Внеклассное мероприятие ко Дню Победы Брейн-ринг «Знать – значит помнить»
материал (10 класс) на тему

Симонова Инна Николаевна

Внеклассное мероприятие ко Дню Победы

Брейн-ринг «Знать – значит помнить»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znat-znachit_pomnit_2.docx76.16 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню Победы

Брейн-ринг «Знать – значит помнить»,

9-11 классы

Описание материала: Данный материал может быть применен учителями истории и обществознания общеобразовательных школ, гимназий, колледжей, лицеев, классными руководителями 9-11 классов, зам директорами по УВР и ВПВ общеобразовательных школ, гимназий, колледжей, лицеев. Материал может быть использован в качестве сценария внеклассного мероприятия по истории России, патриотического конкурса, открытых классных часов.
Тема: «Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)»

Учебно-познавательная игра

 «Брейн-ринг» - «Знать – значит помнить».

Тип игры: познавательная игра в форме “Брейн-ринга”. 
Цель игры: Воспитание чувства патриотизма подрастающего поколения на примере героических страниц летописи Великой Отечественной войны.
Задачи: 
1. Систематизировать знания учащихся 9-11 классов по основным этапам Великой Отечественной войны.
2. Способствовать формированию творческого мышления и познавательной деятельности старшеклассников.
3. Научить учащихся применять полученные знания на практике.
4. Активизировать навыки групповой работы.
Условия “Брейн-ринга”.
1. Участвуют 6 команд (9-11 классы классы).
2. В игре 5 конкурсов:

Приветствие

Викторина  «Знатоки истории»

Песни в военной шинели 

Конкурс капитанов «Мы наследники Победы»

Письмо ветерану


 Итоги подводит жюри.

Необходимо вспомнить о правилах общения.
1. Не перебивать и внимательно слушать отвечающего.
2. С уважением относиться друг к другу.
3. О своем желании высказаться сообщать с помощью поднятой руки.
Игру проводят 2 ведущих – обучающиеся.

Ход мероприятия.

Вступительное слово: 

Ведущий 1.    Страна  росла,

                       Трудилась  неустанно,  

                      Сил  набиралась  мирная  страна,

                       И  вдруг –

                      Тревожный  голос  Левитана:

                    - Внимание, товарищи, война!

(запись о начале войны)

Ведущий 2.       Война!.. Война!..

                              В  ушах  гремели  взрывы.

                        Полнеба  дым  пожарищ  закрывал,

                       И  в  полный  рост, строги  и  молчаливы,

                      Все  встали  на  борьбу  -  и  стар,  и  мал.

Ведущий 1.    На  землю  нашу  грозно  враг  ломился

                       Под  орудийный  грозовой  раскат.

                       И  пионер  солдатом  становился

                       И  воевал  бесстрашно, как  солдат.


Ведущий 2:
Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил…
 
Тем, кто согревался дыханием в стужу блокадных ночей… 
Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей… 
Тем, кто на речных переправах шел, словно камень ко дну… 
Тем, кто навеки безымянный канул в фашистском плену… 
Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов… 
Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов… 
Тем, кто ушел в бессмертие и победил, посвящается наша интеллектуальная игра «Знать – значит помнить»!

Ведущий 1:
9 мая отмечается день Победы народа нашей страны в Великой Отечественной войне. 
Все дальше в историю уходят события Великой Отечественной войны. После нее выросли новые поколения людей, которых не коснулось военное лихолетье. Однако всеобщий интерес к минувшему не иссякает. 
Люди старшего поколения совершили подвиг. В тяжелых, кровопролитных боях отстояли свободу и независимость своей Родины, внесли решающий вклад в дело освобождения и спасения народов многих стран от фашистского порабощения, обеспечили мир на многие годы. 
Всестороннее и глубокое освещение событий Великой Отечественной войны, массового героизма бойцов на фронте, тружеников тыла имеет большое значение для воспитания молодежи на боевых традициях нашего народа. Именно для этого мы и проводим сегодняшнее мероприятие, которое будет состоять из следующих испытаний:

- Приветствие

- Викторина  «Знатоки истории»

- Песни в военной шинели 

- Конкурс капитанов «Мы наследники Победы»

- Письмо ветерану

Ведущий 2. Судить команды сегодня будет компетентное жюри:

Некрасова Ольга Анатольевна, учитель истории;

Жбакова Валентина Васильевна, учитель русского языка и литературы;

Леденева Людмила Алексеевна, учитель музыки;

Филимонов Владимир Владимирович, заместитель директора;

Шалимова Елена Михайловна, заместитель директора.

