Внеклассное занятие по теме "Учимся понимать других"
классный час

Бальчинова Ирина Юрьевна

Современный культурный человек – это не только образованный человек. Этого мало. Это человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы людей, всего общества в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по теме "Учимся понимать других"

Автор: Бальчинова Ирина Юрьевна

Место работы: ГБПОУ «Бурятский аграрный колледж им. М. Н. Ербанова»

Описание: Внеклассное мероприятие "Учимся понимать других" рассчитано для проведения со студентами в форме викторины.

Актуальность темы:

Почему так актуальна толерантность в настоящее время? Казалось бы, набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Жизни должна стать размеренней, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия, расширяются зоны конфликтов.

Мы с вами живем в стране, которая не просто многонациональная, а сложная и многогранная, со множеством социальных прослоек общество, поэтому в жизни человеку приходиться общаться с представителями различных национальностей, культур, миров, социальных слоев, а для этого важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения с представителями различных слоев общества

Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты.

Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты

Цели:

- воспитание принципов толерантности в молодежной среде; выработка у студентов чувства признания и уважение разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды и убеждения;

- формирование у студентов толерантного сознания и поведения;

Задачи:

образовательные

- актуализация знаний студентов о понятии «толерантность»;

развивающие

- развитие внимания, памяти, творческого мышления; уважительного отношения между студентами;

воспитательные

- воспитание чувства коллективизма, сплочённости; формирование ответственности за себя, активной жизненной позиции

Форма проведения: “игра - викторина ”.

Техническое и методическое обеспечение внеклассного мероприятия.

Мультимедийная установка.

Тест, презентация, музыка, солнышки, лучики.

Оформление доски: «Мы разные, но мы вместе!»

Участники: студенты группы В-014

План внеклассного мероприятия

1. Вводная часть (3 мин.)

Объявление темы и цели мероприятия.

Приветствие.

2. Основная часть (30 мин.)

Начальная мотивация:

Понятие «толерантность»;

Игра – викторина «Мы разные, но мы вместе!»

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (12 мин.)

Синквейн к слову ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Тестирование «Насколько вы толерантны».

Подведение итогов внеклассного мероприятия.

Заключительное слово педагога.

( Звучит радостная музыка. Выходят преподаватель и двое ведущих.)

Ход мероприятия:

1. Вступление

Преподаватель - Добрый день, дорогие студенты, гости. Я рада приветствовать Вас! Сегодня мы будем праздновать «День толерантности»

Тема нашего урока: "Учимся понимать других" . Как вы думаете, о чём пойдёт речь? Мы начинаем разговор о толерантности. Что же это такое? Не всем, может быть понятно это слово, многим даже и не знакомо. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества.

1-й Ведущий: Современный культурный человек – это не только образованный человек. Этого мало. Это человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы людей, всего общества в целом.

2-й Ведущий 16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности. Согласно Декларации принципов толерантности, мы понимаем, что “толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности…,

это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира…”

1-й Ведущий: В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, миров. социальных слоёв, поэтому надо уметь уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии., научиться находить точки соприкосновения.

Кроме того, толерантность как качество личности помогает человеку адаптироваться в другой среде, к неожиданно новым для него условиям жизни. Люди, не обладающие этим качеством, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

2-й Ведущий: А теперь продолжим наше мероприятие игрой – викториной.

На  столах есть солнышки разных цветов, но у них не хватает лучиков. Берите один лучик и садитесь за тот стол, где солнышко того же цвета, что и лучик.

Вы разбились на  4 команды. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо!

1-й Ведущий: Игра «Давайте поприветствуем друг друга»

•        сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);

•        потереться носами (Новая Зеландия);

•        пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

•        крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);

•        показать язык (Тибет);

•        очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).

Преподаватель - Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга.

Давайте познакомимся….. меня зовут Ирина Юрьевна, а в группах вы ребята познакомитесь, выполняя упражнения на знакомство.

2-й Ведущий: Упражнение: «Имя и эпитет». Группы рассаживайтесь по кругу. Один участник представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение, например: «Магнетическая Магда, гениальный Геннадий, буйный Борис» и т. д. Второй выступающий сначала повторяет имя и эпитет предыдущего участника, затем добавляет собственную комбинацию. Третий повторяет оба варианта и потом представляется сам. Так происходит и дальше по кругу.

1-й Ведущий:  Что такое толерантность? 

Терпимость к чужому

         образу жизни,

           поведению,

             обычаям,

            мнениям        

      и  верованиям

- Все эти понятия можно объединить, одним словом.

- Конечно, не всем, может быть, знакомо это слово. И, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы еще не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, концессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии.

2-й Ведущий:  - История происхождения понятия толерантность

- И так, что же такое «толерантность»? Заглянем в прошлое.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран-Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел.    Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

1-й Ведущий:  - Что означает слово толерантность?

