ТОК-ШОУ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
план-конспект урока ( класс) на тему

Халилева Эльвира Халиуллаевна

Преступление несовершеннолетнего - симптом крайнего неблагополучия его собственной судьбы и тех условий жизни, которые его окружают, в которых он ежедневно находится. Я считаю, что внимание к подросткам в наше время должно быть усилено. В школе проходит месячник по профилактике правонарушений: круглые столы, классные часы, беседы, встречи, диспуты и т. д. Надо помочь подростку найти свое место в жизни, понять его стремления, интересы, дать возможность развиваться его индивидуальности - значит во многом предотвратить преступление. На ток – шоу "Преступление и наказание" обучающиеся рассмотрят разные ситуации, узнают, что такое проступок, преступление, правонарушение. Какие виды наказания для несовершеннолетних существуют, с какого возраста наступает  уголовная ответственность и за что.

Цели:

- профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся.

Задачи:

- содействовать формированию духовно - нравственной, свободной, творческой личности, гражданина и патриота своего Отечества;

- сформировать знания обучающихся о правонарушениях, преступлениях, ознакомить их с видами нарушений и наказаний за них;

-повысить правовую грамотность и правовую культуру детей;

- развивать словарный запас;

- обсудить  проблему преступности среди несовершеннолетних;

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки;

Ожидаемые результаты:

- уменьшение фактора риска, приводящего к правонарушениям;

-улучшение микроклимата в классах и в школе;

-оказание помощи при возникновении проблемной ситуации.

Методы и приемы работы:

- при разработке ток - шоу использовала следующие методы и формы работы: дискуссия, творческая работа, анкетирование, деловая игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nakazanie_nastoya11.docx37.17 КБ

Предварительный просмотр:

ТОК-ШОУ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Эпиграф: «Незнание закона не освобождает от ответственности».

Актуальность:

Преступление несовершеннолетнего - симптом крайнего неблагополучия его собственной судьбы и тех условий жизни, которые его окружают, в которых он ежедневно находится. Я считаю, что внимание к подросткам в наше время должно быть усилено. В школе проходит месячник по профилактике правонарушений: круглые столы, классные часы, беседы, встречи, диспуты и т. д. Надо помочь подростку найти свое место в жизни, понять его стремления, интересы, дать возможность развиваться его индивидуальности - значит во многом предотвратить преступление. На ток – шоу "Преступление и наказание" обучающиеся рассмотрят разные ситуации, узнают, что такое проступок, преступление, правонарушение. Какие виды наказания для несовершеннолетних существуют, с какого возраста наступает  уголовная ответственность и за что.

Цели:

- профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся.

Задачи:

- содействовать формированию духовно - нравственной, свободной, творческой личности, гражданина и патриота своего Отечества;

- сформировать знания обучающихся о правонарушениях, преступлениях, ознакомить их с видами нарушений и наказаний за них;

-повысить правовую грамотность и правовую культуру детей;

- развивать словарный запас;

- обсудить  проблему преступности среди несовершеннолетних;

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки;

Ожидаемые результаты:

- уменьшение фактора риска, приводящего к правонарушениям;

-улучшение микроклимата в классах и в школе;

-оказание помощи при возникновении проблемной ситуации.

Методы и приемы работы:

- при разработке ток - шоу использовала следующие методы и формы работы: дискуссия, творческая работа, анкетирование, деловая игра.

Оборудование:

- проектор, презентация, примеры с ситуациями, плакаты, высказывания, статьи.

Ток–шоу «Преступление и наказание» проводилось  в конференц-зале. Продолжительность 45 минут.

Присутствовали:

Зам директора по В.Ч. –Бурсов А. Л., инспектор по делам несовершеннолетних МВД России по Симферопольскому району - Чурсин Егор Николаевич, воспитатели интернатного учреждения, обучающиеся 8 - 10 классов.

