Сценарий театрализованной постановки к 9 мая.
материал на тему

Сценарий театрализованной постановки "Блокадный Ленинград". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Наши дни. 2 сестры. Приходит внук одной из них и просит рассказать про блокаду

Сцена 1

(звонок в дверь)

Галина Ивановна : Зиночка, здравствуй дорогая! Наконец-то пришла в гости. Проходи. Чай будем пить.

Зинаида Ивановна: Здравствуй. А Где твои?

Галина: Витя с Леночкой на работе, а внуки в школе ещё. Музейной работой увлеклись, всё что-то там ищут, делают. Зин, рассказывай, что нового в Питере. Как там наш город поживает.

Зинаида: Люда, приехала, воздух родной, не надышаться. По Невскому прошлась, зашла на Лиговский. Теперь на месте нашего дома стоит новый, красивый.

Галина: Разбросала нас война…


Зинаида: Ой, а помнишь Риту Александрову, она постарше нас года на 2.

Галина: Из 36 квартиры?

Зинаида: Да. Жива. Встретились, я её сначала не узнала. Повспоминали. Живёт там же, внуков нянчит. Бодренькая ещё.

(заходят дети, 3 человека)

Аня: Бабушка, мы пришли. И не одни, у нас гость.

Галина: Руки мыть и к столу.

Миша: Бабушка, некогда. У нас к тебе дело. Ой, Зинаида Ивановна, здравствуйте.

Аня: Как здорово, что вы здесь!

Миша: Знакомьтесь, это наш друг Максим. Мы ему должны помочь. Он …

Галина: Да подожди ты, торопыга, Максим сам всё расскажет.

Максим: Я пишу работу по блокадному Ленинграду. Не могли бы вы поделиться своими воспоминаниями?


Зинаида: О чём же рассказать вам?

Макс: Когда началась блокада?

Зинаида: С 8 сентября 1941 по 27 января 1944, 900 дней, каких дней…

Галина: 8 сентября немцы разбомбили продовольственные Бадаевские склады. Знали, куда бить…


Макс: и тогда Начался голод?

Галина: Да-да, в ноябре стали выдавать хлеб служащим и детям по 150 граммов.

Миша: 150? Это сколько?

Галина: (отрезает) А вот столько.

Дети: И всё?

Зинаида: и всё. Знаете, из чего хлеб пекут?

Аня: мука, под. Масло, соль, дрожжи

Зинаида: а тогда добавляли жмых из хлопковых семян, древесные примеси, обойную пыль, целлюлозу.

Зинаида: Покупали клей в плитках. Из клея варили студень, в доме остался перец, лавровый лист, и это все добавляли в клей.

Еще делали четверговую соль: ее надо было бросить в мешочке в золу, чтобы она почернела, и тогда она приобретала запах сваренного вкрутую яйца. Ее сыпали на хлеб, и казалось, как будто ешь хлеб с яйцом.

Зинаида:...Однажды мой дядя Володя принес килограммовую пачку дрожжей. Бабушка удивилась, зачем нам они, ведь муки нет, печь нечего. Он объяснил, что дрожжи можно употреблять в пищу — прокручивать в мясорубке, подсушивать и затем варить как макароны. До сих пор вспоминаю, какое это было удовольствие, есть не просто слегка мутную теплую водичку, а с дрожжами. Запах этой похлебки напоминал грибной суп! Потом оказалось, что дрожжи очень хорошо способствуют восстановлению сил.

Галина: Наступила самая тяжелая зима 1941-42 годов, когда морозы достигали 40 градусов, а не было ни дров, ни угля. Съедено было все: и кожаные ремни, и подметки, в городе не осталось ни одной кошки или собаки, не говоря уже о голубях и воронах. Не было электричества, за водой голодные, истощенные люди ходили на Неву, падая и умирая по дороге. Трупы уже перестали убирать, их просто заносило снегом.

Зинаида: а помнишь……когда мы были детьми……

СЦЕНА 2

Зина: (рисует)А почему печку назвали буржуйка? Потому что ее буржуи придумали?

Галя: Потому что жрет дров много, а толку от нее мало. Как и от буржуев-врагов мирового пролетариата!

З:-----! А ты чего больше боишься - Гитлера  или крыс? Я-крыс. Их теперь стало так много..

Г: Я больше всего боюсь карточки хлебные потерять. Тогда нам всем, будет полный капут. Месяц без еды мы точно не продержимся!

З: Не продержимся. Я вот все время есть хочу. Витька с третьего этажа сказал, что его мама  может варить студень из столярного клея. Жаль, что у нас клея нет!

Г:  (ставит кружку на стол)

Ты, -------, кипяточку попей, все меньше о еде думать будешь!

