Сценарий "Люблю берёзу русскую"
классный час (9, 10, 11 класс) на тему

Сценарий для классного часа или внеклассного мероприятия для 9-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_lyublyu_beryozu_russkuyu.docx34.31 КБ

Предварительный просмотр:

 «ЛЮБЛЮ БЕРЕЗУ РУССКУЮ...»

Цель занятий: воспитание патриотических чувств, любви к природе и родному краю, приобщение к поэзии.

Задачи: познакомить учащихся с творчеством русских и советских поэтов, чьи произведения пронизаны любовью и гордостью за свое Отечество, воспевающих красоты родного края.

Организационный момент: учитель разрабатывает и организовывает мероприятие, совместно с учащимися. Вместе они подбирают необходимые музыкальные записи, стихи; ребятами оформляется класс, готовится и соответственно оформляется выставка рисунков, посвященных теме занятия. Мероприятие также ведется школьниками.

Оборудование: магнитофон с музыкальными записями; портреты С. Есенина, Ф. Тютчева; картины или репродукции с картин с изображением березовых рощ или берез; сцен из народных праздников, связанных с завиванием березы.

Репродукции картин:

1. И. Репин «Бурлаки на Волге»

2. В. Поленов «Ранний снег»

3. К. Коровин «Северная идиллия»

4. Г. Мясоедов «Страдная пора» («Косцы»)

5. Е. Волков «Октябрь»

6. Е. Волков «В лесу. По весне»

7. А. Куинджи «Берёзовая роща»

8. И. Левитан «Берёзовая роща»

9. И. Левитан «Золотая осень»

10. А. Саврасов « Грачи прилетели»

Ход  мероприятия

На фоне приглушенной лирический музыки в исполнении оркестра русских народных инструментов один из учащихся с чувством и выражением читает фрагмент стихотворения А. Прокофьева.

.. Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее, заречную,

С нарядными оплечьями,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую...

- Радостное, нарядное дерево. Оно забрало в свое одеяние два главных цвета русской природы: зелень лугов и белизну заснеженных полей. И как цвета эти ей к лицу!

Немало стихов, песен, рассказов посвящено этой русской красавице.

Учащиеся декламируют стихи Сергея Есенина.

* * *

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки

И горят серебряные росы...

* * *

Зеленая прическа,

Девическая грудь

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум,

Я полюбил печальный

 Твой предосенний шум...

Далее ребята выступают с небольшими сообщениями.

1-й учащийся. Любовью и нежностью наполнены поэтические строки о юной девушке с тонким станом и шелковистыми косами, то печально задумчивой, то радостно игривой. Не только у Сергея Есенина береза пробуждала трепетные чувства.

В одном из своих писем А. С. Пушкин писал: «... Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза. Сердце мое сжалось...» Как много этим сказано! Сколько же в ней прелести, неотделимой от природы нашего Отечества.

Никакое другое дерево не распространено так в нашей стране, как береза. Она завладела всеми широтами. В мире насчитывается примерно около 140 видов берез, большая часть которых произрастает в нашей стране. Лучше самой подробной карты она своими именами рассказывает о местах своего обитания: иркутская береза, байкальская, памирская, алтайская, киргизская, маньжурская, туркестанская, даурская...

Названия говорят не только о географической прописке березы, а так же об особенностях дерева: широколистная, большелистная, извилистая, изогнутая, мелколистная, ребристая, низкорослая, карликовая.

2-й учащийся. А еще люди нарекли ее белоствольной красавицей, невестой, веселкой.

В старинных песнях поется о березе, как о живом существе, совершающем определенные действия:

Береза девочек гукала:

Ходите, девочки, в луг гулять, Зеленые веночки завивать!..

... Я вам, девочки, согнуся,

Сама в веночки повьюся!.. (русский фольклор)

С древних времен нашими предками березе отводилось особое почетное место в различных обрядах и ритуалах. Ветвями украшались жилища, проводились в березовых рощах народные гуляния, водились хороводы.

Старые люди рассказывают, что на седьмую неделю после Пасхи, в четверг (Семик) спозаранку собиралась молодежь на краю деревни и, распевая под гармошку веселые песни, начинала хороводиться. Потом девушки шли в березовую рощу завивать березки. Делали это небольшими группами, по два-три человека. При себе имели пряденые нити, разноцветные тряпицы по количеству членов семьи, которые навязывали на березовые ветки, приговаривая: это за маму, это за тятю, за брата, за сестру... Таким вот образом завивались «веночки на все отрадные денечки»:                                                                      Пойдем, девочки,                                                                                                                         Завивать веночки!                                                                                                                              Завьем веночки,                                                                                                                                       Завьем зеленые.                                                                                                                                          Стой, мой веночек,                                                                                                                                          Всю недельку зелен,                                                                                                                                                         А я молодешенька,                                                                                                                              Увесь год веселешенька.

