В мире русских народных игр.
план-конспект

Иванова Марина Владимировна

Цель: приобщение дошкольников к традициям русской культуры посредством народных игр

Задачи:

·         закрепление представлений о фольклоре и русских народных играх;

·         совершенствование двигательных навыков: быстроты, ловкости, координационных способностей, смекалки;

·         развитие творческих способностей;

·         воспитание патриотических чувств, чувства сопереживания и взаимовыручки.

Атрибуты:  корзина с атрибутами для игр, большой мяч, карусель с лентами, погремушки , 2 стойки, платок, шапка, маска волка, корзина с угощением

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1  

г. Вязьмы Смоленской области

                   

В мире русских народных игр.

 (Развлечение для старших дошкольников)

 

               

Музыкальный руководитель: Иванова Марина Владимировна

Цель: приобщение дошкольников к традициям русской культуры посредством народных игр

Задачи:

  • закрепление представлений о фольклоре и русских народных играх;
  • совершенствование двигательных навыков: быстроты, ловкости, координационных способностей, смекалки;
  • развитие творческих способностей;
  • воспитание патриотических чувств, чувства сопереживания и взаимовыручки.

Атрибуты:  корзина с атрибутами для игр, большой мяч, карусель с лентами, погремушки , 2 стойки, платок, шапка, маска волка, корзина с угощением.

Ход  развлечения:

Дети под народную мелодию собираются на площадке детского сада, строятся полукругом.

Ведущий.  Здравствуйте, красны девицы!

Здравствуйте, добры молодцы!

Дети. Здравствуй, хозяюшка!

Здравствуйте, гости дорогие!

Ведущий:  Собрались мы сегодня позабавиться да потешиться, старину вспомнить, в русские народные игры поиграть. У каждого народа есть свои традиции, песни, игры.

Праздник мы начнем,

Хоровод мы заведем!

Исполнение хоровода  «Вейся, вейся, капуста» р. н. п.

Дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Одного из крайних в цепи играющих выбирают ведущим. Он идет, увлекая за собой всех участников игры, водит цепь змейкой, закручивая ее вокруг крайнего игрока, затем ее развивает. Змейка останавливается, закручивается вокруг ведущего.

Ведущий:  У меня есть волшебная корзина , в которой  хранятся народные игры. Хотите узнать какие там игры?

Ведущий достает из корзины венок, спрашивает как называется эта игра.

Дети: «Заря – заряница».

Ведущий:  Давайте поиграем в эту игру. Сначала выберем водящего.

Дети считают:

Я куплю себе дуду

И по улице пойду.

Громче дудочка дуди:

Мы играем ты води!

Игра «Заря – заряница».

В центре укрепляется (или один из играющих держит) шест, на котором закреплены разноцветные ленты. Выбирается водящий, который стоит или идёт вокруг играющих, остальные берутся за концы лент и начинают ходить вокруг шеста, проговаривая слова:

Заря-заряница – красная девица

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые.

Раз, два – не воронь,

Беги, как огонь!

Кто первый схватит свободную ленту, тот становится в круг, опоздавший остаётся водить.

Игра повторяется 3 раза.

Ведущий стучит в бубен.

Раз, два и закончилась игра.

Та-ра, та-ра, та-ра-ра

Ждет нас новая игра!

Ведущий достает маску волка и спрашивает, из какой она игры?

Дети: Игра «Большой мяч».

Дети считают:

Катится горох по блюду.

Ты води, а я не буду.

Дети образуют круг, берутся за руки, и выбирается один водящий, который становится в центр круга и около его ног находится большой мяч.

 Дети проговаривают слова:

Волк – волчище,

Серый хвостище,

Малых деток не пугай,

Лучше с нами поиграй.

Раз, два не зевай - мячик отбивай!

Задача игрока, находящегося в центре, ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга. Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в руки.

Ведущий. Хорошо вы играли, пора и отдохнуть. Мы живем в замечательном краю. Давайте вспомним русские народные пословицы о нашем родном крае.

Дети: Красивее Родины места не найти.

На Родине и птицы родные.

Человек без Родины, что птица без гнезда.

Родная страна — родная мать.

Родное место за семью землями к себе тянет.

 В родном краю как в раю.

Где бы человек ни ходил, ни ездил, а домой все же возвратится.

 Где ни бываешь, а домой вернешься.