З: (пьет из кружки)

Помнишь, ------, я раньше молоко не любила с пенкой? Эх, сейчас бы целую кастрюлю выпила бы!!!

Г: Мама пришла!!

Мама: (устало садится на стул)

Как вы тут?

З:Смотри, что я нарисовала!

Мама: (крутит рисунок)

Ничего не пойму, доченька. Что это за черные каракули, а посередине белый кругляш в крапинку?

З: (объясняет на рисунке)

Черное - это война. А белое-это булка!.. Я просто больше ни о чем другом думать  не могу.

 А у тебя ничего нет поесть? Случайно-преслучайно?

Мама:

Случайно-преслучайно есть!  Вот!

*разворачивает сверток - в нем две маленькие картофелины

Мама: (гладит Галю по голове)

Ешьте, детки, - это вам подарок от зайчика.

Г: Какой зайчик, мама? Я уже не маленькая. Опять свой паек с фабрики нам принесла?

Мама:

Я ела, ела. Это вам.

Г:  (делит свою картофелину пополам)

Тогда пополам, иначе есть не буду! И не спорь со мной!

СЦЕНА 1

Зинаида: Однажды я стояла в очереди за хлебом. Один старый обросший мужчина, качающийся от дистрофии, с обезумевшими глазами, схватил с весов кусочек чужого хлеба и запихнул его в рот. Он его не жевал, а глотал. Толпа молча била его, но он ел чужой хлеб, хлеб того, кто где-то тоже умирал. Его били, пытаясь отобрать хлеб, из носа двумя струйками текла кровь, а он трясущимися руками ел хлеб вместе с кровью и слезами.

Макс: Я читал, что была ледовая «Дорога жизни»

Зинаида: Была. Начала действовать в декабре. «Дорога жизни» действовала, не прерываясь ни на один день, вплоть до окончательного снятия блокады 27 января 1944 года, даже после того, как по южному берегу Ладоги была проложена железная дорога до станции Поляны, названая впоследствии «Дорогой Победы». За четыре года путь через Ладогу спас тысячи жизней ленинградцев.

Видео про дорогу жизни

Галина: Тяжело было жить в блокадном Ленинграде. Транспорт в городе не работал. На улицах не было освещения, в дома не подавалась вода, электричество и паровое отопление, канализация не работала.

Зинаида: У нас В комнате... нет ни одного стекла, окна забиты фанерой. В подвале дома капает вода, за водой стоит очередь. Люди делятся фронтовыми новостями. Поразительно: ни одной жалобы, недовольства, малодушия — только надежда. Вера и надежда на то, что прорвут блокаду, что дождемся, что доживем.

Галина: И мы продолжали учиться. Из-за постоянных бомбежек уроки часто прерывались. Но тяжелее было возвращаться из школы — фашисты знали, что уроки заканчиваются после 13 часов, и именно в это время начинали интенсивно обстреливать город.

А потом весна. Из подтаявших сугробов торчат ноги мертвецов, город замерз в нечистотах. Мы выходили на очистительные работы. Лом трудно поднимать, трудно скалывать лед. Но мы чистили дворы и улицы, и весной город засиял чистотой. А ещё мы обходили квартиры и сообщали, где есть люди, где уже нет. Это случилось 4 марта 42…

Макс: А чем ещё занимались школьники?

Зинаида:Не задумываясь, ехали на рытье окопов.  с 5-го по 10-й классы. Никто никого не заставлял.

...Несмотря на бомбежки и артобстрелы, стали восстанавливать производство.  Работали здесь в основном 15-летние девочки, но норму выполняли на 150-180%.

Снаряд весил 23-24 килограмма. А я маленькая, худенькая, бывало, чтобы снаряд поднять, сначала укладывала его на живот, потом вставала на цыпочки, на фрезерный станок ставила. Норма за смену была 240 снарядов. Смена была 12 часов

Галина: Очень запомнился на всю жизнь «тракторный» Дворец Кирова. Там был ожоговый госпиталь. Мы ходили туда в 1942 и 1943 году, поили, кормили раненых, читали им письма, газеты. Был там летчик Саша, ему перестала писать его девушка. Чтобы его поддержать, мы каждую неделю писали ему письма — якобы от нее. И он всегда ждал это письмо — оно было для него как лекарство.

В домах создавались детские бригады, которые помогали взрослым гасить зажигалки.

внучка: Как это?

Зинаида: Мы были в брезентовых рукавицах и в защитных касках на голове, так как зажигательные бомбы пробивали крыши, падали на чердак и крутились, как волчок, исторгая из себя море искр, вызывая пожар и освещая огнем все вокруг. Мы — дети с 10 лет и старше — брали в рукавицах бомбы и выбрасывали их в окна чердака на брусчатку двора (тогда асфальтированных дворов еще не было), где они тухли.

