КОНСПЕКТ образовательной деятельности для детей старшей группы, посещающих логопункт, «Праздник правильной речи»
план-конспект

Тронева Светлана Васильевна

Занятие разработано как итоговое для детей старшей группы посещающих логопункт. Основной идеей данного занятия явилось развитие практических умений и навыков пользования исправленной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_2.docx45.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад» № 2 п. Энергетик

Новоорского района Оренбургской области

КОНСПЕКТ

(с пояснительной запиской)

образовательной деятельности для детей старшей группы, посещающих логопункт, «Праздник правильной речи»

учителя-логопеда

Троневой Светланы Васильевны

2019 г.


Пояснительная записка

к конспекту образовательной деятельности по формированию произношения и развитию речи для детей старшей группы, посещающих логопункт,

«Праздник красивой и правильной речи»

учителя-логопеда Троневой Светланы Васильевны

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад» №2 «Золотой ключик» п. Энергетик Новоорского района

Направление:  Дошкольное и дополнительное образование.

Цель: формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью, повышать информированность родителей относительно особенностей  речевого развития детей.

Задачи:

коррекционно-образовательные  задачи:

  • закреплять приобретённые произносительные умения;
  • активизировать творческие способности;
  • закрепить умение правильно произносить и определять место звука «Л» в словах;
  • закреплять у детей самоконтроль за собственной речью;
  • совершенствовать интонационную и лексическую выразительность речи;
  • закреплять умения определять первый и последний звук в слове.

коррекционно-развивающие  задачи:

  • развивать связную речь, развивать умение грамотно отвечать на поставленные вопросы;
  • развивать функции языкового анализа и синтеза;
  • совершенствовать подвижность артикуляционного аппарата;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;
  • развивать ассоциативное мышление.

коррекционно-воспитательные цели:

  • воспитывать коммуникативные навыки;
  • воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу, чувство сострадания, взаимопомощи;
  • совершенствовать умение слушать и слышать педагога.

оборудование:

  • мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска.
  • презентация в программе Power Point к занятию
  • кукла Веселый язычок;
  • сладкая соломка, печенье «Рыбки», яблоко;
  • полотно и малое игровое поле (авторской) игры «Логопедический твистер»;
  • поощрительные медали.

Возраст детей: старшая группа (6 лет)

Количество детей: 7; 3 девочки  и 4 мальчика.

Образовательная область «Речевое развитие»

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.

Структура занятия

-Вводная часть: (организация детей) – 5 минут

-Основная часть: (практическая деятельность) - 25 минут

-Заключительная часть (подведение итогов) – 3 минуты

 Занятие разработано как итоговое для детей старшей группы посещающих логопункт. У данной категории детей  в начале учебного года отмечались выраженные отклонения в формировании, как произносительной стороны речи, так и ее восприятия. Характерной особенностью фонетической стороны речи этих детей являлась не только неправильное произношение звуков, но и их перестановка, замены, пропуски, что значительно снижает внятность речи, усугубляет ее смазанность и неотчетливость. На данный момент уровень речевого развития многих детей достиг возрастной нормы.

Конспект образовательной деятельности составлен на основе перспективного планирования,  с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ, возрастных особенностей детей 6 лет, индивидуального подхода, системно - деятельностного подхода.

При составлении конспекта  была использована дополнительная литература:

  • «Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи»  Т.Б. Филичева,  Т.В. Чиркина
  • «Волшебный мир звуков и слов». Пособие Пожиленко Е.А.

Данный конспект представлен в рамках систематической логопедической работы с воспитанниками логопункта.

Конспект составлен в соответствии с федеральным государственным стандартом к построению современной системы дошкольного образования.

В образовательной деятельности сочетались как учебные, так и игровые методы работы.  Использование  мультимедийного оформления помогло сделать образовательную деятельность разнообразной, эмоционально-приятной, динамичной, не утомительной, что позволяет эффективно корригировать речевые нарушения у детей. В образовательную деятельность с детьми с нарушениями речи включены игры (в том числе авторское пособие «Логопедический твистер»), игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствует речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.

Данное занятие включает в себя и здоровьесберегающие технологии – смена детской деятельности, активизация артикуляционного аппарата.                                                

Основной идеей данного занятия явилось развитие практических умений и навыков пользования исправленной речи.

Благодаря интересному сюрпризному моменту, разнообразному пособию, современным  ИКТ,  дети были активны, показали хорошие знания и успешно справлялись с заданиями.  

   

ход образовательной деятельности:

  1. Оргмомент.

Дети входят в зал, где звучит музыка и на экране приветственная страничка.

Логопед: Любой из нас пришёл на этот свет.

Творить добро, надеяться, любить.

Смеяться, плакать, но при всём при этом

Должны мы научиться говорить!

    Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Я приветствую всех кто пришел к нам на праздник «Правильной  речи»! Как и положено, на празднике, мы с вами будем играть, рассказывать стихи, петь, шутить, и при, этом, конечно,  правильно и красиво говорить.

