Литературно-музыкальная композиция
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

...А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки  и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка...

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОМПОЗИЦИЯ

                                                                               

1вед.    Добрый день, дорогие зрители! Сегодня мы собрались в этом зале для чествования недели русского языка, которая пройдёт с 16 по 26 ноября.

2вед.    Потому мы решили придать открытию этой знаменательной даты статус торжественности. Конечно, наши желания, аппетитные по своему насыщению, вряд ли совпали с нашими возможностями.

1вед.    Но, друг мой, мне кажется, наши зрители останутся довольными, очутившись в мире нашего праздника.

                 

 (Песня « Мир, в котором я живу».)

2вед.    Да. Вот таков он этот мир, живущий в слове! Ведь всё, что происходит на земле, ведомо словом плохим ли, хорошим.

1вед.          В нём воркованье голубя весной,

                   Взлёт жаворонка к солнцу выше, выше.

                   Берёзовая роща, свет сквозной.

                   Небесный дождь, просыпанный по крыше.

2вед.    А знаешь,…, В. Шефнер тоже посвятил слову замечательнейшее стихотворение, которое так и называется  «Слово». А представит нам его на слух…

               

 ( После стиха песня «Буквы разные писать».)

1вед.   Все мы знаем, что история человечества начала писание своё с истории человеческого слова. А как изъяснялись люди до рождения этого слова. Я думаю, вы все хорошо знаете.

2вед.   Ничего, если вы забыли. У вас есть прекрасная возможность окунуться в тот век, в котором голос имел камень.

                             

( Сценка с людьми из каменного века.)

Два первобытных человека во время охоты   находят что-то удивительное.  Один, испугавшись, бежит от этого предмета, а другой начинает очищать от земли и натирать до блеска найденный предмет.

Но предмет оказался не один. Еще таких непонятных 4 предмета находит второй первобытный человек.

Увидев, что с другом все в порядке, подходит убежавший дикарь. Вместе они пытаются сложить буквы, и в конце концов составляют слово «слово».

 Танец букв под симфоническую музыку П.И.Чайковского.

1вед.    Известный советский писатель Горький говорил, что « язык - инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть».  А задумывались ли вы над тем, что такое язык?

2вед.    Об этом верно скажет следующий небольшой отрывок из летописания о знаменитом баснописце древней Греции Эзопе.

«Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них  три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки  и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка»

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.

Эзоп пошел опять покупать языки. Все удивились этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»

Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот  ответ Эзопа».

                После сценки чтение стихотворения «Наш язык»

1вед.   К нам пришёл он по наследью,

            Для нас дороже он всего,

            Мы заменять чужого медью,

  Не смеем золото его.

2вед.   Как стража драгоценной чащи,

            Должны мы дар веков сберечь

            И новым блеском жизни нашей

            Обогатить родную речь.

                                                    (С.Н.Сергеев-Ценский)

                

1вед.    Друзья, я вижу, что вы устали, поэтому в качестве разминки, мы с вами сыграем в игру. Согласны?  Большая просьба к вам, Пожалуйста, кто хочет участвовать, кто уверен в своих силах, пересядьте на первый ряд к окну.

(Звучит музыка. Дети, взрослые пересаживаются.)

2вед. Итак, прежде чем начать игру, мы попросили бы составить жюри для оценки участвующих.

                         (Видеослайд.  Конкурс «Художник ошибается»)

1вед.  Найдите на рисунке 7 потребностей человека, которые не могли существовать в то время. (Каждая команда получает карточку с рисунком, выполняет задание).  

  Ответы:  Пылесос, самолёт, радиотелефон,

 спутниковая антенна, кондиционер,

аудиомагнитофон, Кока - кола.

2вед. Разгадайте ребус и скажите, какой раздел языкознания изучает морфологию и синтаксис:

Ребус.

1вед. Разгадайте  ребусы и назовите знаки препинания в русском языке:

Ребус.

Вопросы:

- Как назвать, одним словом и Тортилу и медлительного человека? (черепаха)

- Значок - обозначение звуков на письме? (буква)

- Общая часть родственных или однокоренных слов? (корень)

- Пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами   е, ё, ю, я? (разделительный твердый знак)

-Название какого очень распространенного состоит из четырех предлогов? (С-о-с-на)

-Какие союзы употребляются и в сложном предложении, и в простом? (соединительные, противительные, разделительные)

-В каких наречиях пишется два мягких знака? (точь-в-точь, вскользь, чуть-чуть)

-Какие предлоги похожи на деепричастия? (несмотря на, благодаря, невзирая на)

-Какая частица состоит из трех частиц? (вопросительная частица неужели (не-уже-ли))

-Какую реку Карельского перешейка образуют пять предлогов и союз? (В-у-о-к-с-а)

-Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? Какие наречия помогут вам в этом? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

-Что было «завтра», а будет «вчера»? (Сегодня)

-Какое наречие «предлагает» кусок ткани на пальто или костюм? (наотрез – на отрез)

-Какие личные местоимения читаются одинаково слева направо справа налево? (оно, тот)

-Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево? (он - но)

-Какое местоимение может быть суффиксом? (местоимение то: кто-то, где-то)

-Какие личные местоимения имеют значения любого рода? (я, ты, мы, вы)

2 вед.  Что ж, друзья, игра завершена. И пока жюри подводит итоги, послушаем или посмотрим?