Галина: да….было тяжело…..

Зинаида: а эвакуировались Мы 26 июня 1943 года.

Рядом с нами сидела одна семья: папа, мама и двое детей — мальчик лет восьми и младенец. Маленький ребенок рот открывает-закрывает, стали искать врача, нашли какую-то женщину, а ребенок уже умер. И эта женщина сказала, что, если бы нашли ему хоть немного водички, он бы выжил. Он пережил всю блокаду, а умер на Дороге жизни. Мы сидели с мамой в разных концах вагона, я написала ей записку, что надо им как-то помочь. И мама отрезала кусочек от нашего пайка на несколько дней и передала по вагону в наш конец. Если бы я была режиссером, я бы сняла фильм: люди передавали этот кусочек ладонью кверху, и каждый говорил: «Я этот хлеб передаю» — и следующему. Несколько минут хлеб кочевал по вагону, и представляете — голодные умирающие люди, и никто не откусил, не утаил ни крошки! Я была счастлива, что мы могли помочь хотя бы старшему брату этого умершего младенца.

...Как только поезд подошел к платформе, женщины с ведрами, в которых был суп, тарелками и ложками стали заходить в вагоны, разливать нам суп и раздавать хлеб. Они плакали, смотря на нас. Потом они раздали каждому по банке сгущенки и сделали в них дырочку, чтобы мы сразу могли сосать сгущенное молоко. Для нас это было что-то невероятное!

Галина: Ленинград был освобожден 27 января 1944 года. В городе по этому случаю был проведен торжественный салют. .(видео салют)..По расчетам немцев все жители и солдаты, защищавшие Ленинград, должны были умереть от голода и холода. Но Ленинград выстоял, разгромив немцев и отбросив их от своих стен. Ленинград был фронтом, и каждая улица была передовой позицией. Нас нещадно бомбили и обстреливали из орудий почти непрерывно. Мы гибли не только от бомб и снарядов, но и от страшного голода. ...800 тысяч из нас похоронено только на Пискаревском кладбище. А всего из трехмиллионного города к концу блокады осталось лишь около 900 тысяч.

А сколько погибло солдат…..

Галина: Когда наступает 27 января, или 8 сентября, или 9 мая, я всегда думаю – неужели это я? Я жива? Страшные были дни. ...

Зинаида: Мы остались живы, чтобы помнить о них, скорбеть, поклоняться им, возлагать цветы на Пискаревском кладбище. И рассказывать правду о блокаде, о том, как она подорвала наше здоровье, о том, как блокада исковеркала наши судьбы. Ни один из нас не может даже сегодня, спустя столько лет, спокойно говорить о блокаде, мы все плачем.

Галина: Вот так, детки. Цените каждый миг мирной жизни.

Песня «Есть только миг» хором


Призрачно все в этом мире бушующем,
Есть только миг, за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь.

Вечный покой сердце вряд ли обрадует,
Вечный покой для седых пирамид.
А для звезды, что сорвалась и падает,
Есть только миг, ослепительный миг.
А для звезды, что сорвалась и падает,
Есть только миг, ослепительный миг.

Пусть этот мир вдаль летит сквозь столетия,
Но не всегда по дороге мне с ним.
Чем дорожу, чем рискую на свете я,
Мигом одним, только мигом одним.

Счастье дано, повстречать иль беду еще,
Есть только миг, за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь.
Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театрализованной постановки "Колесо войны"

Данная разработка посвящена проблеме "маленького человека". Раскрывается этот вопрос на фоне взаимодействия бойцов во время Великой Отечественной войны, когда каждый смог проявить свои лучшие и худшие...

Сценарий театрализованной постановки на английском языке. Гарри Поттер и узник Азкабана.

Данный материал может быть использован во внеклассной работе по английскому языку....

сценарий театрализованной постановки 9 мая

Тетрализования постановка к 9 мая подходит на разный возрост...

Сценарий театрализованной постановки сказки "Приключения Буратино"

Герои постановки:БуратиноМальвинаПьероЛиса АлисаКот БазилиоКарабас-Барабас...

Сценарий театрализованной постановки «Муха-Цокотуха» (на новый лад)

                                                      ...

Сценарий театрализованной постановки "Муха-Цокотуха" на английском языке

Оригинальный сценарий знакомой с раннего детства сказки "Муха-Цокотуха" для постановки с учениками 6-7 классов на неделе английского языка....

Сценарий театрализованной постановки «Волонтеры»

Данная постановка - авторское произведение Кууликовой О.В., созданное для участия в окружном конкурсе постановок на английском языке "Жигулевская Нимфея"...