Турнир знатоков этикета
классный час

Матюкова Виктория Сергеевна

Сценарий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_vezhlivosti.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Турнир знатоков этикета .          

Вед.1. 

Что такое этикет?

Не наделаем с ним бед?

Вед.2. Здесь мы будем все учиться,

Как уместнее проститься,

Как представится, назваться,

Как нам правильно общаться.

Вед.1. Как поздравить с юбилеем,

Как одеться на банкет,

Что дарить знакомым можно,

А какой подарок – нет.

Вед.2. Можно ли на день рожденья

Приходить без приглашенья?

На вопросы ты ответа

Не найдёшь без этикета.

Вед.1. Перед тем, как проверить ваши знания, мы проведём небольшую разминку.  Итак, начнём:

  • Что такое этикет? (Правила поведения)
  • Какими словами можно заменить слово «спасибо»?
  • Можно ли дарить один цветок? (Несомненно).
  • Принято ли выражать свою благодарность за мелкую услугу хорошо знакомому человеку? (Да, всегда).
  • Где мужчина обязательно должен снимать головной убор? (храм,школа,библиотека)
  • Где мужчина может находиться в головном уборе?(магазин, общественный транспорт)
  • Вы пришли в гости. Кто приглашает гостей за стол и  определяет ваше место за столом?
  • Вед.2. 

Сейчас будет предложена ситуация на знание общепринятых норм правил поведения.. Прошу выбирать задание.

Ситуация 1. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то, как это сделать?

Ответ: Если ты увидел друзей в автобусе, в читальном зале, на другой стороне улицы, то следует их поприветствовать при условии, что они тебя заметили. Кричать, конечно, не стоит. Слова заменяют жестом, улыбкой поклоном.

Ситуация 2. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Игорь Семёнович».

Скажите, какая допущена ошибка? А может всё в порядке?

Ответ: Олег поступил невежливо. Надо было сказать «здравствуйте», обращаясь ко всем учителям.

Ситуация 3. Надо ли что-то говорить (и если надо, то что), когда кто-то чихнёт? Надо ли что-то говорить (и если надо, то что) тому, кто чихнул?

Ответ: Если кто-то чихнул или с ним произошла другая подобная неловкость, лучше всего не обратить на это внимание. А чихнувшему желательно извиниться, так как он мог помешать окружающим.

Ситуация 4. Мама попросила Игоря почистить картошку. Да и уроки ещё не сделаны. А Игорь никак не возьмётся за дело. С утра заглянули на минутку соседи, два брата. И всё не уходят. Играли в настольный хоккей, отрабатывали на ковре приёмы самбо, опустошили вазочку с конфетами, потом нашли песенник и начали петь песни. Домой их отправить? Обидятся, больше не придут. А как же уроки? А мамина просьба?

Ответ: Бывает, что ребята злоупотребляют правом гостя. В этих случаях хозяину следует определённо, но вежливо сказать, что у него есть дела, он просит извинить его и приглашает гостей прийти в другой раз.

Ситуация 5. Кто из ровесников должен первым закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили? А если разговаривают младший со старшим?

Ответ: Обычно телефонный разговор оканчивает тот, кто его начал. Однако если вы звоните старшим, не торопитесь, пусть конец разговору положат они.

Вед.2. А пока ребята готовятся, мы хотим пошире раскрыть понятие «этикет».

Вед.1. В один из исторических дней 17 века у французского короля Людовика 14 состоялся приём. Людовик, имевший громкое прозвище «король-солнце» и необычайно любивший пышность, распорядился вручить всем гостям карточки. На них перечислялись правила поведения, необходимые к соблюдению. Такая карточка называлась – этикетка. Именно от неё и появилось слово этикет – правила поведения.

       Таким образом, мы видим, что «этикет» - слово французского происхождения.

Вед.2. Этикет – правила поведения в общественных местах, формы обращения, приветствия, манеры, стиль одежды. От этикета, принятого при дворе «короля-солнца», далеко не всё дошло до наших дней. Эти правила меняются, и порой очень резко.

       Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе.

Вед.1. Придумали правила этикета люди. Но не вдруг, не сразу. Эти правила возникали и складывались на протяжении  столетий. Пришло время и правила этикета стали записывать. Основное внимание в таких книгах уделялось порядку приёма гостей, ведению бесед и поведению за столом.

Вед.2. Считается, что первая книга по этикету была написана в Египте около 2350 года до н. э. Она так и называлась «Инструкция по поведению».

Вед.1.А первое печатное пособие по этикету в России появилось в 1717 при ПетреI и называлось «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению».

.

Вед.2. А мы пока поговорим о странностях этикета.

Вед.1. Знаете ли вы, что эскимосы, приветствуя друг друга, не пожимают руки, а потирают свой нос о нос друга. В Японии - делают поклоны. Тибетцы, здороваясь снимают головной убор правой рукой, а левую руку они закладывают за ухо и при этом ещё высовывают язык.

Вед.2. С далёких времён идёт обычай, здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Сняв рукавицу, человек показывал, что в его ладони не спрятано оружие. И сейчас, снимая перчатку, вы пожимаете тёплую дружескую руку товарища, а не холодную ткань или кожу перчатки.

Вед.1. Слова-паразиты не украшают речь, а только вызывают раздражение у слушателей. «Так сказать», «как бы», «ё-моё», «значит», «вот» - эти слова характеризуют культуру человека.

Слова-паразиты засоряют нашу речь, они не представляют никакой ценности, более того, являются помехой в общении, поскольку доказывают, что человек не уверен в том, что говорит. Избавляйтесь от слов-паразитов.

Вед.2. Высоко цените в общении между людьми такое мимическое движение, как улыбка. Когда человек улыбается, его лицо делается несравненно лучше. Улыбка, по словам Л. Н. Толстого, способна передавать то, что называется красотой. Он с величайшим мастерством описал 97 оттенков улыбки. Окружающие благодарно принимают улыбку, выражающую приветливость и дружелюбие. Улыбающийся человек быстрее вызывает к себе расположение. Улыбайтесь чаще

Вед.1. А сейчас нашим командам предстоит показать не только свою теоретическую подготовку, но и показать, как они выполняют правила этикета на практике. Итак, задание № 3 «Покажи, как надо»

Вед.2. На карточке, которую вы сейчас получите, написано то самое практическое задание, которое вам необходимо выполнить за 2 минуты (тянут карточки). Вперёд!    

Практические задания:

1)Вы пришли с подругой в кафе. Как правильно вести себя?

В зал первый входит мальчик, за ним спутница. Мальчик должен отодвинуть для девочки стул и сесть лишь после того, как сядет она. Не надо громко разговаривать, нельзя переговариваться с соседним столиком, нельзя мешать другим отдыхать.

2) Вы пришли в кинозал после звонка. Ваши действия.

Первым по ряду идет мальчик. Вы проходите по залу лицом к сидящим зрителям. Зрители обязаны вас пропускать. Если проход узок – мужчины встают, а женщины могут не вставать.

  1. Ребята пришли к тебе на День рождения. Покажи, как надо принимать подарок?

Любой подарок надо развернуть и за него поблагодарить. Если кто-то пришел без подарка, то приветствуйте его так же сердечно, как остальных. Не надо огорчаться, если подарок вам не по вкусу.

  1. Тебе нужно позвонить товарищу и узнать домашнее задание по математике. Трубку взяла бабушка товарища. Как надо разговаривать по телефону?

Поздороваться. Извиниться. Представиться и только потом попросить к телефону. Разговор не должен быть долгим.

  1. Ты опоздал на урок. Что тебе нужно делать?

Постучаться, поздороваться, извиниться за опоздание и попросить разрешение войти в класс.

