Конспект развлечения "Русские посиделки" во второй младшей группе
методическая разработка на тему

Лидия Сергеевна Маметьева

Развлечение "Русские посиделки" является иторовым мероприятием в процессе реализации проекта "От Руси к России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_russkih_posidelok.docx38.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект развлечения

во второй младшей группе

«Русские посиделки»

                             

                             Подготовила: Маметьева Л.С.

                                                   

г. Ключи-1 2015 г.

Актуальность. Наша идея о разработке итогового праздника по окончании проекта «От Руси к Росии» основывалась прежде всего на желании обобщить работу с детьми по приобщению к народным истокам. Наша идея о проведении проекта по приобщению детей к истокам народной культуры очень значима, она становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважению к труду и таланту мастеров. Организация проекта предполагает участие всех детей, а использование различных фольклорных форм (переклички, частушки, и пр.) позволяет привлекать к участию и обычно пассивных, застенчивых. Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно – эстетического, нравственного, эмоционального развития, такого рода мероприятия способствуют и социальному развитию детей.

И поэтому, мы считаем, что данное мероприятие будет направленно на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа.

Оно позволит формировать эмоционально–окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

Цели:

  1. Подвести итог работы по знакомству с традициями русского народа на примере посиделок в музее «Русь».    
  2. Формирование у дошкольников представления о музее.
  3. Развивать ретроспективный взгляд на окружающие предметы (ориентироваться в прошлом и настоящем).
  4. Развивать диалогическую речь, закреплять умение слушать.
  5. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
  6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
  7. Дать детям понятие о том, что человек создает для своей жизни.
  8. Воспитывать любовь и уважение к своей стране, ее культуре и традициям.

Задачи:

  1. Развивать правила этикета, культуры поведения в музее.  
  2. Развивать творческие способности детей.
  3. Закрепить знания детей о русских народных сказках.
  4. Закрепить навыки элементарных трудовых процессов.
  5. Обогащать словарный запас детей.
  6. Развивать навыки драматизации, выразительного рассказывания.
  7. Воспитывать интерес к народному творчеству, умение взаимодействовать.

Предварительная работа. Разучивание потешек, загадок, считалок, песен, народных игр, подготовка кукольного спектакля «Теремок», костюмированной театрализации «Курочка Ряба», игра на русских народных музыкальных инструментах, оформление плаката-приглашения, оформление мини-музея «Русь».

Действующие лица:

ведущие – воспитатели;

дети 2 младшей группы.

Приглашенные гости: родители воспитанников, педагоги детского сада.

Оборудование: народная посуда, предметы быта, русские народные костюмы, вышитые салфетки, выставка книг по фольклору, народные музыкальные инструменты, созданы декорации русской избы.


I часть – ПРИВЕТСТВИЕ.

Группа празднично тематически украшена. Под музыку  «От Волги до Енисея» входят родители и рассаживаются  на стулья вокруг стола.

Под русскую народную мелодию «Четыре двора» Надежды Бабкиной в группу выходят ребята и хозяюшки. Обходят вокруг столов и рассаживаются рядом с родителями.

Хозяюшка. Добро пожаловать, гости званые и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь!

Хозяйка. Рады вас видеть у себя в гостях. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю, по-старинному - посиделками называется.

Хозяюшка. Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости!

Хозяйка. У нас для каждого найдется и местечко и словечко. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому сказку, кому правду, кому  песенку. 

Хозяюшка. Мы гостей встречаем

Вкусным, румяным караваем.

Хлеб и соль, означают приветствие и пожелание добра. Хлебом – солью русский человек встречает гостей на пороге своего дома. И сегодня румяный каравай мы вручаем нашим гостям. 

(вручаем хлеб-соль)

Хозяйка. А теперь будем праздник продолжать!

Будем петь, шутить, играть!

II часть – НАРОДНЫЙ КОСТЮМ.

Хозяюшка. Русь – так наша страна в старину называлась.
В России живём мы теперь.
Познакомимся ближе с русской культурой.
И сердца наши станут добрей и родней.

Хозяйка.Эй, подружки – хохотушки,

Развеселые болтушки!

Эй, ребята – молодцы,

Озорные удальцы!

Выходите поплясать,

Длинный день скоротать.

Ребята выходят из-за столов и водят с воспитателями хоровод:

Хозяюшка. Ходим, ходим хороводом

 Перед всем честным народом.

 Сели,

 (присаживаемся)

 Встали,

 (встаем)

 Себя показали.

(повертелись)

Попрыгали,

(прыгаем)

 Потопали

(топаем)

В ладошки мы похлопали.

