литературно-музыкальная композиция "Детство, опаленное войной"
классный час (8 класс) на тему

Шарипова Гульфия Николаевна

Литературно-музыкальная композиция рассказывает о героическом подвиге, мужестве и стойкости детей и подростков в годы Великой Отечественной войны.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция

«Детство, опаленное войной»      

Цель:

 - воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу;

 - показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы;

- формировать у подростков патриотические качества.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор.

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ

«Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!»

Валентина Салий

Ведущий 1. Теплый летний рассвет. Солнца еще не видать, но восток  уже чуть подернут алой зарей. Кругом безмолвная тишина. Лишь изредка  легкий ветерок касается листвы деревьев. В мокрой от росы траве застрекочет неугомонный кузнечик. Где-то вдали кукует кукушка. Кажется, ничто не сможет нарушить эту тишину. Как вдруг… (ролик «Начало войны» голос Левитана)

Ведущий 2. Для миллионов советских мальчишек и девчонок закончилось детство…навсегда…

Чтец 1.         

Ты помнишь дни, когда пожар пылал,

И небо высилось чудовищно багрово,

И дым пахнул в лицо, и рядом друг упал,

И рвался детский крик из дымного покрова.

Ложился взрыв на взрыв, и падал дом на дом

С протяжным каменным нечеловечным стоном.

Казалось, камень умирал с трудом,

Ложась на площадь телом многотонным.

         Ведущий 1. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети  увидели всюду взрывающиеся бомбы и снаряды, услышали невыносимый и протяжный вой немецких самолетов,  несущих неминуемую смерть. По статистике в годы Великой Отечественной войны  погибло около 27 миллионов жизней и это только граждане Советского Союза. Из них около 10 миллионов – солдат, остальные – старики, женщины, дети. Но нам до сих пор неизвестно, сколько детей погибло в эти страшные годы. Таких данных просто нет.

Чтец 2. Читает стихотворение С. Я. Маршака  «Мальчик из села Поповки».

Среди сугробов и воронок…

Ведущий 2. Несмотря на свой возраст дети, в меру своих небольших сил, как могли,   приближали Победу. На их долю выпало все: и вечный голод, и невыносимый холод, и непосильный труд на заводах, фабриках, и тяжелые муки в фашистских лагерях.  Сколько их было угнано на чужбину… Сколько их было  замучено в лагерях… Сколько их умерло в блокадном Ленинграде…

Ведущий 1. И вот, когда враг стремительно захватывал русскую землю, сотни тысяч мальчишек и девчонок пошли в военкоматы, прибавляли себе годы, уходили защищать Родину и многие погибали за нее. Они воевали наравне со взрослыми, как на полях сражений, так и в партизанских отрядах, проявляя беззаветную любовь к Родине, готовность к самопожертвованию, смелость и героизм.

         Чтец 3. Читает стихотворение А. Т. Твардовского «В пилотке мальчик босоногий».

Ведущий 2. Трудно сказать, кому было тяжелее, тем, кто был на передовой или тем, кто остался в тылу, но не спрятался за чужие спины, а работал и отдавал всё фронту, стране.

Маршал Советского Союза Г. К. Жуков когда-то сказал: «Тыл –  это половина победы!». Это был тыл, который обеспечивал фронт снарядами и боевой техникой, производил моторы для самолетов-истребителей и бомбардировщиков, шил одежду для бойцов, в непростых условиях выращивал хлеб. 9-15-летние подростки работали по 12-14 часов в сутки. Многие ребята были малы ростом и не доставали до станка. Они подставляли к станку ящики, вставали на них и работали, забывая про сон и отдых.  Девочки шили кисеты, ходили в госпиталь, помогали медицинским работникам ухаживать за ранеными, писали письма, устраивали концерты.      

Чтец 4. Читает стихотворение В. Радкевича «Баллада о банке варенья»

Ведущий 1. Вспоминая годы войны, нельзя не сказать о тех, кто  в сентябре 1941 года оказался в блокадном кольце Ленинграда. В городе оставалось четыреста тысяч детей –   от младенцев до школьников и подростков.  Беззащитные, подавленные постоянной немецкой бомбежкой, ничего не понимающие, голодные дети. Им пришлось пережить страшное: холод и голод, гибель родных… И все это в таком малом возрасте, но они держались, держались до конца. Многие не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище. Много детского почему? Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.

Ведущий 2. Лишь   три процента  жизней унесли  бомбежки и артобстрелы. 97 процентов  же жителей  блокадного города погибли от голода.  Самой тяжелой была зима  1941 года. Нормы хлеба постоянно снижались и в ноябре достигли своего минимума. Рабочие получали 250 грамм, служащие, иждивенцы и дети -125 грамм хлеба. И этот хлеб был вовсе не похож на сегодняшний. Только  наполовину состоял он из муки, которой тогда  очень не хватало. В него  добавляли  жмых, целлюлозу, обойный клей. Были дни, когда из-за постоянных бомбежек  хлебозаводы не работали и матери ни с чем  возвращались домой, где их ждали голодные дети.