  1. Пригласи девочку на танец.
  1. К тебе пришли гости на День рождения. Покажи, как правильно их встретить и проводить к столу.
  1. Угостите вашего товарища конфетой.
  1. Тебя пригласили в гости, а в это время ты занят. Что ты ответишь пригласившему?
  1. Покажи, как ты с девочкой садишься в автобус.
  1. Ты с девочкой выходишь из автобуса. Изобрази это.
  1. Ты с девочкой идёшь по улице . На пути большая лужа. Что ты станешь делать? Изобрази это.
  1. Ты забыл дома ручку. Звенит звонок на урок. Что ты будешь делать?
  1. Ты пришёл в класс, а на твоём месте сидит новый ученик. Что ты будешь делать?

Вед.1. А сейчас мы проведём игру со зрителями.

Сейчас я буду зачитывать вам правила хорошего тона. Одни из них – верные, другие – нет. А вы будете соглашаться со мной или не соглашаться. Итак, я утверждаю, что:

  • если вы идете по улице втроем, середина, как самое почетное место, отводится лицу более уважаемому. Например, учитель между двумя учениками, девушка между юношами. (Да)
  • желая обратить на кого-нибудь внимание своего спутника, можно указать на это пальцем. (Нет)
  • по установившемуся обычаю первым здоровается мужчина с женщиной, младший со старшими. (Да)
  • во время автобусной экскурсии принято, занятые вами места сохраняются и на обратном пути. (Да)
  • войдя в комнату, где много народу, обязательно нужно поздороваться с каждым в отдельности. (Нет)
  • если вы сильно проголодались, то на ходу можно что-нибудь перекусить. (Нет)
  • если вы кого-нибудь толкнули или наступили на ногу, правильно сказать "Я извиняюсь". (Нет)

 

Вед.2. А мы пока поговорим о странностях этикета.

Вед.1. Знаете ли вы, что эскимосы, приветствуя друг друга, не пожимают руки, а потирают свой нос о нос друга. В Японии - делают поклоны. Тибетцы, здороваясь снимают головной убор правой рукой, а левую руку они закладывают за ухо и при этом ещё высовывают язык.

Вед.2. С далёких времён идёт обычай, здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Сняв рукавицу, человек показывал, что в его ладони не спрятано оружие. И сейчас, снимая перчатку, вы пожимаете тёплую дружескую руку товарища, а не холодную ткань или кожу перчатки.

Вед.1. Слова-паразиты не украшают речь, а только вызывают раздражение у слушателей. «Так сказать», «как бы», «ё-моё», «значит», «вот» - эти слова характеризуют культуру человека.

Слова-паразиты засоряют нашу речь, они не представляют никакой ценности, более того, являются помехой в общении, поскольку доказывают, что человек не уверен в том, что говорит. Избавляйтесь от слов-паразитов.

Вед.2. Высоко цените в общении между людьми такое мимическое движение, как улыбка. Когда человек улыбается, его лицо делается несравненно лучше. Улыбка, по словам Л. Н. Толстого, способна передавать то, что называется красотой. Он с величайшим мастерством описал 97 оттенков улыбки. Окружающие благодарно принимают улыбку, выражающую приветливость и дружелюбие. Улыбающийся человек быстрее вызывает к себе расположение. Улыбайтесь чаще!

Вед.1. А сейчас последнее задание «Задачи на уважение» 

Ответивший правильно получает 1 балл. При ответе нельзя выкрикивать и мешать  товарищам.

Вопрос: Мальчик на бегу крикнул прохожему "Сколько время?" Обращаясь таким образом, мальчик допустил три ошибки. Какие? 

Ответ: Он должен был спокойно спросить "Извините пожалуйста, не смогли бы вы сказать, сколько времени(или, который час)?"

Вопрос: Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет? 

Ответ: Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.


Вопрос: Откуда пришел к нам обычай снимать шапку, когда входишь в дом? 


Вопрос: Откуда к нам пришел обычай здороваясь, снимать перчатку? 


Вопрос: Какие советы вы можете дать человеку, идущему в гости?

Вопрос: За сколько минут до начала спектакля надо приходить в театр? 

Вопрос: Когда в театре можно идти в гардероб, чтобы одеться?

Вопрос:Ты идешь с товарищем по улице. Он приостановился и поздоровался с незнакомым тебе человеком. Нужно ли здороваться тебе?