Ну, а чтобы наш язычок был готов к беседе, давайте сделаем разминку:

В некотором царстве,

Звуко — государстве

Жили — не тужили,

С Язычком дружили

песенки-чудесенки

Свистелочка  -  СССССС

Звенелочка — ЗЗЗЗЗЗ,

Шипелочка — ШШШШШ,

Жужжалочка —  ЖЖЖЖЖ.

Гуделочка – ЛЛЛЛЛЛ,

Рычалочка —  РРРРР.

Звучит музыка в зал вбегает веселый клоун Клепа, напевает песенку

Клепа: -Тары-бары, тары-бары, тары-бары, тару-ра.

Тараторю без умолка, прямо с самого утра.

- Здравствуйте, ребятишки, и девчонки, и мальчишки!Надеюсь, я не опоздал?

Логопед: Здравствуй, Клепа, мы рады видеть тебя на нашем празднике!

Клепа: Мне не до веселья. Я пришел к вам за советом, за помощью.

Логопед: Ну что ж, мы с ребятами будем рады тебе помочь.

Клепа: Хорошо бы! Мой дедушка все время говорит, что я плохо разговариваю потому, что у меня во рту «каша», а у меня во рту никакой каши нет (открывает рот).

Логопед: Не расстраивайся, Клепа, слушай и запоминай:

Не далеко и не близко,
Не высоко и не низко,
Жили-были звуки,
В одной логонауке.

По  утру они вставали,
Сразу дружно повторяли.
Так весь день они трудились.
Говорить они учились.

  1. Основная часть

Логопед: Наши дети, Клепа, не умели произносить некоторые звуки и произносили как герои этой «странной истории».

Сценка  «Странная история» (участвуют дети).

Автор: Встретил жук в одном лесу симпатичную осу…

Жук:  - Ах, какая модница! Пожжжвольте  пожжжнакомиться!

Оса: - Увазззззаемыйпрохозззззый! Ну на стозззззз это похоззззе! Вы не представляете, как вы сссепелявите!!!

Автор: И красавица оса  улетела в небеса!

Жук: - Шшштранная гражданка! Наверно иношшштраннка!

Автор: - Жук с досады  кренделями по поляне носится. Это ж надо было так опростоволоситься!

Жук:  - Как бы вновь не оказаться в положении таком надо срочно заниматься иношшштранным  яжжжжиком!

Логопед:  - Такая история происходила и с вами не один раз, но шло время, вы усердно занимались  и научились четко произносить звуки.

Клепа:  - Ребята, я очень люблю рассказывать стихотворения, послушайте!

- Муха села на варенье вот и все стихотворенье!

Логопед: - Клепа, а теперь ты послушай стихи о звуках, которые научились говорить наши ребята!

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Ссс... — нсоса слышен свист.
Шшш... — змея в треве шипит.
Жжж... — жуки в саду жужжат.
Ррр...  — моторы тарахтят.


Логопед: Клепа, ты вспомнил, какие бывают звуки. Но запомни еще:

Ребенок:  Кто хочет разговаривать,
                Тот должен выговаривать,
                 Все правильно и внятно,
                 Чтоб было всем понятно!

Клепа: Спасибо, ребята, вы настоящие друзья! Я все понял, и теперь буду стараться говорить  правильно, красиво и не торопясь. А можно мне, ребята, остаться на вашем празднике? Может быть, я еще чему-нибудь у вас научусь.

Дети: Оставайся, Клепа!

Логопед: Конечно, оставайся.

       А сейчас мы с ребятами тебе покажем, с чего же начиналось каждое наше занятие. Ребята, а вы помните?

Дети: Да! С артикуляционной гимнастики.

Логопед: Конечно  с гимнастики, которая помогла нашим язычкам заговорить красиво и правильно. Ребята, а вы любите сладости? А ты Клепа?

Дети, Клепа: Очень любим!

Логопед: А много сладкого – это полезно?

Дети: Нет!

Логопед: А сегодня мы с вами превратим сладости в полезное!

Клепа: Как это?

Логопед: Ребята, хотите выполнить вкусную артикуляционную гимнастику? Для этого нам нужны сладкая соломка, печенье.

Упражнения на развитие артикуляционного аппарата:

  • «Держи крепче»

Удерживать соломку на языке, языком на губе, на щеке, между губой и носом.

  •  «Рыбалка»

Посыпаем тарелку печеньем «Рыбки». Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык – это удочка, а печенье – это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до «рыбки» так, чтоб она прилипла к кончику языка. Выполнять нужно быстро и чётко.

Клепа: Здорово! Я сладости теперь буду не просто съедать, а сначала сделаю такую гимнастику. И вкусно и полезно!

Логопед: Клепа, поиграешь с нами? Мы сейчас поиграем в игру  «Доскажи словечко». Будьте внимательными!

  1. Зимой в берлоге видит сон
    Лохматый, косолапый…(слон)…медведь.
  2. В чаще голову задрав.

     Воет с голоду ... (жираф) ...волк.

  1. Дочерей и сыновей

     Учит хрюкать …(муравей)…свинья.

  1. Кто любит по ветвям носится?

      Конечно, рыжая ...( лисица) … белка.