Ведущий 1. С каждым днем положение ленинградцев резко ухудшалось. Смертность от голода  и холода стала массовой. Люди умирали дома, на работе, в магазинах и на улицах. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали только на улицах около сотни трупов и привозили на Пискаревское кладбище, которое являлось в те годы  местом массовых захоронений жертв блокады Ленинграда и воинов Ленинградского фронта. В 1960 году был воздвигнут мемориал ленинградцам, погибшим во время блокады.

Чтец 1. Читает стихотворение А. Барто  «Глаза девчонки семилетней»

Ведущий 2. Вспоминая о  блокаде Ленинграда, вспомним  Таню Савичеву, её дневник и известную  фразу «осталась одна Таня». Но судьба этой юной девочки – одна  из  судеб  многих  ленинградских мальчишек и девчонок. Сколько огромного горя скрывается  в этих детских строчках.

" Привет из Ленинграда. Здравствуйте, милая тетя. Вы пишите, что не получаете от нас новостей. Вот они.

16 февраля умерла мама.

16 ноября умер папа.

10 января умерла бабушка.

19 января умерла тетя Лиза.

21 марта  комната наша разбита и ранен в голову Славик.

23 марта в госпитале в 9 часов утра он скончался.

И я осталась одна ".

Чтец 2. Читает стихотворение Н. Радченко «Блокада»  

 Ведущий 1. Более 5 миллионов  детей стали узниками концлагерей, гетто, разбросанных по всей оккупированной Европе. Они, ни в чем не повинные, совсем еще не смышленные,  лишенные детства, несли свой крест. Непосильный труд и болезни, холод и голод были ужасными спутниками детей.  Над ними глумились, проводили страшные медицинские эксперименты, до последней капли выкачивали кровь. Лишь один из десяти выживал.  

Ведущий 2. Женщин, подростков и детей, как скот, привозили в  Германию в товарных поездах-телятниках. Сначала всех стригли наголо, фотографировали, предварительно присваивали номера и брали отпечатки пальцев.  После возили по стране и  на станциях  продавали.  Это фактически была продажа рабов. Выбирали взрослых, крепких телом, детей же отправляли в лагеря. В лагере опять фотографировали и присваивали номер, заменявший имя. Называли узников по номерам, и во всех документах стояли номера. Так человек лишался имени, оставались лишь цифры. На одежду нашивался знак «OST», означающий, что узник – человек с востока, достойный только унижения и презрения.

Чтец 3. Читает стихотворение С. Мальцева

Удар за ударом в висках отдается…  

Ведущий 1. Дети работали в лагерях нередко по 12 часов в сутки.  Тех, что постарше, сгоняли на строительство водонапорных башен, дорог, бараков и складов. Многие работали на металлургических заводах. Тех, кто не смог умереть от голода и непосильного труда, ждала газовая камера и крематорий.

Чтец 1. Читает отрывок из стихотворения А. Молчанова «Тринадцать миллионов детских жизней…» на музыку Бетховена «Реквием».

Ведущий 2. Да, много человеческих жизней унесла эта война. Давайте почтим память минутой молчания  всем тем, кто, не жалея собственной жизни, погиб на полях сражений, умер от голода и холода, погиб при бомбежке, был сожжен в концлагерях. Прошу всех встать! (минута молчания)Ведущий 1. Память о войне. Она не стирается, не тускнеет с годами.  Это память не только отдельных людей, но и целого поколения. Мы хотим, чтобы вы помнили о героизме своих ровесников во время войны, вдохновлялись их подвигами, чтобы те мальчишки и девчонки стали для вас примером, достойным восхищения и подражания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальный композиции «Строки, опаленные войной»

Цель:воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции на примере поэзии военных лет.Оборудование: Выставка книг со стихами о войне, фонограммы песен военных лет. Вступительное с...

Литературно – музыкальная композиция «Юность, опаленная войной»

Сценарий праздника для детей в возрасте от 10 до 16 лет.  Постановка посвящена девушкам и юношам ушедшим на фронт. В сценарии использованы стихи, песни военной тематики....

Литературно-музыкальная композиция "Песни,опаленные войной"

Литературно-музыкальная композиция предназначена для классов среднего и старшего звена. Целью данного мероприятия было вызвать интерес  у молодого поколения к истории написания песен военных лет,...

Литературно-музыкальная композиция "Письма, опаленные войной"

Литературно-музыкальная композиция "Письма, опаленные войной" Мероприятие является частью системной работы по гражданско-патриотическому воспитанию с целью формирования  познавательных способнос...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Строки, опаленные войной"

Мероприятие помогает донести до учащихся трагедию советского народа в Великой Отечественной войне и величие подвига тех, кто остановил фашизм; способствует  нравственно-патриотическому воспи...

Литературно – музыкальная композиция «Детство, опаленное войной»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. П...

Литературно-музыкальный вечер "Песни, опаленные войной"

В данной разработке представлен сценарий внеклассного мероприятия, а также отчет о его проведении...