- На разных языках это слово звучит по-разному, но смысл его единый (французский, английский, китайский и другие переводы слова). А как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность?

- Конечно, это слово терпимость.

1-й Ведущий:  Задание 1. Время на выполнение задания 2 минуты.

Притча «Ладная семья»

- Колледж – это семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ….» Какие?

Ответ:  

Любовь

Прощение

Терпение

И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».

Для того чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, надо много знать об особенностях разных культур, много читать, интересоваться.

- В каждой стране мира есть свои традиции, символы. Вот сейчас мы проверим, что вы об этом знаете.

Показ презентации.

1 ведущий: Тестирование «Насколько Вы толерантны» (приложение 1).

2 ведущий: Задание последнее.  Составьте синквейн к слову ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

1 строчка – одно существительное, отражающее тему викторины.

2 строчка – два прилагательных, наиболее характеризующих первое существительное.

3 строчка – три глагола, раскрывающие тему.

4 строчка – 1 короткое предложение выделяющее основную идею викторины.

5 строчка – одна ассоциация.

Время на выполнение задания 3 минуты.

Проверка

Подведение итогов. Вручение грамот.

Преподаватель: И закончить нашу встречу мне хочется такими словами:

Только в этом спасенье,

Спасенье в одном:

Относиться друг к другу с добром и теплом.

Научиться свободно, с достоинством жить, но при этом к другим

Равнодушным не быть.

Всего вам доброго, счастья, успехов!

Спасибо за участие в игре!

Приложение 1

Тестирование «Насколько Вы толерантны»

1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но её не поддержали. Расстроитесь?

         а) да;

         б) нет.

2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете?

         а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

         б) чтобы играли и те, кто ещё не знает правил.

3. Спокойно ли воспримите неприятную для вас новость?

          а) да;

          б) нет.

4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?

          а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;

          б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать

5. Можете ли вы найти контакт с представителями иной, чем у вас, профессии, с иным положением, обычаями?

          а) мне трудно было бы это сделать;

          б) я не обращаю внимание на такие вещи.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

          а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

          б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.

7. Согласны ли с мнением, что многие люди «сидят не на своём месте», «делают не своё дело»?

        а) да;

        б) нет.

8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

        а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;

        б) я лишь радуюсь за него (неё).

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Ваша реакция:

         а) уйдете пораньше под благовидным предлогом;

         б) вступите в спор.

А теперь подсчитайте количество баллов.

За ответы № 1б, 2б, 3а, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а поставьте по 2 балла.

От 0 до 4 баллов: вы непреклонны, эгоистичны, упрямы. Возникает впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

От 6 до 12 баллов: вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», когда можно победить более достойно?

От 14 до 18 баллов: твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесетесь к достаточно парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, ошибочны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБПОУ «Бурятский аграрный колледж им. М. Н. Ербанова» Улан-Удэ 2019г Учимся понимать других.

Слайд 2

ТОЛЕРАНТНОСТЬ- Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, мнениям и верованиям

Слайд 3

"Мы разные, но мы вместе!" Викторина

Слайд 4

Помимо бурят и русских в Улан-Удэ проживают представители более 60 национальностей.

Слайд 5

Темы Баллы __ __ __ __ __ 1 1 1 1 1 3 2 4 3 3 Новый Год по-разному Календарь Национальные костюмы Национальные блюда Религиозные здания

Слайд 6

Когда отмечают День Толерантности? 12 июня 21 марта 16 ноября Такого праздника нет в календаре

Слайд 7

Решением ЮНЕСКО в 1995 году объявлен Международным Днём Толерантности ВЫ ПРАВЫ ! 16 НОЯБРЯ

Слайд 8

Когда отмечают День России? 12 июня 21 марта 16 ноября Такого праздника нет в календаре

Слайд 9

ВЫ ПРАВЫ ! День России! 12 ИЮНЯ -

Слайд 10

Когда справляют Новый Год в России? 1 января Первое новолуние года 21 марта Другое

Слайд 11

ВЫ ПРАВЫ ! Новый Год в России - 1 ЯНВАРЯ

Слайд 12

Когда справляют Новый Год в Китае? 1 января Первое новолуние года 21 марта Другое

Слайд 13

Новый год по Китайскому календарю называется Чуньцзе Он справляется в Первое Новолуние года между 12 января и 19 февраля ВЫ ПРАВЫ ! Это значит - «Праздник весны»

Слайд 14

Когда справляют Новый Год в Бурятии? 1 января Первое новолуние года 21 марта Другое

Слайд 15

ВЫ ПРАВЫ ! Новый Год в Бурятии «Сагаалган» Белый месяц Он справляется по лунному календарю и приходится большей частью на разные числа февраля месяца по солнечному календарю.