Ведущий 1. Необходимо вспомнить о правилах общения.
1. Не перебивать и внимательно слушать отвечающего.
2. С уважением относиться друг к другу.
3. О своем желании высказаться сообщать с помощью поднятой руки.

Ведущий 2. При оценивании конкурсов жюри будет придерживаться следующей разбалловки:

Приветствие – максимум – 5 баллов

Викторина  «Знатоки истории» – 3 балла за правильный ответ

Песни в военной шинели – максимум – 5 баллов

Конкурс  капитанов  «Мы наследники Победы»– 1 балл за правильный ответ

Письмо ветерану – максимум – 5 баллов.

Ведущий 1. Итак, мы начинаем. И первый конкурс – Приветствие. Командам нужно представить себя. Сделать это нужно всего за 3 минуты. Очередность выступления: 9-а, 9-б, 10-а, 10-б, 11-а, 11-б.

Ведущий 2. Первый конкурс позади и мы начинаем  викторину                                                               знатоков Великой Отечественной войны.

Условия конкурса: в викторине принимают участие шесть команд. Капитаны команд выходят на сцену и получают конверты с кодовыми словами. Время обсуждения – 2 минуты. После этого команды должны будут представить информацию о кодовом слове.

Ведущий 1. Песни военных лет…Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат; рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать все лучшее, что создали поэты и композиторы в эти годы, это была бы музыкальная антология истории Великой Отечественной войны.

Вот уж даль дневную

Скрасил вечерний свет

Что же меня волнуют

Песни военных лет.

Ведущий 2. Песни - как люди: у каждой своя биография,  своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и не похожие, близкие и далекие. О таких песнях у нас и пойдет сегодня речь в конкурсе «Песни в военной шинели».

Ведущий 1. В исполнительской манере Марка Бернеса решающую роль играла интуиция. Именно благодаря ей он стал на эстраде новым художественным явлением - певцом-рассказчиком. Песню "Журавли" он записал уже будучи смертельно больным. Записал без репетиций и дублей. Автором стихотворения "Журавли" был поэт Расул Гамзатович Гамзатов. Перевод этого стихотворения с аварского языка на русский попал в руки Марка Бернеса, и оно глубоко взволновало его. Он посчитал, что оно должно стать песней и он будет ее петь. Он посоветовал заменись слово "джигиты" в четверостишии словом "солдаты". Музыку написал композитор Ян Абрамович Френкель. Песня "Журавли" стала классикой. Когда Бернес исполнял ее, у него на глазах были слезы. "Моя песня, - говорил он тихо и спокойно, - всегда о том, что ее волнует. Счастлива ли она? А что надо песне для счастья? Чтобы ее слушали, чтобы ей верили, чтобы волновались ею... Я не люблю сытых, благополучных песен. Пусть будет нужной людям".  

Ведущий 2. Сегодня эта песня звучит в исполнении наших учителей.      

Исполнение песни «Журавли» - учителя.

Ведущий 1.  Одна из самых лирических песен Великой Отечественной войны "Тёмная ночь" была написана для фильма "Два бойца" поэтом Владимиром Агатовым и композитором Никитой Богословским в 1943 году. Идея написания проникновенной лирической композиции для своего фильма посетила режиссёра Леонида Лукова, который, не откладывая дело в долгий ящик, призвал на помощь Богословского...