В Троицу девушки вновь возвращались в берёзовую рощу, припевая:

Не радуйтесь, дубы,

Не радуйтесь, зеленые!

Не к вам девушки идут,

Не к вам красные.

Не вам пироги несут,

Лепешки, яичницы,

Но, Но, Семик да Троица!

Радуйтесь, березы,

Радуйтесь, зеленые!

К вам девушки идут,

К вам красные,

К вам пироги несут,

Лепешки, яичницы,

Но, но, Семик да Троица!

Съев красное яичко, развивали каждый своё дерево, после чего ветки кидали в реку. Так вызывали дождь, который должен напоить посевы живительной влагой. Каждая веточка кидалась в отдельности. При этом наблюдалось, чья именная веточка поплывет, значит жить будет долго, а чья потонет - тот, за кого завивалась ветка, до следующей весны не доживет.

3-й учащийся. Завивали березки и так: в Семик пригибали верхушки молодых деревьев и переплетали их с травой, связывая концы веток в кольцо, чтобы сохранить силу их роста и в виде венков передать силу жизни полю, воде, людям. Все действия сопровождались песнями, запевавшимися девушкой, державшейся за самые верхушки березы, в которых но поверьям сосредотачивались весенние силы.

Старые люди рассказывают, что раньше в деревнях не было никакой зелени, только одни избы стояли. Накануне Троицы вся деревня преображалась как в сказке: возле каждого дома стояло по пять-шесть молодых кудрявых березок, а отдельными ветвями украшались ворота, крыша над крыльцом, красный угол избы. Молодежь веселилась до самой поздней ночи. На следующий день стаскивались подвядшие деревца и ветки в одну кучу и сжигались. И вновь звенели веселые песни, заводились пестрые и нарядные хороводы...

Не зря в народе пользовалась таким почетом и уважением береза. Еще в стародавние времена люди нарекли ее деревом четырех дел: первое дело - мир освещать (зажженной лучиной освещалось крестьянское жилище); второе - чистоту соблюдать (березовым веником парились в бане), третье - крик утишать (березовым дегтем смазывались телеги, чтобы не скрипели колеса), четвертое - больных исцелять (отваром и настоем из березовых почек исцелялись многие недуги).

В записи звучит русская народная песня «Во поле береза стояла».

4-й учащийся. Красавица в белом сарафане - единственное в мире дерево, имеющее такой необыкновенный наряд. Оказывается, в березовой коре имеется особое вещество бетулин (латинское «бетула»), окрашивающее её в белый цвет. Благодаря бетулину, тонкая и нежная кора дерева надежно защищена от солнечных лучей и ожогов, ведь белый цвет отражает солнечные лучи. Теперь понятно, почему чудо-дерево называется березой...

Зачитывается фрагмент стихотворения Афанасия Фета.

... Под оскудевшим солнцем,

Осенней, позднею порой

Их каждый лист блестит червонцем

Над серебристою корой...

Вопросы:

-  Почему береза считается символом России?

-  Какие известные русские писатели, поэты в своих произведениях упоминали о березе?

-  Какие старинные русские народные праздники связаны с вовлечением березы в ритуальные и обрядовые действия?

-  Упоминалось о том, что в старину березу нарекли деревом четырех дел. Как по-вашему, чем еще полезна для человека береза? (Великолепным, богатым витаминами березовым соком, которым поят ослабленных и истощенных после болезни людей; своим теплом - сухие березовые дрова хорошо отапливают и прогревают дом.)

«Песенная Русь...»

Ведущий. Песня... Такая близкая и родная сердцу каждого русского человека. То жалобная и заунывная, наполненная печалью и тоской, то радостная и озорная, задорная и бесшабашная. Она не требует для себя почетного возвышения сцены, тишины благоговейного внимания, она полностью растворилась в нашей жизни.

Одной из первых песен в жизни человека стали нежная колыбельная матери...

Бай-бай, бай-бай!

Спи-ко, милое дитя,

До восхода солнышка,

До заката месяца.

Бай-бай, бай-бай!

Когда солнышко взойдет,

Роса наземь упадет.

Бай-бай, бай-бай!

Роса наземь упадет,

Тогда Костюшка встает.

Бай-бай, бай-бай!

Тогда Костюшка встает -

На работушку пойдет.

Забавные пестушки и потешки близких малышу людей, отцов, мам, бабушек, старших братьев и сестер, которые изображая пальцами руки рога, слегка щекотали ими ребенка и припевали:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками: топ! топ!