Ведущий:

Здравствуйте дорогие старшеклассники, уважаемые гости нашего мероприятия! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о правонарушениях и преступлениях, которые совершают подростки.                                                                                  Тема нашего ток - шоу - "Преступление и наказание".

Притча «Все оставляет свой след».

Ведущий:

- Эта притча  о нас с вами. Каждый из нас проживая среди людей совершает поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место в обществе

- От сумы и тюрьмы не  зарекайся.

Это суровое предупреждение пришло к нам  в быт из прошлого. Оно напоминает о самых неблагоприятных поворотах судьбы. Ведь в места лишения свободы никто не стремится. Однако тысячи подростков ежегодно становятся  клиентами воспитательно – трудовых колоний, приемников – распределителей, тюрем.

Именно поэтому мы решили поговорить на эту тему и  пригласили следующих специалистов:

Психолог - Ишо Кристина Евгеньевна;

Юрист – Кознева Дарья Алексеевна;

Социальный педагог  – Гордиевич Кирилл Александрович;

Инспектор по делам несовершеннолетних - Тычинин Иван Константинович;

Судья - Серединская Алена Сергеевна.

Ведущий:

- Итак, мы  начинаем.

Психолог:

- Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящим перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики. Поэтому важнейшее направление деятельности Лозовской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната - это профилактика преступлений и правонарушений среди обучающихся. Специфическая задача образовательного учреждения в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, так как ни одна другая структура не в состоянии решить данную проблему. Опыт работы показывает, что каждый педагог в своей профессиональной деятельности сталкивается с проблемой «трудных» обучающихся. Поведение таких детей вызывает беспокойство и у педагогов, и у родителей, так как любить и уважать «трудных» сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота, нужны им больше.

Ведущий:

- Давайте поговорим о преступлениях против личности.

Самая большая ценность – человек. Именно поэтому закон охраняет человека, его жизнь, его здоровье. Однако  с  каждым днем растет численность  преступлений против  личности. Что толкает на этот порочный путь  этих людей? Почему они оказываются на скамьях подсудимых?

На эти вопросы нам поможет ответить юрист Дарья Алексеевна. Прошу.

Юрист:

- Мы каждый день ходим по улицам, учимся в школе, общаемся с разными людьми и зачастую оказываемся в разных, порой непростых ситуациях. Практически ежедневно каждый из нас сталкивается с проблемами, решение которых предполагает знание тех или иных правовых норм.

Ведущий:

- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

Юрист:

- В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем.

Закон – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни

«В законах – спасение!» «Сила закона заключается в том, чтобы приказывать, запрещать, разрешать, наказывать! 

Законы  записаны в Конституции – основном законе государства.

Демонстрация книг(Кодексы Р.Ф.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный  кодекс», «Гражданский  кодекс», «Трудовой  кодекс», «Уголовный кодекс»

Ведущий:  

- Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Слово предоставляется социальному педагогу Кириллу Александровичу.

Социальный педагог:

- К сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.

Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии

Ведущий: 

- Давайте с вами вспомним некоторые понятия, в этом нам поможет инспектор по делам несовершеннолетних.

- Что же такое правонарушение?

Инспектор по делам несовершеннолетних:

- ПРАВОНАРУШЕНИЕ - это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание. По степени социальной опасности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Ведущий:

- А что такое проступки?

Инспектор по делам несовершеннолетних:

- Проступки - это противоправные деяния, не предусмотренные Уголовным кодексом. В зависимости от того, в какой области общественной жизни они совершены, противоправные проступки подразделяются на административные, дисциплинарные и гражданско-правовые

Ведущий:

- А виды проступков?

Инспектор по делам несоврешеннолетних:  

- ВИДЫ ПРОСТУПКОВ: Опоздание на урок, пропуск занятий без уважительной причины, нецензурная брань, нарушение Устава школы, за нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство, употребление спиртных напитков, в общественных местах появление в состоянии алкогольного опьянения, злостное неповиновение.

