Друзья, мои! Прекрасен наш союз!
методическая разработка (6 класс) на тему

Лапкаева Людмила Альбертовна

Внекласскное мероприятие, посвящённое 205-летию со дня основания Царскосельского лицея

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenarij.docx45.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.  «Друзья мои! Прекрасен наш союз»

Цель  мероприятия:  углубление и расширение знаний  учащихся  о юношеских годах великого поэта, о системе воспитания и образования его соратников и друзей.

СЛАЙД 1.

(.  Стол, накрытый скатертью. Портрет А. С. Пушкина, книги. Учитель входит, читая строки

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Зажигает свечи,  в подсвечнике.)

Вступительное слово учителя                                      

Наш спектакль – это история одного класса. Класс как класс – 30 человек; мальчишки как мальчишки, проучившиеся вместе с 12 до 18 лет. Спектакль о друзьях, об одноклассниках…

Звучит мазурка

Конечно, каждая эпоха имеет свой неповторимый голос и стиль, но какая разница, в конце концов, в каком веке были молоды одноклассники! Сто, двести лет назад! Горели ли у них в классной комнате электрические огни или свечи… Пересекали ли они свою страну на поезде, самолёте или в карете, на почтовых лошадях… Носили ли  джинсы или камзолы и треуголки… Разве  мы, современники космических ракет и компьютеров, не нашли бы, о чём спросить тех ребят? А они нас? Разве они не мечтали о будущем, как и мы? Разве не вглядывались в прошлое, пытаясь отыскать свои корни.  

Устремляясь в прошлое мы как будто бы соединяем длинной цепью сегодня и их далёкое прошлое – соединяем незримой цепью, и по этой цепи сразу бежит ток, и огромного исторического пространства как не бывало, и мы уже в компании тех ребят, а они с нами…

Мы приглашаем вас отправиться с нами… в Царское Село первых десятилетий 19 века. В класс первого набора в Лицей. Позже потомки назовут ребят по-разному: «Люди 19 октября», «Пушкинский выпуск». И недаром : ведь именно здесь учился великий русский поэт А. С. Пушкин.

Звучит негромкая музыка.  

1 ученик:

Мы чтить тебя привыкли с детских лет
И дорог нам твой образ благородный.
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

2 ученик:

Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу.

3 ученик:

Кто сердцем чист средь пошлости людской, 
Средь лжи кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.

4 ученик:

И все еще горит нам светоч тот,
Кто гений твой пути нам освещает;
Чтоб 
духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.

5 ученик:

Все лучшие порывы посвятить
Отчизне ты зовешь нас до могилы;
В продажный век, век грубой лжи и силы
Зовешь добру и истине служить.

6 ученик:

Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный,
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!

ПУШКИН:  Мне поручили в этом спектакле говорить от имени А. С. Пушкина. Это большая честь. И большая ответственность. Впрочем, мои товарищи-исполнители, которые вышли со мной , разделяют мою ответственность, ибо будут говорить от имени Ивана Пущина, Вильгельма Кюхельбекера и других. Итак, мы начинаем

Здравствуй, племя

Молодое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастёшь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда

 С приятельской беседы

                                 Возвращаясь,

Весёлых и приятных мыслей полон,

Пройдёт он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет

Сценка №1

Комната в доме Пушкиных.

Пушкин просыпается. Вскакивает рыком. Грызет ногти. Быстро одевается. Бежит. По дороге теряет носовой платок. 

МАТЬ (наблюдает все это):  Бог ты мой. Тяжел, неповоротлив. Платки вечно теряет. Надо связывать ему руки поясом. 

(Пытается это сделать. Пушкин вырывается. На всех смотрит дичком). 

В кого такой? В нем нет никакой любезности. 

(В этот момент Пушкин, садясь за стол, нечаянно бьет стакан. Мать бьет его по щеке). 

ОТЕЦ: Этот стакан денег стоит! 15 копеек! Вечно у тебя все из рук валится! 

Мать и отец склоняются над осколками. Пушкин смеется. 

МАТЬ: Что ты смеешься? Что зубы скалишь? 

