Внеклассное мероприятие по математике "Математический бал" для учащихся 4-5 классов средней школы
методическая разработка (5 класс) на тему

Волкова Ольга Леонидовна

Разработка внеклассного мероприятия "Математический бал"  составлена для учащихся 4-5 классов средней школы. Мероприятие может проходить в актовом зале для большого количества зрителей, так как это костюмированное представление, с музыкальным сопровождением и большим количеством участников. При проведении представления могут привлекаться и зрители. Материал разработки включает достаточно много различных стихов, пословиц  поговорок, названий детских фильмов на математическую тематику. Как показала моя практика, это мероприятие очень нравится ученикам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципaльное бюджетное общеобрaзовaтельное учреждение

«Ливенcкaя cредняя общеобрaзовaтельнaя школa №2»

Крacногвaрдейcкий рaйон Белгородскaя облacть

Внеклaccное меpопpиятие

 по мaтемaтике

«Мaтемaтичеcкий бал»

Для учaщиxcя 4-5  классов  средней школы

Рaзрaбoтaлa:

 учитeль мaтемaтики Вoлкoвa О.Л.

 

Формa провeдeния мepoприятия:

прaздник-игра с элементaми костюмиpoвaнного предcтaвления, сoпровождaющийся демонcтрaцией презентаций  рисунков, изображающих цифры, ребусов, загадок, таблиц, плакатов.

Цели мероприятия:

Расширение знаний учащихся; развитие познавательного  интереса к изучению математики; развитие логического мышления, эрудиции, сообразительности , самостоятельности ; воспитание организованности, внимания, ответственности и коммуникативных способностей учащихся; выработка навыков совместной работы,

Действующие лица:

Царица – Математика, 2 пажа, шут, гости: цифры, знаки сложения, вычитания, умножения и деления.

Оформление зала:

1.Трон царицы, цифры –картинки.

2.Высказывания о математике (на  красочно оформленных плакатах).

3.Компьютер, мультимедийный проектор.

4.Бумага, ручки, фломастеры.

5.Все действующие лица в соответствующих костюмах.

6.Музыкальное сопровождение (караоке).

Занавес открывается. По краям сцены стоят 2 стражника, в углу на подушках сидит шут. Под звуки вальса  на cцeну выходит цaрицa-«Мaтeмaтикa», важно проходит по сцене.

Царица: - Сегодня в моем королевстве состоится торжественный прием.

 Я-царица «Математика» устраиваю бал для всех своих гостей: принцев и принцесс, фей, знатных вельмож и всех придворных, для всех, кто хочет повеселиться. Я, конечно, очень волнуюсь, но все равно, я самая счастливая царица.  (Пауза)

-Время подходит для начала бала, а гостей что-то никак нет. Я волнуюсь!

 (Открывается дверь (макет двери),входит 1-й паж, кланяется царице).

1-й паж (обращается к царице) :   Ваше Величество, гости на бал прибыли!

«Царица» (с  испугом):        Ой, гости прибыли! Что же я стою?! (идет к трону, усаживается, поправляет свои наряды). Входит 2-й паж.

2-й паж (объявляет):      Его Превосходительство принц из страны Математики- «Нуль»!

«Нуль»: (кланяется):       У людей говорят:

                                            «Не шути с огнем»,

                                             А у нас говорят:

                                             «Не шути с нулем».

                                             У нуля про запас

                                             Сотни каверз и проказ

                                             Нужен глаз за мной да глаз!

Шут (подбегает к «Нулю»,рассматривает его ):             

                                            Повернуть его ты можешь,

                                            Головой поставить вниз,

                                            Цифра будет все такой же

                                            Правда ведь, скажи?

                                           Цифра вроде буквы О

                                            Это ноль- иль ничего.

                                            (Подбегает к царице и ей говорит):

                                            Круглый ноль – такой хорошенький,

                                            Но не значит ничегошеньки!  

1-й паж (объявляет):  Ваше Величество, Царица Математика, на бал прибыли ваши верные подруги, принцессы- цифры.

«Царица»:      Зовите же, зовите! Мне не терпится видеть их всех здесь!

2-й паж (объявляет):  Достопочтимая фрейлина- Единица!

«Единица»:                     Начинаем представленье

                                           Всем гостям на удивленье!

                                           Познакомимся, друзья:

                                           Единица – это я!

                                           Я умею делать стойку

                                           По канату я хожу.

                                          За собою цифру двойку

                                           На веревочке вожу.

