло о провода, то галчонок, выпавший из гнезда и вырванный из лап кошки, то беспокойное семейство ежей, изгрызшее в доме всю обувь, то здоровенный уж, который жил между двойными рамами и собирал под окном толпы любопытных...
Тяга к журналистике появилась у Бориса очень рано. В школе выпускалась стенная газета, и которой помещались заметки и фельетоны Бориса под псевдонимом Б. Овод. В 1922 году, будучи учеником шестого класса, он поместил в газете «Тверская правда» первую корреспонденцию. С 1924 года его заметки и корреспонденции о жизни города регулярно публиковались на страницах тверских газет.
После окончания средней школы и промышленного техникума Борис работал на тверской текстильной фабрике «Пролетарка».
В 1928 году Борис Полевой оставил работу на текстильной фабрике и начал 
профессиональную журналистскую деятельность в тверских газетах «Тверская правда», «Пролетарская правда», «Смена».
В 1927 году в Твери была издана первая книга очерков Бориса Полевого «Мемуары вшивого человека» — о жизни людей «дна». Это единственное издание, подписанное именем Б. Кампов. Псевдоним Полевой родился в результате предложения одного из редакторов фамилию Кампов «перевести с латинского» (сатрus — поле) на русский.
Литературную известность Полевому принесла повесть «Горячий цех», опубликованная в 1939 году в журнале «Октябрь».
С начала войны Полевой работает военным корреспондентом на Калининском фронте, находясь в самых горячих точках. События войны были отражены им в корреспонденциях тех лет. Много талантливых публицистических статей написал Б. П. Полевой у стен Ржева. Военные события, свидетелем которых он стал, отражены в его очерках, объединенных позднее в книге «От Белгорода до Карпат» (1945). 
В феврале 1942 года в газете «Правда» была опубликована статья Бориса Полевого «Подвиг Матвея Кузьмина». Чтобы добыть материал для статьи, пришлось в сорокаградусный мороз лететь на самолете «У-2» под Великие Луки, где старый колхозник повторил подвиг Ивана Сусанина и завел батальон немецких горных стрелков прямо на советскую засаду.
Редактор прочитал статью и посоветовал; «Записывайте, подробнейшим образом записывайте все выдающиеся события, свидетелями которых становитесь. Записывайте с именами, с адресом, датой. В этой войне наш народ встал во весь рост. Не знала еще Земля такого героизма. Важно, чтобы не только мы, а и дети наши и внуки знали, как наши люди защищали Родину, Записывайте, все записывайте. После войны напишите о них книги».
Борис Полевой присутствовал на Нюрнбергском процессе, на котором судили фашистских главарей. Вернувшись с заседания трибунала после допроса Германа Геринга, Борис Полевой задумался о русском характере, о котором с недоумением и даже с невольным уважением говорил в этот день матерый гитлеровский волк, припертый в угол вопросами советского обвинителя. Борис Полевой раскрыл свой дневник, где был записан рассказ безногого летчика, взял ручку и начал писать «Повесть о настоящем человеке»…
Подлинно народную известность принесла Борису Николаевичу «Повесть о настоящем человеке», написанная в 1946 году. С 1962 Полевой был главным редактором журнала «Юность». Умер в 1981.)

Учитель:    Слайд 1

              А теперь вернемся к книге Бориса Николаевича Полевого « Повесть о настоящем человеке».1946 год.

Уч-ся : (группа «Библиографы»)   сообщение о создании повести – (слайд 2)
История создания «Повести о настоящем человеке» такова: во время Великой Отечественной войны писатель Борис Полевой на одном из участков Брянского фронта познакомился с летчиком-истребителем Алексеем Маресьевым, о котором ему сказали, что это лучший летчик полка. Маресьев пригласил писателя переночевать в его землянке. В этот день летчик Алексей Маресьев совершил 7 боевых вылетов и сбил 2 вражеских самолета!
Писателю не было известно, что этот летчик не имеет ног, а ходит на протезах. И когда в землянке Алексей разделся и снял свои протезы, то писатель был страшно поражен. В послесловии к повести автор пишет: «Что-то тяжелое грохнуло об пол. Я оглянулся и увидел такое, чему сам не поверил. Он оставил па полу свои ноги. Безногий летчик. Летчик-истребитель! Летчик, только сегодня совершивший 7 боевых вылетов и сбивший 2 вражеских самолета! Это казалось совершенно невероятно».
В ответ на изумление писателя Маресьев сказал: «...хотите я расскажу вам всю историю с моими ногами?»
Борис Полевой подробно записал этот рассказ в свою тетрадь и после окончания войны обработал записанное со слов Маресьева. Он слегка изменил фамилию летчика (автор изменил только одну букву в его фамилии), дал новые имена его товарищам и назвал книгу «Повесть о настоящем человеке», потому что Алексей Маресьев и есть настоящий человек.
Учитель:

  Уже отгремели последние выстрелы Великой Отечественной войны, не все победители вернулись домой, а в обществе развернулась дискуссия об истоках невероятной стойкости и мужества советских солдат. Свой ответ на этот вопрос предложили и русские писатели. Ответ они видели в нравственном превосходстве русского солдата над фашистами. В первые послевоенные годы появляются рассказы Михаила Шолохова «Судьба человека», Алексея Толстого «Русский характер» и «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. ( Слайд 3)

( далее  диалог  с детьми)

1.Что общего в названии этих произведений?

(Писатели исследуют не вооружение, экипировку солдата, а его внутренний мир. Это подчёркивается словами в названиях произведений: «человек», «характер». Символично, что в названиях нет собственных имён. Авторы уверены: духовные качества описываемых героев присущи каждому русскому солдату, человеку). Слайд 3

Учитель:  слайд 4

Сегодня на уроке мы постараемся с вами понять, каким представляет писатель русский национальный характер, что означает словосочетание «настоящий человек», кого считает писатель настоящим человеком. А для этого обратимся к повести, которую вы прочитали к уроку внеклассного чтения.

2.   Перед вами иллюстрации   к   повести Б. Н. Полевого, сделанные художником Н. Н. Жуковым (слайд 5). Разложите их по  содержанию повести и выберите  одну, которая бы могла  стать обложкой для книги. Аргументируйте свою позицию. (Слайды6-14)

 ( уч-ся раскладывают  иллюстрации и выбирают   одну для обложки книги  - слайд 15)

Вопросы для обсуждения:

1.Что  случилось с Алексеем Мересьевым в самом начале повести? (рассказ с опорой на текст) слайд 16

(звено под командованием лейтенанта Мересьева вылетело сопровождать «Илы», летевшие на штурм немецкого аэродрома, на котором базировалась дивизия  асов «Рихтгофен», самолет Мересьева был подбит, упал на землю,  но летчик успел катапультироваться)

2.Каким был 18-дневный  путь  подбитого летчика  к «своим»?  слайд 17  Разложите приготовленные карточки – цитаты из текста по дням нечеловеческого пути.

( раскладывают карточки и комментируют их)

3. Что давало силы этому человеку  совершить невероятное? Слайд  18 Приведите подтверждающую ваше мнение цитату. ( желание отомстить за поруганную землю и воспоминание о родном городе – стр. 35)

4.Перед вами    иллюстрация  художника Н.Н. Жукова к повести Б. Полевого (сами картины хранятся  в Государственной Третьяковской галерее). Кто эти люди? Какую роль они сыграли в судьбе героя?  (слайд 19)

( это жители деревни Плавни (стр. 44), которые ушли  от  немцев « бедовать» в лес. Они не только выходили Алексея, но и сообщили о нем летчикам. За ним прибыл его друг – командир  эскадрильи Андрей Дегтяренко)

5.Как бы вы озаглавили иллюстрацию, изображающую юных спасателей летчика?  (слайд 20)

( стр. 42. –«Плачет. Дяденька, ты почему такой тощий-то?)

6.Только ли солдаты совершали подвиги на войне?

( стр. 49 – чтение и анализ эпизода «Бабы»

Нельзя победить народ, который от мала до велика защищает родную землю)

7.Как дальше складывается судьба  Алексея Мересьева?

(  госпиталь: гангрена -  операция без наркоза – депрессия после операции)

8.Почему герой-летчик  упал духом?

(не верил, что можно вернуться в строй – без этого его жизнь не имела смысла)

9.Кто помог  Алексею поверить в себя?