ОТЕЦ: Сашка, поди вон

Пушкин уходит с достоинством. 

МАТЬИшь, гордый какой! Голову задрал! Честь его оскорбили. 

Пушкин проходит. 

Арина тайком сует ему пряник. Прижимает к своей груди. Идет вместе с ним. Потом отстает. 

ПУШКИН (Подходит к книжным полкам. Достает какую-то толстую, начинает читать, потом прячет эту книгу). 

АРИНА (видит это): 

Не бери ты, Сашенька, книги оттуда. Это тайный шкаф! Батюшка будет недоволен. 

ПУШКИНВ неделю тайный шкаф был прочтен. Много интересного. Вот о любви! А это о чести и достоинстве. 

ОТЕЦ: Книги у меня таскает. Читает недозволенное. Надо воспитать в нем изящный вкус – это образует человека. 

КТО-ТО ИЗ ГОСТЕЙ: А почему вы не отдали его в Университетский пансион? 

ОТЕЦ: Сашка вырос. Все его сверстники определены. Один он слоняется недорослем. Ну, бог с ним, с этим пансионом. Он предпочитает… Петербург. 

ВАСИЛИЙ ЛЬВОВИЧ: Под Петербург… В Царское Село… В Лицей… Я сам повезу его туда. Это совершенно новое учебное заведение… Такого в России еще не было…

Сценка №2 

(Вальс 11 ) ( Пары в заключении выстраиваются в ручеёк, сквозь который проходят дамы.

– Что-то новое… слыхали? 
– Да! Лицеем обозвали. 
– Что же значит сей Лицей? 
– Надо выяснить скорей! 
– Аристотель так учил. 
– Он тогда в Афинах жил. 
– И, гуляя по аллеям, 
– Размышлял он о Ликее. 
– А на русский лад – Лицей. 
– И хватает здесь аллей. 
– Говорят, не будут бить. 
– Как без этого учить? 
– Вы дикарка! Вам не стыдно?! За Россию мне обидно! 
– Обучение – 6 лет. 
– Так решил их педсовет. 
– Кто-то мне еще сказал – всем отдельный дортуар. 
– Правильно решили. Чудно. Одному побыть уютно.

Чтение сочинения о лицее ( Фомичова Н. П.)

ЧтецВ сим храме наук будут воспитывать честных граждан. Слова и поступки государственного человека должны служить примером для других. Титулы и почести приобретайте только честным путем, обратное достойно презрения. 
Лицей воспитал учеников в 
духе любви к Отечеству, к России. 

ЧтецВсе лицеисты пушкинского выпуска считали себя и проявили в дальнейшем истинно русскими. 

Чтец: Нам целый мир чужбина.  Отечество нам Царское Село.

(На сцену весёлой гурьбой выбегают несколько мальчишек 10-12 лет. Взъерошенные волосы, озорничают, смеются.

Ведущий: Разрешите представить лицеистов

А.С. Пушкин

Пушкин: (поклоняясь шутливо) Иногда меня называли Французом за то, что я легко и свободно болтал по-французски.. А иногда – Егоза!

Ведущий: Владимир Дмитриевич Вольховский

Пушкин: Он же Суворочка! Как две капли воды пожож на дочь знаменитого полководца. 

Учитель: В их классе каждый имел прозвище, и мальчишки не обижались на них. Невысокий, тщедушный с виду, Владимир Вольховский обладал железным характером, несгибаемой волей. Вольховский ещё в Лицее решил стать военным и всячески готовил себя к будущим тяготам. Чтобы больше успеть он мало спал. Тренируя волю, неделями отказывался от мяса, пирожного, чая, чем часто вызывал усмешки лицеистов. Будучи самым слабым, он много занимался гимнастикой.
Когда учил уроки, носил на плечах два тяжёлых словаря. Ребята посмеивались над ним, иногда в стихах:
Суворов наш
Ура! Марш, марш
Кричит верхом на стуле.
Владимир Вольховский был первым учеником. Закончил Лицей с золотой медалью. Стал членом тайного общества декабристов.

Ведущий: Иван Васильевич Малиновский!

