«Город герой-Ленинград»
методическая разработка (5 класс)

Обухов Александр Михайлович

Методические рекомендации к викторине «Город герой-Ленинград» 

для учащихся 5-7  классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met.razrabotka_2.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к викторине «Город герой-Ленинград»  

для учащихся 5-7  классов

Ход сценария:        

            Звучат песни о войне, о городе, о Победе.

            Фанфары.

       В: Здравствуйте, дорогие ребята! Давно закончилась война, выросли новые города, родилось и подросло несколько послевоенных поколений, сделаны новые научные открытия, созданы замечательные произведения литературы и искусства. Даже человек полетел в космос... Но память о прошлом жива в сердцах миллионов людей.

        «Город  герой-Ленинград» - это программа, которая поможет вам вспомнить, а, возможно, узнать больше о жизни людей в блокадном Ленинграде, о героизме защитников нашего города.

Представление жюри.

Представление команд (приветствие, эмблема, девиз)

                   

Конкурс № 1.                                             «Блиц-турнир»

     

 В: Первое  конкурсное испытание «Блиц-турнир». Задача команд быстро и правильно отвечать на вопросы.

   

  1. Назовите даты начала и окончания Великой Отечественной войны.

                                                                                                          22 июня 1941 — 9 мая 1945

  1. Даты начала и снятия блокады.

                                                                                        8 сентября 1941 — 27 января 1944

  1. Что изображено на медали «За оборону Ленинграда»?  

                                                                           Адмиралтейство и идущие в атаку бойцы

  1. По льду какого озера была проложена легендарная Дорога жизни?

                                                                                                                   Ладожского озера

  1. Назовите имена военачальников, командовавших Ленинградским фронтом.  

                                    Георгий Константинович  Жуков, Леонид Александрович Говоров

  1. Назовите имена летчиков  Героев Советского Союза, защитников лениградского неба, похороненных на мемориальном кладбище в лесопарке  Сосновка?

                                           Александр Петрович Савушкин, , Пётр Яковлевич Лихолетов

  1. Где установлен памятник Матери-Родине ?  

                                                                           На Пискарёвском мемориальном кладбище

  1. Музей какого продукта- символа  блокады  есть в нашем городе?

                                                                                    Музей хлеба на Лиговском проспекте

                     


 Конкурс № 2                                             «Легендарные имена»

  В: Следующий конкурс называется «Легендарные имена». Командам предлагаются карточки, в которых нужно соединить линиями фамилии известных людей и их род деятельности. Имена в карточках для игроков специально переставлены (см. приложение )

    Г.К. Жуков                                         Маршал

    Д.Д. Шостакович                              Композитор

    М.А. Дудин                                           Поэт-фронтовик

    К.И. Шульженко                               Певица

    Василий Тёркин                               Литературный герой

    А.И. Маринеско                                Командир подводной лодки

    О.Ф. Бергольц                                   Поэт

    

Конкурс № 3   «Их именами названы улицы города»  

                            

         Каждая команда получила карточку с таблицей, которую необходимо заполнить, соединив улицу, носящую имя героя войны с родом его деятельности на войне.

Военная профессия/

улица имени

танкист

лётчик

снайпер

маршал

рядовой

Л. Говоров

А. Матросов

Ф. Смолячков

В. Хрустицкий

А. Савушкин

 

 В:  Мы с вами вспомнили о выдающихся  людях военной поры. Память о них и о многих других  жива , сохраняясь в музейных и семейных архивах - это фотографии, документы, письма.

         Прослушайте  в записи «Письмо сына отцу на фронт».

Звучит аудиозапись

... «Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю на заводе. У нас в цехе много ребят, мы учимся работать на станках. Наш мастер дядя Саша говорит, что мы своей работой поможем отстоять Ленинград от проклятых фашистов. А мама работает тоже, только в другом цехе, где делают мины. Дорогой папа, я всё время хочу есть и мама тоже всё время хочет есть, потому, что хлеба теперь дают мало, мяса вовсе почти нет и масла не бывает. Дорогой папа! Бей фашистов!

