Танцевальная культура моего народа
методическая разработка

Средняя школа №1 г.Мозыря

Обобщить представления учащихся о танцевальной культуре белорусского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tantsevalnaya_kultura_moego_naroda.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 1  г. Мозыря»

Танцевальная культура моего народа

Авторы-составители:

Купрацевич Татьяна Васильевна,

учитель музыки


Цель: обобщить представления учащихся о танцевальной культуре белорусского народа.

Задачи:

1)        ознакомить учащихся с жанровым многообразием белорусских танцев;

2)        выявить характерные признаки белорусских народных танцев;

3)        совершенствовать умение выразительно исполнять танцевальные движения;

4)        формировать творческие (композиционные) умения.

Музыкальный материал: Б.н.п.-т. «Мікіта”, “Юрачка”, “Янка-полька”, “Лявоніха”.

ТСО: Аудиомагнитофон, аккордеон.

Ход мероприятия

На доске помещены фотографии танцевальных коллективов Беларуси.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в новой четверти. Давайте настроимся на музыкальный лад и выучим новое распевание.

-Коў, коў кавалёк

Падкуй сапажок.

Я не буду каваць

Мае ручкі баляць.

Дети поют по звукоряду вверх и вниз, подымаясь по ступенькам всё выше и выше.

Учитель: На уроках музыки в этом году мы знакомимся с культурой Белорусского народа. В первой четверти мы обратились внимание к обрядовым песням и белорусским народным инструментам. Сегодня, наш урок посвящается ещё одному виду искусства. А какому, сейчас разгадаем в кроссворде.

  1. Человек, который пишет стихи
  2. Белорусский народный инструмент.
  3. Государственная песня страны.
  4. Наша Родина.
  5. Народный инструмент (звук извлекается при помощи молоточков)

Танец – это древнейший вид искусства. Он сопровождал людей с давних времён. Сначала это были трудовые движения, а затем они переросли в танцевальные. Например, существуют такие танцы как: «Шастак», «Юрачка», «Таўкачыкі», «Млынок», «Весялуха», «Крыжачок», «Мікіта», «Янка-полька», «Лявоніха».

Один из них мы уже с вами знаем. Я сейчас начну играть, а вы попробуйте определить что звучит.

Звучит б.н.п. «Мікіта»

-Какой характер у этой песни? (весёлый, шутливый, подвижный…)

Вы обратили внимание, что я говорю танец, а мы поём? Так вот, в Беларуси широко распространены песни-танцы. Они исполняются с инструментальным сопровождением. Они отличаются весёлым характером, быстрым, подвижным, стремительным движением. Наиболее известными стали: «Юрачка», «Лявоніха», «Мікіта», «Янка-полька», «Бульба-полька». Давайте послушаем их.

 «Янка-полька» прослушивание со словами.

Янка стаіць на гары,

А я стаю ў даліне

Янка сее кавуны.

А я журавіны.

Журавіны не ўзышлі

Кавуны пасохлі.

Ка мне дзеўкі не хадзілі

Каб яны падохлі.

«Янка-полька» прослушивание без слов (инструментальное исполнение).

-Какой характер?

-Какие инструменты слышали?

-В чём отличие?

 «Янка-полька» танцуют выполняя произвольные движения.

-Следующий танец «Лявоніха». (Прослушивание со словами)

Ой,Лявоніху Лявон палюбіў

Ляванісе чаравічкі купіў

Ляваніха душа ласкавая

Чаравічкамі палясківала.

Ой, Лявоніха мне жонка была

Немытую мне кашулю дала

Немытую не качаваную

У суседа пазычаваную.

«Юрачка» (прослушивание со словами).

Ой, ты Юрачка

Што не жэнішся

Прыдзе зімачка

Куды дзенешся.

І сталяр Юрка

І маляр Юрка

І шавец Юрка

І кравец Юрка

Не жанюсь, не жанюсь,

Бо жонкі не хачу.

Не жанюсь, не жанюсь,

Бо жонкі не хачу.

-А сейчас все песни-танцы прозвучат в одном танцевальном попурри. Вам нужно узнать и назвать их. Посмотрим, кто самый внимательный.

«Бульба-полька» разучивание песни (исполнение учителем).

-Как звучит мелодия?

-О чём говорится в этой песне?

-Похожа ли она на прослушанные танцы? Почему?

Разучивание песни с припева. Проговаривание слов, простукивание ритма.

Исполнение первого куплета с припевом всем классом, по рядам, отдельными учениками.

-О чём мы говорили сегодня на уроке?

-Какие песни-танцы вы знаете? Назовите.

-Чем они похожи друг на друга?

-Как вы думаете, зачем танцу слова?

-Мне понравилось как вы работали на уроке. Молодцы.

Выставление оценок активным ученикам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ МОЕЙ РОДИНЫ "Музыка моего народа. Солдатские песни"

Сценарий предложенного урока разработан учителем в рамках авторского подхода к преподаванию темы «Музыка моего народа» по государственной программе «Музыка» под редакцией Д. Кабалевского....

Роль музейной педагогики в реализации образовательной программы «Искусство и культура моего народа» на уроках изобразительного искусства

Организация художественной деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства. Использование музейной  педагогики, как наиболее эффективной формы ...

Презентация "Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ"

Презентация к уроку музыки в 4 классе. (программа В.О. Усачев, Л.В. Школяр)...

Урок музыки по теме: «Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непреодолимых границ»

- Музыка- это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, так же как и разговорный (литературный). И если разго...