Шут:  (подбегает к «единице, высмеивает):            

                                           Похожа единица на крючок.

                                           А может на обломленный сучек.

1-й паж (объявляет):  Ваше Величество, на бал прибыла принцесса «Двойка»    

«Единица»(подходит к «двойке» и представляет ее):

                                           А вот это цифра два,

                                           Полюбуйся – какова.

                                           Выгибает двойка шею,

                                           Волочится хвост за нею.

Шут:  (с усмешкой):               «Два» похожа на гусенка

                                                     С длинной шеей, шеей тонкой.

                                                     Отвернитесь на минутку,

                                                     Превратится двойка в утку.

2-й паж (объявляет) Ее Сиятельство – «Тройка»!

«Двойка»(подходит к «тройке» и представляет ее):

                                                     А вот это, посмотри,

                                                     Выступает цифра «Три».

                                                     Тройка-третий из значков

                                                     Состоит из трех крючков.

Шут:                                            Погляди на цифру «три»-

                                                     Точно ласточка, смотри!

1-й паж (объявляет):  На бал прибыла   Ее величество, Мудрейшая Четверка!

«Тройка»(подходит к «четверке» и представляет ее):                

                                                      За тремя идут четыре,

                                                      Острый локоть оттопыря.

Шут:    (подбегает со стулом к «четверке» ):                      

                                                     Смотри!! Четыре – это стул,

                                                     Который я перевернул!

2-й паж (объявляет):     На бал прибыла знатнейшая из особ – «Пятерка»!.

«Четыре»: ( представляет «пятерку»):                

                                                      А потом пошла плясать

                                                      По паркету цифра «пять»

                                                      Руку вправо протянула,

                                                      Ножку круто изогнула.

Шут:   (важно  подходит к «пятерке»):                    

                                                     Налитая, симпатичная,

                                                     Цифра самая отличная!

1-паж  (объявляет): Их светлейшие особы- «Шестерка» и «Семерка».В зал, взявшись за руки, входят «шестерка» и «семерка»).

«Пять»:  (прохаживаясь между ними):

                                                    Цифра «шесть» - дверной замочек

                                                    Сверху крюк, внизу кружочек.

Шут:   (крутит в руках  «трубку деда»):

                                                     На что похожа цифра «шесть»?

                                                     На трубку деда, так и есть.

«Шесть»:                                    Вот «семерка» - кочерга,

                                                     У нее одна нога.

Шут:                                            «Семь» - точно острая коса,

                                                    Коси коса, пока остра!

2-й паж   (объявляет):  Достопочтимая «Восьмерка»

«Восьмерка» (сама представляет себя):       

                                                     Два кольца, но без конца,

                                                     В середине нет гвоздя

                                                     Если я перевернусь,

                                                     То совсем не изменюсь.

                                                     Ну, какая цифра я?

Шут ( с умилением):               Цифра «восемь» - так вкусна:

                                                     Из двух бубликов она.

1-й паж (объявляет):  Ее мудрейшее Величество- госпожа «Девятка»!

«Девятка» (сама представляет себя) :             

                                                    Я важней всех потому,

                                                    Что запутать всех могу.

                                                     Если я перевернусь,

                                                    То другою окажусь.

Шут ( кувыркаясь около «девятки» ):             

                                                   «Девять» как и «шесть», вглядитесь

                                                     Только хвост не вверх, а вниз.

2-й паж (объявляет) :   Ваше Величество, царица Математики! Гости все  представлены,  пора бал начинать!

«Царица»:                              Все гости, да не все.

                                                  Как нету на свете без ножек столов,

                                                  Как нету на свете без рожек козлов,

                                                  Котов без усов и без панцирей раков,

                                                 Так нет в математике действий без знаков!

1-й паж (объявляет): Ваше Величество! Прибыли достопочтенные гости:  знаки «Деление», «Умножение», «Сложение», «Вычитание».  На сцену знаки входят одновременно.

«Сложение»:                         Я – «плюс», и этим я горжусь!

                                                  Я для сложения гожусь.

                                                  Я добрый знак соединенья

                                                  И в  том мое предназначенье!

«Вычитание»:                        Я – «минус». Тоже добрый знак

                                                  Ведь не со зла я отнимаю-

                                                  Я свою роль лишь выполняю!

«Умножение»:                      Я – знак умножения,

                                                 Для облегчения сложения.

                                                 Таблица умножения-

                                                  Достойна уважения.

