Сценарий "По страницам блокадного Ленинграда"
методическая разработка по теме

Екатерина Пыпина

Идея создания театрализованной экскурссии для ребят, посвященной Блокаде Ленинграда, была взята неспроста. Наша школа была госпиталем, в то нелегкое время. В Музее истории школы, сохранились письма, воспоминания, дневники раненных и врачей, которые работали тогда в госпитале. В 15 минутной экскурссии ребята погружаются в один из дней госпиталя, становятся участниками. И вместе переживают события тех дней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_teatralizovannoy_ekskursii.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий театрализованной экскурсии

В подвальчике:

Экскурсовод: Из воспоминаний Татьяны Мамонтовой. 22 июня 1941 года в 12 часов дня Молотов объявил о начале войны. Сразу не представляли, как это страшно.

Нашу школу срочно начали освобождать под госпиталь. Всё имущество перевозили в школу на Зверинской улице, которая была рядом с домом, где я жила. Целый день я разбирала и сортировала привезённые в школу библиотечные книги. Также помогала ломать чердаки под крышей школы и моего дома. Доски сбрасывали сверху на середину улицы. Один раз с другими учениками я была в госпитале, мы выступали перед ранеными.

Экскурсовод с группой попадает в палату госпиталя. Здесь происходит обычный день военного госпиталя. Санитарка Варя, уже проводит промывание лежачему больному Ване.

Экскурсовод: Из воспоминаний Евгении Ароновны Ашпиц. Когда началась война, она оформилась вольнонаемной в Челюстно-лицевой госпиталь №1360, который размещался в школе №77. Окна в госпитале были затемнены, вход по пропускам, стояла военизированная охрана – офицер и еще два человека, раненых на машинах завозили во двор. Евгения Ароновна вспоминает, что раненые очень боялись бомбёжек, так как они привыкли видеть летящие самолеты и оценивать ситуацию, что невозможно было сделать в помещении.

Звучат звуки бомб. Все вздрагивают, началось, началось, шепотом.

Она же настолько привыкла к бомбёжкам, что даже не спускалась в бомбоубежище, наоборот она боялась, что там может завалить. А бомбили регулярно – два раза в сутки. Иногда во двор залетали осколки снарядов, а однажды осколок залетел в палату, покрутился и вылетел. Был один трагический случай. В госпитале лечился один партизан, имевший много наград, звали его дядя Саша. Он уже должен был выписываться, но во двор залетел снаряд, и его убило….

На словах экскурсовода входит Врач. Он пришел на осмотр раненных, и начинает осмотр с самого активного пациента. Все это происходит на словах экскурсовода.

Экскурсовод: Из воспоминаний Нонны Оскаровны Комаровой: В нашей школе разместился челюстно-лицевой госпиталь № 1360. Сразу же я и мой брат Леон, который  окончил девятый класс и должен был учиться в десятом, пришли работать в госпиталь. Он санитаром, а я в клуб (который размещался в физкультурном зале). Научили меня работать с узкоплёночным киноаппаратом,  и я ходила по палатам к наиболее тяжёлым раненым по 1-ому этажу. Там я демонстрировала фильмы, читала титры. Кроме того, часто читала и писала письма,  объявляла новости с фронта.

Госпиталь подвергался обстрелам, приходилось спускать раненых вниз с верхних этажей. Это было ужасно…..

Врач: Ну что, голубчик! Как самочувствие?!

Первый больной: Отлично!!! Отлично, профессор! Лучше всех, еще заткну за пояс эту немчуру! (смеется). А я уже рассказывал, как меня сюды привезли? Я ни живой ни мертвый! А теперь! Оно ведь как, вот везут нас в автобусе. с деревянного Биржевого моста автобус поворачивает на проспект Добролюбова, мягко шурша шинами, катится по моей родной Петроградской стороне. Несколько поворотов, и он въезжает во двор госпиталя №1360 и останавливается. До моего дома две трамвайных остановки.

Нас проводят в полуподвальное помещение, уставленное  топчанами. Нянечки, пожилые женщины, помогают нам раздеться, а потом ведут в душевую.

Из душевой выхожу, словно заново родившимся, в чистом белье и халате. В перевязочной, на топчане, мне снимают повязки с лица и груди. Одна сестра диктует, другая записывает в карточку.

- Рана на лице -  десять сантиметров на четыре, на груди четыре на два. Перебиты два ребра. Осколок на глубине шести сантиметров. В ране мелкие осколки костей…

Потом вы приходите, Леон Игнатьевич. минут пятнадцать что-то делаете в моих ранах. Потом сестра накладывает повязку, и меня ведут на второй этаж. В длинном коридоре пусто. За столом сидит дежурная медсестра Танечка. В тишине из чёрной тарелки репродуктора возникает и звучит негромкая песенка. Музыка! (начинает звучат музыка) Какое наслаждение услышать её после грохота боя. Теперь и музыка! И теперь жив здоров!

Вскакивает с места,но кружится голова.

Врач: Тише, тише голубчик! Приведем Вас в норму, тогда и будете подвиги совершать.

Вбегает санитарка Таня

Таня: Доктор! Там раненных привезли!

Врач: Тяжелые есть? 

Таня: Один, кажется, средней тяжести.