 В родное село дорога шире.

В своем доме и стены помогают.

Ведущий: Делу время – потехе час.

Поиграем мы сейчас.

Бег в мешках не просто гонки.

Мало тут одной силенке.

Тут и сильный упадет.

Ну скачите, прыгуны!

Победителю блины.

Игра – эстафета «Бег в мешках».

Для проведения игры участники делятся на две команды. Первым участникам игры выдаются мешки.

По сигналу ведущего первые участники команд должны быстро залезть ногами в мешок, и, придерживая его руками возле пояса, допрыгать до обозначенного места. Обежав его, игрок возвращается к своей команде, вылезает из мешка и передает его следующему игроку, который повторяет все действия.

Побеждает команда, игроки которой первыми выполнят задание.

Ведущий (стучит в бубен).

Раз, два и закончилась игра.

Ведущий:

Ребята, а давайте плетень заплетем.

А ну-ка, покажите как он плетется?

Проведение игры «Плетень».

Дети, берутся за руки и становятся в две шеренги (одна напротив другой). Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется.

После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей площадке, танцуют, используя известные плясовые движения.

Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно “заплести плетень” (взяться за руки крест-накрест).

Ведущий  стучит в бубен.

Раз, два и закончилась игра.

Ведущий:  Ребята, давайте заглянем в наш волшебную корзину.

Ведущий  достает шапку и спрашивает, из какой она игры?

Дети: «Как у деда Трифона».

Дети встают в круг выбирают водящего.

Ведущий:  Солнце разгорается, игра начинается.

Игра: «Как у деда Трифона».

Водящий изображает деда Трифона. Остальные становятся вокруг него в хоровод, идут по кругу и говорят слова:

Как у деда Трифон

Было семь детей,

Было семеро сыновей.

Вот с такими ушами,

Вот с такими глазами,

Вот с такими зубами,

Вот с такими головами,

Вот с такими бородами

Они не пили, не ели

Друг на друга всё глядели

Разом делали вот так!

После этого хоровод останавливается, а «дед Трифон» показывает движения, играющие должны их точно повторить, лучший игрок становится «дедом Трифоном». Игра повторяется.

Воспитатель стучит в бубен.

Раз, два и закончилась игра.

Ведущий:  У кого там скучный вид?

Снова музыка звучит

Поднимайся детвора,

Ждет вас русская игра!

Ведущий достает платок, спрашивает, из какой он игры?

Дети: «Жмурки»

Дети встают в круг выбирают водящего.

Дети считают:  Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Игра «Жмурки на местах».

Жмурку ставят на середину игровой площадки, завязывают глаза, и он повертывается вокруг себя несколько раз.

Играющие его спрашивают: «Где стоишь?» — «На мосту». — «Что продаешь?» — «Квас». — «Ищи три года нас!»

После слов играющие расходятся по площадке.

Жмурка говорит:  Раз, два, три – замри!

Жмурка идет их искать. Дети, пока их ищет жмурка, не сходят со своих мест, но они могут приседать, вставать на колени или четвереньки.

Найденный игрок становится жмуркой.

Ведущий: Ребята, посмотрите корзина пуста.

Давайте вспомним, какие игры были в сундуке?

Ребята, о каких играх вы расскажите своим друзьям?

Ребята, вы хорошо играли, танцевали и от меня вам гостинец!

Вот и пришла пора расставаться.

Дети по народную мелодию покидают площадку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

Аранжировка русской народной музыки по методике И.Красильникова, на примере вариаций на тему русской народной песни «Мужик пашенку пахал»

На открытом уроке по классу синтезатора представлен пример создания аранжировки вариаций на тему русской народной песни « Мужик пашенку пахал», используя методику И. Красильникова и технологию создани...

Занятие по внеурочной деятельности «В мире книг» в 3 классе. Обобщение по теме: "Русские народные сказки".

Это обобщающее занятие проводилось в 3 классе по внеурочной деятельности "В мире книг". Детям предлагаются загадки по текстам русских сказок, к ним приходят сказочные герои, и сказка как бы оживает....

Викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста «В мире много сказок»

Цели: приобщать детей к народной культуреПрограммное содержание:- вспомнить прочитанные сказки;-развивать у детей слуховое внимание, память, связную речь;- расширять активный словарь, знания детей о с...

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...