Ведущий:  

- Что такое преступление?

Инспектор по делам несовершеннолетних:

- ПРЕСТУПЛЕНИЕ - это общественно опасное, противоправное, виновное деяние дееспособного лица, за которое предусмотрено уголовное наказание.

Ведущий:

- Какие виды преступлений существует?

Инспектор по делам несовершеннолетних:

- ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ: Преступления, которые наблюдаются  среди подростков чаще всего: это кража чужого имущества, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, убийство, похищение человека, разбой, грабеж, вымогательство, угон  автомобиля, повреждение чужого имущества, повлекшие тяжкие  последствия, хищение, изготовление взрывчатых веществ и наркотических веществ.

Маска откровения: 

«Впервые я попал на учет в инспекцию по  делам  несовершеннолетних в возрасте 8 лет. Мы с друзьями унесли из класса  видео аппаратуру, компьютер, новую спортивную форму, кроссовки, всякую мелочь. Очень боялся, что поймают. Тогда не поймали. Деньги с друзьями прогуляли. Потом бродяжничал, дважды числился в  официальном розыске, не учился, скитался по притонам, узнал дорогу в медвытрезвитель. Избил школьника,  не понравились его замечания. Когда меня взяли, сначала не поверил, что могу получить срок. Думал по воспитывают, как всегда, и отпустят, не отпустили. Советую всем никуда не лезть. Все  когда-нибудь попадутся. Здесь чувствуешь себя, как в клетке. За  забор страшно хочется. Домой хочу, к матери. Сидел бы рядом с ней и никуда бы не отходил. А  здесь матери нет. Сам  за себя, никто тебе не поможет.  Знал бы, что меня ждет в детской колонии….»

Ведущий:

- Так вот за все эти правонарушения дети  с 14 лет могут быть осуждены за их свершение.

Ведущий:

- Что такое ответственность?

Инспектор по делам несовершеннолетних:  

- Ответственность  необходимость, обязанность отвечать за свои  действия, поступки, быть ответственным за них.

Ведущий:  

- Какие виды ответственности?

Инспектор по делам несовершеннолетних:  

- Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: Гражданско- правовая; Административная; Дисциплинарная; Уголовная

Ведущий:  

- А какие наказания при нарушениях?

Инспектор по делам несовершеннолетних:       

- К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний:  штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы;                                                                                                                                               исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок.  Уголовное законодательство несовершеннолетними признает лиц, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет. Основание привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности такое же, как и основание привлечения взрослого человека - совершенное преступление

-  Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство)

Ведущий:  

- В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться.

Ситуация 1: Звонок в милицию «В школе заложена бомба!».

Ведущий: 

- После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную.                                                                                                                           За подобные «шутки» с какого возраста человек отвечает по всей строгости закона?

Судья: 

- Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. С 14 лет заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или  поджоге, создающих опасность гибели людей—наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.  

Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.

Ситуация 2: подходит ученик и бьет его учебником по голове, падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.

Ведущий:

- наказание  за побои

Судья:   

- Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом  или арестом до трех месяцев.    

- Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 Уголовного Кодекса - побои.

Ситуация3: В классе идет спор двух учащихся:    

– ... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.

Ведущий:  

- за угрозу или причинения тяжкого вреда здоровью наказание

Судья:   

- Статья  119 Уголовного Кодекса - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

Инспектор по делам несовершеннолетних:  

- Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся (нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности). За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет.    

Ситуация 4: Трое учеников 8 класса в выходной день собрались гулять. По дороге зашли в магазин и купили бутылку пива, в аллее, напротив школы они её распили.

Ведущий:  

- за пьянство несовершеннолетних наказание.

Судья:    

- Распитие несовершеннолетними алкогольных напитков в общественных местах, штраф, предупреждение, исправительные работы.    

Инспектор по делам несовершеннолетних:  

- Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру (опоздание на работу, прогул без уважительной причины).    