Пушкин: За доблесть и драчливость прозван Казаком!

 Учитель: Сын директора Лицея… Вообще-то он был добросердечен и совершенно не честолюбив. Иван знал много пословиц и поговорок, за что один из надзирателей называл его Санчо Панса. Сделал карьеру военного, став в 27 лет полковником гвардии. Но он отказался от генеральской должности и никогда об этом не жалел, а стал помещиком и предводителем дворянства.

Ведущий: Михаил Лукьянович Яковлев!

Пушкин: С первых же дней обнаружил способность  к подражательству и уморительно строил рожи. Паяс!

Ведущий: Сергей Григорьевич Ломоносов!

Пушкин: Хитрющий и пронырливый. Крот.

Ведущий:  Александр Михайлович Горчаков!

Пушкин: Франт

Учитель: Князь – умный, весёлый, благородный и крайне честолюбивый юноша. До того честолюбивый, что это нередко отталкивало от него товарищей. Чего только не делал этот юноша, чтобы затмить Вольховского и занять первое место. Постепенно его упорство и настойчивость завоевали уважение среди лицеистов, они видели, что «Франт» учится с утра до вечера, чтобы быть первым учеником. По окончании Лицея он получил малую золотую медаль. Александр Горчаков сделал блестящую карьеру. Он стал дипломатом, а затем министром иностранных дел России.

Ведущий: - Сергей Дмитриевич Комовский

 Пушкин:  За приставания и ябеду Лиса!

Ведущий:  - Модест Андреевич Корф!

 Пушкин: Модинька! И ещё за приверженность к церковному пению – Дьячок Мордан!

Ведущий: - Иван Иванович Пущин!

Пушкин:  За высокий рост- Иван Великий или Большой Жано!

Учитель:Самый близкий друг Пушкина. За высокий рост звался одноклассниками Иваном Великим или Большим Жано. Имел хорошие дарования. В общении приятен. Вежлив и искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью.
Впоследствии участвовал в декабристском восстании на Сенатской площади. Осуждён. Приговорён к 31 году тюрьмы и ссылки.

Ведущий: - Антон Антонович Дельвиг!

Пушкин: Тося!

Учитель: Близкий друг Пушкина. Он не любил шумные игры, возню. Пожалуй, все: и приятели, и недруги – отмечали одно примечательное качество Дельвига – его феноменальную лень. Однажды во время лекции (на уроке латинского языка ) Антон, не выучив, как обычно урока, спрятался под кафедру и там…заснул. Так появилось стихотворение о нём:
Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыплённый.
Но самые близкие друзья его, знали, что Дельвиг больше притворяется. Этот «ленивец» и далеко не лучший ученик стал впоследствии прекрасным поэтом, одним из ведущих издателей

Ведущий: - Константин Карлович Данзас!

Пушкин: Кабуд! Он же Медведь!

Ведущий: - Вильгельм Карлович Кюхельбекер!

Пушкин: Кюхля…

 Учитель:  Один из лучших друзей Пушкина. Как только ни называли лицеисты бедного Вильгельма: «Кюхля», «Виля», «Бекеркюхель», «Цыплятопирогов». Особенно часто насмешкам подвергалась его внешность: длинная тощая нескладная фигура. И, конечно, его страсть к написанию стихов. Товарищи не понимали его своеобразных литературных взглядов и вкусов. К концу же учёбы лицеисты стали уважать Кюхельбекера, так как он неоднократно публиковал в журналах свои стихи и статьи, а его образованности и знаниям мог позавидовать каждый. При этом друзья не перестали подшучивать над ним. Перед окончанием лицея «Кюхля» чуть не утонул. В столовой за обедом так его обидел один из товарищей, что он в полном беспамятстве выскочил из-за стола, выбежал в парк и бросился в пруд возле Александровского дворца. Пруд был неглубок, и «Кюхлю» сразу вытащили, а обидчиком оказался Иван Малиновский.