Слайд 16

Костюм какой национальности представлен на фотографии? Русский Молдавский Бурятский Другое

Слайд 17

Непременной деталью Д амского туалета были штаны либо шальвары (шаровары),стянутые на талии плетеным поясом с разноцветными кистями на концах. А сверху – множество юбок У мужчин: главная деталь – головной убор. Костюм состоял из нижней рубахи, кальсон, верхней рубашки, шаровар позже – брюк, и неизменного архалыга (как кафтан) Азербайджанский костюм ВЫ ПРАВЫ !

Слайд 18

Костюм какой национальности представлен на фотографии? Русский Молдавский Бурятский Другое

Слайд 19

Украинский У мужчин : пазушка (рубаха) или чумачка (сорочка) шаровары (штаны), Очкур (ремень) У женщин : кошуля (рубашка), андараки (шерстяная юбка) или юбка-пахта, корсетка или жилет Манисто (нагрудные украшения) ВЫ ПРАВЫ !

Слайд 20

Костюм какой национальности представлен на фотографии? Русский Молдавский Бурятский Другое

Слайд 21

Бурятский У мужчин: одежда состоит из нательной (самса) и верхней одежды (дэгэл), головного убора (малгай), штанов (умдэн), обуви (гутал). Дополняют костюм пояс, нож, огниво и другие предметы . У женщин: одежда состоит из нательной (самса) и верхней одежды (дэгэл), головного убора (малгай), штанов (умдэн), обуви (гутал) и безрукавки (уужа) Дополняют его разнообразные украшения. ВЫ ПРАВЫ!

Слайд 22

Костюм какой национальности представлен на фотографии? Русский Молдавский Бурятский Другое

Слайд 23

Русский У мужчин: рубаха или кафтан, порты (штаны), лапти и онучи У женщин: сарафан, рубаха, понева (вид поясной одежды), кокошник (головной убор) ВЫ ПРАВЫ!

Слайд 24

Назовите русское национальное блюдо, имеющее отношение к солнцу Блины Мамалыга Драники Другое

Слайд 25

БЛИНЫ

Слайд 26

Назовите белорусское национальное блюдо Блины Мамалыга Драники Другое

Слайд 27

ДРАНИКИ (картофельные оладьи)

Слайд 28

Назовите молдавское национальное блюдо Блины Мамалыга Драники Другое

Слайд 29

МАМАЛЫГА (КУКУРУЗНАЯ КАША)

Слайд 30

Назовите бурятское национальное блюдо Блины Мамалыга Драники Другое

Слайд 31

ПОЗЫ (на бурятском бууза)

Слайд 32

Какое здание изображено на снимке? Свято-Одигитриевский кафедральный собор Иволги́нский даца́н «Хамбы́н Сумэ́» Улан-Удэнская Соборная Мечеть Другое

Слайд 33

Свято-Одигитриевский кафедральный собор 1741-1785 Первое каменное здание в городе Улан-Удэ , памятник архитектуры сибирского барокко . Расположен в историческом центре города, на правобережье реки Уды близ её впадения в Селенгу. ВЫ ПРАВЫ !

Слайд 34

Какое здание изображено на снимке? Иволги́нский даца́н «Хамбы́н Сумэ́» Свято-Одигитриевский кафедральный собор Улан-Удэнская Соборная Мечеть Другое

Слайд 35

Дворец Хамбо-ламы Итигэлова Памятник истории и архитектуры. Расположен в Республике Бурятия в селе Верхняя Иволга в 36 км западнее центра Улан-Удэ . ВЫ ПРАВЫ !

Слайд 36

Какое здание изображено на снимке? Иволги́нский даца́н «Хамбы́н Сумэ́» Улан-Удэнская Соборная Мечеть Другое

Слайд 37

Улан-Удэнская Соборная Мечеть Это мечеть находится на ул. Бабушкина в городе Улан - Удэ ВЫ ПРАВЫ !

Слайд 38

У нас у всех общая Национальность: мы – Улан-Удэнцы, и это нас объединяет

Слайд 41

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Давайте понимать друг друга с полуслова

Внеклассное мероприятие для обучающихся 6 класса по нравственному воспитанию...

"Давайте понимать друг друга с полуслова"

Урок-концерт, посвящённый Б.Окуджаве. Можно провести как внеклассное мероприятие...

Конспект внеклассного мероприятия "Мы хорошо понимаем друг друга"

Конспект внеклассного мероприятия по немецкому языку для учащихся 9-го класса был создан учителями немецкого и русского языка. Данное мероприятие представляет собой конечный продукт проекта, посвящённ...

6 кл., занятие по теме: "Понимаем друг друга?!"

Занятие-тренинг для подростков....

Внеклассное мероприятие "Понимать друг друга с полуслова"

Познакомить учащихся с понятием «толерантность». Стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности на примере сказки «теремок» Воспи...

Методическая разработка внеклассного занятия по теме «Огонь – друг или враг?».

Внеклассное занятие посвещенно проблемам пожаров в доме и в природе. Правила поведения припожаре....