Фильм снимался в Ташкенте, в который была эвакуирована Киевская киностудия. Как вспоминает композитор, однажды его на ночь глядя посетил Луков, который посетовал, что сцена в землянке "без песни никак" и попросил помочь с музыкой. У Богословского получилось "угодить" режиссёру с первой попытки. Затем оба буквально растормошили Агатова, который тут же, то ли спросонья, то ли от неожиданности написал на листке тетради нужные слова. 

Ведущий 2. В эту ночь поспать не довелось и Марку Бернесу, которого возбуждённая троица вытащила из постели. Последней "жертвой" той ночи стал гитарист, которому творческий порыв "квартета" также не позволил выспаться... Целую ночь почти вся съёмочная группа ублажала музу, и результат в виде песни, покорившей несколько поколений жителей огромной страны, появился к утру.

Исполнение песни «Темная ночь» - 9-а класс

 Ведущий 1. Есть песни-танцы, песни-вальсы, песни из фильмов. А есть песни, которые живут своей жизнью, и имёют свою, непростую биографию.

Ведущий 2. Одна из них – песня «Огонёк». Днём её рождения можно назвать19 апреля 1943 года — газета «Правда» напечатала стихотворение Михаила Исаковского «Огонек» с подзаголовком «Песня».

Ведущий 1. В этот же день по всей стране к «Огоньку» стали сочинять и подбирать музыку.

Ведущий 2. В 1947 году вышла в свет пластинка, на этикетке которой было указано, что слова песни Михаила Исаковского, а музыка — народная.

Ведущий 1. Многие люди пытались доказать, что именно они авторы музыки. Союзу композиторов даже пришлось создать специальную комиссию, чтобы выяснить, кто же автор «Огонька». Была проверена каждая нота, каждая музыкальная «закорючка».

Ведущий 2. В конце концов комиссия установила, что стихи «Огонька», напечатанные в «Правде», поются…. на мотив польской песенки «Стелла»...Вот такая непростая биография песни, участницы нашего конкурса.

Исполнение песни «Огонек» - 9-б класс

Ведущий 1. Следующая песня  посвящена 18 смельчакам, добровольцам из добровольцев, закалённым в боях, принявшим бой на себя, на Безымянной высоте 224,1 в 1943 году, что находится в 30 км южнее Варшавского шоссе у деревни  Рубежанка Калужской области.

  Ведущий 2. Легендарному подвигу новосибирских воинов посвятил стихотворение "На Безымянной высоте " поэт Михаил Матусовский. Положенное на музыку Вениамином Баснером, оно прозвучало в фильме "Тишина", как   песня - воспоминание о погибших, о фронтовой дружбе, песня - памятник тем, кто не дошёл до Берлина.

Исполнение песни «На Безымянной высоте» - 10-а класс.

Ведущий 1. Следующая песня писалась специально под художественный фильм "Офицеры", сюжетная линия которого охватывает период 1920-60 гг. Главные персонажи картины - Алексей Трофимов, его жена Люба и близкий приятель Иван Варавва. Кинокартина повествует о дружбе красных офицеров и перипетиях их судеб в Гражданскую, Великую Отечественную войны и послевоенный период. Представитель третьего поколения четы Трофимовых - внук Иван - пошел по стопам героических предков...

Ведущий 2. Широкой публике эта композиция известна по первой строчке: «От героев былых времён…». Создана она  творческим дуэтом в составе Рафаила Матвеевича Хозака – автора музыки и Евгения  Даниловича Аграновича  - автора текста.  Евгений Агранович  является  автором  целого ряда других стихотворений и песен на военную тему "Я человек счастливый, - говорил он о себе всегда. - Ведь мои песни знает и любит народ!"

Исполнение песни «От героев былых времен» - 10-б класс.