                                                 Она во всем всегда права:

                                                  Чтоб ни случилось в мире,

А все же будет дважды два по прежнему –   четыре.

«Деление»:                            Делим Солнце! Чур на всех!

                                                  Делим дождик! Чур на всех!

                                                  Зиму белую- на всех!

                                                 Всё на всех! Всё на всех!

                                                  Каждому достанется,

                                                  И на потом останется!

«Царица»:     Смотрю я на  всех вас и так радуюсь: все мои друзья    рядом со мной, пришли на мой праздник. По их лицам вижу,  как   им не терпится  начать настоящее представление. (гости расходятся в стороны, образуя полукруг)

(Звучит музыка, выходят грустный «нуль» и «единица»)

«Единица»:           Вот это ноль – иль ничего

                                 Послушай сказку про него,-

                                 Сказал веселый круглый ноль

                                 Соседке-единице:

                                 С тобою рядышком позволь

                                 Стоять мне на странице.

                                 Она окинула его

                                 Сердитым гордым взглядом:

                                Ты, ноль, не стоишь ничего

                                 Не стой со мною рядом.

                                 Ответил ноль: «Я признаю,

                                 Что ничего не стою.

                                 Но можешь стать ты десятью

                                 Коль буду я с тобою.

                                 Так одинока ты сейчас,

                                 Мала и худощава.

                                 Но будешь больше в 10 раз,

                                 Когда я стану справа.

                                 Напрасно думают, что ноль

                                 Играет маленькую роль.

                                 Мы двойку в 20 превратим,

                                 Из троек и четверок

                                 Составим 30, 40.

                                 Пусть говорят, что мы – ничто,-

                                 С двумя нулями вместе

                                 Из единицы выйдет 100,

                                 Из двойки – целых 200

«Нуль»(радостно):        О, Единица! Спасибо! Ты подняла мне настроение. Я хочу тебя  тоже повеселить, отблагодарить. Сейчас мы вместе с гостями будем отгадывать загадки, в которых есть цифры, похожие на нас с тобой.

1.Летела стая уток. Охотник выстрелил и убил одну утку. Сколько уток осталось? (Нисколько, т.к. остальные улетели).

2.Входишь в одну дверь, а выходишь из трех. Думаешь, что вышел, а на самом деле – вошел. Как это понимать? (одеть рубашку).

3. Одноног Ивашка – расписная рубашка, петь , плясать мастак, а стоять – никак. Кто это? (Юла).

 4.Росли две вербы, на каждой по две ветки, на каждой по две груши.  Сколько всего груш росло?  

5. Один пастух тысячу овец пасет. Кто это? (месяц и звезды).

 

«Двойка»:          Стихотворение «Ротик и носик».

                              Шепчет Ротик:

                             «Эй, послушай, что ты , Носик, приуныл?

                              Ко всему ты равнодушен, будто свет тебе не мил?

                              Грустный Носик отвечал:

                              «Разве ты не замечал: глазок -двое, ушек – двое,

                              Две руки и две ноги

                              Только мы живем с тобою в одиночку, чудаки»

                             «Что ты, Носик, чем мы хуже? Говорил тебе не раз:

                              Если мы с тобою дружим, значит, тоже двое нас».

(Можно зрителям в зале предложить рассказать стихотворение о дружбе).

«Тройка»:    Я смотрю, мои подружки развлекают вас своими стихами, а я люблю рисовать. Рисунки всякие: герои из сказок, животные, цветы, даже рисунки с цифрами. Хотите я вам их покажу? Я даже хочу, чтобы вы отгадали, что означает каждый рисунок(показывает ребусы, зрители отгадывают).

«Четверка»:   Ой, а я так люблю петь! Так люблю петь! А песен до сих пор не слышно. Хотите я вам спою?( поет песню « Дважды два четыре»).

Зрителям предлагает исполнить какие-либо песни, в которых встречаются числа. Можно помочь им, поставить фонограммы  песен, которые часто поются детьми, например: 33коровы…, Жили у бабуси 2 веселых гуся, 4 черненьких чумазеньких чертенка и др.).

«Пятерка»:          А мне, ребята, уж очень хочется серьезности, внимательности, точности. Давайте вместе поиграем.

1-я игра:        Назвать все геометрические фигуры, из которых составлены человечки (показывает плакат с человечками, составленными их геометрических фигур).

2-я игра:          Найти в каждом ряду лишнюю фигуру ( плакат).