Чтец:

Их 30 человек. Вот класс. 
Бакунин, Броглио, Вольховский, 
Саврасов, Дельвиг, Корф, Данзас, 
Тырков, Корнилов, Малиновский. 
Здесь Кюхля, Маслов, Есаков, 
Комовский, Гурьев. Илличевский, 
Костенский, Стевен, Горчаков, 
Мартынов, Мясоедов, Ржевский. 
Вот Гревенец и Ломоносов, 
Вот Яковлев и Корсаков 
Но где еще кого-то носит? 
Откликнитесь на трубный зов! 
Мы их, конечно, не забудем: 
Матюшкин, Пущин, Пушкин, Юдин. 

 (Лицеисты берутся за руки)

СЛАЙД 3.

Маленький Пушкин:       Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Маленький Дельвиг: Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Маленький Кюхельбеккер: Куда бы нас ни бросила судьбина,

                                                    И счастие куда б ни повело,

Маленький  Иван Пущин:   Всё те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

 (Остаются на сцене. Когда гаснет свет уходят.  Голос за кадром.)

СЛАЙД 5.

Ведущий

19 октября 1811 года в Царском селе тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Их называли «Первый курс Царскосельского Лицея». Класс как класс, мальчишки как мальчишки – проказники, спорщики, лодыри, из которых в дальнейшем выйдут поэты и министры, офицеры и «государственные преступники». В детстве и юности они читали повести и легенды о греческих и римских героях, а сами еще при жизни или вскоре после смерти стали легендой, преданием…

СЛАЙД

Ведущий

 Без малого через шесть лет 29 юношей получат аттестат. Когда-то в течение многих лет выпускники этого, пожалуй, самого престижного учебного заведения России тех лет собирались в этот день, чтобы вспомнить годы своего ученичества, годы братства, которое родилось в его стенах и которое лицеисты хранили всю свою жизнь. Конечно, поистине всероссийскую славу составил один из них – Пушкин. Если бы не этот живой, кудрявый мальчик, которого родители привезли в лицей в 1811 году, о Царскосельском лицее  мы, скорее всего, вообще не вспоминали.

Александр Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Но днем рождения великого поэта можно назвать и дату 19 октября, потому что 19 октября 1811 года был открыт Царскосельский Лицей, и это день духовного рождения личности поэта.

Вы помните: когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог Царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей...

 Пушкин провел в Лицее 6 лет. Это было особое учебное заведение для мальчиков из знатных дворянских семей. Дух вольномыслия царил в лицейской республике.

 Но в то же время огромное значение придавалось учению.

ЧтецДа! Режим лицейский строг – всех сзывают на урок

Видеоролик: урок химии

 

Ведущий

Занятия в Лицее начинались 1 августа и проходили до 1 июля, но и июль, единственный месяц каникул, лицеисты должны были проводить в Царском Селе. Таким образом, все 6 лет обучения воспитанники были оторваны от дома и родных, составляя единую лицейскую семью.

СЛАЙД 14.

Ведущий

На протяжении всего обучения действовал единый режим дня: В шесть часов лицеисты вставали, молились. С семи до девяти часов проходили учебные занятия. Затем мальчикам подавали чай, они гуляли и в десять часов шли на занятия. В полдень отправлялись на прогулку, потом обедали, а с 14-ти до 17-ти часов учились. Вечером два часа было отведено на повторение уроков, затем ужинали, отдыхали и в 22 часа молились и ложились спать.