                                           Остаюсь твой сын, рабочий завода № 5, Фёдор Быков»                                                                                                                                                                                                                                                                

В: Пять лет назад к 60-летию Победы мы решили создать «Книгу памяти» с воспоминаниями педагогов и воспитанников ДДЮТ о войне, блокаде.  Вот что написала Филиппова Катя, воспитанница  объединения «Квилт» о своей бабушке:

Звучит аудиозапись

...Когда моей бабушке было 5 лет, её вместе с прабабушкой засыпало в бомбоубежище. Там была маленькая дырочка, и они по очереди дышали, а старшая сестра моей бабушки всё это время была на улице. Все они остались живы...

В:  Пережили блокаду Ленинграда , будучи маленькими детьми и педагоги нашего Дворца.  Бригида Станиславовна Волынец. Ей было 10 лет. Помнит день, когда гуляли с дядей в Шуваловском парке, и шедший навстречу мужчина сказал: « Началась война!».  Лето 1943 года. Помнит летний лагерь в городском Дворце пионеров. До 1943 года там был госпиталь. Когда объявили прорыв блокады,  зимой 43 года, помнит, как бежали с девчонками по сугробам Летнего сада, чтобы смотреть салют. Бригида Станиславовна вспоминает: «До войны читала мало, а в блокаду приучилась к чтению. Зимой холодно, всё на себя одену и в кровать, читаю Чарскую, Мопассана. Надсона»...

В: Хочу рассказать вам ещё об одном человеке, руководителе объединения «Родная природа» Капитолине Петровне Рудаковой.  Она встретила войну трёхлетней девочкой.  Помнит, как ехали через Ладожское озеро на  кораблике-трамвайчике. Их вывозили снячала по Ладоге, потом по железной дороге в Сибирь. Помнит, что в Сибири в лесу росла не земляника, а огромная настоящая клубника. А ещё они там ели дикий чеснок и дикий лук, чтобы не заболеть цингой. Помнит  День Победы! Взрослые сказали: «Война закончилась». Все кричали и радовались.

Конкурс № 4                              «Память жива»

В:  Следующий наш конкурс - «Память жива», ведь уже прошло 65 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне, но мы с вами всегда будем знать и помнить тех, кто внес неоценимый вклад в  дело обороны Ленинграда. Мы предлагаем вам добавить к именам из предложенного списка то, чем эти люди прославились в период ленинградской блокады.

О. Фирсова, Т. Савичева, Д.М. Карбышев, Д.Д. Шостакович.

Ольга Фирсова                                       

Альпинистка, принимавшая участие  в маскировке золотого шпиля Адмиралтейства. После ВОВ долгие годы работала учителем музыки.

Таня Савичева

      Школьница  Ленинграда, семья которой жила на 2-й линии Васильевского острова, чей блокадный дневник стал  документом, обличающим фашизм на Нюрнбергском процессе осенью 1945 года.

  • Дополнительный вопрос: На каком мемориале мы можем увидеть странички дневника Тани Савичевой? (Памятник детям блокадного Ленинграда «Цветок Жизни», установленный на 4-м  км «Дороги жизни». Этот памятник входит в состав мемориала «Зелёный пояс Славы» по кольцу блокады вокруг Ленинграда).

Дмитрий Михайлович Карбышев

       Генерал-лейтенант инженерных войск, профессор, доктор военных наук, зверски замученный фашистами в концлагере Маутхаузен. Герой Советского Союза, чьим именем названа одна из улиц Выборгского района, рядом с площадью Мужества.

Дмитрий Шостакович

            Композитор, автор Седьмой симфонии, названной «Ленинградской», которая была написана во время блокады.

        Осенью 2009 года замечательному композитору был открыт памятник  в нашем Выборгском районе Санкт-Петербурга на улице Шостаковича.