 (хлопаем)

Повторяем 3 раза, ускоряя темп.

III часть – ИЗБА.

Хозяйка. У нас говорят: «Мой дом – моя крепость», у каждого есть дом, а как, ребята назывался дом на Руси?

Дети: изба.

Хозяюшка. Правильно. Вот и у нас в группе есть своя избушка. А в ней жильцы. Давайте все вместе на них посмотрим.

Текст сказки «Курочка Ряба».

Жили себе дед да баба, была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое — золотое. Дед бил, бил – не разбил. Баба била-била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».

Театрализация сказки.

IV часть – ПОСУДА и ДОМАШНЯЯ УТВАРЬ.

Хозяйка. Когда-то давным-давно люди жили в пещерах и шалашах, ели только сырую пищу. Но когда они научились разводить огонь, они начали варить еду, готовили на кострах. Ели жареную пищу, растения и ягоды, и это всё кушали руками. Время шло и у людей появилась посуда, в которой можно было варить еду.

Хозяюшка. Есть много пословиц, которые отражают основные принципы питания на Руси: "Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – тятька родной!", "Щи да каша - пища наша". А знаете ли вы, ребята, какие блюда готовили на Руси?

Дети: вареники, блины, кисель, пироги, сочни, лепешки, щи, пельмени, квас, каши, окрошка, оладушки, борщ, рассольник, уха, рыбные и мясные солянки, кулебяка, расстегай, калач, пышки, шанежки, ватрушки, сочни, компоты, квасы, морсы.

Хозяйка. В старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в нашей горнице работа найдется. Немного недоглядела, а мой котенька-коток все мешочки с крупой рассыпал. Нужно крупы разобрать, чтобы можно было кашу варить.

Хозяюшка. Ну – ка, девицы - рукодельницы, выходите,

Свое уменье покажите!

Игра «Переберём крупу»

(фасоль, кукуруза, гречка).

Хозяйка: Хорошо потрудились наши девочки. Спасибо вам.

Ребенок: Хороводы, пляски, песни

Придумали мы сами

А теперь давайте вместе

Поиграем с нами.

Хозяюшка. Что-то вы, ребятушки, призадумались? Призадумались, закручинились? Вижу, вижу, что  вам поиграть захотелось. Есть для вас у меня игра-забава. Ну-ка, где моя избушка волшебная, несите-ка её.

Обставь избу – магнитные картинки.

В избе - изба,

На избе - труба,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе. Печь 

Он, как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там в печке уголок?

Кашу сварит... Чугунок

Не страшны зимой морозы

Ни большим, ни маленьким.

Что нам зимушки угрозы!

Мы обуем …. Валенки

 

Хлопотун Егорка

Взялся за уборку:

В пляс по комнате пошёл,

Оглянулся - чистый пол. Веник

Стоит кошка

О четырех ножках. Скамейка

Есть у бабушки-старушки

Очень маленький секрет:

Платья, книжки и игрушки,

Занавески, погремушки,

Кукол и велосипед –

Всё она упрямо прячет,

Чтоб не смог добраться внук.

Есть у бабушки на даче

Ветхий старенький…  Сундук

Говорит дорожка -

Два вышитых конца:

- Помылься хоть немножко,

Чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня. Полотенце

За водой идут –

Песни звонкие поют.

А назад идут –

Слезы льют. Вёдра

Воду дед носил с утра

Каждый раз по два ведра.

На плечах дугой повисло

Расписное ... Коромысло

Четыре братца

под одной крышей живут,

одним поясом подпоясаны. Стол

Сам всегда стоит,

А всем сидеть велит. Стул

Кто такой стоит пузатый

И блестящие бока,

Торчит носик крючковатый,

В нём вода из родника.

Окружили его чашки,

Сахар, пирожки и мёд,

Он, как командир в фуражке

Чаю всем гостям нальёт. Самовар

V часть – ИГРУШКИ.

Хозяйка: В костюмы старинные разных народов

Художники кукол своих одевают.

И, с куклой играя, по странам, сквозь годы

Весёлый поход малыши совершают.

Хозяюшка. Ребята,  какие русские народные игрушки вы знаете?

Дети: матрёшка, неваляшка, лошадка-качалка, погремушки, филимоновская игрушка…

Хозяюшка.А за что вы любите куклу неваляшку?

Дети: Неваляшка мелодично звенит, у нее музыкальная душа, с ней весело играть – сколько её не укладывай, а она опять стоит. У неваляшки есть еще одно название «Ванька-встанька».

Хозяйка: Что вы, гости, тут сидите?

                 Аль плясать вы не хотите?

                 В круг скорее становитесь,

                 Крепче за руки беритесь!