Песня «Из чего же, из чего же, из чего же…»

Из чего же, из чего же из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из веснушек и хлопушек,
Из линеек и батареек
Сделаны наши мальчишки.

Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки?
Из цветочков и звоночков,
Из тетрадок и переглядок
Сделаны наши девчонки.

Из чего же, из чего же из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из пружинок и картинок,
Из стекляшек и промокашек
Сделаны наши мальчишки.

Из чего же, из чего же из чего же
Сделаны наши девчонки?
Из платочков и клубочков,
Из загадок и мармеладок
Сделаны наши девчонки.

Слова Я. Халецкого

(Жюри объявляет победителя.  Победителю  вручают приз.)

1 вед. Друзья, давайте предадимся минутам смеха.

Представляется сценка из «Недоросля»

« В грамматике он силен»

Правдин (взяв книгу). … Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана неделю дверь стоит еще не навешана: так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

Г-жа Простакова. Что, каково, мой батюшка?...

Правдин. Нельзя лучше. В грамматике силен.

(После сценки, без объявления, под музыку импровизация стих-я)

                                Ленительный падеж.

Спросили Лежебокина:

- А ну-ка расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Их знают назубок.

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассержено:

- В том не моя вина.

Пусть им сперва ученые

Изменят имена.

Ведь я падеж Творительный

Нарочно не учу:

Трудиться,

А тем более творить

Я не хочу.

Такой падеж, как Дательный

Я с детства не терплю:

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

Приходится выдумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж Винительный

И вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

- Да, переделка, кажется,

Серьезная нужна.

А сам ты смог бы новые

Придумать имена?

- Давно придумал:

Взятельный,

Грязнительный,

Лежательный,

Грубительный,

Ленительный,

И, наконец, простительный!

   

Песня «Буквы разные писать».

2вед. Дорогие наши зрители, вот и подошел к концу наш праздник, приуроченный  к открытию недели русского языка в гимназии!

1вед.  Мы знаем, насколько русский язык потребен всему миру, потому как  он является одним из международных языков.

                            Стих о русском языке.

                                         Русский язык

Издревле, когда еще чтилась рогатина,

Богатствами славилась наша земля,

В слоеньях хребтов – изумруды да платина,

В реках осетры, а в лесах соболя.

Но лучше сокровищ стократ драгоценнее,

Во мгле лихолетий смогли мы сберечь

Созданье народного светлого гения,

Могучую, звучную, сочную речь.

О русское слово! Ни лязгами цепи,

Ни визгами розги, ни свистом кнута

Твое не шелохнуто великолепие,

Твоя простота и твоя красота.

Веками тебя шлифовали без устали

В изумленном реченье и в строе строки

Поэты с неведомыми златоустами,

Купцы, академики и мужики.

С тобою сроднились все светочи мира.

Во всем первородстве явил ты для нас

Вулканную лаву трагедий шекспировских

И марксовых формул граненый алмаз.

Россия моя! Над серебряной Сеною,

Над Нилом, над малой рекой Халхин-Гол

Гремит откровеньем над всею вселенною

О правде и мире твой вещий глагол.

(К. Алтайский)

Выучи русский язык.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих ленинских книг.

Русское слово – свободы зарница.

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

Мир разобщенных безрадостно тесен,

 Спаянных мир необъятно велик.

Сын мой, работай, будь людям любезен.

Выучи русский язык!

(С. Абдулла)

Русский язык.

Спросят меня: что похоже на море?

- Русский язык, - не замедлю с ответом.

Он, словно море, согреет зимою,

Свежесть подарит засушливым летом,

Воды его, разливаясь без края,

Блещут немеркнущим солнечным светом,

К людям хорошим в далекие страны

Катятся волны с горячим приветом

Русский язык – безграничное море!...

В глуби морской я дождался улова:

Выловил ключ, открывающий радость, -

Этим ключом было русское слово…

…В сад прихожу под зеленые своды,

Как здесь отрадно, красиво и ново;

Если ж в саду и садовник отменный,

Кажется – в мире нет счастья иного!

Так же и в класс мой пришел я когда-то –

Он был подобен зеленому своду;

Русская женщина с доброй душою

Не уступала ни в чем садоводу…

Русское слово я пил неотрывно,

Как родниковую звонкую воду;

Сколько бы влаги живой ни вбирал я –

Жажды сильнее была год от году.

Русский язык, словно горы и воздух,

Словно огни городов и селений;

(М. Гетуев)

Два языка

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной…

Но, как родной,

Люблю язык я русский,

Он нужен мне, как небо,

Каждый миг,

На нем живые, трепетные чувства

Открылись мне.

И мир открылся в них.

(Т. Зумакулова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Военной песни негасимый свет..."

Материал может быть использован к Дню защитника Отечества или 9 Мая...

Литературно-музыкальная композиция к Дню Победы

Литературно-музыкальная композиция в сопровождении презентации. Достаточно важный момент в представлении - это перестроения. Доступна и интересна любой возрастной группе учащихся....

Литературно-музыкальная композиция "Память сердца"

Всё дальше и дальше уходит от нас в глубь прошлого Великая Отечественная война. Всё меньше её живых свидетелей и участников. Придёт время - и мы будем узнавать о событиях и людях военных лет только из...

Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся в небо"

Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся  в небо" разработана в рамках проведения недели, посвященной  Дню космонавтики....

Презентация литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Презентация литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...