Ведущий 1. Кинофильм «Белорусский вокзал», где впервые прозвучала и откуда вошла в нашу жизнь песня «Нам нужна одна победа», безоговорочно относят к фильмам о Великой Отечественной войне, хотя нет в нем ни одного военного кадра. Это фильм о мирных днях, и все-таки война незримо присутствует в нем, ощущается в атмосфере действия, происходящего на экране.
Прост сюжет фильма. Четверо фронтовых друзей встречаются по горестному поводу — на похоронах своего бывшего однополчанина. Они не виделись четверть века. В этот насыщенный событиями, оказавшийся очень значительным для них день как бы держит экзамен на прочность их фронтовая дружба, проверяется сила и крепость их боевого солдатского братства. И оказывается, что они верны ему по-прежнему, готовы прийти на помощь друг другу, постоять за правду.

Ведущий 2. Самой этой батальонной песни поначалу не было.
Режиссер фильма Андрей Смирнов считал, что это должна быть песня, которую как бы сложил участник войны, сложил в те далекие военные годы пусть и не очень умело, но искренне.  И тогда решено было обратиться к поэту-фронтовику Булату Шалвовичу Окуджаве, автору многих замечательных песен, в том числе и о войне.
В скором времени Окуджава принес готовую песню. Послушать ее собралась вся киногруппа.
Исполнение песни «Здесь птицы не поют» - 11-а класс.

Ведущий 1.        Первой песней войны была «Священная война» Василия Лебедева-Кумача и композитора Александра Васильевича Александрова. 24 июня 1941 года текст песни был опубликован в газетах «Известия» и «Красная звезда», а 25-го композитор написал музыку. И на шестой день «Священная война» зазвучала по радио.

 Ведущий 2.  С этой песней на вокзалах родные и друзья провожали солдат на смертный бой с фашистами. Проникновенные слова и величавая мелодия звучали почти как воинская присяга.  В песне «Священная война» слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен жестокий враг. Эта песня стала как бы народным гимном, объединившим все силы на борьбу с фашизмом.

Исполнение песни «Священная война» - 11-б класс.

Ведущий 1. Всем известно, что капитан — это голова команды. Поэтому мы объявляем интеллектуальный тур. Каждому капитану будет задано по 3 вопроса. Если капитан не отвечает, то право ответа переходит к сопернику. Итак, первый вопрос капитану команды 9-а класса

Ведущий 2. Писание писем распространилось со времен античности. Они сочинялись как литературные произведения. Древние риторики и “письмовники” давали правила переписки и образцы искусства писать письма. Задача письма – “называть вещи своими именами”. “Письменный разговор с отсутствующим собеседником” - это “полное выражение нравственного облика человека”, “изображение души” и рассказ “о простом деле простыми словами”.

К сожалению, пишем все реже. Эпистолярный жанр сейчас оттеснен современными ритмами, темпами, телефонной связью, Интернетом. Но сегодня вам придется попробовать себя  в этом деле.

Ведущий 1. Совсем скоро, 9 мая, мы будем отмечать наш главный общий праздник. В неоплатном долгу мы перед теми, кто принес нам эту долгожданную Победу!

Мы уверены, что каждый из вас разделяет наши чувства любви и благодарности к ветеранам, многие из которых и после войны, к сожалению, прожили нелегкую жизнь. И так хочется найти слова, чтобы сказать этому поколению наших победителей, что мы – помним, любим, ценим! Поэтому сейчас команды должны написать письмо ветерану, высказать свои благодарность и пожелания, чувства и эмоции, а потом представить свои письма. Команды пишут письмо на специальных бланках. Время написания – 5 минут. 

Как написать благодарственное письмо ветерану

- Начинаться текст должен с обращения. Если письмо не адресное, достаточно будет указать «Дорогие/уважаемые ветераны Великой Отечественной войны».