Глазками: хлоп! Хлоп!

Кто кашки не ест,

Молока не пьет,

Того забодает, забодает.

А сколько разных песенок да сказок припасено у старших членов семьи - бабушек и дедушек! Наверное, на все случаи жизни...

Ой, люли, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

 А на той горе лужок,

А на том лужку дубок,

А на том дубку сидит

Ворон в красных сапогах,

Во зелененьких серьгах.

Черный ворон на дубу

Играет во трубу.

Труба точеная -

Позолоченная.

Он утром в трубу трубит,

А вечером сказки говорит.

Сбегаются зверьки

Ворона послушать,

Пряничка покушать.

Подрос ребенок и уже сам водит хоровод со своими сверстниками, напевая: «Как на наши именины испекли мы каравай...» или, подставляя ладошку, обращается к дождю: «Дождик, дождик, пуще -дай хлеба погуще!» Пробьется сквозь тучки радуга, малыш и ей песенку поет:

Радуга - дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка,

Колоколнышка...

Вопрос: Могут ли ребята вспомнить и напеть подобные песни своего детства?

Исстари песня была не только верной спутницей человека по жизни, но и его помощницей во всех делах и начинаниях. Мелодии и ритмы старинных песен приспособлены к движениям человека во время того или иного труда. Если работа была монотонная и кропотливая, пелись песни спокойного характера:

Склонившись над пяльцами с вышиванием, девушка в народном костюме напевает народную песню «В низенькой светелке».

В тяжелой работе для подспорья служила иная песня:

В записи слушается русская народная песня «Дубинушка».

Вопрос к учащимся. В каком виде работы пелась эта песня?

Ребята отвечают. Один из учащихся выразительно читает стихотворение русского поэта Л. Н. Трефолева, написанное в 1865 году.

Дубинушка

По кремнистому берегу Волки-реки, Надрываясь, идут бурлаки.

Тяжело им, на каждом шагу устают

И «Дубинушку» тихо поют.

Хоть бы дождь оросил, хоть бы выпала тень

В этот жаркий, безоблачный день!

Все бы легче народу неволю терпеть,

Все бы легче «Дубинушку» петь.

«Ой, дубинушка, ухнем!» И ухают враз...

Покатилися слезы из глаз.

Истомилася грудь. Лямка режет плечо...

Надо «ухать» еще и еще!

.. .От Самары до Рыбинска песня одна;

Не на радость она создана:

В ней звучит и тоска - похоронный напев,

И бессильный, страдальческий гнев.

Это праведный гнев на злодейку-судьбу,

Что вступила с народом в борьбу

И велела ему под ярмом за гроши

Добывать для других барыши...

«Ну, живее!» - хозяин на барке кричит

И костями на счетах стучит...

.. .Сосчитай лучше ты, борода-грамотей,

Сколько сложено русских костей

По кремнистому брегу Волги-реки,

Нагружая твои сундуки!

Пелась «Дубинушка» всей рабочей артелью. Тяжела груженая баржа, не сдвинешь ее с места... В едином выдохе звучит: «Ухни, дубинушка, ухни! Ухни, березова, ухни! Ух!...» Общими усилиями в такт песни тянется лямка, от которой ноет грудь, ломит шею и спину...

Плывет по матушке Волге тяжеловесная баржа, разносит ветер над рекой песню бурлаков: «Ухни, дубинушка, ухни!..»

А в ответ, с бескрайних российских полей слышится другая песня, песня косарей.

Учащийся читает фрагмент произведения И.3. Сурикова «Косари», часть первая, 1870 год.

Утро. Блещет роса, и сквозь лес от зари

Яркий свет на поля разливается.

За рекой, на лугу, по росе косари

Идут, косят траву, наклоняются.

«Эй, ты, что ж отстаешь, соловей записной,

Точно двигаешь бабу тяжелую?

Размахнись посмелей да пошире косой

И ударь-ка, друг, песню веселую!..»

И плечистый косарь вдруг кудрями тряхнул,

Поднялася его грудь высокая, -

Он кудрями тряхнул и легко затянул:

«Ах ты, степь ли моя, степь широкая!

Поросла-убралась ты травой-ковылем,

Да песками ты, степь, позасыпалась;

На тебе ль от беды, на просторе степном,

Не одна голова вихрем мыкалась.

И горела трава, дым до неба стоял, -

Вырастали могилы бескрестные;

По ним вихорь ходил, гром над ними стучал

Да кружились орлы поднебесные!..»

Подхватила артель, дружно песня звенит

И по чистому полю разносится;

Упадая, трава под косами шумит, -

Как-то легче она с песней косится.