Ведущий 1: В Лицее у мальчишек было много «первого»: первые стихи, первая любовь, первое разочарование. О любви они давно пишут, толкуют, хвастают и мечтают.
Ведущий 2: 
Первая любовь…Она пришла к лицеисту в образе грациозной, неотразимой Катеньки Бакуниной, фрейлины императрицы. Она была стройна, грациозна, с живыми тёмными глазами, правильными чертами лица. Любила и умела танцевать, недаром часто избиралась царицей бала. Прелестное лицо её, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодёжи.
Ведущий 1:
Влюблённый лицеист скрывал от товарищей свою чистую, платоническую любовь и, лишь оставшись один “в лицейской келье”, давал волю чувствам на страницах дневника.
О, милая, повсюду ты со мной!
Но я уныл и втайне я грущу!
Пушкин отдавал Катеньке Бакуниной своё поэтическое вдохновение, весь пыл своего сердца. 22 стихотворения для неё – это своего рода энциклопедия юной любви.
Сцена бала. Екатерина Бакунина и Александр Пушкин.
Входит, вальсируя, 
Катенька Бакунина: 
Ах, как я люблю балы! Прекрасная музыка, чудесные танцы! Внимание ко мне кавалеров! Особенно мне нравятся балы в Царскосельском Лицее. Я сюда приезжала со своей матушкой многократно: здесь учился мой брат Александр Бакунин.
Я хорошо знаю, что многие лицеисты были ко мне не равнодушны, писали мне записки, где объяснялись в любви, назначали свидания.
Пушкин: Катенька, вы знаете, как я к Вам отношусь?
Катенька Бакунина: Как же?
Пушкин: Я счастлив, когда вижу Вас! Нет, вчера я не был счастлив, поутру я мучился ожиданием. Стоя у окна, я смотрел на заснеженную дорогу, её не видно было. На конец, я потерял терпенье. Вдруг встречаюсь с Вами на лестнице. Сладкая минута!
Итак, я счастлив был,
Итак, я наслаждался,
Отрадой тихою, покоем упивался.
И где веселья быстрый день? 
Умчался ветром сновиденья,
Увяла прелесть наслажденья
И снова вкруг меня 
Угрюмой скуки тень!
Бакунина:
Эти стихи Вы мне посвятили?
Пушкин (уходя от ответа):
Я просил живописца написать Ваш портрет, Вашу красоту!
Бакунина:
Вы о стихотворении «К живописцу»? 
Пушкин:
Да. Теперь оно стало романсом - его положил на музыку Николай Корсаков.
Бакунина:поет романс «К живописцу».
Дитя харит и вдохновенья,
В порыве пламенной души,
Небрежной кистью наслажденья
Мне друга сердца напиши;
Красу невинности прелестной,
Надежды милые черты,
Улыбку радости небесной
И взоры самой красоты.
Вкруг тонкого Гебеи стана
Венерин пояс повяжи,
Сокрытый прелестью Альбана
Мою царицу окружи.
Прозрачны волны покрывала
Накинь на трепетную грудь,
Чтоб и под ним она дышала.
Хотела тайно отдохнуть.
Представь мечту любви стыдливой,
И той, которою дышу,
Рукой любовника счастливой
Внизу я имя подпишу.

Бакунина:
Эти стихи и музыка, по-моему, выражают не только Ваши чувства. Они прекрасны! Потанцуем? (Обращается к Пушкину)
Пушкин:
С удовольствием! 

Танцуют минует

Дельвиг: Май 1815 года. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» приглашают публику и родителей на выпускные экзамены Царскосельского Лицея. Впереди 17 дней. 15 экзаменов.

Был торжественный экзамен в Лицее, на который съехались гости, родные. Приехал из Петербурга и старый, уважаемый всеми поэт – Гавриил Романович Державин. Усталый, в мундире и теплых сапогах, сидел он за экзаменационным столом, рассеянно слушал мальчиков, выходивших на середину залы и читавших стихи. Но вдруг Державин встрепенулся, он услышал Пушкина, читавшего свое стихотворение «Воспоминания в Царском селе».

СЛАЙД 22.

Дельвиг:Это были не просто рифмованные строки, это была поэзия. Растроганно обнял маститый поэт Александра, который тут же убежал. Спустя годы Пушкин напишет об этой встрече:

Пушкин: «Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались… Экзамен наш очень его утомил… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь

 Просмотр отрывка из кинофильма «Юность Пушкина»

Появляется совсем старый Гаврила Романович Державин. 

Г.Р.ДЕРЖАВИН:

Старик Державин все заметил. 
Восторгов я тогда не скрыл. 
Ведь чудо в Пушкине отметил 
И, в гроб сходя, благословил. 

Хочу еще раз все услышать. 
А ну-ка, милый, встань поближе. 
Подайте трубку поскорей, (слуховой аппарат) 
А Саше – рупор посильней. 