- Далее следуют слова благодарности за заслуги перед Родиной и Отечеством, перед молодым поколением и внуками-правнуками. Указывать имя отправителя можно в начале письма (так в основном делают дети и школьники) или же в конце. Указывается также дата. Если письмо пишет ребенок, можно написать о том, как он старается отдать в своем возрасте долг Родине, стараясь следовать примеру ветерана (например, учиться на пятерки или помогать взрослым). Ну и стоит сказать о том, что не нужно "сюсюкать" и слишком сладко строить предложения. В нашем языке достаточно красивых и нежных слов, которыми можно пользоваться. Обязательно, составляя благодарственное письмо ветеранам Великой Отечественной войны, к человеку нужно обращаться на «Вы», уважительно. Слова, которые в письме можно употребить. Продумывая благодарственное письмо ветеранам ВОВ, обязательно нужно использовать следующие слова и фразы: Слово «герои». Ведь ветераны, по сути, ими и являются. Слова «мужество», «отвага», «благородство». Ветераны в полной мере владеют всеми этими качествами. Можно употреблять эти слова в словосочетании, например, «образцы мужественности». Фраза «мирное небо над головой». Ведь именно ветераны обеспечили следующим поколениям покой и тишину. Фраза «Ваш подвиг бесценный». В данном случае комментарии излишни.

Каждое обращение должно отвечать следующим требованиям:
- художественный вкус и выразительность,
- соответствие тематике,
- орфографическая, пунктуационная грамотность,
- эстетичность оформления,
- объём письма  произвольный.

(Дети пишут письма под песни «Эх, дороги…»)

Ведущий 2. Ну а пока ребята выполняют работу, мы с вами остановимся еще на одной песне. Написана она вскоре после окончания Великой Отечественной войны, осенью 1945 года, для театрализованной программы «Весна победная», которую задумал и осуществил к празднику 7 ноября режиссёр Ансамбля песни и пляски войск НКВД Сергей Юткевич. Все песни в ней, по замыслу постановщика, должны были связываться определённой сюжетной канвой — отъезд бойцов домой из Германии, поэтому их темы и характер были заранее намечены и оговорены. Авторам песни — композитору Анатолию Новикову и поэту Льву Ошанину — был вручен длинный их список, отпечатанный на машинке.

Ведущий 1. Из этого списка Новиков и Ошанин выбрали песню-раздумье с условным названием «Под стук колёс» и приступили к работе. Композиция должна была воплотить раздумья бойцов о новых свершениях и горьких потерях, выразить горячую веру каждого воина в неминуемую победу.

Первым исполнителем «Дорог» стал солист ансамбля НКВД Иван Шмелёв. Премьера была успешной, но авторы ещё месяц после этого дорабатывали песню. Такая песня могла быть создана только в 1945 году с позиции осознания всего происшедшего на той войне.

Ведущий  2. Настало время командам представить результаты своей работы.

Жюри подводит итоги.

Ведущий 1. А пока жюри подводит итоги сегодняшнего мероприятия, мы с вами поговорим о главной "победной" песне, которая родилась только через 30 лет после завершения войны. Без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным.

Песня "День Победы" была создана поэтом Владимиром Гавриловичем Харитоновым и композитором Давидом Фёдоровичем Тухмановым к 30-летию великой даты.

 Ведущий 2. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. На предварительном прослушивании песни некоторые члены коммунистической партии остались недовольны композицией. Но на концерте песня "День Победы" настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Ильичу Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого "День Победы" навсегда остался в репертуаре военных песен.

Ведущий 1. Без этой песни наше сегодняшнее мероприятие было бы не закончено. Давайте все вместе исполним ее. Слова песни – на экране.

Исполнение песни "День Победы".   (Вместе.)
Ведущая 2: Великая Отечественная война стала тяжелейшим трагическим испытанием для всего народа. Народ сделал свой выбор. Он защищал независимость соей Родины. Самоотверженным трудом, героизмом, самопожертвованием всего народа была создана экономика, ковавшая оружие победы, кормившее страну. 
Целое поколение мужчин было уничтожено войной. Война принесла вдовство и сиротское детство. Нам, современному поколению необходимо понять, что война приносит много горя людям. Надо решать проблемы мирным путем. 
В наше время многие люди в разных странах пытаются принизить роль СССР в войне. Но живы очевидцы этой войны. Они знают, какой ценой достается мир. Не будем забывать об уроках прошлого. 
Ведущий 1.
4 года! 1418 дней….. 34 тысячи часов… И более 27 миллионов погибших людей. 
27 миллионов погибших… Вы представляете себе, что это такое?
Более 27 миллионов могил на 2600 километров – это значит 10 тысяч 800 убитых на 1 километр,….. 22 человек на каждые два метра земли! 
- 27 миллионов погибших…
19 тыс. убитых ежедневно …..800 человек в час…. 13 человек каждую минуту
Если по каждому из погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать …42 года