( Комиссар Воробьев – журнал со статьёй о лётчике  Карповиче, подаренный Воробьёвым, стал спутником Мересьева. А знаете ли вы, что история о лётчике, победившем инвалидность и поднявшемся в небо без ноги, не вымышлена Полевым. Это лётчик Александр Николаевич Прокофьев-Северский. Благодаря невероятному примеру Мересьев поверил в своё возможное возвращение в строй. Эта вера поддерживалась письмами близких и друзей.)

10.Что явилось переломным моментом во всей судьбе А. Мересьева? Найдите  этот эпизод и прочитайте его.

( чтение по ролям  стр. 110: «Лешь, тут о тебе написано… Но ты же советский человек!»)

11.Хотел бы ты, чтобы рядом с тобой был такой друг, как  комиссар Воробьев? Каким ты себе его представляешь?

( просмотр видеофрагмента)

12.Какой путь прошел А. Мересьев, чтобы вернуться  в строй?

(Вернул физическую форму.

Заново учился ходить на протезах.

 Летчик  без ног. Но он же советский человек!

Безногий танцор.  – стр. 197.

В отделе кадров – стр. 211

У командующего – стр. 212

 В школе переподготовки – стр. 217

Победа – стр. 220.

13. Снова в строю. Возможности человека безграничны!

( служба  безногого летчика -  Курская Дуга (бой стр. 261) , снова «Рихтгофен» (стр. 269, 283)

Обобщение по повести:

-Что помогло герою преодолеть казалось бы  непреодолимое?

-Какие черты характера героя – летчика ты хотел бы иметь?

          -Чему учит нас поступок Алексея?

(Его пример убеждает нас в том, что нет ничего невозможного для человека, если он силён духом).

-Надо ли нам знать правду о том жестоком  времени и почему?

-Как изменилось твое отношение к погибшим, ветеранам Великой Отечественной войны после прочтения книги?

- Сможет ли современная молодежь совершить подвиг во имя других?

Учитель:

 Ж.Г. Летохо, бывший учитель нашей школы, с отрядом следопытов – учеников школы была в гостях у Алексея Петровича Маресьева в Москве. Об этом  есть материал  в нашем городском и школьном  музеях. Об этом  нам расскажут ребята из творческой группы «Краеведов»

Группа «Краеведов»: ( краткое знакомство с экспонатами  музея и рассказ о Ж. Г. Летохо.) Но не один  Алексей Петрович Маресьев воевал  безногим, мы   нашли  материал о нашем земляке, туляке - Иване Антоновиче Леонове – военном летчике, управлявшем самолетом без руки.   Это наш тульский   Маресьев.

 ( демонстрируют автобиографическую повесть И. А. Леонова «Назван человеком из легенды»)

Иван Антонович живет в  Туле, ему сейчас89 лет, имея 2-х собственных детей, усыновил и воспитал еще  пятерых детей-сирот (зачитывает отрывок из стихотворной автобиографии). В 2003 году  Иван Антонович  обратился  к молодежи Тульской области с обращением-наказом, который  актуален и  по сей день (зачитывает текст  обращения).

Обращение к молодежи:

1.Человек должен иметь цель, она должна проявляться во всем, даже в самом незначительном.

2.Достигать поставленную цель надо в молодости, ничто приобретенное в молодости не  исчезает бесследно.

3.Надо терпеливо добиваться поставленной цели, начиная с самого  желанного – добра  своим близким, а затем, расширяя круг вопросов, идти к более весомой цели.

4.Не забывайте пословицу: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки: и хорошие, и плохие. Но только дурные не будут давать спокойно спать. Всегда.

5.Надо быть патриотом Родины, но только не националистом. Нет необходимости ненавидеть другие народы только потому, что  ты есть настоящий патриот. Между патриотизмом и национализмом большая разница.

6.Хотелось бы, чтобы вы были мудрыми, ибо мудрость – это ум, соединенный с добротой.

7.Надо быть открытым к людям, уметь отыскать в них хорошее, и ты сам не станешь плохим.

8.И последнее. В жизни  человека есть свой уровень жизни. Этот уровень мы должны повышать сами, своим честным трудом, не надеясь на власть.

Все эти тезисы мною выстраданы и поняты за всю нелегкую жизнью.

С пожеланием  прозрения, обретения себя и процветания нашей России.

                                                Герой России Иван Леонов. 2003г.