Врач: Я скоро, готовьте смотровую, и палаты. (Обращаясь к первому больному). Эк, вас же угораздило так! Ну ничего, поставим вас на ноги скоро!

Первый больной: Так я уже! Хоть сейчас в пляс!!!

Врач: Тише, тише, успеется.  Варя, забинтуй.

Врач переходит к следующему больному.

Врач: Ну, а теперь с Вами-с, извольте! Как зовут?

Третий больной истошно кричит. – Воды!!!

Врач: Таня! Таня!

Таня/Саша вбегает.

Таня/Саша: Что?

Врач: Воды принеси пациенту.

Таня/Саша ДА, сейчас!

Врач: И да, что там с обстановкой?

Таня/Саша Все почти готово!

Врач: Я сейчас. Так как зовут?

Второй больной: Геннадий! (Бойко, по-солдатски).

Врач проверил быстро глаз, реакцию, и говорит Варе/Яне:

Врач: Варенька, здесь промыть аккуратно, и не забинтовывай сильно, пусть подышит глаз, ногу обработай. Я в смотровой. Потом вернусь

Варя/Яна:  подходит к больному.

2-й больной: Я тут своей Машеньке, письмо написал… Палата у нас большая, более 30 коек, бывший вестибюль второго этажа. Через нас ходят в другие платы. Беспокойство небольшое. Зато у нас весело…

…Здесь, в тылу, в госпитале, мы как в гостях, а потому хозяева стараются нам угодить. Доктора-волшебники колдуют над нашими ранами, слушают наши сердца-моторы, скорей на ноги поставить стараются.

Приходят нас навестить ребятишки-школьники – серьёзные и большеглазые. Смущаются, не знают, как завести разговор. В таких случаях обязательно отыскивается среди раненых «родственник Василия Тёркина» и завязывается общая беседа – весёлая, непринуждённая.

3-й больной: Сестра!!

Таня/Саша Да, да!

3-й больной: Таня, Танечка? Я тоже письмецо хочу отправить…Поможешь мне?

Таня/Саша конечно!

Таня отходит к столу, включает патефон берет лист бумаги и перо.

Варя/Яна: Кстати, к нам ведь, сегодня ребята должны прийти! О! А вот кажется и они! (Обращается в зал). Проходите скорее.

1-й больной: ООО! Ребятня, здравствуй!

Варя/Яна: Ребята n-класса школы 77 пришли к вам с подарком творческим!

1-больной: И что же вы нам приготовили?! Я вот люблю

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

не поколеблет грохот канонад,

и если завтра будут баррикады-

мы не покинем наших баррикад…

И женщины с бойцами встанут рядом,

и дети нам патроны поднесут,

и надо всеми нами зацветут

старинные знамена Петрограда.

Варя/Яна: Ребята, а что вы приготовили нашим раненным? Знаете ли вы песни, или стихотворения подготовили?

Дети рассказывают подготовленные стихи.

Все благодарят их.

Врач появляется.

Врач: О! а вот и наши маленькие помощники пришли! Ребята, а давайте с нами споем песенку, веселую, дабы поднять боевой дух! А!

Поют песню.

3-й больной: Танечка/Сашенька! Письмецо бы!

ТАян/Саша: Да-да! Записываю!

3-й больной: 9 октября 1943 г. Ленинград. Госпиталь.…Я ранен и нахожусь на излечении в госпитале (здание школы, в которой ты училась на улице Блохина)… лечение проходит хорошо и сейчас чувствую себя сносно и есть надежда на полное излечение.…Посылаю тебе в маленьком конверте шоколадку, как получишь – сообщи. Адрес: Ленинград 3. Почт ящик 854.литер.3.

Теперь напишу подробности моего ранения. Ранило меня 30 сентября в час дня, ...взрывом в лицо… оглушило, ослепило… На лошади отвезли в санбат, где была оказана первая медицинская помощь, а на второй день перевезли в госпиталь. Дня три не видел абсолютно ничего, так как повредило глаза, но сейчас правым глазом вижу неплохо….Вчера мне читали «Пятнадцатилетний капитан»…

Вдруг мелодия из патефона прерывается и звучит радио сообщение, что произошло полное освобождение города от блокады…

Тишина, и звук выкриков ура.

Экскурсовод: 27 января 1944 года был салют в честь полного освобождения города от блокады. Многие раненые устроились на подоконниках, а другие даже вышли смотреть на улицу.

Звучат звуки салюта. Все глядят в окна. Занавес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов...

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы...

Методическая разработка посвященная памяти жертв блокадного Ленинграда, героизму и мужеству жителей и защитников города «Что мы знаем о блокаде Ленинграда»

Цель мероприятия – формирование исторической памяти связанной с событиями Великой Отечественной войны в жизни блокадного Ленинграда, воспитание патриотизма. Дорогие ребята и гости нашего ме...

"Страницы блокадного Ленинграда"

Сценарий к Уроку Памяти "Страницы блокадного Ленинграда"...

Внеклассное мероприятие на тему "По страницам блокадного Ленинграда"

Цели и задачи: Обогатить знания обучающихся о героическом прошлом своей страны. Показать мужество, боль и героизм жителей блокадного Ленинграда. Воспитывать чувства патриотизма, гордости и уважен...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ  БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…», целью которого является  формирование у обу...