Ситуация 5:  Олег прогулял школу, без уважительной причины

Ведущий:  

- за прогулы наказание

Судья:   

- проступки влекут за собой такие санкции, как, например, замечание, исключение из учебного заведения и др.

Инспектор по делам несовершеннолетних:      

- Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения.

Ведущий:  

- Каждый день, заходя в школу, мы видим следы пребывания  наших детей. Разрисованные стены, сломанные двери, исписанные и исцарапанные парты. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?

Ситуация 6: В класс вбегают мальчишки:    

– Слышь, Дима влюбился в Катю, а никто не знает!  

– Давай на стене ручкой напишем, чтоб завтра утром все увидели!      

– Клево, вот  дети поржут!  

– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

Ведущий:      

- вандализм, осквернение зданий и транспорта наказание.

Судья:      

- Статья 214 Уголовного Кодекса – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф  и возмещение ущерба.      

Ситуация 7: На перемене:

– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!    

– Не дам, он новый, только вчера купили.      

– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.

Ведущий:              

- за умышленное уничтожение и порчу чужого имущества наказание

Судья:  

- Статья 167 Уголовного Кодекса - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом, либо лишением свободы сроком до пяти лет.

Ведущий

- Ребята, вам рассказали о преступлениях, которые совершаются подростками, а также о видах юридической ответственности за нарушения. Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.        

Некоторые подростки рассматривают свои проступки как проявление обыкновенной шалости. «Подумаешь, какие мелочи - разбил стекло, выругался нецензурной бранью, сделал непристойную надпись на парте, сломал дерево», - говорят они, когда приходится отвечать за содеянное. Нет, это не шалости, не мелочи.                                                                                                            

Стоит только задуматься о последствиях  таких проступков и станет понятным, что в результате их несет материальный ущерб государство, морально или физически страдают  другие люди, и что самое главное, сам правонарушитель оказывается у опасной черты в нравственном развитии, за которой - преступление.

Ведущий:         

- Давайте рассмотрим,  какие виды ответственности существуют  для несовершеннолетних.      

Представьте, что вы все юристы. Ваша задача, определить виды юридической ответственности в  различных нарушениях.

Виды ответственности: А – административная   ответственность.    

Г – гражданско – правовая. У – уголовная. Д – дисциплинарная        

Виды нарушений:    

1) Порвал учебник одноклассника ……(Г)      

2) Избил до смерти  одноклассника ……..(У)    

3) Совершил кражу мобильного телефона…… (У)          

4) Совершил прогул в школе …..(Д)        

5) Переходил дорогу в неположенном месте….  (А)      

6) Разбил мячом окно…. (Г)      

7) Нецензурно выражался в общественном месте….  (А)        

Молодцы, с заданием вы справились.

- Юрист: Послушайте легенду: “Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: “Переверни и читай”. Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: “Зачем ты ищешь новые знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?”

«Юристом можешь ты не быть, но знать и выполнять закон обязан!»      

Ведущий:        

- Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс Российской Федерации. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.

Фильм «Преступность несовершеннолетних».

Рефлексия.

Ведущий:  

- Будьте здоровы, терпимы друг к другу. Спасибо за наш сегодняшний разговор! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчив...

Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель  чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень  отличное  от других  классиков  русской литературы от...

Урок по роману Достоевского "Преступление и наказание" "Мотивы преступления Раскольникова"

"Мотивы преступления Раскольникова" - 5 урок в системе уроков по роману Достоевского "Преступление и нааказание". Цель урока - показать общественно-историческую ситуацию в России в 60-егг. 19 века, со...

Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

"Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Тема урока: «Преступление   и наказание Раскольникова    по   роману Ф.М. Достоевского  «Преступление  и наказание»Тип урока - развитие критического мышлен...

Урок литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" "Мотивы преступления Раскольникова"

Конспект урока литературы с презентацией по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" для 10 класса...