Танец Неваляшек

VI часть – СКАЗКИ.

Хозяюшка. Слышите стук?

Кто это вдруг?

К нам гостья пришла,

Подарки принесла!..

(Звучит музыка и появляется бабушка–загадушка.)

Бабушка–загадушка. Здравствуйте, ребятушки, я бабушка–загадушка! Долго я к вам шла, целую корзину сказок принесла. А знаете ли вы, ребята русские народные сказки?

Дети: Да.

Бабушка–загадушка. Я, ребятки, загадаю вам загадки. Сказки просят, а сейчас, вы, друзья, узнайте нас! Так что вы не оплошайте – поскорее отвечайте!

Загадки:

1. На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился... (Колобок)

2. А дорога далека,

А корзинка – нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок. (Маша и медведь )

3. В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Реченька, спаси меня,

Ты спаси меня и братца! (Гуси-лебеди)

4. Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (три медведя")

5. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же эти

Маленькие дети?" (Семеро козлят)

6. Нет ни речки, ни пруда –

Где воды напиться?

Очень вкусная вода –

В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Бабушка–загадушка. Ну и последняя загадка, неужели и с ней справитесь?

Он ни низок ни высок

Стоит в поле …

ДЕТИ: Теремок

Бабушка–загадушка.  Правильно, молодцы. А за ваш верный ответ покажу я вам эту сказку «Теремок», вот у меня в корзинке и герои сказки к вам в гости приехали.

Достаёт из корзины кукол для кукольного спектакля. Ребята разбирают кукол и уходят за ширму.

Бабушка–загадушка.  Вы послушайте, ребята,

Моей сказки небогатой

От конька- горбунка,

От медведя- плясуна.

Настольный театр «Теремок».

Ребята исполняют свои роли. После этого Бабушка – загадушка угощает всех ребят и гостей орехами в кулёчках, прощается и уходит.

Хозяйка: А теперь выходи, народ, играть в хоровод!

(Дети становятся в круг и выполняют движения по тексту потешки «Большие ноги».)

VII часть – РУССКИЕ НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.

Хозяйка: Люди русские также славились умением песню спеть, станцевать, да на музыкальных инструментах себе подыграть. А вы, ребята, так, как предки, сумеете?

Хозяюшка. Как у нашего соседа

                 Весела была беседа,

                 А у нас на весь двор

                 Еще лучше разговор:  

                - Утки

Дети: В дудки!

Хозяюшка.Кошки

Дети: В ложки!

Хозяюшка. Тараканы

Дети: В барабаны!

Хозяюшка. Чайки

Дети: В балалайки!

Хозяюшка. Кукушки

Дети: В колотушки!

Хозяюшка. А веселые скворцы

                 Заиграли в бубенцы!

                 Играют, играют,

                 Всех потешают!

Ребенок: Инструменты возьмем в руки

И, чтоб не было здесь скуки,

Мы сыграем вам ладком

И про бабушку споём.

Ребята выходят из-за столов, усаживаются на свои места на лавках и получают в руки музыкальные инструменты. Музыкальная композиция с русскими народными музыкальными инструментами на русскую народную мелодию "Бабушка".

Хозяйка: Ой, ребятки, да какие же вы молодцы, замечательно играете, а поете так, что можно заслушаться.

VIII часть – ЧАЕПИТИЕ.

Хозяйка: Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным.

Хозяюшка. Не красна изба углами, а красна - пирогами! Видите

               Самовар уже пыхтит,

               Мне на ушко говорит:

              «Пора к столу приглашать,

               Гостей чаем угощать!»

Хозяйка: Любите чай с пирогами,

                 С баранками да кренделями?

Тогда садитесь за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье!

Песня «Самовары-бары» Надежды Бабкиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД во второй младшей группе «В гости к нам пришёл клоун Клёпа»

НОД для второй младшей группы с использованием различных технологий....

Конспект НОД детей второй младшей группы с родителями "Навстречу друг другу"

Данное занятие разработано с применением психолого-педагогической технологии эмоционального сближения взрослого и ребёнка в процессе взаимодействия в ДОУ М.Н.Поповой «Навстречу друг другу»...

Конспект занятия во второй младшей группе по математике: «Геометрическая страна»

Конспект занятия во второй младшей группе по математике: «Геометрическая страна»...

Конспект НОД во второй младшей группе. Аппликация.

Конспект НОД по изодеятельности с применением нетрадиционной техники аппликации во второй младшей группе...

Конспект НОД во второй младшей группе по познавательному развитию "Дикие животные"

Конспект НОД во второй младшей группе по познавательному развитию "Дикие животные"...