Пушкин:  Не помню, как я окончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел  меня  обнять… Меня искали, но меня не нашли…»

Чтец: Весною того же 1815 года «Воспоминания в Царском Селе» напечатаны в журнале «Российский Музеум» с примечанием: «За доставление сего подарка благодарим искренно родственников молодого поэта, талант которого так много обещает. Издатель «Музеум». 

Чтец: Годы учебы в Лицее навсегда сохранились в душе Пушкина. В лицее он нашел друзей, которые полюбили и оценили его талант. Это Иван Пущин, (на сцену выходят по очереди действующие лица и сам А. Пушкин) Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Федор Матюшкин, Александр Горчаков.

1-й чтец:    Меж нами все рождало споры

2-й чтец:    И к размышлению влекло:

3-й чтец:    Племен минувших договоры,

4-й чтец:    Плоды наук, добро и зло,

5-й чтец:    И предрассудки вековые,

6-й чтец:    И тайны гроба роковые.

Лицей стал вторым домом и настоящей семьей. И не было больше на Руси ни одного поэта, для которого дружба играла бы такую роль. Его друзья были умные, веселые, интересные ребята, которые впоследствии стали известными в России людьми: Матюшкин – мореплаватель, Яковлев – композитор, Горчаков – дипломат. Шесть лет продолжалась учеба в Лицее, а дружба осталась на всю жизнь.

Перед выпуском

ЛИЦЕИСТЫ: 

– Летом 1816 года нам сообщили новость. 

– Граф Разумовский с соизволения царя распорядился ускорить наш выпуск на четыре месяца. 

– Что заставило начальство торопиться с выпуском? 

– Не знаю. 

– Мы окончили Лицей на три месяца раньше положенного. Стены нас больше уже не держали. 

– 9 июня 1817 года… Завтра мы покинем Лицей навсегда. 


Чтец: «Прощальную песнь» написал Антон Дельвиг. Написал превосходно. Музыка Теппера была тоже хороша. Царь не стал слушать пения. Он ушел. Пели не для него. Пели – будто клялись в вечной дружбе. Клялись хранить то лучшее, что дал Лицей. 

Шесть лет промчалось, как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины,

И уж отечества призванье

Гремит нам: шествуйте, сыны!

Друг на друге остановите 
Вы взор с прощальною слезой! 
Храните, о друзья, храните 
Ту дружбу с тою же душой. 

Простимся, братья! Руку в руку! 
Обнимемся в последний раз! 
Судьба на вечную разлуку, 
Быть может, породнила нас! 


Прощайтесь, братья, руку в руку! 
Обнимемся в последний раз. 
Судьба на вечную разлуку, 
Быть может, здесь сроднила нас! 

Ведущий 1: Потом директор надел им на пальцы чугунные колечки - символ крепкой дружбы. А прощальная клятва заканчивалась такими словами: « И последний лицеист один будет праздновать 19 октября». Да, они дали клятву, что каждый год 19 октября они будут отмечать день Лицея. 
Пушкин: А я обязуюсь к каждой годовщине Лицея – 19 октября – писать стихи-посвящения “лицейскому братству”.
Ведущий 2: Впереди у них была целая жизнь, но никто из них не забыл Лицей и друзей. Они сдержали эту клятву

Ученик 1: В 1817 году празднуется первая годовщина после окончания Царскосельского Лицея. Лицеистов уже 28 (один из ребят Ржевский умер от нервической горячки)

Не зависимо от того, куда бы ни занесла судьба этих мальчишек, они старались встретиться 19 октября. В1818 году собралось 14 человек. Вспоминали старое доброе время, пели лицейские песни.

В 1825 году Пушкин не мог присутствовать на этом празднике: он был в ссылке в Михайловском. В этот день он написал своим товарищам строки:

Пора и мне… пируйте , о друзья!

Предчувствую отрадное свиданье;

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я…

Но через год не всех увидит Александр Сергеевич. После восстания на сенатской площади 1825 года, в котором участвовали два лицеиста: Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер – «Жано» и «Кюхля». Они были среди декабристов. Вскоре «Кюхля» был схвачен и доставлен в Петропавловскую крепость. Пущина друзья уговаривали скрыться заграницей, но «Жано» отказался, не захотел скрываться бегством.