Вопрос: Почему у женщины пуговицы пришивают с левой стороны, а у мужчин с правой?

Вопрос: Однажды Петр  Первый посетил армию и издал приказ: нашить на обшлагах офицеров, солдат оловянные пуговицы. Зачем?

Вопрос:Когда в России впервые появилась книга о правилах поведения юношей и девушек? Как она называлась?

Вед.2. И самый волнительный этап нашей сегодняшней программы – это подведение итогов.

Мы просим жюри огласить результаты турнира знатоков этикета .

Выступление жюри

Вед.1. На этом наш турнир подошёл к концу.

Вед.2. Мы надеемся, что сегодня вы узнали много нового.

Вед.1. Мы надеемся, что теперь наши ученики стали намного культурнее.

Вместе: До новых встреч!

Ответы на вопросы.


Откуда пришел обычай снимать шляпу при входе в помещение?

Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: “Я не опасаюсь тебя”. В наше время человек этим жестом показывает, что он уважает дом, в который вошел, уважает живущих в нем людей.

Откуда пришел к нам обычай, здороваясь снимать перчатки?

Сняв перчатку, рыцарь показывал, что в руке не зажато оружие, что он относится к встречному доброжелательно.

Какие советы ты можешь дать человеку, идущему в гости?

Перед тем, как войти, вытри ноги, стряхни, если идет снег, шапку, постучись. Поздоровайся с хозяйкой или хозяином, а остальным слегка поклонись и скажи: “Здравствуйте”. Не садись, пока не сядут старшие.

Почему у женщины пуговицы пришивают с левой стороны, а у мужчин с правой?

Из-за оружия. Оружие хранили с левой стороны под одеждой.

Однажды Перт Первый посетил армию и издал приказ: нашить на обшлагах офицеров, солдат оловянные пуговицы. Зачем?

Чтобы отучить от дурной привычки вытирать нос рукавом.

Когда в России впервые появилась книга о правилах поведения юношей и девушек? Как она называлась?

Более 200 лет тому назад появилась книга “Юности честное зерцало”, или “Показания к житейскому обхождению”. Составлена она была Российской Академией наук.

Ежели вы вежливы,

И к совести не ГЛУХИ,
Вы место без протеста
Уступите СТАРУХЕ.
Ежели вы вежливы,
В душе, а не для ВИДУ,
В автобус вы поможете
Взобраться ИНВАЛИДУ.

Ежели вы вежливы, 
То, сидя на УРОКЕ
Не будете с товарищем
Трещать, как две СОРОКИ.

И ежели вы вежливы,
Поможете вы МАМЕ
И помощь вы предложите
Без просьбы – то есть САМИ.

Ежели вы вежливы,
То в разговоре с ТЕТЕЙ,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не ПЕРЕБЬЕТЕ.

Ежели вы вежливы, -
Тому, кто ПОСЛАБЕЕ,
Вы будете защитником.
Пред сильным не РОБЕЯ!

И ежели вы вежливы,
То вы БЛАГОДАРИТЕ,
Но мячика у мальчика
Без спросу не БЕРИТЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Знатоки этикета"

Методическая разработка открытого занятия по программе "Этикет" для учащихся начальной школы - Викторина "Знатоки этикета"....

Турнир знатоков этикета.

Мероприятие  проводилось перед 23 февраля на классном часе....

Турнир вежливости "Этикет, или просто хорошие манеры"

Классный час проводится в необычной форме - турнир....

конкурс знатоков этикета "Знаете ли вы этикет?"

Конкурс знатоков этикета. Сценарий классного часа для учащихся 11 класса. Разработала Нечаева Т.А....

Знатоки этикета

Конкурсная программа по правилам соблюдения этикета для детей среднего школьного возраста...

Знатоки этикета

Конкурсная программа по правилам соблюдения этикета для детей среднего школьного возраста...

7-9 класс Мероприятие "Правовой турнир"/ Турнир знатоков права

Мероприятие проводится в рамках правового воспитания школьников....