( обсуждение – диалог наказа  И. Леонова)

Учитель:

Мы должны помнить  о тех, кто ценой собственной жизни много лет тому назад спас нас с  вами и нашу Родину – Россию. Мы должны заботиться о тех ветеранах, которые живы и еще  с нами, согревая их теплотой и заботой не только в праздничные дни.

( Выходит группа учащихся в парадных формах и солдатских гимнастерках)

1 уч-ся:

Тем, кто прошел все ужасы войны,

Сумев все вынести, залечивая раны,

Я низко кланяюсь  и говорю сегодня:

«Спасибо вам, солдаты-ветераны!»

Не счесть нам вашей боли и утрат,

Все меньше вас приходит  на парад.

Дорог, что вами пройдено, не счесть,

Спасибо, дорогие, что вы есть!

1 солдат:

Чтоб стать мужчиной – мало им родиться,

Как стать железом – мало быть рудой.

Ты должен переплавиться, разбиться.

И как руда, пожертвовать собой.

Мужчины умирают, если нужно.

И потому в веках живут они.

2уч-ся:

Прозрачной дымкой тишина объята,

Из глубины неповторимых дней

Глядят на нас  российские солдаты,

Что смерть попрали храбростью своей.

2  солдат:

Болит, болит, не заживая,

Болит в тебе, болит во мне

Война вторая мировая

За право жизни на земле.

1 уч-ся:

Мы знаем по сбивчивым вашим рассказам

О горьком победном пути,

Поэтому должен т хотя бы  наш разум

Дорогой страданья пройти.

И мы разобраться  обязаны сами

В той боли, что мир перенес.

Конечно, мы смотрим

Иными глазами – но  тоже - полными слез.

2 уч-ся:

Вспомним всех-

Поименно-

Горем

Вспомним своим.

Это – надо не мертвым.

Это -  нужно живым.

Все вместе:

 Мертвые умели побеждать

 Живые обязаны помнить.

Список литературы

  1. Полевой Б.Н. Повесть о настоящем человеке. – М.: Советская Россия, 1981.
  2. Статья о Маресьеве http://www.rezeptsport.ru/maresev/01_3.php
  3. К 100-летию со дня рождения Б.Полевого http://www.library.tver.ru/polevoy/biograf.html

4.Великая Отчественная война в лирике и прозе. В 2т. М.: Дрофа: Вече, 2002. (Библиотека отечественной классической художественной литературы).
Венок Славы Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне в 12 т. М.: «Современник», 1987.
5.Вокруг тебя – Мир…: Методические рекомендации к книге для ученика. 6 класс/ К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев, Н.Н. Кубышина, Т.Н. Пискунова. М.: Наука/Интерпериодика,1999.
6.Журавлёв С.И. Память пылающих лет. Соврем. Сов. Проза о Великой Отечественной войне. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1985.

 Апрель 2012г.                                                            Афонина Г.И.

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное солидарности по борьбе с терроризмом "Мы помним..."

Развить в школьниках сострадание и соучастие к жертвам терроризма...

Внеклассное мероприятие по литературе для 7-ых классов «Недаром помнит вся Россия про день Бородина»

Цели  мероприятия: повышение интереса к изучению творчества М.Ю. Лермонтова;  расширение кругозора учащихся;  вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду, развити...

Внеклассное мероприятие "Мы обязаны вами гордиться"

Внеклассное мероприятие "Мы обязаны вами гордиться", посвящённое выводу советских войск из Афганистана....

Внеклассное мероприятие ко Дню Победы Брейн-ринг «Знать – значит помнить»

Внеклассное мероприятие ко Дню Победы Брейн-ринг «Знать – значит помнить»...

Презентация к внеклассному мероприятию ко Дню Победы Брейн-ринг «Знать – значит помнить»

Презентация к внеклассному мероприятию ко Дню Победы  Брейн-ринг «Знать – значит помнить»...

Внеклассное мероприятие посвященное Великой Отечественной войне (викторина) "Мы будем помнить!"

Разработка внеклассного мероприятия, посвязенного Великой Отечественной войне в форме игры-виторины....

Внеклассное мероприятие по английскому языку «Через века, через года помните!» 8 класс. Учителя английского языка МБОУ «Гимназия г.Алдан» : Иванцова Т.Ю.

Урок рассчитан на обучающихся старших классов. Может быть использована для проведения урока или внеклассного мероприятия. Данная разработка предлагает решить проблему патриотического воспитания на зан...