Конкурс № 5  «Военная песня»  В конкурсе «Военная песня», командам  предлагается прослушать краткий  рассказ о песне и  авторах,  а также её мелодию.  Участники   должны узнать песню  и  спеть. К этому конкурсу необходима предварительная домашняя  подготовка.

В: Вспомним о песнях, которые   давали силы, поддерживали боевой дух, помогали выжить на войне .

«Катюша»

Слова Михаила Исаковского, музыка Михаила Блантера. Песня довоенная, была очень популярна на фронте, особенно после появления грозного артиллерийского оружия, 40-ствольного миномёта, прозванного бойцами ласково по имени песни.

«Землянка»

Стихи Алексея Суркова, музыка К.онстантина Листова.

История песни такова... Поэт Алексей Сурков  написал письмо с фронта в стихах 27 ноября 1941 года своей жене. Позже черновик своего стихотворения, он показал композитору Листову. Через пару  недель эту песню уже пели на всех фронтах.  

О популярности этой песни  говорил композитору один из фронтовиков после освобождения Новороссийска: «В самые напряжённые минуты боя, идя на штурм, десантники кричали: « ...Пой, гармоника, вьюге назло!...».

«Песня о Ладоге»

Слова П.Богданова, музыка П.Краубнера и Л.Шенберга.

Песня, созданная на Ленинградском фронте, ставшая легендарной и любимой  народом . Песня  о  Военно-автомобильной дороге № 101, соединявшей Ленинград с Большой землёй.  До сих пор её с удовольствием поют и ветераны и школьники.

                 

«День Победы»

Композитор Давид Тухманов, слова В. Харитонова.

Послевоенная песня, ставшая гимном победе нашего народа в Великой Отечественной войне. Песня со слезами на глазах...

   

  Конкурс № 6            «Чёрный ящик»

 

Под музыку выносится Черный ящик, где  находятся   предметы, которые  надо назвать.

 

  1. В ноябре 1941 года рабочие получали его по 250 граммов, а служащие, иждивенцы и

дети по 125 граммов:

             

                   «...125 блокадных грамм

                    С огнём и кровью пополам...»    (О. Берггольц)

       

                   О чём идёт речь ?             (кусочек блокадного хлеба)             

                                                                             

 

  1. 1 миллион 460 тысяч человек были удостоены этой награды, среди них защитники осаждённого Ленинграда и его жители, и даже школьники:

                                                 (Медаль за оборону Ленинграда)

                     « В блокадных днях мы так и не узнали -

                      Меж юностью и детством где черта ?

                      Нам в сорок третьем выдали  медали            

                      И только в сорок пятом паспорта.»

                                                                           

                                                                            (Ю. Воронов )

   

  1. Ленинградцы, выходя из дома, брали с собой этот предмет, думая:

                    « Авось, что-нибудь куплю и туда положу...».

                                                                               ( авоська, сумка-сетка)

  1. Что, по вашему мнению, ребята, заменяло ленинградцам в годы войны электрическую лампочку?

                                                                                (свечка)

Звучит музыкальная отбивка на окончание конкурсной программы. Жюри объявляет итоги игры.

В: Сегодня мы вспомнили о тех трудных днях, которые пришлось пережить жителям и защитникам нашего города.  Пройдут годы, вы станете взрослыми, и уже вы будете рассказывать своим детям о войне и блокаде. Память о тех событиях должна жить в сердце каждого гражданина нашей Родины.

Звучит вступление финальной песни «Солнечный круг», которую исполняют все участники программы «Путешествие по городу-герою»

 Приложение  № 1

«Легендарные имена»

 

 Соедините линией

 

     Г.К. Жуков                                                                                  Поэт - фронтовик

    Д.Д. Шостакович                                                                        Маршал

    М. Дудин                                                                                     Литературный герой

    К.И. Шульженко                                                                         Командир подводной лодки

    Василий Тёркин                                                                          Поэт

    А.И. Маринеско                                                                          Певица      

                 

    О.Ф. Бергольц                                                                             Композитор

Приложение № 2  

(аудиозапись)

 «Письмо сына отцу на фронт».

«Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю на заводе. У нас в цехе много ребят, мы учимся работать на станках. Наш мастер дядя Саша говорит, что мы своей работой поможем отстоять Ленинград от проклятых фашистов. А мама работает тоже, только в другом цехе, где делают мины. Дорогой папа, я всё время хочу есть и мама тоже всё время хочет есть, потому, что хлеба теперь дают мало, мяса вовсе почти нет и масла не бывает. Дорогой папа! Бей фашистов!

                         Остаюсь твой сын, рабочий завода № 5, Фёдор Быков».

Филиппова Катя, воспитанница  объединения «Квилт» о своей бабушке:

...Когда моей бабушке было 5 лет, её вместе с прабабушкой засыпало в бомбоубежище. Там была маленькая дырочка, и они по очереди дышали, а старшая сестра моей бабушки всё это время была на улице. Все они остались живы...

Приложение № 3.

«Их именами названы улицы города»

Заполните таблицу, соединив военное звание или военную профессию с именем героя.

            Военная              

            профессия:

Улица

имени:

танкист

лётчик

снайпер

маршал

рядовой

Л. Говоров

А. Матросов

Ф. Смолячков

В. Хрустицкий

А. Савушкин

Приложение № 4

«Память жива»

Ольга Фирсова    

 Школьница  Ленинграда, семья которой жила на 2-й линии Васильевского острова, чей блокадный дневник стал  документом, обличающим фашизм на Нюрнбергском процессе осенью 1945 года.

Таня Савичева

Альпинистка, принимавшая участие  в маскировке золотого шпиля Адмиралтейства. После ВОВ долгие годы работала учителем музыки.

Д. М. Карбышев

 Композитор, автор Седьмой симфонии, названной «Ленинградской», которая была написана во время блокады.

        Осенью 2009 года замечательному композитору был открыт памятник  в нашем Выборгском районе Санкт-Петербурга на улице Шостаковича.

Д. Д.  Шостакович

Генерал-лейтенант инженерных войск, профессор, доктор военных наук, зверски замученный фашистами в концлагере Маутхаузен. Герой Советского Союза, чьим именем названа одна из улиц Выборгского района, рядом с площадью Мужества.

  • Дополнительный вопрос: На каком мемориале мы можем увидеть странички дневника Тани Савичевой? (Памятник детям блокадного Ленинграда «Цветок Жизни», установленный на 4-м  км «Дороги жизни». Этот памятник входит в состав мемориала «Зелёный пояс Славы» по кольцу блокады вокруг Ленинграда).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городу герою Ленинграду посвящается

Литературная композиция о городе- герое Ленинграде. О блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны...

Внеклассное мероприятие в форме образовательного проекта "Город-герой Ленинград".

Методические рекомендации к внеурочному мероприятию, посвященному дню Победы....

Город-герой Ленинград!

Эта статья посвящена городу-герою, стойко выдержавшему всё самое страшное.Эта статья посвящена людям,которые не покоролись и выстояли, выдержали страшные дни блокады.Эта статья посвящена людям, которы...

Город-герой Ленинград. Посвящается 71 годовщине Великой Победы. Презентация.

"Война стирается из памяти людей, но о ней помнят улицы, по которым ходим,заросшие воронки в полях, старие израненые деревья в парках...В работе использованы фотографии Сергея Ларенкова,стихи: Роберта...

Герой-Ленинград

Отражение блокады Ленинграда в современном искусстве....

сценарий и презентация классного часа к 72 годовщине победы .Город- герой Ленинград

Сценарий и презентация классного часа подготовлены к 72годовщине победы над фашизмом.Классный час рассказывает о блокаде Ленинграда и как жители ее пережили....

Тематический урок "город герой - Ленинград"

подвиг Ленинградаво время войны...