3-я игра:          Изобразить лицо с помощью арифметических символов (участвуют несколько человек у доски).

4-я игра:          Круг, треугольник, прямоугольник квадрат изображены на доске. 4 участника должны дорисовать что-либо, что бы получилась какая-то картинка. (Дети сами фантазируют).

«Шестерка»:            Я предлагаю вам решить шуточные задачи:

1.         Шла бабка в Москву, а навстречу ей три старика. У каждого по 3 мешка. Сколько всего человек шло в Москву?

2.       Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на 2 года старше Белова?(Чернов)

3.      В семье 7 братьев и у каждого  по одной сестре.   Сколько в семье детей? (8)

4.     Два отца и два сына съели 3 апельсина. Сколько апельсинов съел каждый? (1).

«Семерка»:       У меня одна нога, я прыгать устала. Мне всегда хочется полетать. Может поэтому меня всегда и везде крылатые слова. Помогите мне их понять.

1.   За семью печатями (скрытое, непонятное).

2.   Семи пядей во лбу (очень умный, мудрый).

3.   Семимильными шагами (очень быстро).

4.   Седьмая вода на киселе (дальний родственник).

5.  До седьмого пота (работать до полного утомления).

6.  Семь верст до небес (очень много наобещать).

7.  На седьмом небе (высшая степень счастья).

8.  Семь бед - один ответ (рискнуть еще раз сделать).

9.  У семи нянек дитя без глаза (дело выполняется плохо, если за него берутся несколько человек).

«Восьмерка»:      Я так мила, я так  кругла . я состою их двух кружочков

                                Как рада я, что я нашла  себе таких как вы дружочков.

А я  на  наш бал пришла тоже не с пустыми руками: у меня есть очень интересные задачи. Давайте все вместе их порешаем!

  1.         Вот задача не из легких: вычитай, дели и множь

                Плюсы ставь, а также скобки, верим_ к финишу придешь.

                5 5 5 5 =3                          5 5 5 5 =4

               5 5 5 5 =5                           5 5 5 5 =6

  2.                       Внучек, дед и два отца, каждый съел по 2 яйца.

                            Сколько было всего лиц? Сколько съедено яиц?

 3.                        Вы умеете,  ребята, свою память проверять?

                             Как-то вечером цыплята  стали в озеро нырять.

                            10 красных, 5 рябых, 7 отменно голубых.

                            Каждый сделал по нырку и пропел:»Ку-ка-ре-ку!».

                            Ты послушай, посчитай-ка и скажи нам без утайки

                            Если ты на память гибок: сколько сделано ошибок?

«Девятка»:    (на экране появляется таблица)

                           1 . Вот забавная таблица, на таблице только лица.

                             Повнимательней взгляни: очень  строгому закону

                             Подчиняются они:

                             Присмотрись, довольно просто до конца распутать нить.

                             И лицо, где знак вопроса, поразмыслив, начертить.

                       2. А еще я вам приготовила кроссворд:

                 От 1 до 10 вписать в  клетки  

                        3. Все домой! Звонок раздался!  На доске пример остался.

                            Залетели в класс синицы и склевали единицы.

                            Залетели сойки и склевали двойки.

                            Залетели воробьи и  не стало цифры «три».

                            Сообщить прошу вас, дети, где стояли цифры эти?

                                                           - 4 - -

                                                           - 7 4 5

                                                          9 4 6 6.

Царица «Математика»: Дорогие мои гости! Что-то мы с вами уже устали: всё считаем, решаем, отгадываем. А давайте станцуем « Танец маленьких утят».(На сцене танцуют участники, а в зале перед сценой все желающие зрители).

Царица «Математика»: Ну вот, мы прекрасно отдохнули. А теперь слова просят   знаки математических действий. Давайте их послушаем.

« Знак плюс»:      Чтобы правильно сложить - надо правильно дружить.

                                Если ссора иль сраженье - не получится сложенья.

                                Сложим стих, прибавим смех, выйдет песенка для всех.

                                За тобою и за мной запоет весь шар земной.

«Знак минус»:     Проходила наша Таня с малышами вычитанье.

                                Вычитанье, как понять? Надо что-нибудь отнять?

                                У Аришки – орешки, у Маришки – матрешку,

                                У Андрюшки- новый  мяч. Во дворе и вой и плач.

                               Получился ответ:  игрушки есть, подружки – нет.