Ворота у рубах все расстегнуты, - грудь

Дышит легче, свободнее, голая;

Дружно косы блестят, дружно ноги идут,

И спорится работа тяжелая.

Третий учащийся декламирует стихотворение С. А. Григорьева, написанное в 1871 году.

Жаркое солнце над нивой гуляет,

Вольная пташка в лесу распевает,

 Лоснится нива волной золотою,

Колос целуется с пыльной землею.

Песня за пашней вдали раздается –

По сердцу ядом страдание льется:

То завывает, то дико застонет,

Грубый напев оборвется, потонет...

Русская песня! Зачем ты уныла?

Иль тебе жизнь одну грусть подарила?..

Как бы ни была тяжела и беспросветна жизнь простого человека, были и у него свои маленькие радости. В эти светлые минуты и песни звучали иные...

Девушки в народных костюмах исполняют русскую народную песню «У нас нынче субботея». Выходят юноши в русских рубахах, подпоясанные красным пояском с кистями, начинают заигрывать с девушками. Разыгрывается небольшая сценка. Автор стихов «Частушка» С. М. Городецкий, 1912 год.

1-й молодец.

Как пошли с гармоникой

Скуку в землю затолкай!

Как пошли по улице,

Солнце пляшет палице.

Горюны повесились,

Пуще, сердце, веселись!

2-й молодец.

 Выходите, девицы!

Мы любиться молодцы.

Не зевайте, пташеньки!

Стали вешние деньки.

Запевай, которая!

Будешь милая моя.

3-й молодец.

Рыжая, подтягивай!

Или в горле каравай?

Черная, подмигивай!

Ветер песней задувай.

Ох, гуляем по миру,

 Распьянилися в пиру.

Исполняются русские народные частушки с движениями. Выходит молодец с гармонью, напевая.

Молодец.

 Шел деревней - девки спали,

Заиграл в гармошку - встали,

Встали, пробудилися,

Окна растворилися.

1 -я девица .

Это что же будет-то?

Больно рано будят-то!

По утру, по холоду

Посылают по воду.

2-я девица.

Мы с миленочком гуляли

Возле нашего пруда;

Нас лягушки напугали –

Не пойдем больше туда!

Девицы подхватывают под руки гармониста.

2-я девица.

Ох, кошка, брысь!

На порог не садись:

 А то миленький пойдет,

 Спотыкнется - упадет.

Я сидела на окошке,

Ехал милый мой на кошке,

Стал к окошку подъезжать, Н

е мог кошку удержать.

Молодец (уводя девиц).

Завлекательные глазки

Завлекли умеючи;

Завлекли - оставили,

Горюй-ка я теперечи...

Ведущий. Песни, которые рождались в повседневном быту, все время менялись, совершенствовались, как менялся и совершенствовался сам человек. Хотя сегодня звучат совсем иные песни, песни прошлых поколений до сих пор не утратили своего значения в нашей жизни..

Один из учащихся декламирует стихотворение А. Т. Твардовского, написанное в 1936 году.

Кружились белые березки,

Платки, гармонь и огоньки.

И пели девочки-подростки

На берегу своей реки.

И только я здесь был не дома,

 Я песню узнавал едва.

Звучали как-то по-иному

Совсем знакомые слова.

Гармонь играла с перебором,

Ходил по кругу хоровод,

А по реке в огнях, как город,

Бежал красавец пароход.

Веселый и разнообразный,

По всей реке, по всей стране

Один большой справлялся праздник,

И петь о нем хотелось мне.

Петь, что от края и до края,

Во все концы, во все края,

Ты вся моя и вся родная,

Большая родина моя.

В заключении исполняется русская народная песня «Родина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа о берёзе.

Познавательный материал о берёзе....

Разработка урока литературы в 8 классе на тему "Свет родных берёз в лирике поэтов 19 века"

Изучение лирики русских поэтов 19 века позволяет формировать гражданские и нравственные позиции учащихся, воспитывает положительные нравственные качества. Избегая длительных нравоучений, ненавязчиво, ...

Классный час в 5 классе "Свет родных берёз"

Материал классного часа воспитывает у учащихся патриотизм, любовь к природе, бережное отношение к ней....

Открытое мероприятие "Берёза символ и гордость русского народа"

Раскрыть экологическую проблему, воспитывать уважение и любовь к природе, родному краю, углубить знание детей в области биологии....

Викторина про берёзу: "Свет - берёза"

Содействовать формированию чувства бережного отношения к природе, расширить кругозор воспитанников о берёзе....

Методическая разработка урока «От берёзы вся Русь рождена…» 6 класс Московских Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, "Примерным программам по учебным предметам. Литература. 5-9 классы" и...