  1. В теплой лужице своей
    Громко квакал…(воробей)…нет, лягушонок.
  2. С пальмы – вниз, на пальму снова
    Ловко прыгает…(корова)…нет обезьяна!
  3. К цветку приставишь ухо,
    А в нем жужжит, поет
    Старательная…(муха)…нет пчела
    И собирает мед.

Клепа: А теперь, ребята, угадайте, что у меня лежит в кармане на звук «В»?

(предположения детей слов на звук «В»)

Сдаетесь? Да нет ничего! (выворачивает карман)

Логопед: Как ничего? Ты говорил на звук «В»?

Клепа: Воздух!

Развитие функции языкового анализа и синтеза

Игра «Помоги почтальону отнести подарки»

Работа с Интерактивной доской.

Логопед: Почтальон несет подарки в лесную школу. Поможем почтальону разложить подарки по адресам. Первый звук в названии животного соответствует первому звуку в названии подарка.

  • Бобру – барабан
  • Волку – валанчик
  • Мышонку – машинку
  • Кошке – карандаши
  • Слону – самолет
  • Лосю – лопатку
  • Панде – паровозик
  • Жирафу - жучка

Клепа: Да, нелегко все это! Ребята, а давайте немного отдохнем, у меня есть интересная зарядка!

Физминутка. (Упражнения по музыку «Раз, два, три…»)

Логопед: Приглашаю  поиграть еще в одну интересную игру. «Логопедический твистер» 

Развитие функции языкового анализа и синтеза


Игра «Логопедический твистер»

Логопед: Мы с ребятами за год познакомились со многими звуками, а сейчас мы поиграем со звуком «Л».

      Напоминаю правила игры: игрок крутит стрелку на малом игровом поле, стрелка показывает положение звука «Л» в слове: в начале, в середине или в конце слова и цвет круга, где находится нужное слово. А так же обращаем внимание,  какой рукой или ногой нужно занять нужный круг.

Дети по 2 человека выходят в центр зала на игру.

Клепа:  Здорово, мне очень понравилась ваша игра!

Логопед: А у меня еще очень интересные загадки. Ребята, а любите ли вы разгадывать загадки? Отгадка спрятана в  окончании последнего слова.

 «Загадки-шутки»

  • Что видит Карлсон?
  • Кто плавает в озере за лесом?
  • Кто съел антрекот?
  • Что не могут поднять снегири?
  • Что малыш-глупыш налил в носок?
  • Что ест Борис?

Логопед:   А теперь, послушай, Клепа, стихи о том, как нашим детям было нелегко заниматься выполнять задания дома с родителями.

Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку.
Не ногами, не руками,
А своими языками!

Написали мне в тетради

Трудное задание,

Даже бабушка сказала,

Что за наказание!

А вчера я объясняла
Маме с папой гласные.
Этих взрослых обучать -
Затея напрасная!

Я решила в воскресенье,
Все заданья повторить,
Даже наша кошка Мурка
Научилась говорить!

  1. Заключительная часть.

Клепа: Весело тут у вас. Я рад был познакомиться с такими умными, сообразительными ребятами, которые знают звуки, буквы, на вопросы разные отвечают, а как правильно и красиво говорят.  А у меня еще что-то в кармане есть!

Логопед: Что опять воздух?

Клепа: Нет! Отгадайте, это слова начинается на звук «Ш»!

Дети: Варианты ответов детей. … Шары!

Клепа: Да! Я хочу вам подарить разноцветные воздушные шары. Но мне пора к себе домой. До свидания, ребята!

Логопед: Наш праздник подошел к концу. Так пускай же ваша речь, ребята, всегда будет яркой, выразительной, грамотной и, конечно, красивой, а у меня для вас есть награда.

Вручение медалей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с задержкой психического развития «Помогаем Федоре» (развитие лексико – грамматического строя речи по лексической теме «Посуда»)

Государственное бюджетное образовательное учреждениедля детей дошкольного и младшего школьного возрастаначальная школа - детский сад № 662 компенсирующего видаКронштадтского района Санкт – Петербурга...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательной деятельности для детей старшей группы №5 « Теремок» составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой

Рабочая программа по развитию детей (ОТ 5 ДО 6)   разработана в соответствии с Основной образовательной программой муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ОНР (в условиях дошкольного логопункта)

Данная рабочая  программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей с ОНР от 5 до 7 лет в условиях дошкольного логопункта.  В соответствии с Зак...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ФНР и ФФНР (в условиях дошкольного логопункта)

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих различные отклонения в речевом развитии, неукл...

Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшей группы №10 компенсирующей направленности по развитию речи на тему «Насекомые»

закрепление навыка употребления различных грамматических категорий на основе лексической темы: «Насекомые»....

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ИГРА – КВЕСТ «В ГОСТЯХ У ЗИМЫ»

Задачи:  - обобщить знания детей по лексическим темам «Зима», «Дикие и домашние животные»;  - способствовать развитию связной речи, формировать умение правильно ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Город мастеров"

Цель данного мероприятия продолжать знакомить детей старшего дошкольного возраста с миром современных профессий. Воспитывать уважение к людям  разных профессий, любовь к труду; вызвать желание уч...