Минута молчания

Ведущий 2.
Мы не должны забывать, какой ценой была достигнута наша победа, какой ценой был сохранен мир. Нашему поколению стоит брать пример с еще живых, и почитать уже ушедших от нас героев Великой Отечественной войны. Они подарили всем нам будущее. А без знания своего прошлого, никогда не будет будущего. Вечная память героям ВОВ, и огромное спасибо им. Это меньшее из того, что можем сделать мы для них! Помнить!

Ведущий 1. Ну а теперь настало время подведения итогов и награждения команд. Слово нашему многоуважаемому и компетентному жюри.


Подведение итогов жюри. Награждение команд. 

Диплом сделан самостоятельно (учителем).

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/30056_926582df5c194b24bbbc49d10f8dd6f1.jpg.jpg

Лист оценивания для жюри

Название конкурса

классы

9-а

9-б

10-а

10-б

11-а

11-б

Приветствие

Викторина «Знатоки истории

Песни в военной шинели

Конкурс капитанов «Мы наследники Победы»

Письмо ветерану

Итог

 Приветствие – максимум – 5 баллов

Викторина «Знатоки истории» – 3 балла за правильный ответ

Песни в военной шинели– максимум – 5 баллов

Конкурс  капитанов «Мы наследники Победы» – 1 балл за правильный ответ

Письмо ветерану – максимум – 5 баллов.

Награждается

команда ______ класса,

занявшая  ______ место в брейн-ринге,

посвященном 71-ой годовщине Победы

в Великой Отечественной войне.

23.04.2016 г.                                  Директор школы

                                        _________________Емельянова И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по информатике "Хочу всё знать!"

Внеклассное мероприятие для учащихся 4 класса. Форма проведения: командная игра. Способствует формированию познавательного интреса к предмету, воспитанию у ребят дружеского отношения друг к другу, уме...

Внеклассное мероприятие “ Бояться не нужно, нужно знать ” (10 – 11 класс)

Аннотация к внеклассному мероприятию «Бояться не нужно, нужно знать»Мероприятие посвящено Дню борьбы со СПИДом 1 декабря.Цель:дать информацию о вирусе иммунодефицита человека, путях передачи инфекции ...

Внеклассное мероприятие “ Бояться не нужно, нужно знать ” (10 – 11 класс)

Аннотация к внеклассному мероприятию «Бояться не нужно, нужно знать»Мероприятие посвящено Дню борьбы со СПИДом 1 декабря.Цель:дать информацию о вирусе иммунодефицита человека, путях передачи инфекции ...

Презентация к внеклассному мероприятию ко Дню Победы Брейн-ринг «Знать – значит помнить»

Презентация к внеклассному мероприятию ко Дню Победы  Брейн-ринг «Знать – значит помнить»...

Презентация внеклассного мероприятия "Химический турнир "Хочу все знать". Химия 8 класс

Содержание игры-викторины "Хочу все знать" предназначено для учащихся 8 класса, изучающих курс неорганической химии.Цели мероприятия:- расширение кругозора учащихся- развитие познавательной ...

Воспитательное мероприятие «Чтобы не забыть – надо знать и помнить!», посвящённое воинам-интернационалистам, Дню вывода войск из Афганистанаа

Цель: расширить знания воспитанников о воинах-интернационалистах; воспитание у воспитанников патриотических чувств и глубокого уважения к истории нашей страны, на примере выполнени...

Сценарий воспитательного мероприятия «Чтобы не забыть – надо знать и помнить!», посвящённое воинам-интернационалистам, Дню вывода войск из Афганистана

Сценарий воспитательного мероприятия «Чтобы не забыть – надо знать и помнить!», посвящённое воинам-интернационалистам, Дню вывода войск из Афганистана...