Царица «Математика»:   Дорогие мои гости, я вижу, что вам нравится наше представление. Я предлагаю гостям из зрительного зала тоже принять участие в нашем празднике .

На сцену приглашаются учащиеся 4 класса (каждый в маске, изображающей соответственную цифру) и рассказывают небольшие веселые стихи о цифрах.

1.  

Вечером встаёт луна.

- Сколько в небе лун?

- Одна.

В небе солнышко одно,

По ночам луна одна.

Как закатится оно –

Появляется она.

2.  

 Две сестрицы – две руки

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядках сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки – левая и правая.

Воду моря и реки загребают, плавая

3.  

 Три цвета есть у светофора,

Они понятны для шофёра:

Красный свет – проезда нет.

Жёлтый будь готов к пути,

А зелёный свет – кати!

4.  

  Раз, два, три, четыре,

Мы находимся в квартире,

Сосчитаем мы сейчас

Всё, что в комнате у нас.

Четыре стены, четыре угла

Четыре ножки у стола

У стула тоже четыре ножки,

Четыре угла у окошка,

На окне четыре горшка,

В горшках четыре цветка,

У кота четыре лапы.

В люстре четыре лампы.

А теперь в своей квартире

Посчитайте по четыре.

5.

  Раз, два, три, четыре, пять!

Будем пальчики считать –

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

На другой руке опять:

Раз, два, три, четыре, пять!

Пальчики быстрые,

Хоть не очень чистые!

6.  

  Ребята продолжаем счёт…

Вслед за пятёркой  шесть идёт.

Есть в доме у меня сосед,

Ему исполнилось шесть лет.

Он любознателен, умён,

Ещё не ходит в школу он,

Но знает буквы все подряд.

Прочёл букварь и очень рад.

Он маме с бабушкой сказал:

-Я первоклассников догнал.

7.

В деревушке семь избушек,

Семь крылечек, семь старушек,

Семь щенков, семь дымков,

Семь драчливых петухов

На семи плетнях сидят,

Друг на друга не глядят.

Распустили семь хвостов,

Каждый хвост семи цветов          

8.

 Восемь ног у осьминога

Говорит улитка: - много!

Восемь ног ему зачем?

Я б запуталась совсем!

Многоножка прибежала,

Говорит улитке : - мало!

Восемь ног для одного –

Всё равно, что ничего.

Как же ходит он бедняга?

Я б не сделала и шага!

Но, танцуя краковяк,

Осьминог ответил так:

Восемь ног для осьминога

И не мало и не много.                

9.

К девяти  без десяти

Надо в школу вам идти.

В девять слышится звонок.

Начинается урок.

К девяти без десяти

Детям спать пора идти.

А не ляжете в кровать,-

Носом будете клевать!

Царица «Математика»:

 Как хорошо отдыхают мои гости, веселятся, считают, решают. Я думаю, что мы с вами сегодня хорошо повеселились. Мне хочется надеяться, что наш праздник  всем понравился и многим запомнится. Я желаю вам всем больших успехов в учебе!   И помните: математика вовсе не скучная наука. В ней много интересного, поучительного, прекрасного. Поэтому любите математику, изучайте её.

«Ученица»:

                    Есть о математике молва, что она в порядок ум приводит.

                    Потому хорошие слова  часто говорят о ней в народе.

                    Ты, математика, нам даешь для победы трудностей закалку.

                    Учится с тобою молодежь  развивать и волю и смекалку.

                    И за то, что в творческом труде выручаешь в трудные моменты

                    Мы сегодня искренне тебе посылаем гром аплодисментов.

На сцену выходят все участники. Зрители аплодируют. Праздник  окончен.

       

   

             

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 классов Игра «Устами младенцев»

Внеклассное мероприятие по математике  для учащихся 7-8 классов Игра «Устами младенцев»...

Разработка внеклассного мероприятия "Интеллектуальный марафон", для учащихся 8-9 классов

Разработка интеллектуального марафона, который я подготовила для учащихся 8-9 классов, проводилась среди школ нашего района.Цель игры: ·        Неформальный срез зна...

Внеклассное мероприятие "Математически ринг" для учащихся 5-6 классов

Материал содержит план-конспект и презентацию....

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 классов специальной ( коррекционной ) школы VIII вида.

Внеклассное мероприятие по математике7-8 классы (165.83  МБ)Подготовила учитель - дефектолог Шерстнева Любовь Иннокентьевна ОГОУ СКШ  №6 г.НижнеудинскаВнеклассное занятие...