Ученик 2: Стихотворение «19 октября 1827» сочинено к годовщине основания Царскосельского Лицея и в авторском чтении на собрании лицеистов оно было воспринято как спонтанная импровизация. Е. А. Энгельгардт: «Пушкин на лицейской сходке сделал экспромт, который так мил, что я в прозаической своей памяти сохранил его:

Бог помочь вам, друзья мои,

В заботах жизни, царской службы

И на пирах разгульной дружбы,

И в сладких таинствах любви!

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море,

И в мрачных пропастях земли!

Ученик 3: Бежит время. На 15-ой годовщине уже не было в живых шестерых. Среди них самая страшная для Пушкина утрата – Антон Дельвиг. На 25-летие лицея Пушкин читал свои стихи о Дельвиге:

И мнится, что очередь за мной.

Зовёт меня мой Дельвиг милый,

Товарищ юности живой,

Товарищ юности унылой,

Товарищ песен молодых,

Пиров и чистых помышлений.

Туда, в толпу теней родных

Навек от нас утекший гений…

Это были пророческие слова. Вскоре Пушкин погибнет на дуэли. Он будет седьмым ушедшим после Дельвига. Теперь лицейские годовщины проходили без Пушкина.

Ученик 6: 19 октября 1880,1881, 1882 годов Александр Горчаков отмечал один, он был последним лицеистом первого выпуска. Они все до одного исполнили клятву, данную в молодости. Они были настоящими друзьями.

 Звучит песня о лицее

Всё бы жить, как в оны дни -

Всё бы жить легко и смело,

Не высчитывать предела

Для бесстрашья и любви.

И, подобно лицеистам,

Собираться у огня

В октябре багрянолистном

Девятнадцатого дня.

Но судьба своё возмёт,

По-ямщицки лихо свистнет,

Всё по-своему расчислит, -

Не узнаешь наперёд.

Грянет бешеная вьюга,

Захохочет серый мрак.

И спасти захочешь друга,

Да не выдумаешь как.

На дорогах наших дней,

В перепутьях общежитий,

Ты наш друг, ты наш учитель -

Славный пушкинский лицей.

Под твоей бессмертной сенью

Научиться бы вполне

Безоглядному веселью,

Бескорыстному доверью,

Вольнодумной глубине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника ко Дню Лицея: «Друзья мои, прекрасен наш союз!»

Сценарий " Друзья мои, прекрасен наш союз" предназначен для проведения внеклассного  мероприятия по литературе в 5-7 классах....

Научно-исследовательская работа «Друзья мои, прекрасен наш союз!» 200-летию Пушкинского лицея

ВведениеСвою научно-исследовательскую работу мы посвящаем русскому поэту XIX века Александру Сергеевичу Пушкину. Тема исследования выбрана не случайно, так как считаем ее актуальной. Ведь творчество П...

Литературная композиция «Друзья мои, прекрасен наш союз…»

Сценарий включает в себя информацию о лицейских друзьях Пушкина и стихотворения Пушкина, посвящённые друзьям....

Литературная композиция "Друзья мои, прекрасен наш союз!"

Литературная композиция о друзьях А.С.Пушкина по Лицею. Может быть использована как на уроках, так и во внеурочное время....

"Друзья мои! Прекрасен наш союз!"

Презентация к литературному проекту, посвященному жизни  А.С.Пушкина в Лицее....

«ДРУЗЬЯ МОИ, ПРЕКРАСЕН НАШ СОЮЗ…»

Данная методическая разработка для преподавателей составлено для проведения междисциплинарного занятия – литературно-культурологической конференции, посвящённой 200-летию со дня открытия Царскосельско...

флэшмоб "Друзья мои , прекрасен наш союз!"

Флэшмоб «Друзья мои, прекрасен наш союз!» - внеклассное  мероприятие в рамках неждели русского языка и литературы (для учащихся 5-11 классов).»Цель:создать условия для формирования коммуникативны...